Чтение Торы в течение праздника Песах (Прошел мимо) с комментариями

Чтение Торы в течение праздника Песах (Прошёл мимо) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Чтение Торы и Пророков для праздника Песах (Пасха)

Тора / Шмот (Исход) 12:21-51 / Бо(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Бемидбар (Числа) 28:16-25 / Пинехас(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Йеhошуа (Иисус Навин) 5:2-18(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Йеhошуа (Иисус Навин) 6:1, 27(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 33:12-23 / Ки Тиса(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 34:1-26 / Ки Тиса(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Ваикра (Левит) 22:26-33 / Эмор(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Ваикра (Левит) 23:1-44 / Эмор(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 13:1-16 / Бо(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 22:24-31 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 23:1-19 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 34:1-26 / Ки Тиса(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Бемидбар (Числа) 9:1-14 / Бег̃аалотеха(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 13:17-22 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 14:1-31 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 15:1-26 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Бемидбар (Числа) 28:16-25 / Пинехас(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Шемуэйл II (2 Царств) 22:1-51(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к празднику Песах (Пасха) Виталия Олийника

Календарь (Тора сегодня)

((16.02.2018, #18 из цикла «Тора сегодня», Исход 12:1-2)

Конcпект

Сегодня мы изучаем первую заповедь книги Шмот / Исход 12:1-2: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года».

На основании этого отрывка Торы появилась следующая заповедь в числе традиционного списка из 613-ти заповедей. Это заповедь #153 и она звучит так: «Вести счёт месяцам и годам».

Первое, что обращает на себя внимание прочтение этой заповеди в Синодальном переводе, это наличие четырёх слов, которые во втором стихе выделены курсивом (в квадратных скобках). Это слова «да будет», повторяющиеся дважды, т.е. «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». Обыкновенно в Синодальном переводе курсивом выделяются слова, которых нет в оригинале, но которые вставляются переводчиком для связки смысла.

Вот как этот отрывок звучит в переводе Сончино: «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Что же эта заповедь может означать на практике?

Для начала рассмотрим понятие «месяц». Если обратиться к Новому словарю русского языка, то слово «месяц» имеет три значения:

  1. Луна, как небесное тело.
  2. 1/12 часть астрономического года, имеющая каждая самостоятельное название. Соответственно, от января по декабрь.
  3. Промежуток времени в 30 дней.

Между этими тремя определениями в русском языке нет полной синхронизации. Во-первых речь идёт о естественном спутнике земли, о небесном теле, которое обозначается словом «луна». Оборот луны вокруг земли составляет 30 дней. Если говорить точнее, то почти 29 1/2. Но 12 месяцев в современном календаре имеют разную продолжительность: от 28 до 31 дня.

Как же обстоит дело с понятием месяца непосредственно в Торе?

Обратимся, во-первых, к Брейшит / Бытие 1:14-17: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю…»

Термин «светила» Тора не использует в современном астрономическом смысле. Здесь просто представлено описание, как оно видится с поверхности земли. Т.е. и солнце и луна светят на землю. Однако, собственный это свет или отражённый, этот вопрос не поднимается. Для нас важнее другое. Эти небесные тела установлены для того, чтобы мерить время.

Сказано в Брейшит / Бытие 1:14: «…для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…» Год, как известно, это оборот земли вокруг солнца. День — обращение земли вокруг своей оси во свете солнца. А вот что такое «времена»? Из названных небесных тел осталась только луна.

И в действительности в Псалом 103:19 написано: «Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад». В Современном переводе РБО написано: «Ты луну сотворил, чтобы показывала время». Или в Переводе Кулакова написано: «Ты сотвори луну, как меру времени».

Таким образом, функция этого небесного тела, которое мы называем луной, заключается в том, чтобы мерять время, отмерять месяц.

Какой же продолжительности должен быть месяц? Мы уже кратко упомянули, как на этот вопрос отвечает астрономия, что касается времени оборота луны вокруг земли. Обратимся теперь непосредственно к Торе.

Брейшит / Бытие 7:11, 24: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

В этом отрывке Торы указывается начало периода: «второй месяц, в семнадцатый день месяца», также его продолжительность: «сто пятьдесят дней».

И вот в следующей главе в Брейшит / Бытие 8:3-4 читаем: «Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Здесь указан конец периода в 150 дней и он обозначен так: «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца». Начало периода это второй месяц, 17 день месяца, а конец периода в 150 дней, это седьмой месяц, тот же семнадцатый день месяца. Разница между началом и концом: 5 месяцев. 150 дней делим на 5, получаем 30. Библейский месяц состоит из 30 дней.

Исследуемая сегодня заповедь также является предписанием считать определённый месяц началом нового года. Когда же новый год согласно Библии? Какой именно месяц следует считать первым месяцем года?

Обратимся к книге Шмот / Исход 13:3-4: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве». В Синодальном переводе после слова Авив есть указание на сноску, в которой написано: «в месяце колосьев».

Слово «авив» означает «колосок». Если точнее, то речь идёт о молодых колосках ячменя. Как написано в Электронной Еврейской Энциклопедии: месяц весны. Итак, библейский новый год начинается весной.

У этого месяца в Библии есть ещё одно название. Есфирь 3:7: «В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [и пал жребий] на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар». Второе название первого месяца — это «нисан».

Сложность, однако, заключается в том, что лунный год из 12 месяцев составляет лишь 360 дней, а оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней. Т.е. лунный год на 5 дней короче солнечного. Если пользоваться только лунным счётом, то каждый год будет происходить потеря пяти дней. Вследствие чего месяцы будут сдвигаться по временам года.

Вместе с тем Авив должен быть всегда весной. Для того, чтобы синхронизировать эти системы счёта, когда в течение нескольких лет накапливаются дополнительные 30 дней, вставляют дополнительный тринадцатый месяц, который как двенадцатый тоже называется Адар.

Теперь очень важно задать следующий вопрос. В изначальной заповеди в Исход 12:2 написано: «месяц сей у вас началом месяцев, первым он у вас между месяцами года». Кого обозначает это местоимение «вас»? К кому оно относится сегодня? Вот как на этот вопрос отвечают Апостольские Писания.

1 Коринфянам 10:1-4 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

К кому обращается Апостол Павел? Вот, что написано в первых трёх стихах этого послания.

1 Коринфянам 1:1-3: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

Апостол Павел пишет христианам. В этническом отношении эти христиане не были иудеями, что явствует из 1 Коринфянам 10:18: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?»

Т.е. те, кого он приглашает посмотреть на Израиля по плоти — это язычники, уверовавшие в Иисуса Христа. И им он пишет: «отцы наши прошли сквозь море, ели манну, пили воду и их вёл Иисус Христос». Т.е. история выхода из Египта в контексте которой была дана заповедь отсчитывать месяцы особым образом и один из них считать началом года относится ко всем христианам. Это вопрос исторической памяти и самоидентификации. Это не их отцы, это наши отцы.

Однако, Священное Писание содержит и предостережение. В книге пророка Даниила 7:25 описывается богоборческая сила и сказано: «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».

Для нашего исследования сегодня важна фраза «отменить праздничные времена и закон». В оригинале сказано не отменить, а изменить, поменять. В оригинале книги Даниила это словосочетание используется всего ещё один раз в Даниила 2:20-21: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным».

Устанавливать время, устанавливать календарь — это Божья прерогатива, т.к. Он создал время и создал законы, управляющие им. Однако во исполнении библейских пророчеств в истории имела место атака на Божий календарь. В результате подавляющее число жителей земли не только не следуют этому календарю, но многие даже и не знают о его существовании.

Что всё это может означать на практике? Разные народы по разному отсчитывали время. Римская империя вела отсчёт от основания города Рим в 753 г. до н.э. Мусульманское исчисление ведётся от 16 июля 622 г. н.э. Это дата переселения Магомета и его последователей из Мекки в Медину.

Соответственно и представители разных религий отмечают новый год по разному. Мусульмане отмечают новый год по своему календарю. Буддисты по своему. Представители иных религий по своему.

И вот теперь вопрос вам, уважаемые слушатели. По какому календарю отмечаете новый год вы? Что определяет продолжительность вашего месяца?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


7 праздников Святилища (Тора и Евангелие)

(03.05.2018, #31 из цикла «Тора и Евангелие», Левит 23)

Конcпект

В нашей недельной главе в Левит 23 перечисляются все семь праздников святилища. Сегодня мы совершим краткий обзор этих праздников и посмотрим, что оних сказано в Апостольских Писаниях.

Первый из праздников — это Пейсах, Пасха. Левит 23:4-5: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня…».

Этот первый месяц в Библии имеет два названия. Во-первых, Авив. Во-вторых, Нисан. В 14-ый день этого месяца праздновался праздник Пейсах.

Главная идея этого праздника — это освобождение из Египетского рабства. А центральным элементом праздника был пасхальный агнец. Фактически он называется Пасхой.

Исход 12:21-23: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».

Как известно, слово «Пейсах» означает «прохождение мимо». Этим же словом обозначался пасхальный агнец, благодаря которому и стало прохождение губителя мимо. Во время той самой памятной первой Пасхи произошло спасение кровью агнца.

В Апостольских Писаниях очень много говорится о празднике Пейсах. В том числе речь идёт о прообразном значении этого праздника.

В Иоанна 1:29 записаны слова священника по имени Иоанн, по еврейски Йоханан: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».

В 1 Коринфянам 5:7 написано: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Иисус Христос был распят именно 14 Нисана, в то время, когда закалали пасхального агнца. Согласно Апостольским Писаниям, в нём воплотилось прообразное значение Пейсаха.

О втором празднике святилища в книге В Левит 23:6 написано так: «И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки».

Этот праздник, который шёл сразу после Пейсаха и праздновался в течение семи дней, называют «хаг ха мацот — праздник опресноков». Главная идея праздника — это воспоминание о хлебе, который ели при выходе из Египта.

Исход 12:39 говорит: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу».

Однако у мацы, у опресноков было и символическое значение. Как написано в электронной еврейской энциклопедии: «С давних времён хамец и сеор (т.е. закваска, брожёное) символически воспринимались как проявление сил зла». Поэтому праздник мацы — это ещё праздник свободы от зла и греха.

Вот как значение праздника мацы раскрывается в Апостольских Писаниях. Читаем Матфея 26:26″ «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Опресноки, неброжёный хлеб, представляет Самого Иисуса, Йешуа, который согласно Апостольским Писаниям не сделал никакого греха и был чистым, беспорочным.

Есть и ещё одно значение, очень тесно связанное с этим. 1 Коринфянам 5:6-7 написано: «…Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Благодаря смерти Йешуа, который взял на себя грехи всего мира и умер в качестве пасхальной жертвы, все грехи были оплачены и соответственно уничтожены. Таким образом пришла свобода над злом, свобода над грехом. И эта победа над силой греха доступна теперь нам. Вы, сказано, бесквассны!

Третий праздник святилища описан в Левит 23:9-11: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник…»

Этот праздник называется «омер ха-тнуфа», т.е. «сноп возношения, сноп поднятия». Как написано в комментарии Сончино: «Жертву первого снопа приносили 16 Нисана».

В отличие от первых двух праздников, праздник первого снопа не связан с историческими событиями. Сказано: «когда придете в землю». Его смысл устремлён в будущее. Зерно хоронят в землю, там оно умирает, но восстает в ином, более славном образе.

В Септуагинте, греческом переводе Торы, первый сноп обозначается термином «апархэ». Этот термин нередко встречается в Апостольских Писаниях, которые были написаны на греческом языке. Например в 1 Коринфянам 15:20 написано: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Слово «первенец» в оригинале «апархэ».

В современных переводах, таких как Слово Жизни, Стерн и иных вместо слова «первенец» используется фраза «первый плод». Это тот же самый термин, который описывает первый сноп в Торе. Таким образом воскресение Иисуса Христа из мёртвых обозначается термином «первый сноп».

Согласно традиционным хронологическим данным Апостольских Писаний Иисус Христос был распят на Пасху, а воскрес на третий день. Пасха приходится на 14 Нисана, а на третий день, 16 Нисана празднуется «первый сноп». Христос воскрес 16 Нисана в день принесения первого снопа и затем вознёсся. «Сноп возношения».

Прочитаем теперь о четвёртом празднике святилища. Левит 23:15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу».

Этот праздник называется праздник Шавуот, праздник недель. Он празднуется 6-го Сивана. Главная идея праздника заключается в следующем. Согласно классическому иудейскому комментарию Сончино: «В Шавуот мы празднуем дарование Торы на горе Синай на пятидесятый день после исхода евреев из Египта».

Мидраш, раввинистическое толкование Священного Писания говорит, что когда Бог даровал Тору на Синае, Его громоподобный голос звучал на «семидесяти языках, чтобы поняли все народы» (Шмот Раба 5:9). Из письменной Торы мы знаем, что у горы Синай стояло множество разноплеменных людей и все они поняли голос Божий.

Когда мы открываем Апостольские Писания, в Деяния 2:1-8 описано следующее: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».

На Пятидесятницу, на праздник Шавуот, произошло чудо провозглашения Божьей истины на разных языках, повторение чуда дарования Торы.

На этом заканчивается краткий обзор весенних праздников Торы. После весенних праздников наступает перерыв. И последние три приходятся на осень. Они же друг с другом тоже связаны, как связаны друг с другом весенние праздники.

Пятый праздник святилища приходится на первое число месяца Афаним, который позже начал называться Тишрей. Это начало так называемого гражданского года. Потому праздник называется «Рош ха-Шана, Глава года». В Торе же он назван «йом ха-труа», т.е. «День трубного звука». Главная идея праздника — это начало десяти дней трепета, дней покаяния, подготовка к Судному Дню. Перед наступлением суда Бог всегда даёт время приготовиться, предупреждает о нём заранее. Празднику Труб в Апостольских Писаниях соответствует так называемая трёхангельская весть, которая предостерегает о наступлении суда.

10-го Тишрей наступает шестой праздник Йом Кипур, День Очищения, он же День Суда, во время которого очищается святилище и очищается народ. Все грехи, которые на протяжении года снимались с грешников, вносились во святилище. И вот теперь происходит очищение святилища.

В Апостольских Писаниях в Евреям 8 и 9 рассказывается о наличие небесного святилища, которое тоже должно быть очищено. Это время вселенского суда. Агнец Божий Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира и внёс Свою Кровь в небесное святилище. Таким образом внеся туда грех. Однако настанет момент, когда святилище будет очищено.

И, наконец, последний праздник, седьмой по счёту, праздник кущей, праздник Суккот, он является прообразом Царствия Божия, о наступлении которого именно языком праздника кущей также сказано в Апостольских Писаниях.

Сегодня, сравнивая описания праздников в Торе и в Апостольских Писаниях, мы находим, что они имели прообразное значение. Большая часть из них уже исполнилась в точном соответствии с библейским календарём. Это даёт нам уверенность в исполнении оставшихся праздников. Божий план спасения, отражённый в праздниках Торы, воплотится во всей своей полноте.


  1. Тема: «Пасха и омовение нечистоты» (11.06.2010). Ссылки: Числа 9:1-14; Числа 19:11-13; Исход 30:17-21; Еврейская Энциклопедия; Пасхальная Агада; Талмуд о Пасхальном Седере; Иоанна 13:1-5; 6-7, 14-16, 8-11.
  2. Тема: «Разрушение храма» (18.09.2009, из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»). Ссылки:
  3. Тема: «Прообраз и действительность» (27.09.2009, из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»). Ссылки:
  4. Тема: «Разница между Шаббатом и Праздниками» (14.05.2010). Ссылки:

Праздник Песах: Комментарии

Тора14-21 Нисан

Пасха: первая, последующее празднование и прообразное значение / Годичный цикл чтения Торы (2010-11)(Виталий Олийник)
Пасха / Дьявольщина в популярных праздниках (2015)(Виталий Олийник)
Праздник Пасхи / Тайна Мессии в Праздниках Торы (2009)(Виталий Олийник)
Праздник опресноков / Тайна Мессии в Праздниках Торы (2009)(Виталий Олийник)
Праздник первого снопа / Тайна Мессии в Праздниках Торы (2009)(Виталий Олийник)
Пасхальный агнец / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Праздник опресноков / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)

Комментарии к празднику Песах (Пасха) Алекса Бленда

  1. Тема: «Божьи праздники в еврейской культуре» (21.09.2017). Ссылки:

Праздник Песах: Комментарии

Тора14-21 Нисан

Подготовка к Празднику Песах(Алекс Бленд)
Пасхальный Седер. Храмовое служение (2017)(Алекс Бленд)
Духовные смыслы Пасхального Седера - 1 (2018)(Алекс Бленд)
Духовные смыслы Пасхального Седера - 2 (2018)(Алекс Бленд)
Духовные смыслы Пасхального Седера - 3 (2018)(Алекс Бленд)
История Пасхальной Агады - 1(Алекс Бленд)
История Пасхальной Агады - 2(Алекс Бленд)
Вечеря. Еврейский взгляд - 1(Алекс Бленд)
Вечеря. Еврейский взгляд - 2(Алекс Бленд)
Отсчёт Омера. Путь к святости(Алекс Бленд)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: