Праздник Симхат Тора (Радость Торы) — чтение Торы, Гафтара и комментарии

Праздник «Симхат Тора» / «Радость Торы» — чтение Торы (Дварим / Второзаконие 33:1 — 34:12; Брейшит / Бытие 1:1 — 2:3; Бемидбар / Числа 29:35 — 30:1), дополнительное чтение / Гафтара (Млахим I / 3 Царств 8:54 — 9:1; Йегошуа / Иисус Навин 1:1-18) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник, Леон Мазин и Дмитрий Лютаревич.

Чтение Торы к Празднику «Симхат Тора» (Радость Торы)

  1. Тора: Дварим / Второзаконие 33:1 — 34:12;
  2. Тора: Брейшит / Бытие 1:1 — 2:3;
  3. Тора: Бемидбар / Числа 29:35 — 30:1.
Книга Второзаконие, Глава 33 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 34 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 1 (Тора / Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 2 (Тора / Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 29 (Тора / Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 30 (Тора / Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) к празднику «Симхат Тора»

  1. Невиим: Млахим I / 3 Царств 8:54 — 9:1;
  2. Невиим: Йегошуа / Иисус Навин 1:1-18.
Третья Книга Царств, Глава 8 (Невиим: Млахим I)(Читает Илья Прудовский, РБО)
Третья Книга Царств, Глава 9 (Невиим: Млахим I)(Читает Илья Прудовский, РБО)
Книга Иисуса Навина, Глава 1 (Невиим / Йегошуа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Виталия Олийника

Симхат Тора (2008)

(07.10.2007, )

Симхат Тора (07.10.2007)(Виталий Олийник)

Конcпект

.


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Симхат Тора (Тайна Мессии в праздниках Торы)

(26.09.2009, #09 из цикла «Тайна Мессии в праздниках Торы», Левит 23:36; Числа 29:12, 35; Второзаконие 31:9-13)

Симхат Тора (26.09.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

Числа 29:35 — отдание праздника (в 8-ой день), 23 Тишрей.

Числа 29:12 — праздник кущей (7 дней), 15-22 Тишрей.

Левит 23:36 — отдание праздника.

Второзаконие 31:9-13 — …


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому и как дана Тора (Тора 2012-13)

(27.09.2013, #53-54 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 33:1-4)

Кому и как дана Тора (27.09.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 33:1-4

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому дана Тора? (Тора и Евангелие)

(26.10.2017, #01 из цикла «Тора и Евангелие», Брейшит / Бытие 1:1 — 6:8)

Конcпект

Кому дана Тора? Для кого она предназначена?

Распространённым ответом на этот вопрос является конечно же «евреям». Этого мнения держаться большинство как иудеев, так и христиан. Если не еврей подойдёт к раввину с вопросом «Как мне правильно соблюдать шаббат?», чаще всего ему ответят следующим образом: «А ты здесь причём? Для тебя даны семь заповедей сыновей Ноя. Тора не для язычников, она для евреев».

Большинство христиан находящихся в страхе от огромного числа предписаний законов Торы, как это им представляется, с радостью соглашаются с этой точкой зрения. И говорят: «Тора не для нас, она для них, она для евреев».

Однако, как в иудаизме, так и в христианстве есть и иные мнения, звучат и иные голоса. Вот, что записано в одном из древних мидрашей, это Мидраш Мехилта на книгу Исход, недельную главу Итро, которая рассказывает о даровании десяти заповедей.

Слово «мидраш» буквально означает «изучение, толкование».

Электронная еврейская энциклопедия: «Мидраш — это жанр литературы гомилетического характера; сборник проповедей, очень часто под названием мидраш имеется в виду собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы, т.е толкование Библии».

Мидраш Мехилта на недельную главу Итро: «Тора была дарована в пустыне, месте, никому не принадлежащем. Ибо, если бы она была дарована в Земле Израиля, народы мира могли бы сказать, что нет у них доли в ней; поэтому дарована была Тора на нейтральной территории, чтобы показать этим, что всякий, кто желает принять ее – пришёл и принял».

Сегодня мы начинаем серию комментариев на годовой цикл недельных глав Торы. Мы будем работать с первоисточниками иудаизма и христианства, а также обращаться к авторитетным толкователям обеих религий. Наша цель в течение этого года заключается в том, чтобы сравнить Тору и Евангелие. Цель эта весьма масштабна, а наши комментарии ограничены приблизительно двенадцатью минутами. Потому, естественно, мы сможем коснуться лишь некоторых вопросов. Часто скорее в качестве иллюстрации более обширных понятий и концепций.

Сегодня перед нами первая недельная глава Торы, которая называется Берешит или Брейшит. Её название даётся по первому слову Торы. Первое слово это «берешит» (евр.) => «в начале». Эта недельная глава находится в Бытие 1:1 — 6:8.

Вся Тора разделена на недельные главы с таким замыслом, чтобы в течение года прочитать её целиком. И, соответственно, каждая недельная глава Торы вбирает в себя несколько глав Священного Писания. Для лучшего понимания того, о чём пойдёт речь в этой и последующих недельных главах Торы, будет полезно самостоятельно прочитать соответствующий отрывок.

В первой части сегодняшнего комментария мы подчеркнём универсальность повествования о творении и истории мира.

В первой недельной главе Торы в одном из разделов Талмуда написано: «Сказал рабби Ицхак: Надлежало бы начать Тору со стиха «Этот месяц для вас — глава месяцев» (Исход 12:2), что является первой заповедью, данной сынам Израиля. Почему же она начинается с Бэрейшит, с сотворения мира?».

Как бы кому-то не хотелось, чтобы Тора начиналась с истории Израильского народа, Всевышний распорядился по другому.

Содержание первой главы Торы весьма универсально:

  • Бытие 1 — повествование о сотворении мира, земли и жизни на земле;
  • Бытие 2 — некоторые дополнительные детали о том, как именно происходило творение;
  • Бытие 3 — рассказ об обольщении Адама и Евы;
  • Бытие 4 — повествуется о братоубийстве, о том, как Каин убивает Авеля, и о потомках Каина, которые отселившись от лица Господня, создали свою цивилизацию;
  • Бытие 5 — генеалогия потомков Сифа, ещё одного сына Адама и Евы, это история тех, кто призывал имя Господне;
  • Бытие 6:1-8 — рассказывает о состоянии мира накануне всемирного потопа.

Во всех этих историях ни слова не сказано о евреях. Фактически впервые слово «еврей» появляется лишь в Бытие 14:13, где написано: И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Таким образом, Тора представляет собой генеалогию всех народов, это история человечества. Как явствует из самого содержания первой недельной главы Торы, эта книга дана для всего человечества.

Соглашались ли с этим наблюдением авторы Апостольских Писаний, книг, которые часто именуются Новым Заветом или Евангелием? Каким было их отношение к Торе?

В первую очередь мы послушаем мнение Иисуса Христа. В Своей известной Нагорной Проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея, Он оставил на эту тему следующие слова. Матфея 5:17-19: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Прежде всего, что означает фраза «закон и пророки»? Мы найдём ответ в Деяния 13:13-15: Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Фраза «закон и пророки» в этом отрывке описывает то, что читают во время синагогального богослужения в субботу. Каждой из недельных глав Торы соответствует так называемая Гафтара — отрывок из Пророческих Писаний.

Таким образом, Иисус Христос в Нагорной проповеди высказывает Своё отношение к «закону и пророкам», т.е. к Торе и Пророческим Писаниям. И Он заявляет: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Тору или Пророков».

Помимо смысла, который очевиден в Синодальном переводе Библии, а именно, что Иисус не намеревался нарушать законы Торы, слово «нарушить» в подлиннике имеет ещё более основательный смысл. В оригинале Апостольских Писаний используется древнегреческий глагол «каталио», который означает «ниспровергать, уничтожать, разрушать, отменять, упразднять, лишать силы».

В следующий раз после пятой главы Евангелия от Матфея, этот глагол встречается в Матфея 24:2, где написано: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Этими словами Иисус Христос предсказал разрушение Иерусалима, которое в действительности имело место в 70-ом году нашей эры.

Слово «каталио» таким образом означает именно «разрушить, лишить бытия, ниспровергнуть, уничтожить».

Вот как эта фраза звучит в переводах Библии на современный русский язык. Перевод Стерна: «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или Пророков». Перевод Епископа Кассиана: «Не подумайте, что я пришёл упразднить закон или пророков».

Вот это отношение Иисуса Христа к Торе.

Следующим по значимости влияния и объёму написанных в Апостольских Писаниях книг является Апостол Павел. Многим кажется, что целью трудов Апостола Павла было как раз-таки обосновать отмену Торы в эпоху Нового Завета. Однако прийти к такому выводу может лишь только поверхностное чтение его трудов. Когда же мы смотрим на выводы, которые делает Апостол, они кристально ясны.

Вот, что написано в посланиях Апостола Павла.

Римлянам 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Римлянам 7:12, 14: » Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… Ибо мы знаем, что закон духовен…». 1 Тимофею 1:8: «А мы знаем, что закон добр…»

Если кто-то и запутался порою в сложных аргументах Апостола Павла, запутаться в его выводах касательно закона абсолютно невозможно.

Далее посмотрим на несколько высказываний Апостола Иоанна, который написал пять книг, вошедших в канон Апостольских Писаний (Евангелие от Иоанна, три послания и книгу Откровение).

1 Иоанна 5:3: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки». А в книге Откровение, где описывается группа людей, которые не получать начертание зверя, написано так. Откровение 14:12: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».

Иоанн не видел никакого конфликта, никакого противоречия, противопоставления между теми, кто соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса. В его мировоззрении это одна группа людей. А он, как верят христиане, писал под вдохновением Духа Святого.

А вот высказывания Апостола Петра, который оставил два послания. 2 Петра 3:14-17: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения».

Апостол Пётр предостерегает, что некоторые искажают послания Апостола Павла, он называет таких невеждами и неутверждёнными и предостерегает своих читателей, чтобы им не увлечься заблуждением беззаконников (тех, кто отвергает Божий закон).

А вот фраза из послания Апостола Иакова 2:8-11: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона».

Итак, для кого написана Тора? Сам текст первой недельной главы описывает историю всего человечества. Первичные документы христианства единогласно заявляют, что Тора остаётся в силе.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Введение в изучение Торы (Тора в РРИ)

(27.10.2017, #00 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», )

Конcпект
  • Галатам 4:1-3; Галатам 3:23-25; Комментарий Уильяма Баркли — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому дана Тора? (Тора в РРИ)

(26.10.2018, #54 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Второзаконие 33:1-4)

Конcпект

Второзаконие

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


На какой срок даны заповеди Торы? (Тора сегодня)

(27.10.2017, #01 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • Тора (Танах): Исход 12:14-17 — согласно Торе праздник Песах и праздник мацы (опресноков) — это установление вечное, которое нужно праздновать во все роды;
  • Исход 31:16-17 — шаббат также дан навеки;
  • Левит 3:17 — запрет на употребление жира и крови назван также вечным;
  • Левит 16:29-31 — соответственно и праздник Йом Кипур также дан на все времена;
  • Левит 24:1-3 — закон о меноре во святилище также нужно соблюдать всегда;
  • Левит 24:5-8 — хлебы предложения, которые размещались в первом отделении святилища на специальном столе — это завет вечный, это надлежит делать постоянно;
  • В прочитанных отрывках фигурируют следующие термины: «во все роды», «установление вечное», «завет вечный», «навеки», «всегда», «постоянно». Ошибиться невозможно, сама Тора предписывает, чтобы её заповеди, её постановления соблюдались постоянно, во все века, во все времена;
  • Пророки (Танах): 4 Царств 17:35-37; Исаия 24:5 — завет, заключённый на горе Синай, в контексте которого была дана Тора, назван вечным заветом;
  • Писания (Танах): Псалтирь 18:8-10 — в этом псалме используется целый ряд терминов, описывающих одно и то же — текст Торы: закон (тора), откровение (эдут), повеления (пекудэй), заповедь (мицва), страх (яра), суды (мишпатим). Все эти термины описывают разные виды Торы и всё это, говорит книга Псалтирь, пребывает вовек — Псалтирь 110:7-8;
  • Апостольские Писания: Матфея 5:17-19 — «закон и пророки» — о каком законе идёт речь? — Деяния 13:13-15 — «закон и пророки» — это то, что читается в синагоге и далее предлагается комментарий. В синагогальной литургии вся Тора разделена на недельные главы и прочитывается за год. И, соответственно, к каждому отрывку из Торы существует то, что называется термином hафтара — это отрывок из Пророческих Писаний. Фраза закон и пророки» — означает «Тора и Пророки»; Современный перевод Стерна — «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или пророков». Согласно учению Иисуса Христа, доколе стоит небо и земля, до тех пор будет иметь силу закон Торы;
  • Иакова 2:8-11 — Апостол Иаков цитирует два отрывка из Торы: Левит 19:18 и далее 2 из 10 заповедей. Согласно этому отрывку, грех определяется положениями и законами Торы. Человек призван соблюдать весь закон;
  • Танах и Апостольские Писания едины в том, что все законы Торы вечны. Однако, реальность далека от идеалов. Проблема заключается в том, что далеко не все заповеди Торы исполняются сегодня. Многие христиане в принципе считают, что Тора не для них, что заповеди Торы отменены. Но даже и в современном иудаизме не исполняются все заповеди Торы. Каковы причины этого, обоснованы ли эти причины? Даёт ли сама Тора право какие-то заповеди не соблюдать?…

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Востребованность заповедей Торы (Тора сегодня)

(28.10.2017, #02 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и фактор государственности (Тора сегодня)

(03.11.2017, #03 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и служение во святилище (Тора сегодня)

(09.11.2017, #04 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект
  • — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы — алгоритм применения (Тора сегодня)

(17.11.2017, #05 из цикла «Тора сегодня», )

Конcпект

В первой беседе этого цикла мы выяснили, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. В последующих трёх беседах мы нашли, что несмотря на вечность Торы, существует три фактора, которые определяют и ограничивают применение заповедей сегодня.

Целью этой беседы является сведение этих факторов воедино с целью создания общей картины и выявления алгоритма применения заповедей Торы. Это та парадигма, та матрица, которой мы будем пользоваться в изучении всех 613 заповедей на протяжении всего цикла «Тора сегодня». Поэтому создать такой алгоритм на данном этапе чрезвычайно важно.

Нашей базовой предпосылкой является то, что заповеди Торы вечны. Это было уже продемонстрировано во время первой беседы данного цикла. Сегодня я хотел бы проиллюстрировать этот тезис на новом материале Священного Писания.

При исследовании оказывается, что заповеди Торы существовали ещё задолго до дарования Торы в письменном виде. В рамках данной беседы мы можем привести только несколько примеров.

Вот эпизод из жизни первой человеческой семьи на Земле, Брейшит / Бытие 4:3-4: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его…»

Оказывается, Авель знает, как правильно приносить жертву. О том, что от туши животного в определённых видах жертв сжигается тук, мы узнаем только из книги Левит. Однако, Авель исполняет этот закон на самой заре истории человечества.

Далее, Ной знает, как отличить чистых животных от нечистых. В Брейшит / Бытие 7:2 написано: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского…» Таково повеление Всевышнего Ною. А в Брейшит / Бытие 7:5 написано: «Ной сделал все, что Господь повелел ему». Хотя в письменной Торе описания признаков чистых животных и нечистых появляются лишь в 11 главе книги Левит, Ной знает об этом разделении. И не требует дополнительных инструкций от Всевышнего, как же определить, каких животных взять по семи, а каких по два.

А вот что сказано в отношении Авраама, книга Бытие 26:5: «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Здесь используются три разных слова, которые описывают разные виды Божьих заповедей. И каждое из этих слов используется во множественном числе.

В Мишне в разделе НашИм, трактат КидушИм, в 4-ой главе, в Мишне 14-й написано: «Мы находим, что Авраам исполнял всю Тору, раньше, чем она была дана как сказано…» и далее идёт ссылка на только что прочитанный отрывок.

Итак, заповеди Торы вечны, они существовали с самого начала истории человечества. Задолго до дарования заповедей в письменном виде на горе Синай.

Когда же уже этот документ был дан, то в книге Второзаконие 11:1 наряду с множеством утверждений подобного рода написано: «Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни».

Итак, заповеди Торы даны на все времена. Те же самые заявления мы находим и в Апостольских Писаниях.

Например, слова Йешуа (Иисуса Христа), Евангелие от Луки 16:17: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет».

Современный перевод Стерна выражает эти слова следующим образом: «Однако, скорее исчезнут небо и земля, чем хотя бы одна черта буквы в Торе утратит силу».

А вот, что об этом писал Апостол Павел в Послании к Римлянам 8:3-4: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Что означает фраза: «оправдание закона исполнилось в нас»?

Послушайте формулировку современного перевода Российского Библейского Общества: «То, что было невозможно для Закона из-за слабости нашей природы, сделал Бог. Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе».

Наконец, в последней книге Апостольских Писаний, книге Откровение 14:12 Иоанн пишет: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».

Итак, все заповеди Торы вечны, даны на все времена. Теперь мы можем подойти к алгоритму применения заповедей Торы. И напомнить о трёх фильтрах, которые существуют в процессе определения их востребованности для современного человека.

Во-первых, нужно обращать внимание на виды законов с точки зрения их формулировки. Первый вид законов — это казуальные, обусловленные.

Например, книга Числа 27:8-11: «И сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его; Если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его; Если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его; Если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его…»

В этом отрывке представлены разные сценарии и указано, как поступать в каждом из них. Исполнение этих заповедей соответственно обусловлено наличием соответствующих ситуаций.

Второй же вид законов с точки зрения их формулировки — это аподиктические, безусловные.

Например, книга Левит 18:5-6: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь».

Фраза «открыть наготу» является эвфемизмом, означающим интимную близость. Как и отражено в современном переводе Кулакова: «чтобы вступить с ней в интимные отношения». Здесь формулировка резко отличается. Нет каких-либо вводных условий. Более того, такие фразы как «никто, никакой», определённо говорят о безусловном характере данной заповеди.

Итак, первый фильтр, первая часть алгоритма, применения заповедей Торы заключается в следующем. Нужно посмотреть, как сформулирован закон. Это заповедь казуальная или аподиктическая? В случае казуальной заповеди, задайте себе вопрос: «Описывает ли этот закон мою ситуацию? Применим ли он в моём случае?»

Во-вторых, мы выяснили, что некоторые законы Торы даны для земли Израиля. Например, в книге Второзаконие 6:1 написано: «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею…»

Конечно, эта фраза не всегда означает, что следующие за ней заповеди не касаются других земель. Она может просто отражать реальность того, что Моисей здесь обращается к поколению, которое вот-вот должно было перейти Иордан и поселиться в обетованной земле.

На земле Израиля нужно было соблюдать все законы Торы. Но есть законы данные исключительно для земли Израиля. Приведём несколько примеров.

Второзаконие 19:16-19: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя…»

Общая тема этого отрывка — это процедура судопроизводства. Но вот, что любопытно. Два человека, у которых тяжба, должны предстать пред Господа пред священников и пред судей. В отношении судей всё должно быть понятно. А вот что означает «пред Господа» и причём здесь священники? Что есть у священника, чего нет у судьи?

В книге Исход 28:30 находим ответ: «На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним».

Когда судьям не под силу было разобраться в том или ином деле, первосвященник вопрошал непосредственно Всевышнего. Частью одеяний первосвященника был так называемый наперстник или нагрудник, на котором находились урим и тумим. Благодаря этому Всевышний непосредственно открывал свою волю. Посему эта часть одеяния и называлась «наперстник судный».

Проблема однако же заключается в следующем. Как написано в книге Ездры 2:61-63: «И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а [потому] исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом».

К сожалению, сегодня на земле нет первосвященника с уримом и тумимом. Поэтому вопрос судопроизводства, равно как иные аспекты управления государством, в контексте теократического устройства невозможны. Отсюда второй фильтр, вторая часть алгоритма. Следует задать вопрос: «Является ли та или иная заповедь частью национальной конституции Израиля, когда он живёт в формате теократического государства?» Если да, то эта заповедь неприменима сегодня.

Наконец третий фильтр касается законов о служении во святилище. В книге Второзаконие 12:13-14 написано: Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе.

Тора запрещает приносить жертвы и осуществлять все иные виды служения, связанные со служением во святилище где-либо, на каком-либо месте кроме горы Мориа в Иерусалиме. Но там как известно сегодня храма нет. Потому эти законы соблюдать невозможно нигде.

Однако, как мы выяснили во время четвёртой беседы, святилище построенное Моисеем было построено по образу святилища небесного и там в небесном святилище служение продолжается в строгом соответствии с законами, которые были открыты Моисею.

Например в книге Откровение 8:1-4 написано: И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Перед нами описание служения в небесном святилище.

Таким образом, третий фильтр, третья часть алгоритма применения законов Торы сегодня заключается в следующем. Нужно задать вопрос: «Является ли эта заповедь частью служения во святилище?» Если да, то её не нужно исполнять сегодня, ибо эти заповеди исполняются в небесном святилище.

Итак, сегодня мы вновь увидели, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. Однако, есть определённые факторы, которые ограничивают применение этих заповедей сегодня. Несколько фильтров, которые помогают определить, какие из заповедей по прежнему следует соблюдать.

Во-первых, это фактор формулировки заповедей: казуальная она или аподиктическая? Во-вторых, это фактор государственности: дана ли эта заповедь для Израиля в качестве теократического государства? В-третьих, это фактор служения во святилище: является ли эта заповедь частью законов регулирующих служение во святилище?

Вот это алгоритм применения заповедей Торы. В следующей беседе мы приступим непосредственно к заповедям Торы и начнём применять этот алгоритм на практике.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Леона Мазина

Поздравление с праздником Шмини Ацерет

(20.10.2019, )

Конcпект

© Леон Мазин, Община «Возвращение на Сион», Израиль, Хайфа


Симхат Тора. Часть 1

(18.10.2014, )

Конcпект

© Леон Мазин, Община «Возвращение на Сион», Израиль, Хайфа


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы