Рош Ходеш (Новомесячье) — чтение Торы, Гафтара и комментарии

«Рош-Ходеш» / «Новомесячье» / «Начало месяца» — чтение Торы (Бемидбар / Числа 28:1-15 или 9-15), дополнительное чтение / Гафтара (Йешаягу / Исаия 66:1-24; Шмуэль I / 1 Царств 20:18-42) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Чтение Торы на «Рош-Ходеш» («Новомесячье»)

  1. Недельная глава (читают в субботу, совпавшую с кануном рош-ходеша);
  2. Тора: Бемидбар / Числа 28:1-15 (читают в рош-ходеш, приходящийся на будний день);
  3. Недельная глава + Тора: Бемидбар / Числа 28:9-15 (читают в субботу совпавшую с рош-ходешем);
  4. Тора: Бемидбар / Числа 28:1-5 + Отрывок из недельной главы «Насо», соответствующий этому дню Хануки (читают в рош-ходеш месяца Тевет);
  5. Недельная глава + Тора: Бемидбар / Числа 28:9-15 + Отрывок из недельной главы «Насо», соответствующий этому дню Хануки (читают в ханукальную субботу, совпавшую с рош-ходешем);
  6. Недельная глава + Тора: Бемидбар / Числа 28:9-15 + Тора: Шмот / Исход 12:1-20 (читают в субботу «Гаходеш», совпавшую с рош-ходеш месяца Нисан);
  7. см. Йом Труа / Дни трубного звука (читают в дни Рош-Хашана / рош-ходеш месяца Тишрей).
Книга Числа, Глава 28 (Тора / Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) к «Рош-Ходеш»

  1. Невиим: Йешаягу / Исаия 66:1-24 (читают в субботу, совпавшую с рош-ходешем);
  2. Невиим: Шмуэль I / 1 Царств 20:18-42 (читают в субботу, совпавшую с кануном рош-ходеша);
Книга Пророка Исаии, Глава 66 (Невиим: Йешаягу)(Читает Илья Прудовский)
Первая Книга Царств, Глава 20 (Невиим / Шмуэль I)(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к «Рош-Ходеш» Виталия Олийника

Два календаря (Тора 2012-13)

((25.01.2013, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы», Исход 12:1-2)

Два календаря (25.01.2013)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Календарь Праздников Господних (Тора 2013-14)

((23.05.2014, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы», Исход 12:1-2)

Календарь Праздников Господних (23.05.2014)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Календарь (Тора сегодня)

((16.02.2018, #18 из цикла «Тора сегодня», Исход 12:1-2)

Конcпект

Сегодня мы изучаем первую заповедь книги Шмот / Исход 12:1-2: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года».

На основании этого отрывка Торы появилась следующая заповедь в числе традиционного списка из 613-ти заповедей. Это заповедь #153 и она звучит так: «Вести счёт месяцам и годам».

Первое, что обращает на себя внимание прочтение этой заповеди в Синодальном переводе, это наличие четырёх слов, которые во втором стихе выделены курсивом (в квадратных скобках). Это слова «да будет», повторяющиеся дважды, т.е. «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». Обыкновенно в Синодальном переводе курсивом выделяются слова, которых нет в оригинале, но которые вставляются переводчиком для связки смысла.

Вот как этот отрывок звучит в переводе Сончино: «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Что же эта заповедь может означать на практике?

Для начала рассмотрим понятие «месяц». Если обратиться к Новому словарю русского языка, то слово «месяц» имеет три значения:

  1. Луна, как небесное тело.
  2. 1/12 часть астрономического года, имеющая каждая самостоятельное название. Соответственно, от января по декабрь.
  3. Промежуток времени в 30 дней.

Между этими тремя определениями в русском языке нет полной синхронизации. Во-первых речь идёт о естественном спутнике земли, о небесном теле, которое обозначается словом «луна». Оборот луны вокруг земли составляет 30 дней. Если говорить точнее, то почти 29 1/2. Но 12 месяцев в современном календаре имеют разную продолжительность: от 28 до 31 дня.

Как же обстоит дело с понятием месяца непосредственно в Торе?

Обратимся, во-первых, к Брейшит / Бытие 1:14-17: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю…»

Термин «светила» Тора не использует в современном астрономическом смысле. Здесь просто представлено описание, как оно видится с поверхности земли. Т.е. и солнце и луна светят на землю. Однако, собственный это свет или отражённый, этот вопрос не поднимается. Для нас важнее другое. Эти небесные тела установлены для того, чтобы мерить время.

Сказано в Брейшит / Бытие 1:14: «…для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…» Год, как известно, это оборот земли вокруг солнца. День — обращение земли вокруг своей оси во свете солнца. А вот что такое «времена»? Из названных небесных тел осталась только луна.

И в действительности в Псалом 103:19 написано: «Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад». В Современном переводе РБО написано: «Ты луну сотворил, чтобы показывала время». Или в Переводе Кулакова написано: «Ты сотвори луну, как меру времени».

Таким образом, функция этого небесного тела, которое мы называем луной, заключается в том, чтобы мерять время, отмерять месяц.

Какой же продолжительности должен быть месяц? Мы уже кратко упомянули, как на этот вопрос отвечает астрономия, что касается времени оборота луны вокруг земли. Обратимся теперь непосредственно к Торе.

Брейшит / Бытие 7:11, 24: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

В этом отрывке Торы указывается начало периода: «второй месяц, в семнадцатый день месяца», также его продолжительность: «сто пятьдесят дней».

И вот в следующей главе в Брейшит / Бытие 8:3-4 читаем: «Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Здесь указан конец периода в 150 дней и он обозначен так: «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца». Начало периода это второй месяц, 17 день месяца, а конец периода в 150 дней, это седьмой месяц, тот же семнадцатый день месяца. Разница между началом и концом: 5 месяцев. 150 дней делим на 5, получаем 30. Библейский месяц состоит из 30 дней.

Исследуемая сегодня заповедь также является предписанием считать определённый месяц началом нового года. Когда же новый год согласно Библии? Какой именно месяц следует считать первым месяцем года?

Обратимся к книге Шмот / Исход 13:3-4: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве». В Синодальном переводе после слова Авив есть указание на сноску, в которой написано: «в месяце колосьев».

Слово «авив» означает «колосок». Если точнее, то речь идёт о молодых колосках ячменя. Как написано в Электронной Еврейской Энциклопедии: месяц весны. Итак, библейский новый год начинается весной.

У этого месяца в Библии есть ещё одно название. Есфирь 3:7: «В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [и пал жребий] на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар». Второе название первого месяца — это «нисан».

Сложность, однако, заключается в том, что лунный год из 12 месяцев составляет лишь 360 дней, а оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней. Т.е. лунный год на 5 дней короче солнечного. Если пользоваться только лунным счётом, то каждый год будет происходить потеря пяти дней. Вследствие чего месяцы будут сдвигаться по временам года.

Вместе с тем Авив должен быть всегда весной. Для того, чтобы синхронизировать эти системы счёта, когда в течение нескольких лет накапливаются дополнительные 30 дней, вставляют дополнительный тринадцатый месяц, который как двенадцатый тоже называется Адар.

Теперь очень важно задать следующий вопрос. В изначальной заповеди в Исход 12:2 написано: «месяц сей у вас началом месяцев, первым он у вас между месяцами года». Кого обозначает это местоимение «вас»? К кому оно относится сегодня? Вот как на этот вопрос отвечают Апостольские Писания.

1 Коринфянам 10:1-4 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

К кому обращается Апостол Павел? Вот, что написано в первых трёх стихах этого послания.

1 Коринфянам 1:1-3: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

Апостол Павел пишет христианам. В этническом отношении эти христиане не были иудеями, что явствует из 1 Коринфянам 10:18: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?»

Т.е. те, кого он приглашает посмотреть на Израиля по плоти — это язычники, уверовавшие в Иисуса Христа. И им он пишет: «отцы наши прошли сквозь море, ели манну, пили воду и их вёл Иисус Христос». Т.е. история выхода из Египта в контексте которой была дана заповедь отсчитывать месяцы особым образом и один из них считать началом года относится ко всем христианам. Это вопрос исторической памяти и самоидентификации. Это не их отцы, это наши отцы.

Однако, Священное Писание содержит и предостережение. В книге пророка Даниила 7:25 описывается богоборческая сила и сказано: «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».

Для нашего исследования сегодня важна фраза «отменить праздничные времена и закон». В оригинале сказано не отменить, а изменить, поменять. В оригинале книги Даниила это словосочетание используется всего ещё один раз в Даниила 2:20-21: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным».

Устанавливать время, устанавливать календарь — это Божья прерогатива, т.к. Он создал время и создал законы, управляющие им. Однако во исполнении библейских пророчеств в истории имела место атака на Божий календарь. В результате подавляющее число жителей земли не только не следуют этому календарю, но многие даже и не знают о его существовании.

Что всё это может означать на практике? Разные народы по разному отсчитывали время. Римская империя вела отсчёт от основания города Рим в 753 г. до н.э. Мусульманское исчисление ведётся от 16 июля 622 г. н.э. Это дата переселения Магомета и его последователей из Мекки в Медину.

Соответственно и представители разных религий отмечают новый год по разному. Мусульмане отмечают новый год по своему календарю. Буддисты по своему. Представители иных религий по своему.

И вот теперь вопрос вам, уважаемые слушатели. По какому календарю отмечаете новый год вы? Что определяет продолжительность вашего месяца?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к «Рош-Ходеш» Алекса Бленда

К Новомесячью Нисан. День рождения свыше(Алекс Бленд)
Божьи праздники в еврейской культуре(Алекс Бленд)
Рош Ходеш - Новолуние в еврейской традиции(ЕКЦ БейтДан)

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы