Праздник Симхат Тора (Радость Торы) — чтение и комментарии

Чтение Торы и Псалмов к празднику «Симхат Тора» / «Радость Торы» (Берешит 1:1 — 2:3 / Техилим 118:14-17, 162) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментирует Виталий Олийник.

Для синодального перевода: Бытие 1:1 — 2:3 / Псалтирь 118:14-17, 162.

Чтение Торы и Псалмов к Празднику «Симхат Тора» (Радость Торы)

  1. Бытие 1:1 — 2:3.
  2. Псалтирь 118:14-17, 162.
Книга Бытие, Глава 1 (Тора / Берешит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 2 (Тора / Берешит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Псалтирь, Глава 118 (Кетувим / Техилим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Виталия Олийника

Симхат Тора (Тайна Мессии в праздниках Торы)

(26.09.2009, #09 из цикла «Тайна Мессии в праздниках Торы», Левит 23:36; Числа 29:12, 35; Второзаконие 31:9-13)

Симхат Тора (26.09.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

Числа 29:35 — отдание праздника (в 8-ой день), 23 Тишрей.

Числа 29:12 — праздник кущей (7 дней), 15-22 Тишрей.

Левит 23:36 — отдание праздника.

Второзаконие 31:9-13 — …


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому дана Тора?

(26.10.2017, #01 из цикла «Тора и Евангелие», Бытие 1:1 — 6:8)

Конcпект

Кому дана Тора? Для кого она предназначена?

Распространённым ответом на этот вопрос является конечно же «евреям». Этого мнения держаться большинство как иудеев, так и христиан. Если не еврей подойдёт к раввину с вопросом «Как мне правильно соблюдать шаббат?», чаще всего ему ответят следующим образом: «А ты здесь причём? Для тебя даны семь заповедей сыновей Ноя. Тора не для язычников, она для евреев».

Большинство христиан находящихся в страхе от огромного числа предписаний законов Торы, как это им представляется, с радостью соглашаются с этой точкой зрения. И говорят: «Тора не для нас, она для них, она для евреев».

Однако, как в иудаизме, так и в христианстве есть и иные мнения, звучат и иные голоса. Вот, что записано в одном из древних мидрашей, это Мидраш Мехилта на книгу Исход, недельную главу Итро, которая рассказывает о даровании десяти заповедей.

Слово «мидраш» буквально означает «изучение, толкование».

Электронная еврейская энциклопедия: «Мидраш — это жанр литературы гомилетического характера; сборник проповедей, очень часто под названием мидраш имеется в виду собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы, т.е толкование Библии».

Мидраш Мехилта на недельную главу Итро: «Тора была дарована в пустыне, месте, никому не принадлежащем. Ибо, если бы она была дарована в Земле Израиля, народы мира могли бы сказать, что нет у них доли в ней; поэтому дарована была Тора на нейтральной территории, чтобы показать этим, что всякий, кто желает принять ее – пришёл и принял».

Сегодня мы начинаем серию комментариев на годовой цикл недельных глав Торы. Мы будем работать с первоисточниками иудаизма и христианства, а также обращаться к авторитетным толкователям обеих религий. Наша цель в течение этого года заключается в том, чтобы сравнить Тору и Евангелие. Цель эта весьма масштабна, а наши комментарии ограничены приблизительно двенадцатью минутами. Потому, естественно, мы сможем коснуться лишь некоторых вопросов. Часто скорее в качестве иллюстрации более обширных понятий и концепций.

Сегодня перед нами первая недельная глава Торы, которая называется Берешит. Её название даётся по первому слову Торы. Первое слово это «берешит» (евр.) => «в начале». Эта недельная глава находится в Бытие 1:1 — 6:8.

Вся Тора разделена на недельные главы с таким замыслом, чтобы в течение года прочитать её целиком. И, соответственно, каждая недельная глава Торы вбирает в себя несколько глав Священного Писания. Для лучшего понимания того, о чём пойдёт речь в этой и последующих недельных главах Торы, будет полезно самостоятельно прочитать соответствующий отрывок.

В первой части сегодняшнего комментария мы подчеркнём универсальность повествования о творении и истории мира.

В первой недельной главе Торы в одном из разделов Талмуда написано: «Сказал рабби Ицхак: Надлежало бы начать Тору со стиха «Этот месяц для вас — глава месяцев» (Исход 12:2), что является первой заповедью, данной сынам Израиля. Почему же она начинается с Бэрейшит, с сотворения мира?».

Как бы кому-то не хотелось, чтобы Тора начиналась с истории Израильского народа, Всевышний распорядился по другому.

Содержание первой главы Торы весьма универсально:

  • Бытие 1 — повествование о сотворении мира, земли и жизни на земле;
  • Бытие 2 — некоторые дополнительные детали о том, как именно происходило творение;
  • Бытие 3 — рассказ об обольщении Адама и Евы;
  • Бытие 4 — повествуется о братоубийстве, о том, как Каин убивает Авеля, и о потомках Каина, которые отселившись от лица Господня, создали свою цивилизацию;
  • Бытие 5 — генеалогия потомков Сифа, ещё одного сына Адама и Евы, это история тех, кто призывал имя Господне;
  • Бытие 6:1-8 — рассказывает о состоянии мира накануне всемирного потопа.

Во всех этих историях ни слова не сказано о евреях. Фактически впервые слово «еврей» появляется лишь в Бытие 14:13. Таким образом, Тора представляет собой генеалогию всех народов, это история человечества. Как явствует из самого содержания первой недельной главы Торы, эта книга дана для всего человечества.

Соглашались ли с этим наблюдением авторы Апостольских Писаний, книг, которые часто именуются Новым Заветом или Евангелием? Каким было их отношение к Торе?

В первую очередь мы послушаем мнение Иисуса Христа. В Своей известной Нагорной Проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея, Он оставил на эту тему следующие слова: Матфея 5:17-19.

Прежде всего, что означает фраза «закон и пророки»? Мы найдём ответ в Деяния 13:13-15. Фраза «закон и пророки» в этом отрывке описывает то, что читают во время синагогального богослужения в субботу. Каждой из недельных глав Торы соответствует так называемая Гафтара — отрывок из Пророческих Писаний.

Таким образом, Иисус Христос в Нагорной проповеди высказывает Своё отношение к «закону и пророкам», т.е. к Торе и Пророческим Писаниям. И Он заявляет: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Тору или Пророков».

Помимо смысла, который очевиден в Синодальном переводе Библии, а именно, что Иисус не намеревался нарушать законы Торы, слово «нарушить» в подлиннике имеет ещё более основательный смысл. В оригинале Апостольских Писаний используется древнегреческий глагол «каталио», который означает «ниспровергать, уничтожать, разрушать, отменять, упразднять, лишать силы».

В следующий раз после пятой главы Евангелия от Матфея, этот глагол встречается в Матфея 24:2. Этими словами Иисус Христос предсказал разрушение Иерусалима, которое в действительности имело место в 70-ом году нашей эры.

Слово «каталио» таким образом означает именно «разрушить, лишить бытия, ниспровергнуть, уничтожить».

Вот как эта фраза звучит в переводах Библии на современный русский язык. Перевод Стерна: «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или Пророков». Перевод Епископа Кассиана: «Не подумайте, что я пришёл упразднить закон или пророков».

Вот это отношение Иисуса Христа к Торе.

Следующим по значимости влияния и объёму написанных в Апостольских Писаниях книг является Апостол Павел. Многим кажется, что целью трудов Апостола Павла было как раз-таки обосновать отмену Торы в эпоху Нового Завета. Однако прийти к такому выводу может лишь только поверхностное чтение его трудов. Когда же мы смотрим на выводы, которые делает Апостол, они кристально ясны.

Вот, что написано в посланиях Апостола Павла: Римлянам 3:31; Римлянам 7:12, 14; 1 Тимофею 1:8. Если кто-то и запутался порою в сложных аргументах Апостола Павла, запутаться в его выводах касательно закона абсолютно невозможно.

Далее посмотрим на несколько высказываний Апостола Иоанна, который написал пять книг, вошедших в канон Апостольских Писаний: (Евангелие от Иоанна, три послания и книгу Откровение): 1 Иоанна 5:3; Откровение 14:12. Иоанн не видел никакого конфликта, никакого противоречия, противопоставления между теми, кто соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса. В его мировоззрении это одна группа людей. А он, как верят христиане, писал под вдохновением Духа Святого.

А вот высказывания Апостола Петра, который оставил два послания: 2 Петра 3:14-17. Апостол Пётр предостерегает, что некоторые искажают послания Апостола Павла, он называет таких невеждами и неутверждёнными и предостерегает своих читателей, чтобы им не увлечься заблуждением беззаконников (тех, кто отвергает Божий закон).

А вот фраза из послания Апостола Иакова 2:8-11.

Итак, для кого написана Тора? Сам текст первой недельной главы описывает историю всего человечества. Первичные документы христианства единогласно заявляют, что Тора остаётся в силе.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Введение в изучение Торы

(27.10.2017, #00 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», )

Конcпект
  • Галатам 4:1-3; Галатам 3:23-25; Комментарий Уильяма Баркли — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


На какой срок даны заповеди Торы?

(27.10.2017, #01 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • Тора (Танах): Исход 12:14-17 — согласно Торе праздник Песах и праздник мацы (опресноков) — это установление вечное, которое нужно праздновать во все роды;
  • Исход 31:16-17 — шаббат также дан навеки;
  • Левит 3:17 — запрет на употребление жира и крови назван также вечным;
  • Левит 16:29-31 — соответственно и праздник Йом Кипур также дан на все времена;
  • Левит 24:1-3 — закон о меноре во святилище также нужно соблюдать всегда;
  • Левит 24:5-8 — хлебы предложения, которые размещались в первом отделении святилища на специальном столе — это завет вечный, это надлежит делать постоянно;
  • В прочитанных отрывках фигурируют следующие термины: «во все роды», «установление вечное», «завет вечный», «навеки», «всегда», «постоянно». Ошибиться невозможно, сама Тора предписывает, чтобы её заповеди, её постановления соблюдались постоянно, во все века, во все времена;
  • Пророки (Танах): 4 Царств 17:35-37; Исаия 24:5 — завет, заключённый на горе Синай, в контексте которого была дана Тора, назван вечным заветом;
  • Писания (Танах): Псалтирь 18:8-10 — в этом псалме используется целый ряд терминов, описывающих одно и то же — текст Торы: закон (тора), откровение (эдут), повеления (пекудэй), заповедь (мицва), страх (яра), суды (мишпатим). Все эти термины описывают разные виды Торы и всё это, говорит книга Псалтирь, пребывает вовек — Псалтирь 110:7-8;
  • Апостольские Писания: Матфея 5:17-19 — «закон и пророки» — о каком законе идёт речь? — Деяния 13:13-15 — «закон и пророки» — это то, что читается в синагоге и далее предлагается комментарий. В синагогальной литургии вся Тора разделена на недельные главы и прочитывается за год. И, соответственно, к каждому отрывку из Торы существует то, что называется термином hафтара — это отрывок из Пророческих Писаний. Фраза закон и пророки» — означает «Тора и Пророки»; Современный перевод Стерна — «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или пророков». Согласно учению Иисуса Христа, доколе стоит небо и земля, до тех пор будет иметь силу закон Торы;
  • Иакова 2:8-11 — Апостол Иаков цитирует два отрывка из Торы: Левит 19:18 и далее 2 из 10 заповедей. Согласно этому отрывку, грех определяется положениями и законами Торы. Человек призван соблюдать весь закон;
  • Танах и Апостольские Писания едины в том, что все законы Торы вечны. Однако, реальность далека от идеалов. Проблема заключается в том, что далеко не все заповеди Торы исполняются сегодня. Многие христиане в принципе считают, что Тора не для них, что заповеди Торы отменены. Но даже и в современном иудаизме не исполняются все заповеди Торы. Каковы причины этого, обоснованы ли эти причины? Даёт ли сама Тора право какие-то заповеди не соблюдать?…

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Востребованность заповедей Торы

(28.10.2017, #02 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и фактор государственности

(03.11.2017, #03 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и служение во святилище

(09.11.2017, #04 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы — алгоритм применения

(17.11.2017, #05 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Плодитесь и размножайтесь (Тора сегодня)

(24.11.2017, #06 из цикла «Тора сегодня», Бытие 1:26-28; 9:1, 7)

Конcпект

Первые пять бесед этого цикла были посвящены теоретическим, методологическим вопросам, без которых невозможен серьёзный разговор о заповедях Торы. В первой беседе мы выяснили, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. В последующих беседах мы нашли, что несмотря на вечность Торы существуют три фактора, которые определяют и ограничивают применение заповедей сегодня.

Во-первых, это фактор формулировки заповедей. Вопрос о том, является ли заповедь казуальной, обусловленной или аподиктической, безусловной.

Во-вторых, это фактор государственности. Дана ли эта заповедь для Израиля в качестве теократического государства?

В-третьих, это фактор служения во святилище. Является ли эта заповедь частью законов, регулирующих служение во святилище?

Если оказывается, что заповедь казуальная, обусловленная, необходимо выяснить, соответствуют ли условия определяющие востребованность этой заповеди условиям или обстоятельствам отдельно взятого человека сегодня.

Во-вторых, если оказывается, что какая-то заповедь дана для Израиля в качестве теократического государства или является частью законов, регулирующих служение во святилище, значит её не нужно соблюдать сегодня. Эта заповедь не востребована.

Все остальные заповеди Торы нужно продолжать соблюдать. Они составляют мерило Божьей воли и нравственности на все времена, включая наше поколение.

Используя этот алгоритм, мы готовы приступить теперь непосредственно к чтению и изучению заповедей Торы.

Первое повеление обращённое к человеку записано в Бытие 1:27-28. В прочитанных стихах пять глаголов в повелительном наклонении: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте, обладайте, владычествуйте». Это первые заповеди данные людям.

Сегодня мы рассмотрим первые два глагола «плодитесь и размножайтесь». Первое, что важно отметить заключается в том, что эти заповеди ничем не ограничены и ничем не обусловлены. Ни формулировкой, т.е. они являются аподиктическими, безусловными. Ни землёй Израиля, ни служением во святилище. Следовательно, эти заповеди обязательны для всех, во все времена, включая и нас с вами.

Комментарий Сончино: «Это первая заповедь, данная человеку. Она включает в себя обязанность создать семью и воспитать детей. В талмудической литературе и раввинских трудах эта заповедь занимает первое место в списке, состоящем из 613 мицвот (заповедей) Торы».

Действительно трудно переоценить значимость этой заповеди. Ведь если её не соблюдать, скоро будет некому соблюдать все остальные заповеди.

Что же означает «плодиться и размножаться»?

Поговорим вначале о первом глаголе «плодитесь». В оригинале в древнееврейском это глагол «фара». «Фара» дословно означает «приносить плод». Отглагольное существительное «пэри» означает «плод»Бытие 1:11-12. Таким образом, базовое значение глагола «фара» — это «приносить плод», т.е. производить нечто такое же, как то или те, кто его производят.

Требования этого глагола удовлетворяются, когда у мужа и жены рождается дитя. Когда есть сам факт деторождения. Когда есть приплод.

Посмотрим на использование этого глагола в Бытие 41:50-52. Имя «Ефрем» происходит от глагола «фара»«приносить плод». Т.е. Бог дал потомство, Бог дал детей, Иосиф принёс плод.

Сам факт рождения ребёнка является выполнением первой заповеди «плодитесь». Таким образом, эта заповедь о самом факте деторождения. Каждая семья призвана к деторождению.

Отказ иметь детей, соответственно, является нарушением Божьей заповеди. Бытие 38:6-10 — в этой истории вопрос стоял не о количестве детей, а о самом факте, об одном ребёнке. Как написано позже во Второзаконие 25:5-6. Онан же отказывался от детородия в принципе, он не хотел дать дитя, ребёнка жене умершего своего брата.

Итак, Тора говорит: «плодитесь и размножайтесь».

Что означает второй глагол «размножайтесь»? В оригинале используется древнееврейский глагол «рава», который означает «делать больше, увеличивать». Мы находим его, например, в Бытие 7:17. Процесс увеличения воды на земле обозначен глаголом «рава». Это описание процесса, при котором чего-то становится больше.

Вот как этот глагол используется в оригинале применительно именно к деторождению — Иисус Навин 24:3-4. Всевышний размножил Авраама, дав ему Исаака. Рождение одного ребёнка — это умножение семени Авраама.

Иеремия 29:6 — соответственно применительно к деторождению, когда речь идёт о группе людей, о народе, «рава» означает увеличение численности населения. И тот глагол противоположен по смыслу глаголу «умоляться». Сказано, размножайтесь там, т.е. увеличивайтесь числом, а не умаляйтесь.

Эти две заповеди «плодитесь и размножайтесь» впервые прозвучали в Эдемском саду до появления греха и смерти. В тех условиях рождение одного ребёнка удовлетворяло требованиям сразу двух заповедей. Было и детородие и размножение.

Однако, эти две заповеди повторяются в Торе и позже — Бытие 9:1, 7. Эта заповедь была дана уже в контексте присутствия смерти, поэтому, чтобы выполнять вторую заповедь «размножаться» или «увеличиваться числом», муж и жена должны оставить двоих детей после себя, в замену себе, а также ещё одного, чтобы был рост численности.

Сегодня суммарный коэффициент рождаемости для обеспечения роста населения должен быть 2,15. На практике в каждой семье должны быть трое детей.

Однако, при этом важно помнить, что эти заповеди даны были не исключительно Адаму и Еве или же Ною, его жене и сыновьям Ноя с их жёнами. Не каждой семье в отдельности, а человечеству в целом. Не предполагалось, что Адам и Ева самолично должны народить миллиарды детей на земле, чтобы её наполнить. Поэтому, конечно, на практике в разных семьях может быть разное количество детей в силу разных причин.

Вот как этот вопрос отражён в Мишне, в документе, который представляет собой компиляцию мнений, учений, толкований раввинов, законоучителей I-II веков н.э.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Иевамот, гл. 6, мишна 6: «Человек не имеет права освобождать себя от исполнения заповеди плодитесь и размножайтесь, разве что у него уже есть дети. Школа Шамая говорит — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь».

Мишна полагает, что человек выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», если у него есть минимум два ребёнка.

Когда мы задаём вопрос, что на эту тему говорят Апостольские Писания, мы находим в частности в 1 Тимофею 5:14 повторение заповедей Торы: «вступать в брак и рожать детей».

Итак, первые две заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь» заповедуют мужу и жене иметь детей. Отказ иметь детей является нарушением Божьей воли.

К сожалению, в следствие греха Адама и Евы на земле появилось такое явление как бесплодие, поэтому есть супружеские пары, которые не в силах выполнить эту заповедь. Таковым важно помнить следующее.

Во-первых, брачный союз является полноценным и на этапе, когда ещё нет детей. Бытие 1:26-27 — Тора разделяет то, кем они являются: «образом и подобием Божьим» и то, что они делают: «плодятся, размножаются, наполняют, обладают, владычествуют». Брачный союз является полноценным и отражает образ и подобие Божье, когда он и она стали одной плотью.

Во-вторых, важно отметить разницу между тем, как заповедь и благословение деторождения были даны в отношении животных и в отношении человека. О животных сказано в Бытие 1:22: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь». А вот в отношении людей сказано в Бытие 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь».

Слова обращённые к человеку предваряются фразой «сказал им Бог». Эти слова предполагают личный отклик, свободу воли, выбор человека, откликнуться или не откликнуться. Поэтому если бесплодная супружеская пара желает исполнить волю Божью, откликается на Божий призыв, но лишена возможности осуществить это в силу объективных, независящих от них причин, она не попадает в число нарушителей этой заповеди.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Наполняйте землю

(01.12.2017, #07 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Земля: обладайте и владычествуйте

(08.12.2017, #08 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Вам сие будет в пищу

((15.12.2017, #09 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Семья в недельной главе Берешит

(12.10.2007, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1-2)

Семья в недельной главе Берешит (12.10.2007)(Виталий Олийник)

Конcпект

Бытие 1:1-2 => «носился» => «рахак» (евр.) => Второзаконие 32:11-12 — как орёл выводит своё потомство…
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Святилище в недельной главе Берешит

(30.09.2008, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1 — 6:8)

Святилище в недельной главе Берешит (30.09.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Семя жены

(16.10.2009, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1 — 6:8)

Семя жены (16.10.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Природа искусителя

(08.10.2010, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1 — 6:8)

Природа искусителя (08.10.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


10 речений Всевышнего при сотворении мира

(28.10.2011, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1 — 6:8)

10 речений Всевышнего при сотворении мира (28.10.2011)(Виталий Олийник)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Сотворение человека

(19.10.2012, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 1:1 — 6:8)

Сотворение человека (19.10.2012)(Виталий Олийник)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Происхождение и природа шаббата

(01.11.2013, #01 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Бытие 2:1-3)

Происхождение и природа шаббата (01.11.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

Бытие 2:1-3
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Поделиться с друзьями:
Школа Торы