Праздник Симхат Тора (Радость Торы) — чтение Торы, Гафтара и комментарии

Недельная глава Торы на сегодня: #08 Ваишлах (И послал)

29 ноября — 05 декабря 2020 / 13 — 19 Кислев 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

«Симха́т-Тора́» (ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה‎, букв. «Радость Торы») — еврейский праздник, который в Израиле отмечается в последний (восьмой) день «Суккот» («Шмини Ацерет» — буквально «восьмого — праздничное собрание»), за пределами Израиля — на девятый день (после «Шмини Ацерет»). В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.

Чтение Торы: Дварим / Второзаконие 33:1 — 34:12; Брейшит / Бытие 1:1 — 2:3; Бемидбар / Числа 29:35 — 30:1.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Мелахим I / 3 Царств 8:54 — 9:1; Йеѓошуа / Иисус Навин 1:1-18.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Филиппийцам 4:4; Откровение 22:1-5; Матфея 5:17-48.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник, Александр Болотников и Леон Мазин.

Содержание
  1. Чтение Торы к Празднику «Симхат Тора» (Радость Торы)
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) к празднику «Симхат Тора»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к празднику «Симхат Тора»
  4. Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Виталия Олийника
  5. Симхат Тора (2008)
  6. Симхат Тора (Тайна Мессии в праздниках Торы #09)
  7. Кому и как дана Тора (Тора 2012-13 #53-54)
  8. Кому дана Тора? (Тора и Евангелие #01)
  9. Введение в изучение Торы (Тора в РРИ #00)
  10. Кому дана Тора? (Тора в РРИ #54)
  11. Конец от начала (О Библии #01)
  12. Камни возопиют (О Библии #02)
  13. Разумеешь ли, что читаешь? (О Библии #03)
  14. Поднимите глаза ваши (О Библии #04)
  15. И было слово Господне (О Библии #05)
  16. Им вверено слово Божие, часть 1 (О Библии #06)
  17. Им вверено слово Божие, часть 2 (О Библии #07)
  18. Как бы нами посланное (О Библии #08)
  19. Слова Твои хранят (О Библии #09)
  20. Не возмогут противоречить (О Библии #10)
  21. На какой срок даны заповеди Торы? (Тора сегодня #01)
  22. Востребованность заповедей Торы (Тора сегодня #02)
  23. Заповеди Торы и фактор государственности (Тора сегодня #03)
  24. Заповеди Торы и служение во святилище (Тора сегодня #04)
  25. Заповеди Торы — алгоритм применения (Тора сегодня #05)
  26. Уникальность Библии (Как толковать Писание #01)
  27. Происхождение и природа Библии (Как толковать Писание #02)
  28. Отношение к Библии Иисуса и апостолов (Как толковать Писание #03)
  29. Библия – авторитетный источник нашего богословия (Как толковать Писание #04)
  30. Только Библия — Sola Scriptura (Как толковать Писание #05)
  31. Зачем нужно толкование? (Как толковать Писание #06)
  32. Язык, текст, и контекст (Как толковать Писание #07)
  33. Творение: Книга Бытие как основание, часть 1 (Как толковать Писание #08)
  34. Творение: Книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)
  35. Библия как история (Как толковать Писание #10)
  36. Библия и пророчество (Как толковать Писание #11)
  37. Рассматривая трудные отрывки (Как толковать Писание #12)
  38. Живя по Слову Божьему (Как толковать Писание #13)
  39. Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Александра Болотникова
  40. Уникальность Библии (Как толковать Писание #01)
  41. Язык, текст и контекст (Как толковать Писание #07)
  42. Творение: книга Бытие как основание, часть 1 (Как толковать Писание #08)
  43. Творение: книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)
  44. Библия как история (Как толковать Писание #10)
  45. Библия и пророчество (Как толковать Писание #11)
  46. Рассматривая трудные отрывки (Как толковать Писание #12)
  47. Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Леона Мазина
  48. Поздравление с праздником Шмини Ацерет
  49. Симхат Тора. Часть 1

Чтение Торы к Празднику «Симхат Тора» (Радость Торы)

  1. Тора: Дварим / Второзаконие 33:1 — 34:12;
  2. Тора: Брейшит / Бытие 1:1 — 2:3;
  3. Тора: Бемидбар / Числа 29:35 — 30:1.
Книга Второзаконие, Глава 33 (Тора: Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 34 (Тора: Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 1 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 2 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 29 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 30 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) к празднику «Симхат Тора»

  1. Невиим: Мелахим I / 3 Царств 8:54 — 9:1;
  2. Невиим: Йегошуа / Иисус Навин 1:1-18.
Третья Книга Царств, Глава 8 (Невиим: Мелахим I)(Читает Илья Прудовский, РБО)
Третья Книга Царств, Глава 9 (Невиим: Мелахим I)(Читает Илья Прудовский, РБО)
Книга Иисуса Навина, Глава 1 (Невиим / Йегошуа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к празднику «Симхат Тора»

  1. Послание к Филиппийцам 4:4;
  2. Откровение Иоанна Богослова 22:1-5;
  3. Евангелие от Матфея 5:17-48.
Послание к Филиппийцам, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Откровение Иоанна Богослова, Глава 22(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Виталия Олийника

Симхат Тора (2008)

(07.10.2007, )

Симхат Тора (07.10.2007)(Виталий Олийник)

Конcпект

.


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Симхат Тора (Тайна Мессии в праздниках Торы #09)

26.09.2009, #09 из цикла «Тайна Мессии в праздниках Торы»

(Числа 29:35, 12; Левит 23:36; Второзаконие 31:9-13; 16:13-14; 2 Паралипоменон 7:8-10; Неемия 8:17-18, 4-12; Числа 21:16-18; Второзаконие 1:5; Иеремия 2:13; Исаия 12:1-6; Иоанна 7:2, 10, 14-17, 19, 21-24, 37; Иеремия 2:13; Иоанна 7:38-39; Захария 14:16-18, 8; Исход 31:18; Луки 11:20; Матфея 12:28; Иеремия 31:31-33; 2 Коринфянам 3:3-8; 1 Коринфянам 6:19.)

Симхат Тора (26.09.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

Числа 29:35 — отдание праздника (в 8-ой день), 23 Тишрей.

Числа 29:12 — праздник кущей (7 дней), 15-22 Тишрей.

Левит 23:36 — отдание праздника.

Второзаконие 31:9-13 — …


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому и как дана Тора (Тора 2012-13 #53-54)

27.09.2013, #53-54 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Второзаконие 33:1-4)

Конcпект

Второзаконие 33:1-4

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому дана Тора? (Тора и Евангелие #01)

26.10.2017, #01 из цикла «Тора и Евангелие»

(Брейшит / Бытие 1:1 — 6:8)

Конcпект

Кому дана Тора? Для кого она предназначена?

Распространённым ответом на этот вопрос является конечно же «евреям». Этого мнения держаться большинство как иудеев, так и христиан. Если не еврей подойдёт к раввину с вопросом «Как мне правильно соблюдать шаббат?», чаще всего ему ответят следующим образом: «А ты здесь причём? Для тебя даны семь заповедей сыновей Ноя. Тора не для язычников, она для евреев».

Большинство христиан находящихся в страхе от огромного числа предписаний законов Торы, как это им представляется, с радостью соглашаются с этой точкой зрения. И говорят: «Тора не для нас, она для них, она для евреев».

Однако, как в иудаизме, так и в христианстве есть и иные мнения, звучат и иные голоса. Вот, что записано в одном из древних мидрашей, это Мидраш Мехилта на книгу Исход, недельную главу Итро, которая рассказывает о даровании десяти заповедей.

Слово «мидраш» буквально означает «изучение, толкование».

Электронная еврейская энциклопедия: «Мидраш — это жанр литературы гомилетического характера; сборник проповедей, очень часто под названием мидраш имеется в виду собрание отдельных текстов, которое включает библейские экзегезы, т.е толкование Библии».

Мидраш Мехилта на недельную главу Итро: «Тора была дарована в пустыне, месте, никому не принадлежащем. Ибо, если бы она была дарована в Земле Израиля, народы мира могли бы сказать, что нет у них доли в ней; поэтому дарована была Тора на нейтральной территории, чтобы показать этим, что всякий, кто желает принять ее – пришёл и принял».

Сегодня мы начинаем серию комментариев на годовой цикл недельных глав Торы. Мы будем работать с первоисточниками иудаизма и христианства, а также обращаться к авторитетным толкователям обеих религий. Наша цель в течение этого года заключается в том, чтобы сравнить Тору и Евангелие. Цель эта весьма масштабна, а наши комментарии ограничены приблизительно двенадцатью минутами. Потому, естественно, мы сможем коснуться лишь некоторых вопросов. Часто скорее в качестве иллюстрации более обширных понятий и концепций.

Сегодня перед нами первая недельная глава Торы, которая называется Берешит или Брейшит. Её название даётся по первому слову Торы. Первое слово это «берешит» (евр.) => «в начале». Эта недельная глава находится в Бытие 1:1 — 6:8.

Вся Тора разделена на недельные главы с таким замыслом, чтобы в течение года прочитать её целиком. И, соответственно, каждая недельная глава Торы вбирает в себя несколько глав Священного Писания. Для лучшего понимания того, о чём пойдёт речь в этой и последующих недельных главах Торы, будет полезно самостоятельно прочитать соответствующий отрывок.

В первой части сегодняшнего комментария мы подчеркнём универсальность повествования о творении и истории мира.

В первой недельной главе Торы в одном из разделов Талмуда написано: «Сказал рабби Ицхак: Надлежало бы начать Тору со стиха «Этот месяц для вас — глава месяцев» (Исход 12:2), что является первой заповедью, данной сынам Израиля. Почему же она начинается с Бэрейшит, с сотворения мира?».

Как бы кому-то не хотелось, чтобы Тора начиналась с истории Израильского народа, Всевышний распорядился по другому.

Содержание первой главы Торы весьма универсально:

  • Бытие 1 — повествование о сотворении мира, земли и жизни на земле;
  • Бытие 2 — некоторые дополнительные детали о том, как именно происходило творение;
  • Бытие 3 — рассказ об обольщении Адама и Евы;
  • Бытие 4 — повествуется о братоубийстве, о том, как Каин убивает Авеля, и о потомках Каина, которые отселившись от лица Господня, создали свою цивилизацию;
  • Бытие 5 — генеалогия потомков Сифа, ещё одного сына Адама и Евы, это история тех, кто призывал имя Господне;
  • Бытие 6:1-8 — рассказывает о состоянии мира накануне всемирного потопа.

Во всех этих историях ни слова не сказано о евреях. Фактически впервые слово «еврей» появляется лишь в Бытие 14:13, где написано: И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Таким образом, Тора представляет собой генеалогию всех народов, это история человечества. Как явствует из самого содержания первой недельной главы Торы, эта книга дана для всего человечества.

Соглашались ли с этим наблюдением авторы Апостольских Писаний, книг, которые часто именуются Новым Заветом или Евангелием? Каким было их отношение к Торе?

В первую очередь мы послушаем мнение Иисуса Христа. В Своей известной Нагорной Проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея, Он оставил на эту тему следующие слова. Матфея 5:17-19: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Прежде всего, что означает фраза «закон и пророки»? Мы найдём ответ в Деяния 13:13-15: Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Фраза «закон и пророки» в этом отрывке описывает то, что читают во время синагогального богослужения в субботу. Каждой из недельных глав Торы соответствует так называемая Гафтара — отрывок из Пророческих Писаний.

Таким образом, Иисус Христос в Нагорной проповеди высказывает Своё отношение к «закону и пророкам», т.е. к Торе и Пророческим Писаниям. И Он заявляет: «Не думайте, что Я пришёл нарушить Тору или Пророков».

Помимо смысла, который очевиден в Синодальном переводе Библии, а именно, что Иисус не намеревался нарушать законы Торы, слово «нарушить» в подлиннике имеет ещё более основательный смысл. В оригинале Апостольских Писаний используется древнегреческий глагол «каталио», который означает «ниспровергать, уничтожать, разрушать, отменять, упразднять, лишать силы».

В следующий раз после пятой главы Евангелия от Матфея, этот глагол встречается в Матфея 24:2, где написано: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Этими словами Иисус Христос предсказал разрушение Иерусалима, которое в действительности имело место в 70-ом году нашей эры.

Слово «каталио» таким образом означает именно «разрушить, лишить бытия, ниспровергнуть, уничтожить».

Вот как эта фраза звучит в переводах Библии на современный русский язык. Перевод Стерна: «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или Пророков». Перевод Епископа Кассиана: «Не подумайте, что я пришёл упразднить закон или пророков».

Вот это отношение Иисуса Христа к Торе.

Следующим по значимости влияния и объёму написанных в Апостольских Писаниях книг является Апостол Павел. Многим кажется, что целью трудов Апостола Павла было как раз-таки обосновать отмену Торы в эпоху Нового Завета. Однако прийти к такому выводу может лишь только поверхностное чтение его трудов. Когда же мы смотрим на выводы, которые делает Апостол, они кристально ясны.

Вот, что написано в посланиях Апостола Павла.

Римлянам 3:31: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». Римлянам 7:12, 14: » Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… Ибо мы знаем, что закон духовен…». 1 Тимофею 1:8: «А мы знаем, что закон добр…»

Если кто-то и запутался порою в сложных аргументах Апостола Павла, запутаться в его выводах касательно закона абсолютно невозможно.

Далее посмотрим на несколько высказываний Апостола Иоанна, который написал пять книг, вошедших в канон Апостольских Писаний (Евангелие от Иоанна, три послания и книгу Откровение).

1 Иоанна 5:3: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки». А в книге Откровение, где описывается группа людей, которые не получать начертание зверя, написано так. Откровение 14:12: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».

Иоанн не видел никакого конфликта, никакого противоречия, противопоставления между теми, кто соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса. В его мировоззрении это одна группа людей. А он, как верят христиане, писал под вдохновением Духа Святого.

А вот высказывания Апостола Петра, который оставил два послания. 2 Петра 3:14-17: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения».

Апостол Пётр предостерегает, что некоторые искажают послания Апостола Павла, он называет таких невеждами и неутверждёнными и предостерегает своих читателей, чтобы им не увлечься заблуждением беззаконников (тех, кто отвергает Божий закон).

А вот фраза из послания Апостола Иакова 2:8-11: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона».

Итак, для кого написана Тора? Сам текст первой недельной главы описывает историю всего человечества. Первичные документы христианства единогласно заявляют, что Тора остаётся в силе.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Введение в изучение Торы (Тора в РРИ #00)

27.10.2017, #00 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

()

Конcпект
  • Галатам 4:1-3; Галатам 3:23-25; Комментарий Уильяма Баркли — …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кому дана Тора? (Тора в РРИ #54)

(26.10.2018, #54 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Второзаконие 33:1-4)

Конcпект

Второзаконие

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Конец от начала (О Библии #01)

10.09.2016, #01 из цикла «О Библии»

(Исаия 41:21-23; 43:9-12; Иезекииль 26:1-5; 1:1-3; 26:4, 12, 14, 6-11, 17-19, 3, 7, 12; Исаия 44:26-28; Даниил 2:36-39; 8:20-22; Исаия 46:9-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Камни возопиют (О Библии #02)

17.09.2016, #02 из цикла «О Библии»

(Луки 19:37-40; Бытие 10:15; 26-27; 2 Царств 9, 11; Иезекииль 16; Ездра 9; Неемия 9:8; …)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Разумеешь ли, что читаешь? (О Библии #03)

09.10.2016, #03 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Поднимите глаза ваши (О Библии #04)

16.10.2016, #04 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


И было слово Господне (О Библии #05)

23.10.2016, #05 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Им вверено слово Божие, часть 1 (О Библии #06)

06.11.2016, #06 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Им вверено слово Божие, часть 2 (О Библии #07)

19.11.2016, #07 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Как бы нами посланное (О Библии #08)

30.11.2016, #08 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Слова Твои хранят (О Библии #09)

12.11.2016, #09 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не возмогут противоречить (О Библии #10)

17.11.2016, #10 из цикла «О Библии»

()

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


На какой срок даны заповеди Торы? (Тора сегодня #01)

27.10.2017, #01 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:14-17; 31:16-17; Левит 3:17; 16:29-31; 24:1-3, 5-8; 4 Царств 17:35-37; Исаия 24:5; Псалтирь 18:8-10; 110:7-8; Матфея 5:17-19; Деяния 13:13-15; Иакова 2:8-11; Левит 19:18.)

Конcпект
  • Тора (Танах): Исход 12:14-17 — согласно Торе праздник Песах и праздник мацы (опресноков) — это установление вечное, которое нужно праздновать во все роды;
  • Исход 31:16-17 — шаббат также дан навеки;
  • Левит 3:17 — запрет на употребление жира и крови назван также вечным;
  • Левит 16:29-31 — соответственно и праздник Йом Кипур также дан на все времена;
  • Левит 24:1-3 — закон о меноре во святилище также нужно соблюдать всегда;
  • Левит 24:5-8 — хлебы предложения, которые размещались в первом отделении святилища на специальном столе — это завет вечный, это надлежит делать постоянно;
  • В прочитанных отрывках фигурируют следующие термины: «во все роды», «установление вечное», «завет вечный», «навеки», «всегда», «постоянно». Ошибиться невозможно, сама Тора предписывает, чтобы её заповеди, её постановления соблюдались постоянно, во все века, во все времена;
  • Пророки (Танах): 4 Царств 17:35-37; Исаия 24:5 — завет, заключённый на горе Синай, в контексте которого была дана Тора, назван вечным заветом;
  • Писания (Танах): Псалтирь 18:8-10 — в этом псалме используется целый ряд терминов, описывающих одно и то же — текст Торы: закон (тора), откровение (эдут), повеления (пекудэй), заповедь (мицва), страх (яра), суды (мишпатим). Все эти термины описывают разные виды Торы и всё это, говорит книга Псалтирь, пребывает вовек — Псалтирь 110:7-8;
  • Апостольские Писания: Матфея 5:17-19 — «закон и пророки» — о каком законе идёт речь? — Деяния 13:13-15 — «закон и пророки» — это то, что читается в синагоге и далее предлагается комментарий. В синагогальной литургии вся Тора разделена на недельные главы и прочитывается за год. И, соответственно, к каждому отрывку из Торы существует то, что называется термином hафтара — это отрывок из Пророческих Писаний. Фраза закон и пророки» — означает «Тора и Пророки»; Современный перевод Стерна — «Не думайте, что я пришёл отменить Тору или пророков». Согласно учению Иисуса Христа, доколе стоит небо и земля, до тех пор будет иметь силу закон Торы;
  • Иакова 2:8-11 — Апостол Иаков цитирует два отрывка из Торы: Левит 19:18 и далее 2 из 10 заповедей. Согласно этому отрывку, грех определяется положениями и законами Торы. Человек призван соблюдать весь закон;
  • Танах и Апостольские Писания едины в том, что все законы Торы вечны. Однако, реальность далека от идеалов. Проблема заключается в том, что далеко не все заповеди Торы исполняются сегодня. Многие христиане в принципе считают, что Тора не для них, что заповеди Торы отменены. Но даже и в современном иудаизме не исполняются все заповеди Торы. Каковы причины этого, обоснованы ли эти причины? Даёт ли сама Тора право какие-то заповеди не соблюдать?…

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Востребованность заповедей Торы (Тора сегодня #02)

28.10.2017, #02 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:26-27; Левит 6:1-5; Второзаконие 24:1-4; Исход 1:1-17; Левит 19:11-14; Второзаконие 18:10-12.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и фактор государственности (Тора сегодня #03)

03.11.2017, #03 из цикла «Тора сегодня»

(Второзаконие 12:1, 8-9; 17:14-15; 19:1-5; Второзаконие 16:18; Исход 22:9; Второзаконие 25:1-3.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы и служение во святилище (Тора сегодня #04)

09.11.2017, #04 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 25:8-9; 25-31, 35-40; Левит 11, 18-20, 25-26; Числа 3-10, 15, 18-19, 28-29, 35; Второзаконие 16, 18, 21; 12:5-6, 13-14; 16:5-6; 2 Паралипоменон 3:1; Второзаконие 12:10-11; Исход 15:17; Второзаконие 26:15; Евреям 8:1-5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Торы — алгоритм применения (Тора сегодня #05)

17.11.2017, #05 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 4:3-4; 7:2, 5; 26:5; Второзаконие 11:1; Луки 16:17; Римлянам 8:3-4; Откровение 14:12; Числа 27:9-11; Левит 18:5-6; Второзаконие 6:1-2; 19:16-19; Исход 28:30; Ездры 2:61-63; Второзаконие 12:13-14; Откровение 8:1-4.)

Конcпект

В первой беседе этого цикла мы выяснили, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. В последующих трёх беседах мы нашли, что несмотря на вечность Торы, существует три фактора, которые определяют и ограничивают применение заповедей сегодня.

Целью этой беседы является сведение этих факторов воедино с целью создания общей картины и выявления алгоритма применения заповедей Торы. Это та парадигма, та матрица, которой мы будем пользоваться в изучении всех 613 заповедей на протяжении всего цикла «Тора сегодня». Поэтому создать такой алгоритм на данном этапе чрезвычайно важно.

Нашей базовой предпосылкой является то, что заповеди Торы вечны. Это было уже продемонстрировано во время первой беседы данного цикла. Сегодня я хотел бы проиллюстрировать этот тезис на новом материале Священного Писания.

При исследовании оказывается, что заповеди Торы существовали ещё задолго до дарования Торы в письменном виде. В рамках данной беседы мы можем привести только несколько примеров.

Вот эпизод из жизни первой человеческой семьи на Земле, Брейшит / Бытие 4:3-4: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его…»

Оказывается, Авель знает, как правильно приносить жертву. О том, что от туши животного в определённых видах жертв сжигается тук, мы узнаем только из книги Левит. Однако, Авель исполняет этот закон на самой заре истории человечества.

Далее, Ной знает, как отличить чистых животных от нечистых. В Брейшит / Бытие 7:2 написано: «И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского…» Таково повеление Всевышнего Ною. А в Брейшит / Бытие 7:5 написано: «Ной сделал все, что Господь повелел ему». Хотя в письменной Торе описания признаков чистых животных и нечистых появляются лишь в 11 главе книги Левит, Ной знает об этом разделении. И не требует дополнительных инструкций от Всевышнего, как же определить, каких животных взять по семи, а каких по два.

А вот что сказано в отношении Авраама, книга Бытие 26:5: «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Здесь используются три разных слова, которые описывают разные виды Божьих заповедей. И каждое из этих слов используется во множественном числе.

В Мишне в разделе НашИм, трактат КидушИм, в 4-ой главе, в Мишне 14-й написано: «Мы находим, что Авраам исполнял всю Тору, раньше, чем она была дана как сказано…» и далее идёт ссылка на только что прочитанный отрывок.

Итак, заповеди Торы вечны, они существовали с самого начала истории человечества. Задолго до дарования заповедей в письменном виде на горе Синай.

Когда же уже этот документ был дан, то в книге Второзаконие 11:1 наряду с множеством утверждений подобного рода написано: «Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни».

Итак, заповеди Торы даны на все времена. Те же самые заявления мы находим и в Апостольских Писаниях.

Например, слова Йешуа (Иисуса Христа), Евангелие от Луки 16:17: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет».

Современный перевод Стерна выражает эти слова следующим образом: «Однако, скорее исчезнут небо и земля, чем хотя бы одна черта буквы в Торе утратит силу».

А вот, что об этом писал Апостол Павел в Послании к Римлянам 8:3-4: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Что означает фраза: «оправдание закона исполнилось в нас»?

Послушайте формулировку современного перевода Российского Библейского Общества: «То, что было невозможно для Закона из-за слабости нашей природы, сделал Бог. Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе».

Наконец, в последней книге Апостольских Писаний, книге Откровение 14:12 Иоанн пишет: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса».

Итак, все заповеди Торы вечны, даны на все времена. Теперь мы можем подойти к алгоритму применения заповедей Торы. И напомнить о трёх фильтрах, которые существуют в процессе определения их востребованности для современного человека.

Во-первых, нужно обращать внимание на виды законов с точки зрения их формулировки. Первый вид законов — это казуальные, обусловленные.

Например, книга Числа 27:8-11: «И сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его; Если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его; Если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его; Если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его…»

В этом отрывке представлены разные сценарии и указано, как поступать в каждом из них. Исполнение этих заповедей соответственно обусловлено наличием соответствующих ситуаций.

Второй же вид законов с точки зрения их формулировки — это аподиктические, безусловные.

Например, книга Левит 18:5-6: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь».

Фраза «открыть наготу» является эвфемизмом, означающим интимную близость. Как и отражено в современном переводе Кулакова: «чтобы вступить с ней в интимные отношения». Здесь формулировка резко отличается. Нет каких-либо вводных условий. Более того, такие фразы как «никто, никакой», определённо говорят о безусловном характере данной заповеди.

Итак, первый фильтр, первая часть алгоритма, применения заповедей Торы заключается в следующем. Нужно посмотреть, как сформулирован закон. Это заповедь казуальная или аподиктическая? В случае казуальной заповеди, задайте себе вопрос: «Описывает ли этот закон мою ситуацию? Применим ли он в моём случае?»

Во-вторых, мы выяснили, что некоторые законы Торы даны для земли Израиля. Например, в книге Второзаконие 6:1 написано: «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею…»

Конечно, эта фраза не всегда означает, что следующие за ней заповеди не касаются других земель. Она может просто отражать реальность того, что Моисей здесь обращается к поколению, которое вот-вот должно было перейти Иордан и поселиться в обетованной земле.

На земле Израиля нужно было соблюдать все законы Торы. Но есть законы данные исключительно для земли Израиля. Приведём несколько примеров.

Второзаконие 19:16-19: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя…»

Общая тема этого отрывка — это процедура судопроизводства. Но вот, что любопытно. Два человека, у которых тяжба, должны предстать пред Господа пред священников и пред судей. В отношении судей всё должно быть понятно. А вот что означает «пред Господа» и причём здесь священники? Что есть у священника, чего нет у судьи?

В книге Исход 28:30 находим ответ: «На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним».

Когда судьям не под силу было разобраться в том или ином деле, первосвященник вопрошал непосредственно Всевышнего. Частью одеяний первосвященника был так называемый наперстник или нагрудник, на котором находились урим и тумим. Благодаря этому Всевышний непосредственно открывал свою волю. Посему эта часть одеяния и называлась «наперстник судный».

Проблема однако же заключается в следующем. Как написано в книге Ездры 2:61-63: «И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а [потому] исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом».

К сожалению, сегодня на земле нет первосвященника с уримом и тумимом. Поэтому вопрос судопроизводства, равно как иные аспекты управления государством, в контексте теократического устройства невозможны. Отсюда второй фильтр, вторая часть алгоритма. Следует задать вопрос: «Является ли та или иная заповедь частью национальной конституции Израиля, когда он живёт в формате теократического государства?» Если да, то эта заповедь неприменима сегодня.

Наконец третий фильтр касается законов о служении во святилище. В книге Второзаконие 12:13-14 написано: Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе.

Тора запрещает приносить жертвы и осуществлять все иные виды служения, связанные со служением во святилище где-либо, на каком-либо месте кроме горы Мориа в Иерусалиме. Но там как известно сегодня храма нет. Потому эти законы соблюдать невозможно нигде.

Однако, как мы выяснили во время четвёртой беседы, святилище построенное Моисеем было построено по образу святилища небесного и там в небесном святилище служение продолжается в строгом соответствии с законами, которые были открыты Моисею.

Например в книге Откровение 8:1-4 написано: И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Перед нами описание служения в небесном святилище.

Таким образом, третий фильтр, третья часть алгоритма применения законов Торы сегодня заключается в следующем. Нужно задать вопрос: «Является ли эта заповедь частью служения во святилище?» Если да, то её не нужно исполнять сегодня, ибо эти заповеди исполняются в небесном святилище.

Итак, сегодня мы вновь увидели, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. Однако, есть определённые факторы, которые ограничивают применение этих заповедей сегодня. Несколько фильтров, которые помогают определить, какие из заповедей по прежнему следует соблюдать.

Во-первых, это фактор формулировки заповедей: казуальная она или аподиктическая? Во-вторых, это фактор государственности: дана ли эта заповедь для Израиля в качестве теократического государства? В-третьих, это фактор служения во святилище: является ли эта заповедь частью законов регулирующих служение во святилище?

Вот это алгоритм применения заповедей Торы. В следующей беседе мы приступим непосредственно к заповедям Торы и начнём применять этот алгоритм на практике.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Уникальность Библии (Как толковать Писание #01)

04.04.2020, #01 из цикла «Как толковать Писание»

(Луки 3:1-3; 1 Коринфянам 15:3-7; Луки 24:27, 44; Иоанна 5:39; 2 Тимофею 3:15; Бытие 49:10; Даниил 9:25-26; Михей 5:2; Второзаконие 32:45-47; Левит 18:5; Иезекииль 33:15; Деяния 7:38; Галатам 3:12; 1 Петра 1:23; Евреям 4:12; Второзаконие 32:46; Римлянам 3:1-2; Деяния 26:24; 2 Петра 3:15-16; 1:21.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Происхождение и природа Библии (Как толковать Писание #02)

12.04.2020, #02 из цикла «Как толковать Писание»

(Римлянам 1:19-20; 1 Петра 1:10-12; Исход 31:18; 2 Паралипоменон 34:14; Иеремия 30:1-2; Даниил 7:1; Второзаконие 1:5; Числа 3:2; Иов 4:1; 42:7; Второзаконие 31:24-26; Иисус Навин 24:25-26; 1 Царств 10:25; 1 Паралипоменон 29:29; Иеремия 26:17-18; Михей 3:12; Даннил 9:2; Луки 24:44-45; 1 Тимофею 5:18; Второзаконие 25:4; Луки 10:7; 2 Петра 3:15-16; 1 Петра 1:1; Галатам 1:1-2; Откровение 1:11; Колоссянам 4:16; 1 Фессалоникийцам 2:13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к Библии Иисуса и апостолов (Как толковать Писание #03)

19.04.2020, #03 из цикла «Как толковать Писание»

(1 Иоанна 2:6; 1 Петра 1:10-11; Иоанна 16:13-14; Галатам 4:4; Матфея 5:17; Деяния 13:15; Матфея 26:56; Римлянам 10:6-9; Второзаконие 30:10-14; Матфея 4:1-11; Откровение 12:11; Луки 2:40; Иоанна 10:34-36; Марка 12:26; Иоанна 5:46-47; Матфея 19:4-5; 24:37-39; Луки 20:37; Иоанна 6:49; Луки 24:25-27; 2 Петра 1:19-21; 2 Тимофею 3:16; Деяния 26:22; Иакова 2:8-9; Левит 19:18; 2 Петра 3:1-2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Библия – авторитетный источник нашего богословия (Как толковать Писание #04)

26.04.2020, #04 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Фессалоникийцам 2:15; 1:1-2, 5; Марка 7:1-5; 8:31; 14:23; 7:13; Иоанна 19:40-41; Иеремия 23:26-29; 1 Иоанна 4:1-6; 1:1-2; Галатам 1:8-9; Ефесянам 2:1-3; 1 Коринфянам 9:19-22; Бытие 39:7-9; 41:42; Второзаконие 29:29; 2 Коринфянам 1:13; Римлянам 10:1-3; 1 Коринфянам 4:6.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Только Библия — Sola Scriptura (Как толковать Писание #05)

02.05.2020, #05 из цикла «Как толковать Писание»

(Исаия 8:19-20, 16, 2, 1; Аввакум 2:2; 2 Коринфянам 1:13; Евреям 1:1-2; 11:3; Матфея 5:39; Плач Иеремии 3:30; 1 Коринфянам 2:12-13; 2 Коринфянам 10:12; Откровение 12:1-5; Бытие 37:9-10; Откровение 16:6.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Зачем нужно толкование? (Как толковать Писание #06)

02.05.2020, #06 из цикла «Как толковать Писание»

(Второзаконие 1:3-4; Исход 20:17; Второзаконие 5:21; Деяния 8:27-35; 1 Тимофею 5:21; Иоанна 1:45-46; 9:14-16, 30-34; 12:12-16; Неемия 8:8; 13:23-24; Иоанна 1:38, 41-42; Бытие 6:5; Иеремия 4:14; Бытие 30:3; Псалтирь 95:7-9; 150:3-6.)

Конcпект

I. Почему толкование важно? (ЧТ).
1. Какой первый образ появляется в вашем сознании при слове «паста»? (зубная, томатная, обувная, и т.д.)
2. Прочитайте Втор. 1:3,5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что делал Моисей с Торой? (5 ст. – изъяснял закон)
б. Чем была вызвана необходимость толкования? (3 ст. – «40-го года» – новое поколение, новые реалии и опыт!)
в. Каково различие между Исх. 20:17 и Втор. 5:21 и чем оно вызвано? (появляется поле – поколение собственников земли)
3. Прочитайте Деян. 8:27-35 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что известно о познаниях и духовном опыте евнуха? (27 ст. – приезжал в Иерусалим для поклонения: знал истинного Бога и служил Ему! 28 ст. – читал книгу Исаии)
б. Что требовалось для разумения Писания? (31 ст. – помощь знающего человека)
4. Испытывали ли вы нужду в толкователе Библии? Поделитесь!

II. Предпосылки (ВС). Наша греховная и падшая природа (СР).
1. Прочитайте 1Тим. 5:21 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что может стать препятствием принятию Писания? (преду-беждения и пристрастие)
б. Проверьте эти термины в иных переводах («предвзято… предпочтения» (РБО))
2. Прочитайте Ин. 1:45,46 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какую тему затрагивает утверждение Филиппа? (45 ст. – это вопрос толкования Писаний – «Моисей в законе и пророки»)
б. Почему Нафанаил отметает толкование Филиппа? (46 ст. – предубеждение против Назарета)
3. Прочитайте Ин. 9:14-16, 30-34 (по очереди) и ответьте:
а. Что помешало фарисеям согласится с фактом исцеления? (16 ст. – их искаженное понимание заповеди о субботе)
б. Что помешало фарисеям принять истину от бывшего слепца? (их искаженное понимание причины врожденных увечий)
4. Прочитайте Ин. 12:12-16 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какой отрывок цитирует Иоанн? (Зах. 9:9)
б. Что опыт учеников демонстрирует о влиянии предпосылок на понимание Писания? (могут быть препятствием)
5. Какие практические правила даны в этом разделе? (проверять свои предпосылки; читать так, как будто в первый раз)

III. Перевод и толкование (ПН).
1. Прочитайте Неем. 8:8 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Назовите три глагола в этом стихе (читали, присоединяли толкование, понимал)
б. Чем была вызвана необходимость толкования? (см. 13:23,24 – иностранные языки; таргумы – первые переводы Танаха на арамейский)
2. Прочитайте Ин. 1:38,41,42 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что делает Иоанн в этих стихах с некоторыми словами? (он их переводит на греческий)
б. Почему в этом была нужда? (иноязычная аудитория)
3. Что можно делать на практике во свете этого раздела в целях разумения Библии? (Сравнивать разные переводы, пользоваться дословным подстрочным переводом, учить языки оригинала)

IV. Библия и культура (ВТ).
1. Иллюстрация: на каком значении слова «сердце» зиждется фраза: «Сердцу не прикажешь»? («Символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека» (Толк. Словарь Ушакова))
2. Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопрос: что в Библии означает слово «сердце»? Быт. 6:5 (орган мышления); Иер. 4:14 (злое в сердце = злочестивые мысли! Не по-русски!)
3. Прочитайте Быт. 30:3 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Как женщине возможно иметь детей от другой женщины при участии своего мужа? (обычай усыновления/удочерения в той местности в древности – разместить ребенка на колени)
4. Прочитайте Пс. 95:7-9; 150:3-6 (по очереди) и ответьте:
а. К кому обращены эти призывы? (ко всем народам, не только к Израилю!)
б. Как славить Господа? (музыкальные инструменты, громко –по всем правилам, данным в Библии!)
5. Как отличить, что в библейском языке обусловлено культурой еврейского народа, а что надкультурно? (внимательно читать!)

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Язык, текст, и контекст (Как толковать Писание #07)

10.05.2020, #07 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Тимофею 3:15-17; 1:5; Деяния 16:1; Иоанна 3:8; 2 Тимофею 3:15-17; Бытие 1:5, 8, 10; 1 Коринфянам 14:10-11; Евреям 7:1-2; Исаия 58:3; Иоанна 13:38; Исход 16:29; Деяния 1:12; Исход 29:23-30; 1 Коринфянам 3:16-17, 9-15; Осия 1:1; Деяния 28:17.)

Конcпект

I. Понимание Писаний (ВС).
1. Прочитайте 2Тим. 3:15-17 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что означает термин «Писание» во свете контекста? (это то, что Тимофей знал «из детства»; 2Тим. 1:5 – вера его предков; Деян. 16:1 – «мать была иудеянка»; Писание – это Танах!)
б. Какова природа Танаха? (16 ст. – «богодухновенно»; см. Ин. 3:8 – «Дух дышит [πνέω (пнэо)]… и голос его слышишь»)
в. Какова главная цель Писания? (15 ст. – дать мудрость для спасения верой во Христа Иисуса)
г. Каков процесс воздействия Писания? (научение, обличение, исправление, наставление в праведности (παιδεία (пайдэйя) – воспитание, от слова παιδίον (пайдион) – ребенок))
д. Проверьте начало 17 ст. в иных переводах («снабжен» (РБО)
2. Насколько вы позволили Танаху достичь в вас своих целей?

II. Слова и их значение (ПН).
1. Прочитайте Быт. 1:5,8,10 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Кто дал первые определения явлениям и объектам? (Творец)
б. В чем значимость этого факта? (только Творец в состоянии дать точное определение бытию; лишь Он дает смысл всему)
2. Прочитайте 1Кор. 14:10,11 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какой тезис о значении слов дан в отрывке? (нет ни одного слова без значения!)
б. Что является препятствием разумения? (незнание значения)
3. Прочитайте Евр. 7:1,2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какое слово в Синодальном переводе выделено курсивом, и что это значит? (2 ст. – «имени» нет в оригинале; Мелхиседек = «царь правды» – это титул; Библия не сообщает его имени)
б. Какой способ объяснения титула Мелхиседек применил апостол? (этимология – «Отдел языкознания, изучающий происхождение слов» (Толковый словарь Ушакова))
в. Откуда Павел взял значение этого слова? (из самой Библии!)
4. Как на практике применять подход Павла в изучении смысла слов? (найти все словоупотребления в Библии и сравнить их)

III. Литературные приемы и их значение (ВТ).
1. Прочитайте Ис. 58:3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какой прием используется в этом отрывке? (параллелизм – «порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое» (Словарь литературных терминов); синонимический – самый частый)
б. Что параллельно в изучаемом стихе? («постимся» = «смиряем души»; «не видишь» = «не знаешь»; суть поста – смирение)
2. Прочитайте Ин. 13:38 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Какой прием используется в этом стихе, и в чем его смысл? (повторение – усиление, подчеркивание)
3. Какие еще литературные приемы Библии вам известны?

IV. Текст и контекст (СР).
1. Что означает слово «контекст»? (соединенный текст (латынь))
2. Прочитайте Исх. 16:29 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какое понятие появилось в традиции иудаизма на базе этого текста? (см. Деян. 1:12 – субботний путь (2000 локтей, 1 км.))
б. Каков действительный смысл этого запрета в контексте? (см. Исх. 16:23-30 – запрет на сбор манны в субботу!)
3. Прочитайте 1Кор. 3:16,17 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каково распространенное толкование этих стихов? (забота о теле человека, так как оно есть храм Святого Духа)
б. О чем на самом деле говорит контекст? (9-15 ст. – о церкви)
4. Насколько важно изучение контекста?

V. Книги и их весть (ЧТ).
1. Прочитайте Ос. 1:1 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Когда царствовали эти цари? (царь Иудеи Озия правил с 790 -739 гг. до н.э.; царь Езекия правил с 729-686 гг. до н.э.; царь Израиля Иеровоам (2-й) правил с 793-753 гг. до н.э.)
б. Как эта информация помогает в истолковании книги Осии? (писал накануне Ассирийского плена; современник Исаии)
2. Прочитайте Деян. 28:17 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Как Павел назвал знатнейших иудеев Рима? (братьями!)
б. Что Павел заявил о своем образе жизни? (отеческие обычаи!)
3. Какова значимость знаний о писателе, времени и обстоятельствах написания той или иной книги Библии?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Творение: Книга Бытие как основание, часть 1 (Как толковать Писание #08)

16.05.2020, #08 из цикла «Как толковать Писание»

(Бытие 1:1-2; 2 Коринфянам 12:2-4; Бытие 1:2; Иов 38:4-11; Бытие 1:26, 2; Евреям 1:1-2; 11:3; Бытие 1:5, 19; Исход 20:8-11; Бытие 1:21, 24, 31; 2:1-3; Марка 2:27; Бытие 2:2-3; 1:27-28; 2:22-24; Матфея 19:4-5; Бытие 1:27; 2:24; Матфея 19:6; Бытие 1:27-28; 2:23-24; Бытие 1:31; 2:15; 3:24, 19; Римлянам 5:12; Бытие 3:15; Римлянам 16:20.)

Конcпект

I. В начале (ВС).
1. Склонны ли вы при чтении книги пропускать введение?
2. Прочитайте Быт. 1:1,2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Проверьте число слова «небо» в иных переводах («небеса» (Восстановительный); в ориг. שָׁמַיִם (шамаим) – множ. число!)
б. Сколько всего небес, согласно Библии? (см. 2Кор. 12:2-4 – 3!)
в. Какой была изначальная земля? (2 ст. – «безвидна и пуста»)
г. Совпадает ли начало творческой недели на земле с началом вселенной? (нет! см. Иов. 38:4-11 – Бог преобразовывал землю, когда уже существовали утренние звезды и сыны Божии!)
д. Кто принимал участие в творении земли? (2 ст. – Дух Божий; см. Евр. 1:1,2; 11:3 – Сын Божий)
3. Сколько лет было Адаму, когда Бог его сотворил? взрослый!)

II. Дни творения (ПН).
1. Что такое теистическая эволюция? («воззрение, согласно которому Бог управляет процессом эволюции и использует его как средство достижения Божественных целей» (Вестминстерский слов. теолог. терминов)
2. Прочитайте Быт. 1:5,19 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что такое вечер и утро? (начало темной и светлой части суток)
б. Были ли разница в продолжительности суток до и после сотворения солнца и луны? (нет – даны идентичные слова!)
в. Соответственно, какой длины были сутки в течение недели творения? (24 часа, как и сегодня; основа – вращение земли)
г. Что текст 4-й заповеди утверждает о масштабе творческой недели? (см. Исх. 20:8-11 – отождествление первой недели и последующих))
3. Совпадает ли порядок появления видов в Бытие и дарвинизме? (нет! Например, рыбы и птицы в 5-й день, наземные в 6-й, т.д.)

III. Суббота и творение (ВТ).
1. Прочитайте Быт. 2:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Проверьте начало 2 ст. в иных переводах («в седьмой день Бог завершил работу Свою» (РБО) – не «к», а «в» — оригинал!)
б. Прочитайте в иных переводах Мк. 2:27 («суббота создана для человека» (Кассиан) – суббота есть часть творения!)
в. Что появилось в седьмой день? (2 ст. – покой, שׁבת (шабат) – отсюда название дня; 3 ст. – благословенное и святое время)
2. Проявляются ли эти свойства субботы автоматически? (нет)

IV. Творение и брак (СР).
1. Прочитайте Быт. 1:27,28; 2:22-24 (по очереди) и ответьте:
а. Что делает Иисус с этими двумя отрывками в Мф. 19:4,5? (соединяет их в единое повествование, цитируя Быт. 1:27 и 2:24)
б. Какие слова описывают Божью формулу супружества? (1:27 – «мужчину и женщину», в ориг. זָכָ֥ר וּנְקֵבָ֖ה (захав вэнэква); 1:28 – «плодитесь и размножайтесь» – способность производить детей; 2:23,24 – муж/человек и жена, в ориг. אִשָּׁ֔ה אִ֖ישׁ (иш, ишша); гетеросексуальный союз мужчины и женщины)
в. Каков Божий замысел о супружестве? (1:27 – быть образом Божьим; 2:24 – «будут одна плоть»; см. Мф. 19:6 – «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»)
2. Исполняется ли этот замысел Творца автоматически? (нет)

V. Творение, грехопадение и крест (ЧТ).
1. Прочитайте Быт. 1:31; 2:15-17; 3:15,19 (по очереди) и ответьте:
а. Какой была сотворенная земля? (1:31 – «хорошо весьма»)
б. О чем Бог предупредил человека? (2:15 – «хранить его (сад)», в ориг. «шамар» – стеречь, см. 3:24; 2:17 – «смертию умрешь»)
в. Что стало итогом нарушения Божьей воли? (3:19 – смерть)
г. О чем – обетование Быт. 3:15 во свете Рим. 16:20? (семя жены «сокрушит сатану»!)
2. Прочитайте Рим. 5:12; 6:23 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Вследствие чего в мир пришла смерть? (5:12 – греха)
б. Как этот тезис входит вразрез с теорией эволюции? («По Дарвину, естественный отбор – результат борьбы за существование; выражается в преимуществе, выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями каждого вида организмов и гибели менее приспособленных» (Биологический энциклопедический словарь) – смерть была механизмом появления человека как вида)
в. Как обрести жизнь вечную? (принять дар Божий во Христе, признав Его Господом)
3. Приняли ли вы дар Божий – жизнь вечную?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Творение: Книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)

24.05.2020, #09 из цикла «Как толковать Писание»

(Иов 26:7-10; Исаия 40:21-22; Иов 22:14; 26:10; Притчи 8:27; Второзаконие 34:3; 4 Царств 21:1-3; Бытие 1:14-19, 16, 14, 16; Исаия 40:25-26; Бытие 5:1-32, 3-5; 7:6; 11:10 — 12:4; 11:32; 12:4; Галатам 3:16-17; 3 Царств 6:1; Луки 11:50-51; Иакова 3:9; 1 Петра 3:20; Иуда 1:11-14; 1 Тимофею 2:13-14.)

Конcпект

I. Земля плоская? (ВС). Творение в древней литературе (ПН).
1. Как язычники представляли устройство вселенной?
2. Прочитайте Иов. 26:7-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Есть ли у земли материальная точка опоры? (нет!)
б. Как называется закон, благодарю которому это возможно? (закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном)
в. Проверьте начало 10 ст. в иных переводах («Он начертил круг на поверхности вод» (Восстановительный))
3. Прочитайте Ис. 40:21,22 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каково значение слова «круг» в оригинале? (חוּג (хуг) – 4 раза, используется эксклюзивно для описания земли (Иов. 22:14; 26:10; Пр. 8:27)! Плоскость в ориг. описывается иным словом: כִּכָּר (кикар) – круг, равнина – см. Втор. 34:3 – «равнину»)
б. С каких пор известно о том, что земля шарообразна? (21 ст. – «от начала… из оснований земли»)
4. Дополнительный материал: проповедь «Поднимите глаза ваши» из цикла «О Библии»: https://youtu.be/Xl5HUyuYSfA

II. Бытие против язычества (ВТ).
1. Прочитайте 4Цар. 21:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каким статусом обладали небесные тела у язычников? (3 ст. – объекты поклонения и служения)
б. Каким словом обозначается эта практика? (2 ст. – мерзость)
2. Прочитайте Быт. 1:14-19 (по очереди) и ответьте:
а. Как называются солнце и луна? (16 ст. – светило большее и меньшее; текст Библии лишает их имени, дает лишь функции)
б. Каковы функции солнца и луны? (14 ст. – быть хронометром)
в. Как появились солнце и луна? (14,16 ст. – созданы Божьим словом)
г. В чем значимость этого факта? (см. Ис. 40:25,26 – Бог ни с кем и ни с чем не сравним, так как сотворил все!)
3. В чем язычество может проявляться сегодня? (возведение творения на первое место и поклонение ему)

III. Творение и время (СР).
1. Откройте Быт. 5:1-32; 7:6 и найдите ответы на вопросы:
а. Какая формула хронологии используется в этой родословной? (возраст патриарха на момент рождения преемника + число лет до смерти = общее число лет)
б. Подсчитайте время от Адама до потопа (130 (Сиф) + 105 (Енос) + 90 (Каинан) + 70 (Малелеил) + 65 (Иаред) + 162 (Енох) + 65 (Мафусал) + 187 (Ламех) + 182 (Ной) + 600 (потоп) = 1656)
2. Откройте Быт. 11:10-12:4 и найдите ответы на вопросы:
а. Подсчитайте время от потопа до Фарры (2 (Арфаксад) + 35 (Сала) + 30 (Евер) + 34 (Фалек) + 30 (Рагав) + 32 (Серух) + 30 (Нахор) + 29 (Фарра) = 222)
б. Сколько лет было Фарре, когда у него родился Авраам? (11: 32 – умер в возрасте 205 лет, когда Аврааму было 75 (Быт. 12:1-4); Авраам родился, когда Фарре было 130 (205-75))
в. Сколько лет от потопа до переселения Авраама в Ханаан? (222+130+75=427)
3. Ск-ко лет от обетования Аврааму до Синая – Гал. 3:16,17? (430)
4. Сколько лет от Синая до строительства храма – 3Цар. 6:1? (479 (в 480-й уже строили храм); это 966 год до н.э.: «Соломон в 970-930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды» (Библейская энциклопедия Брокгауза))
5. Какой сейчас год от сотворения человека? (2020+966+479+ 430+427+1656=5978; традиционный еврейский календарь: 5780 (отстает от библейского на около 200 лет))

IV. Творение в Писании (ЧТ).
1. Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопрос: как Иисус и апостолы воспринимали начальные главы кн. Бытие?
а. Лк. 11:50,51 (Иисус считал, что убийство Авеля и дальнейшая история Библии – это реальные события)
б. Иак. 3:9 (Иаков верил, что человек создан по подобию Божию)
в. 1Петр. 3:20 (Петр верил в историю потопа во дни Ноя)
г. Иуд. 11,14 (Иуда верил в историчность Авеля и Еноха)
д. 1Тим. 2:13,14 (Павел принимал историю сотворения Адама и Евы, а также грехопадения, в качестве буквальных событий)
2. Насколько принципиально верить так, как Иисус и апостолы?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Библия как история (Как толковать Писание #10)

30.05.2020, #10 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Царств 3:1; Иеремия 21:11-12; Исаия 36:1-2; Иеремия 39:1-3; Луки 3:1-2, 21; Римлянам 1:1-5.)

Конcпект

Давид, Соломон и монархия (ВС).
1. Каково соотношение истории и Библии? (Библия содержит, объясняет, предсказывает, и формирует/влияет на историю!)
2. Прочитайте 2Цар. 3:1 (по очереди) и ответьте на вопрос:
а. Что означают фразы «дом Саула» и «дом Давида»? (царство
– монархический аппарат и его сторонники)
3. Прочитайте Иер. 21:11,12 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какие две пары слов тождественны? (11 ст. – «дом царя иудейского»; 12 ст. – «дом Давидов»)
б. Что, соответственно, означает здесь фраза «дом Давидов»? (царская династия – «Несколько монархов одного и того же рода, последовательно сменяющие друг друга по праву наследования» (Словарь галлицизмов русского языка))
в. Подтверждает ли археология эти данные? («Стела Тель-Дана – археологический объект, найденный на севере Израиля (Тель-Дан) в 1993 году экспедицией Авраама Бирана. Представляет собой три фрагмента некогда единой каменной (базальтовой) плиты, на которую была нанесена надпись на арамейском языке. Стела датируется IX-VIII веками до н. э. (период Северного Израильского царства) и сообщает о победе одного из царей Арама (возможно, Азаила) над израильтянами. Стела содержит упоминание о доме Давида (bytdwd)» (Википедия»)).
4. Фотография стелы размещена на отдельной странице – ниже!
II. Исаия, Езекия и Сеннахирим (ПН).
1. Прочитайте Ис. 36:1,2 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какие исторические данные указаны? (названия государств – Ассирия и Иудея, имена их царей – Сеннахирим и Езекия, города – Лахиш и Иерусалим)
б. Подтверждает ли археология эти данные? («Текст на шести сторонах призмы повествует о походах Синаххериба, в частности, о походе на Иудею и соседние царства. Анналы Синаххериба являются вне-библейским подтверждением рассказов Священного писания об осаде Иерусалима во времена царя Иудеи Езекии» (Википедия); во дворце царя Сеннахирима найден барельеф с завоеванием Лахиша)
2. Фотографии призмы и барельефа размещены страницей ниже!
III. Даниил, Навуходоносор и Вавилон (ВТ).
1. Прочитайте Иер. 39:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какие исторические данные указаны? (названия государств – Вавилон и Иудея, имена их царей – Навуходоносор и Седекия, город Иерусалим, даты, событие, имена главных в войске)
б. Подтверждает ли археология эти данные? («Профессор Венского университета Михаэль Юрса (Michael Jursa) обнаружил в собрании клинописных табличек Британского музея древний текст, в котором упоминается персонаж из ветхозаветной книги Иеремии» (www.lenta.ru 11 июля 2007), Сарсехим)
2. Фотография таблички размещена на следующей странице!
IV. Иисус – историческая личность (СР).
1. Прочитайте Лк. 3:1,2,21 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какие исторические данные указаны? (имена римских правителей и их владений, имена иудейских первосвященников)
б. Подтверждаются ли эти данные историей? («Первосвященник Анания собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, книга ХХ, глава 9, параграф 1); «Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме» (Корнелий Тацит. Анналы, книга 15, параграф 44); «В 1990 г. на раскопках скальной гробницы иродианского периода в 2 километрах от Древнего Иерусалима, в долине Хинном, археолог Цви Гринхут нашел семейный оссуарий (погребальный сосуд с останками) с арамейской надписью “Иосиф, сын Каиафы”, на другом оссуарии было написано просто Каиафа» (Сергей Лукацкий. Самый громкий процесс нашей эры, 2017 г.))
2. Фотография оссуария размещена на следующей странице!
V. Вера и история (ЧТ).
1. Прочитайте Рим. 1:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Какова задача церкви? (5 ст. – «покорять вере все народы»!)
б. Каково содержание этой веры? (2 ст. – «в святых писаниях») 2. «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов» (Пушкин)

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Библия и пророчество (Как толковать Писание #11)

07.06.2020, #11 из цикла «Как толковать Писание»

(Исаия 41:21-23; 43:9-12; Иоанна 14:29; 1 Коринфянам 14:3; Даниил 2:36-45; Откровение 1:1, 7; Иеремия 18:7-10; Аввакум 2:2-3; Даниил 9:24-27; Матфея 24:15-16; Луки 21:20-21; Иезекииль 4:6; Иоанна 19:36; Римлянам 5:14; Евреям 8:1-5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Рассматривая трудные отрывки (Как толковать Писание #12)

14.06.2020, #12 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Тимофею 2:14-15; 2 Петра 3:15-17; 2 Коринфянам 4:1-4; Исаия 1:13; 50:4-5; 66:1-2; 1 Тимофею 4:15-16; 2 Петра 1:20-21, 19, 21; Второзаконие 29:29; 1 Коринфянам 2:10-12; Луки 11:13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Живя по Слову Божьему (Как толковать Писание #13)

21.06.2020, #13 из цикла «Как толковать Писание»

(Иоанна 6:52, 57-64; Римлянам 8:1-9; Луки 4:1-13; 2:40; Матфея 22:29; Иоанна 7:37-39; Матфея 5:43-44; Левит 19:18; Исход 23:4-5; Притчи 25:21; Матфея 5:17; Второзаконие 6:6-7, 1; 5:1; 31:19, 30, 32:24-26; Аввакум 3:1, 17-18; Колоссянам 3:16.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Александра Болотникова

Уникальность Библии (Как толковать Писание #01)

04.04.2020, #01 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Петра 1:19-21; 2 Тимофею 3:16-17; 1 Коринфянам 7:25; Иисус Навин 1:8; Даниил 9:2; Иезекииль 14:12-14; 28:3; Матфея 28:19; Даниил 2:43.)

Конcпект

© Александр Болотников


Язык, текст и контекст (Как толковать Писание #07)

11.05.2020, #07 из цикла «Как толковать Писание»

(Второзаконие 31:6; Левит 1:4-5; Бытие 12:1; Матфея 27:6; Второзаконие 32:46-47; Левит 17:14; Исаия 53:12; 1 Иоанна 3:16; 1 Фессалоникийцам 5:23; Бытие 2:7; Деяния 20:10; Откровение 22:18; 2 Фессалоникийцам 2:3-4; Откровение 11:19; Евреям 8:1-2; Откровение 16:16.)

Конcпект

© Александр Болотников


Творение: книга Бытие как основание, часть 1 (Как толковать Писание #08)

16.05.2020, #08 из цикла «Как толковать Писание»

(Иоанна 1:1-4; Бытие 1:1, 26; .)

Конcпект

© Александр Болотников


Творение: книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)

23.05.2020, #09 из цикла «Как толковать Писание»

(Псалтирь 18:2; Иов 38:4.)

Конcпект

© Александр Болотников


Библия как история (Как толковать Писание #10)

31.05.2020, #10 из цикла «Как толковать Писание»

(Исход 20:2; Второзаконие 5:6.)

Конcпект

© Александр Болотников


Библия и пророчество (Как толковать Писание #11)

07.06.2020, #11 из цикла «Как толковать Писание»

(Даниил 8:14; Откровение 14:8; 18:1-24; 14:6-7, 9-11; Второзаконие 19:10-12; Даниил 7:7; Иезекииль 13:2-3, 6-7; Даниил 12:11-12; Даниил 9:25-26; Ездра 6:6-8; Даниил 9:25; Иезекииль 4:4-6; Даниил 9:26.)

Конcпект

© Александр Болотников


Рассматривая трудные отрывки (Как толковать Писание #12)

11.06.2020, #12 из цикла «Как толковать Писание»

(2 Петра 3:15-16; Римлянам 2:14-15, 11-13; Иакова 1:22-25; Римлянам 2:11-14, 17-23, 25-26, 14, 26, 28-29; Галатам 2:11-14; Деяния 11:1-2; Псалом 67:8-16.)

Конcпект

© Александр Болотников


Комментарии к Празднику «Симхат Тора» Леона Мазина

Поздравление с праздником Шмини Ацерет

20.10.2019

()

Конcпект

© Леон Мазин, Община «Возвращение на Сион», Израиль, Хайфа


Симхат Тора. Часть 1

18.10.2014

()

Конcпект

© Леон Мазин, Община «Возвращение на Сион», Израиль, Хайфа


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы