Праздник Йом Кипур (День Очищения) — чтение Торы, Гафтара и комментарии

Праздник «Йом Кипур» / «День Очищения» — чтение Торы (Ваикра / Левит 16:1-34; 18:1-30; Бемидбар / Числа 29:7-16), дополнительное чтение / Гафтара (Йешаягу / Исаия 57:14 — 58:14; Йона / Иона 1:1 — 4:11) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментирует Виталий Олийник.

Чтение Торы к Празднику «Йом Кипур» (День очищения)

  1. Тора: Ваикра / Левит 16:1-34;
  2. Тора: Ваикра / Левит 18:1-30;
  3. Тора: Бемидбар / Числа 29:7-16;
Книга Левит, Глава 16 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 18 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 29 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) к празднику «Йом Кипур»

  1. Невиим: Йешаягу / Исаия 57:14 — 58:14;
  2. Невиим: Йона / Иона 1:1 — 4:11.
Книга Пророка Исаии, Глава 57 (Невиим: Йешаягу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 58 (Невиим: Йешаягу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Ионы, Глава 1 (Невиим: Йона)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Ионы, Глава 2 (Невиим: Йона)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Ионы, Глава 3 (Невиим: Йона)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Ионы, Глава 4 (Невиим: Йона)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к Празднику «Йом Кипур» Виталия Олийника

Основные параметры смысла Йом Кипур (Тора 2007-08)

(25.04.2008, #29 из цикла «Годичый цикл чтения Торы», Левит 16)

Основные параметры смысла Йом Кипур (25.04.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

Сегодня перед нами очередная глава Торы, которая содержит три главы из книги Левит: 16, 17 и 18. Мы сегодня сосредоточим своё внимание на Левит 16, где описывается служение дня очищения.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Личные действия для очищения в Йом Кипур (Тора 2010-11)

(06.05.2011, #29 из цикла «Годичый цикл чтения Торы», Левит 16)

Личные действия для очищения в Йом Кипур (06.05.2011)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


День очищений, День искуплений (Тора 2011-12)

(04.05.2012, #29 из цикла «Годичый цикл чтения Торы», Левит 16)

День очищений, День искуплений (04.05.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Разрушение храма (Тайна Мессии в Праздниках Торы)

(18.09.2009, #07 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы», )

Разрушение храма (18.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник День очищения (Тайна Мессии в Праздниках Торы)

(24.09.2009, #07 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы», )

Праздник День очищения (24.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Прообраз и действительность (Тайна Мессии в Праздниках Торы)

(27.09.2009, #07 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы», )

Прообраз и действительность (27.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Жертвы судного дня (Значение храмовых жертв в духовном опыте)

(28.09.2012, #10 из цикла «Значение храмовых жертв в духовном опыте», Левит 16:6-10, 32-34)

Конcпект

Левит 16:6-10, 32-34

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Два календаря (Годичный цикл чтения Торы 2012-13)

(01.02.2012, #15 из цикла «Годичый цикл чтения Торы», Исход 1:2)

Два календаря (01.02.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Законы касательно козла отпущения (Тора и Евангелие)

(24.04.2018, #29-30 из цикла «Тора и Евангелие», Левит 16:7-10, 20-22)

Конcпект

В отрывке для чтения на этой неделе встречается фраза, ставшая широко известной далеко за пределами иудаизма. Это фраза козёл отпущения. Или, как в Синодальном переводе, козёл для отпущения. Наш комментарий сегодня будет посвящён отрывку, который содержит законы, предписывающие действия по отношению к козлу отпущения.

Ваикра / Левит 16:7-10, 20-22: И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения… И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.

В начале отметим кратко терминологию, которая описывает это второе животное. Согласно синодальному переводу оно предназначено для отпущения. В оригинале же сказано: ла азазел, т.е. для Азазела. Чуть позже сегодня мы коснёмся значения термина Азазел.

Тора предписывает над двумя козлами бросить жребий.

Мишна, тракт. Йома, 39 а: «Козлы помещались перед первосвященником, один справа, а другой слева от него. Две таблички, на которых было написано, соответственно, «для Господа» и «для Азазела» клались в урну. Первосвященник опускал обе руки в урну, брал по табличке в каждую руку и возлагал их на головы козлов. Козёл со жребием, на котором написано «Господу», приносился в жертву. А козёл со жребием, на котором написано «Азазелу» отсылается к Азазелу».

Кто же такой Азазел? Как пишет раввин Плаут в своём комментарии на Тору: «Одной из особенностей древней церемонии Йом Кипура, неизменно вызывающей недоумение, является отправка козла отпущения Азазелу. Последний был вероятно демоническим обитателем пустыни, чьё место пребывания считалось центром нечистоты. В апокрифических еврейских произведениях, созданных за последние несколько веков до новой эры, рассказывается об ангелах, которых склонили к восстанию против Бога. В этих описаниях Азазел является одним из двух вождей восстания».

В постталмудических источниках имеется сходная история о двух восставших ангелах, Узе и Азаэле. Оба имени являются вариантами имени Азазель. Согласно комментарию Рамбама, Азазель представляет силы зла.

Щедровицкий в своём комментарии на Тору пишет: «Кто такой Азазел? О нём рассказывается в талмудической и мидрашитской литературе. Это повелитель демонических сил, князь падших ангелов, дух зла».

Согласно комментарию Ришара Элафера, раввина из Иерусалима, в современном еврейском существует оскорбление «лех ла азазел», что соответствует русскому «иди к чёрту». Элафер далее пишет: «По невежеству большинство христиан отождествляют козла для отпущения с Машиахом. Простое знание использования этого термина иудеями помогло бы им понять, что Азазел не может быть Машиахом, но это дьявол».

В действительности в христианстве считается, что жертвы святилища указывали на жертву Машиаха, Мессии, Помазанника, Спасителя. Однако из двух козлов, которые использовались во время праздника Йом Кипур, только одно животное приносилось в жертву. Это «козёл для Господа». А так называемый «козёл для отпущения», в подлиннике «козёл для Азазела» — не являлся жертвенным животным.

Как написано в классическом иудейском комментарии Сончино: «Ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являются жертвами… Козёл призван напомнить народу о том, какой должна быть учать того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды».

Согласно Левит 16, беззакония исповедовались над головой козла для Азазела уже после того, как был принесён козёл для Господа и кровь его внесена во святилище для очищения. Действия над козлом для Азазела осуществлялись уже после очищения Святилища. Он потому никак не связан с прощением грехов. Его функция совершенно иная. Какая же?

В Левит 16:22 написано: «И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую…» Вот как фраза «в землю непроходимую» передаётся в иудейских переводах.

Перевод Сончино: «И понесёт на себе козёл все провинности их в страну обрывов». В переводе Фримы Гурфинкель написано: «И понесёт козёл на себе все их провины на землю отвесно иссечённую».

В комментарии Сончино сказано: «Букв. «земля, пронизанная трещинами» или «отрезанная земля». Козла сбрасывали со скалы в пустынной местности, и его останки невозможно было найти… Как козёл никогда не вернётся, так не останется даже воспоминания о грехах, в которых народ раскаялся и которые были прощены».

Таким образом главная прообразная суть действий над козлом для Азазела сводится к тому, что он символизирует полное устранение грехов. Согласно англоязычному библейскому комментарию, при таком понимании упомянутого еврейского слова Азазел, грехи Израиля как бы возвращались назад к первоисточнику зла, к сатане. И, соответственно, учать этого козла указывала на окончательную участь сатаны.

Что же говорится об окончательной участи сатаны в Танахе?

Иезекииля 28:13-18: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония…»

Итак, Танах рассказывает об ангельском существе, которое затем согрешило. Далее написано:

«…и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. …Множеством беззаконий твоих… ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя».

Помазанный херувим, восставший против Бога, низвергнутый на землю, будет в конечном итоге уничтожен огнём.

А вот какая картина открывается у пророка Исаии 14:12-15: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Итак, пророчества Танаха предвозвещают окончательное уничтожение восставшего против Бога ангела. Именно его судьба прообразно представлена в действиях, которые совершались в Йом Кипур над козлом для Азазела.

В Талмуде, разд. Рош ха-Шана 31 а написано: «Рав Катина говорил: Мир просуществует шесть тысяч лет, затем одну тысячу лет он будет в запустении».

Подобные слова мы находим и в Апостольских Писаниях.

Откровение 20:1-3: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать…»

Иоанн рисует окончательную участь сатаны в категориях и образах иудейской традиции, связанной с козлом отпущения, подобно тому как козёл отводился в пустынное место м бросался с отвесной скалы, согласно книги Откровения, сатану повергнут в бездну.

Далее в Откровение 20:7, 9-10, 14: написано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской… И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков… И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

В озере огненном наступит смерть, как и предсказано пророками древности: «и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя». Над злом будет одержана окончательная и полная победа. Оно будет полностью уничтожено и никогда более не вернётся.


Два козла в служении Дня Очищения (Тора в РРИ)

(13.05.2018, #29-30 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Левит 16:7-10, 20-22)

Конcпект

Левит 16:7-10, 20-22:


7 праздников Святилища (Тора и Евангелие)

(03.05.2018, #31 из цикла «Тора и Евангелие», Левит 23)

Конcпект

В нашей недельной главе в Левит 23 перечисляются все семь праздников святилища. Сегодня мы совершим краткий обзор этих праздников и посмотрим, что оних сказано в Апостольских Писаниях.

Первый из праздников — это Пейсах, Пасха. Левит 23:4-5: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня…».

Этот первый месяц в Библии имеет два названия. Во-первых, Авив. Во-вторых, Нисан. В 14-ый день этого месяца праздновался праздник Пейсах.

Главная идея этого праздника — это освобождение из Египетского рабства. А центральным элементом праздника был пасхальный агнец. Фактически он называется Пасхой.

Исход 12:21-23: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».

Как известно, слово «Пейсах» означает «прохождение мимо». Этим же словом обозначался пасхальный агнец, благодаря которому и стало прохождение губителя мимо. Во время той самой памятной первой Пасхи произошло спасение кровью агнца.

В Апостольских Писаниях очень много говорится о празднике Пейсах. В том числе речь идёт о прообразном значении этого праздника.

В Иоанна 1:29 записаны слова священника по имени Иоанн, по еврейски Йоханан: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».

В 1 Коринфянам 5:7 написано: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Иисус Христос был распят именно 14 Нисана, в то время, когда закалали пасхального агнца. Согласно Апостольским Писаниям, в нём воплотилось прообразное значение Пейсаха.

О втором празднике святилища в книге В Левит 23:6 написано так: «И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки».

Этот праздник, который шёл сразу после Пейсаха и праздновался в течение семи дней, называют «хаг ха мацот — праздник опресноков». Главная идея праздника — это воспоминание о хлебе, который ели при выходе из Египта.

Исход 12:39 говорит: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу».

Однако у мацы, у опресноков было и символическое значение. Как написано в электронной еврейской энциклопедии: «С давних времён хамец и сеор (т.е. закваска, брожёное) символически воспринимались как проявление сил зла». Поэтому праздник мацы — это ещё праздник свободы от зла и греха.

Вот как значение праздника мацы раскрывается в Апостольских Писаниях. Читаем Матфея 26:26″ «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Опресноки, неброжёный хлеб, представляет Самого Иисуса, Йешуа, который согласно Апостольским Писаниям не сделал никакого греха и был чистым, беспорочным.

Есть и ещё одно значение, очень тесно связанное с этим. 1 Коринфянам 5:6-7 написано: «…Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Благодаря смерти Йешуа, который взял на себя грехи всего мира и умер в качестве пасхальной жертвы, все грехи были оплачены и соответственно уничтожены. Таким образом пришла свобода над злом, свобода над грехом. И эта победа над силой греха доступна теперь нам. Вы, сказано, бесквассны!

Третий праздник святилища описан в Левит 23:9-11: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник…»

Этот праздник называется «омер ха-тнуфа», т.е. «сноп возношения, сноп поднятия». Как написано в комментарии Сончино: «Жертву первого снопа приносили 16 Нисана».

В отличие от первых двух праздников, праздник первого снопа не связан с историческими событиями. Сказано: «когда придете в землю». Его смысл устремлён в будущее. Зерно хоронят в землю, там оно умирает, но восстает в ином, более славном образе.

В Септуагинте, греческом переводе Торы, первый сноп обозначается термином «апархэ». Этот термин нередко встречается в Апостольских Писаниях, которые были написаны на греческом языке. Например в 1 Коринфянам 15:20 написано: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Слово «первенец» в оригинале «апархэ».

В современных переводах, таких как Слово Жизни, Стерн и иных вместо слова «первенец» используется фраза «первый плод». Это тот же самый термин, который описывает первый сноп в Торе. Таким образом воскресение Иисуса Христа из мёртвых обозначается термином «первый сноп».

Согласно традиционным хронологическим данным Апостольских Писаний Иисус Христос был распят на Пасху, а воскрес на третий день. Пасха приходится на 14 Нисана, а на третий день, 16 Нисана празднуется «первый сноп». Христос воскрес 16 Нисана в день принесения первого снопа и затем вознёсся. «Сноп возношения».

Прочитаем теперь о четвёртом празднике святилища. Левит 23:15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу».

Этот праздник называется праздник Шавуот, праздник недель. Он празднуется 6-го Сивана. Главная идея праздника заключается в следующем. Согласно классическому иудейскому комментарию Сончино: «В Шавуот мы празднуем дарование Торы на горе Синай на пятидесятый день после исхода евреев из Египта».

Мидраш, раввинистическое толкование Священного Писания говорит, что когда Бог даровал Тору на Синае, Его громоподобный голос звучал на «семидесяти языках, чтобы поняли все народы» (Шмот Раба 5:9). Из письменной Торы мы знаем, что у горы Синай стояло множество разноплеменных людей и все они поняли голос Божий.

Когда мы открываем Апостольские Писания, в Деяния 2:1-8 описано следующее: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».

На Пятидесятницу, на праздник Шавуот, произошло чудо провозглашения Божьей истины на разных языках, повторение чуда дарования Торы.

На этом заканчивается краткий обзор весенних праздников Торы. После весенних праздников наступает перерыв. И последние три приходятся на осень. Они же друг с другом тоже связаны, как связаны друг с другом весенние праздники.

Пятый праздник святилища приходится на первое число месяца Афаним, который позже начал называться Тишрей. Это начало так называемого гражданского года. Потому праздник называется «Рош ха-Шана, Глава года». В Торе же он назван «йом ха-труа», т.е. «День трубного звука». Главная идея праздника — это начало десяти дней трепета, дней покаяния, подготовка к Судному Дню. Перед наступлением суда Бог всегда даёт время приготовиться, предупреждает о нём заранее. Празднику Труб в Апостольских Писаниях соответствует так называемая трёхангельская весть, которая предостерегает о наступлении суда.

10-го Тишрей наступает шестой праздник Йом Кипур, День Очищения, он же День Суда, во время которого очищается святилище и очищается народ. Все грехи, которые на протяжении года снимались с грешников, вносились во святилище. И вот теперь происходит очищение святилища.

В Апостольских Писаниях в Евреям 8 и 9 рассказывается о наличие небесного святилища, которое тоже должно быть очищено. Это время вселенского суда. Агнец Божий Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира и внёс Свою Кровь в небесное святилище. Таким образом внеся туда грех. Однако настанет момент, когда святилище будет очищено.

И, наконец, последний праздник, седьмой по счёту, праздник кущей, праздник Суккот, он является прообразом Царствия Божия, о наступлении которого именно языком праздника кущей также сказано в Апостольских Писаниях.

Сегодня, сравнивая описания праздников в Торе и в Апостольских Писаниях, мы находим, что они имели прообразное значение. Большая часть из них уже исполнилась в точном соответствии с библейским календарём. Это даёт нам уверенность в исполнении оставшихся праздников. Божий план спасения, отражённый в праздниках Торы, воплотится во всей своей полноте.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы