Недельная глава Торы 51: Ницавим (Вы стоите) с комментариями

Недельные главы Торы на сегодня: #42 Матот (Колена) и #43 Масэй (Станы)

12 — 18 июля 2020 / 20 — 26 Тамуз 5780 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Недельная глава Торы 51: «Ницавим» / «Вы стоите» (Дварим 29:9 — 30:20 / Второзаконие 29:10 — 30:20), дополнительное чтение (Йешайяу / Исаия 61:10 — 63:9) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментирует Виталий Олийник.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): 1, 2, 3 Иоанна; Иуды; Римлянам 9:30 — 10:13; Евреям 12:14-15.

Разделы недельной главы Торы «Ницавим» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора / Дварим 29:9 — 29:11 (Второзаконие 29:9 — 29:11).
  2. ПН: Тора / Дварим 29:12 — 29:14 (Второзаконие 29:12 — 29:14).
  3. ВТ: Тора / Дварим 29:15 — 29:28 (Второзаконие 29:15 — 29:28).
  4. СР: Тора / Дварим 30:1 — 30:6 (Второзаконие 30:1 — 30:6).
  5. ЧТ: Тора / Дварим 30:7 — 30:10 (Второзаконие 30:7 — 30:10).
  6. ПТ: Тора / Дварим 30:11 — 30:14 (Второзаконие 30:11 — 30:14).
  7. СБ: Тора / Дварим 30:15 — 30:20 (Второзаконие 30:15 — 30:20).
Книга Второзаконие, Глава 29 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 30 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ницавим»

  1. Невиим / Йешайяу 61:10 — 63:9 (Исаия 61:10 — 63:9).
Книга Пророка Исаии, Глава 61 (Невиим / Йешайяу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 62 (Невиим / Йешайяу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 63 (Невиим / Йешайяу)(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к недельной главе Торы «Ницавим» Виталия Олийника

Природа Торы

(17.10.2008, #51-52 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 30:10-14)

Природа Торы (17.10.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 30:11-14 — о какой заповеди идёт речь? Второзаконие 30:10-11«заповедь сия» — это Тора, это книга закона, это весь закон.

Перед нами в этом отрывке раскрывается природа Торы, суть Торы, суть Пятикнижья, очень глубоко и основательно.

Во-первых, сказано, эта заповедь, которую Я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя. Что значит «не недоступна»? Это может означать свободный доступ, чтоб её получить. Но это может означать и нечто иное в русском языке. Что значит доступна и не доступна? Понятна или не понятна.

И вот именно так передают значение этого слова современные переводы. Современный перевод РБО: «Повеления, которые Я возвещаю вам ныне, не выше вашего разумения».

Не знаю, как вам, а мне приходилось достаточно часто, живя в России, слышать такую фразу: «Это не для средних умов». Это обыкновенно возглашается тогда, когда кто-то не может никак сообразить. Его успокаивают: «Не переживай, это не для средних умов, на тебя и не было рассчитано изначально». Так вот, точно такое же отношение к Библии, к Торе в частности у многих. Т.е. это не для средних умов, вот для специалистов, для знающих оригинал, для знающих историю, для знающих богословие, для натренированных и т.д. Вот для них это понятно более-менее. А вот для людей простых, не искушённых богословием, людей, которые не занимались, у них просто не было времени, возможности для этого, чтобы исследовать Тору, она конечно же часто представляется, как книга за семью печатями.

Так вот, мы узнаём, во-первых, касательно природы Торы, что Тора по своей природе доступна, она не выше вашего разумения.

Комментарий Гирша: «Отличительной чертой заповедей Торы является ясность. Они не имеют ничего общего с эзотерическими культами язычников и далеки от мистических действий».

Очень интересно, что в переводе, который издан в иудаизме, сказано: «не загадочна она».

«Не выше вашего разумения», говорит перевод РБО. А этот перевод: «Она не загадочна, она проста».

Итак, она дана для всех, её легко понять. Это утверждение касательно природы Торы.

Теперь это напоминает нам одно интересное место из Апостольских Посланий — 2 Коринфянам 1:13. Павел говорит: «Мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете».

Иными словами, за исключением каких-то особых отрывков, частей Священного Писания, которые представлены в форме аллегорий или символически, Библия дана ясным, простым, понятным языком. Иными словам, просто нужно верить тому, что вы читаете. Т.е. не нужно предполагать, что здесь что-то другое имеется ввиду, если вы узнали, уточнили перевод, если вы знаете, что Бог на самом деле сказал, вот это и есть тот смысл.

Потому, она не выше вашего разумения, она не загадочна, там написано то, что мы читаем. Т.е. значение, заключённое в словах, совпадает замыслу, который Бог имел, когда давал эти слова.

Что ещё мы узнаём касательно природы Торы?

Сказано: «Она не на небе». Что это значит? Комментарий Раши: Потому что, будь она на небе, тебе пришлось бы восходить к ней, чтобы изучать её. Просто представьте себе картину, всякий, кто захотел бы знать законы Божьи, волю Божью, он должен был каким-то образом обеспечить способ взбираться на небо, там её изучать, потом возвращаться на землю и тут жить по Торе. Если бы было так, то конечно же это было бы просто невозможно.

И потому Господь сделал то, что человек не мог сделать. Человек отступивший от Бога, согрешивший в Едемском саду против Бога, он в результате нарушения и искажения природы, заложенной в него Творцом… И потому Бог, для того, чтобы не оставить человека в неведении, стал ему снова открывать Свои законы, Свою волю, пока наконец не наступило время, когда произошло следующее.

Исход 19:16-20 — итак, она не на небе, не нужно человеку восходить, потому что Сам Всевышний сошёл физически, видимо, реально, на землю, на гору Синай. И там на этой горе произнёс вслух слова Десяти Заповедей, остальное, когда народ убоялся, Моисей записал. Т.е. Бог Тору с неба принёс на землю. Потому, Моисей говорит: Второзаконие 30:12. Бог это сделал, Он сошёл, потому что человек не может взойти.

Дальше сказано: Второзаконие 30:13. Итак, Тора уже здесь, закон Божий уже записан, он реально существует, он есть. Господь всё сделал для того, чтобы человек знал Его волю.

И вот теперь дальше сказано о природе Торы следующее: Второзаконие 30:14. Тора не на небе и не где-нибудь за морем или в водах или за водами, она находится очень близко.

Во-первых, в устах твоих. Что это значит? Вопрос к вам: в устах ли у вас Тора? У большинства Тора не в устах, а в книге. Но Божий замысел заключается в том, чтобы она была в устах. Давайте посмотрим, что это может означать.

Комментарий Щедровицкого: «В устах твоих» – это значит, что заповеди следует часто повторять, заучивать наизусть, беседовать о них, вникать в их смысл и проповедовать их соблюдение».

Т.е. Тора в устах — это то, о чём человек говорит, он её воспроизводит наизусть, он её обсуждает, он о ней проповедует, он ей обучает людей вокруг, он постоянно её повторяет.

Давайте посмотрим, какое наставление получил Иисус Навин в начале своего служения для народа — strong>Иисус Навин 1:8.

Вновь, почему от уст? Почему не от глаз? Т.е. речь идёт не просто о чтении. А это очень важно. В прошлой недельной главе мы читали, что весь текст Торы был написан на специальных камнях, чтобы каждый мог прийти и удостовериться, что Бог говорит на самом деле. Но помимо этого, она в устах твоих, да не отходит от уст твоих. Потому что она должна быть известна наизусть.

Что означает в сердце твоём? Что в целом в языке Священного Писания подразумевается под сердцем?

Сердце — это разум. А вот уже греки, они слово сердце использовали синонимом слова чувства. А в Библии сердце — это разум. А вот когда речь идёт о чувствах, обычно речь идёт о внутренностях, о внутренних органах. О пищеварительной системе и т.д.

Так вот, в сердце в библейском языке означает в разуме твоём.

Комментарий Щедровицкого: «В сердце твоем» – это значит, что слова Божьи должны господствовать над всеми помыслами и желаниями верующего. Ведь «в Законе Господа» заключена вся воля праведника»Псалом 1:1-2.

Он думает об этом, он углубляется, он исследует… Вот это в его мыслях, это в его сознании постоянно и день и ночь. Вот эта Божья цель.

Есть ли тут что-нибудь похожее на возможность формализма в служении Богу? Как некоторые христиане полагают: В Ветхом Завете главное было появиться на Богослужении в субботу, принести жертву, отдать десятинку и, как говориться, всё на этом, делами можно было заработать Божью милость. Ничего подобного вы не найдёте в Торе.

Господь неоднократно говорит: всем сердцем, всею душою, всем разумением твоим, всею крепостью твоей. Т.е. мы видим, что эти заповеди, эти законы, они должны быть в сознании человека постоянно. И он в своём сердце их слагает и это повиновение, это соблюдение идущее из естества человеческого. Не просто из желания какую-то создать видимость служения. Он этим живёт, он об этом помышляет, это его духовная пища.

Современный перевод РБО Второзаконие 30:14: «Очень близки к вам эти повеления, они у вас на устах и в памяти вашей, и вам по силам исполнять их». В Синодальном сказано: «и в сердце». А тут сказано: «и в памяти вашей».

Итак, мы выяснили, что эта заповедь, о которой говорит здесь Моисей, это все законы, все постановления, всё по Торе.

Мы выяснили также, что эта Тора какова по своей природе? Доступна, понятна, она не выше вашего разумения.

Далее, не нужно человеку пробираться сквозь слои атмосферы, сквозь созвездия, галактики, где-то пытаться искать там волю Божью. Бог всё сделал, она не на небе и не за морем, она не где-то далеко. Господь Сам сошёл, тебе не нужно восходить.

И она настолько близко, что цель теперь, чтобы она в памяти твоей жила, чтобы она у тебя была на устах, чтобы ты об этом говорил, чтобы ты это проповедовал, чтобы глубоко, основательно в твоём сознании все эти слова были запечатлены.

И вот теперь очень важный момент из Второзаконие 30:14: «чтобы знать его». Именно так часто относятся к слову Божьему. Человек сидит на проповеди и получает откровения из слова Божьего. Проповедь заканчивается и он говорит: «Очень много интересного сегодня узнал. Здорово! Теперь более образованным стал. Слава Богу за то, что очень хорошо и основательно Его слово преподаётся в Его церкви!».

Цель не в этом заключается.

Авраам Иаков Финкель «Разгадки Торы (стр. 249)»: «Раввин Ицхак говорил: Когда Тора близка вам? Когда она у вас на устах, когда вы ясно произносите её и в вашем сердце с намерением соблюдать её. Она не близка человеку, который изучает Тору скорее для научных, лингвистических или археологических исследований, чем с намерением её выполнять».

Итак, когда звучит слово Божье, когда закон Божий, воля Божья преподносится, каждый призван задавать следующий вопрос: «Что делать? Как это слово теперь будет влиять на мою жизнь? Как моя жизнь поменяется в результате? Как мои взаимоотношения с людьми вокруг поменяются? Что теперь мне нужно в себе силой Божьей исправить? Какими теперь мои взаимоотношения с Богом будут».

Да, академический интерес безусловно есть. Да, это просто интересно. Если бы у меня было больше времени, то я всё время бы посвящал исследованию слова Божьего. Настолько оно притягательно и глубоко, и интересно, познавательно… Но не в этом цель. Это всего лишь способ. Это всего лишь путь достижения цели.

Потому что Господь дал свой закон для чего? «Чтобы исполнять его». Вот цель. Потому что в этом законе, в этой Торе, во всём слове Божьем для нас благо сокрыто. Второзаконие 5:29 — вот цель. Т.е. Бог никогда не даёт закона, который был бы нам вреден. Он даёт законы для того, чтобы нам было хорошо. Это законы счастья, это правила счастливой жизни.

Итак, цель, чтобы исполнять её, дабы было хорошо вам и сынам их вовек.

Комментарий Джона Смита: «Но Моше не говорит: «Это легко». Он только утверждает: «Если твои уста будут постоянно повторять слова Торы, а сердце будет пронизано желанием постичь её глубинный смысл, исполнение заповедей станет для тебя столь же естественной потребностью, как стремление обеспечить пропитание для себя и своей семьи».

Если будешь говорить постоянно, если будешь изучать, это будет в сердце, в памяти, то тогда это станет естественным и тогда легче будет соблюдать.

Итак, на эту же тему, что смыслом изучения является исполнение говорил Иисус Христос в Своё время так же. Иоанна 7:17 — видите ключевой момент? «Кто хочет творить волю Божью». Не просто знать волю Божью, не просто расширить свой кругозор, а именно, кто желает жить по воле Божьей, тот узнает, тот разберётся, тот получит благословение.

Итак, нравится ли вам такая Тора и такой подход к Торе, такая природа её, природа законов Божьих, воли Божьей?

Теперь вот интересный вопрос. А в эпоху Нового Завета какая польза от всего этого? «Это же для евреев» — так многие говорят. «Это не для нас вообще!» Чего-то ещё и возмущаются. Говорят: «Вы можете себе представить? В христианской церкви изучается Тора!»

Но есть ли какое-то отношение к тем, кто живёт в эпоху Нового Завета?

Я хочу пригласить вас быстренько проанализировать один отрывочек из Послания Апостола Павла — Римлянам 10:4-10.

Это очень важный отрывок из Послания Апостола Павла. Давайте попытаемся в нём разобраться. Первый вопрос: Что Павел цитирует? Он цитирует Тору, Второзаконие 30:11-14.

Теперь второй вопрос: Какова природа этого отрывка? Т.е. какова природа этого отрывка Торы, который Павел цитирует?

Смотрите, что сказано. Римлянам 10:6: «А праведность от веры так говорит» и дальше идёт цитата из Второзакония.

И ещё чуть дальше сказано в Римлянам 10:8:. Т.е. кто проповедует? Апостол Павел и те, кто с ним.

Итак, обратите внимание, Апостол Павел что проповедует? Слово веры или же Евангелие или же Тору. Т.е. он цитирует слова, которые описывают Тору, и говорит: праведность от веры вот так говорит. Слово веры, которое мы проповедуем, говорит вот так и цитирует Тору.

Т.е. второе, что нам нужно отметить, это то, что речь идёт о праведности по вере, речь идёт о Евангелии, которое проповедовали Апостолы. Апостолы проповедовали ни что иное как Тору и Пророков. Фактически, Апостол Павел так и сказал: не говоря ничего, кроме того, о чём Моисей и Пророки писали, что так оно будет. Сказано: «мы ничего другого не проповедуем, только Тору и Пророков, т.е. только Танах проповедуем».

Т.е. вы видите, что по самим утверждениям Апостола не может быть никакого конфликта между вестью Торы и благой вестью или оправданием по вере и т.д.

Но это лишь только начало. Смотрите, что происходит в этом отрывочке? Когда мы с вами читали в книге Второзаконие: «тебе не нужно говорит: кто бы пошёл на небо, чтобы её принести», речь о чём шла? О Торе, да?

И также: «не ходи за море» или там «в бездну» и т.д., не ходи, не нужно, чтобы оттуда её принести.

А Апостол Павел, используя эти же самые слова, цитируя Второзаконие, говорит о ком? О Христе.

Т.е. иными словами, в сознании Апостола Павла Тора и Иисус Христос — это тождественные понятия. Моисей говорит о Торе, Апостол Павел говорит о Христе, но использует те же самые слова и цитирует то, что сказал Моисей.

Таким образом, в сознании проповедников Евангелия, в сознании Апостолов Тора и Иисус Христос — это одно и то же.

Где такая мысль у нас ещё ярче раскрыта? В Иоанна 1:1-3, 14. Т.е. слово, информация, нечто записанное становится плотью. Если вы сравните Евангелие от Иоанна и начало Торы, то вы увидите, что начинаются они одинаково: «берешит» => «в начале». И Бытие так начинается и Евангелие от Иоанна так начинается.

Т.е. Иоанн хочет нам показать, что то слово, которым устроены веки, которым всё было создано, видимое и невидимое и т.д., вот это слово, эта воля Божья, этот закон Божий, когда пришло время воплотился и явил себя в человеческой плоти.

Итак, Слово стало плотью. И потому у Апостолов нет в сознании никакого конфликта. Моисей пишет о Торе, Павел пишет об Иисусе Христе, используя один и тот же отрывок.

Итак, в своё время Господь сошёл и принёс Тору в записанном виде, дал её Моисею. Продиктовал её Моисею и Моисей её записал. Он физически сошёл на землю.

Прошло 15 веков, Бог снова принёс Тору. Только теперь уже не в виде документа, не в виде букв или слов, а в виде Сына Божьего, ставшего человеком на земле.

Итак, Тора и Иисус Христос — это тождественные, полностью взаимозаменяемые понятия. Потому, нам нужно задать теперь последний вопрос по этому отрывочку. Что же тогда значит «конец закона Христос» в Римлянам 10:4?

Конечно же мы можем понять антиномистов, переводивших этот отрывок Священного Писания… Антиномист — это тот, кто выступает против закона. Потому что «конец закона Христос» — это излюбленный отрывок тех, кто не желает осложнять себе жизнь 613-ю заповедями.

Но теперь давайте посмотрим, что говорит оригинал на самом деле, что Павел написал.

Слово «конец» в подлиннике — это греческое слово «тэлос». Что оно значит? Оно может означать «конец, вывод, завершение, цель. исполнение» и т.д. И вот теперь представьте себя на месте переводчика. Вы читаете: «тэлос закона Христос». «Воплощение, исполнение, цель закона Христос». В смысле, что во Христе Иисусе эта Тора была целиком явлена.

Т.е. если прочитать хотя бы чуть-чуть дальше пару этих стишочков и увидеть, что Павел заявляет, что оказывается оправдание по вере — это весть Торы. И что то, что они проповедуют, слово веры — это весть Торы… То тогда никак нельзя будет сказать, что конец закона Христос. Это не конец ни коим образом.

Это крайне неверный перевод. И он очень сильно искажает то, что Апостол на самом деле имел ввиду. Потому что у Торы не бывает конца. Тора вечна по своей природе. Потому что Бог вечен её давший и Бог вечен её воплотивший в Себе. И Бог вечен, Который по прежнему для нас её предлагает. Т.е. природа Торы над временем, она не земного характера. Она была на небе, теперь она на земле. Она частица неба, она по своей природе вечна.

Очень интересно Кулаков переводит данный отрывочек: «Но во Христе уже достигнута цель, что была законом указана. Так, что теперь обрести праведность может каждый, кто верует в Него».

Итак, перед нами описание того, как в своё время Сам Бог пришёл на землю, воплотил в Себе Тору, показал какова она на практике, как её нужно исполнять.

Он подчинился закону…

Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, Я пришёл исполнить, воплотить в Себе, Я есть Тора, Я есть закон наглядный из плоти и крови.

И вот именно эта цель стоит перед каждым из нас. Потому что это слово должно быть где? В устах твоих, в сердце твоём, чтобы соблюдать, чтобы исполнять её, дабы хорошо было тебе и сынам твоим во век. Аминь.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Смысл Праздника Кущей

(20.09.2013, #51-52 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 29:10-15)

Смысл Праздника Кущей (20.09.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 29:10-15

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Обрезание сердца (Тора и Евангелие)

(04.09.2018, #51 из цикла «Тора и Евангелие», Второзаконие 30:6)

Конcпект

Второзаконие 29:10«вы стоите» => «ницавим» (евр.).

Второзаконие 30:6 — перед нами неожиданная фраза «обрезание сердца». О чём идёт речь? Описывается ли здесь операция на сердце? Что там можно обрезать? Идёт ли речь об удалении холестерина?

«Обрезание сердца» — вот тема нашего исследования сегодня. Одним из ключевых понятий в исследовании этого вопроса является слово «необрезанный». В подлиннике в древнееврейском «арэль».

Оказывается, у него есть довольно необычное использование в Торе. Например, Исход 6:29-30. Удалось ли вам распознать термин «необрезанный» в этих стихах. Каким словом переведено в синодальном переводе древнееврейское «арэль»? Оказывается, это слово «несловесен». Так Моисей описывает свои способности в плане речи.

В оригинале здесь используется два слова «араль сфатаим». Вот как эта фраза переведена в одном из украиноязычных переводов «необризановустый». В современном переводе на русский язык, Перевод Живой Поток: «не обрезан губами». И это дословный перевод. «араль сфатаим» дословно означает «необрезанные губы».

Моисей говорит: «У меня необрезанные губы. Как я могу говорить? Как послушает меня фараон?» Смысл заключается в том, что он плохо владеет речевым аппаратом, плохо говорит. И главная идея в том, что обрезание улучшает способность. Если бы уста были обрезаны, он хорошо бы говорил.

Таким образом, мы видим, что термин «необрезанный» используется в Торе образно. Естественно, Моисей и не собирался ничего отрезать у себя на губах.

Посмотрим на ещё одно место, где используется древнееврейское «арэль», «необрезанный»: Левит 19:23-25. Термином «необрезанный» обозначается дерево, плоды которого ещё нельзя использовать для Господа, ещё нельзя использовать для себя. Здесь передаётся идея того, что обрезание — это посвящение Господу. Когда дерево обрезано, тогда можно приносить его плоды Господу.

Вновь это образный язык, обрезание, о котором идёт речь, не буквальное. Это открывает нам дорогу к пониманию метафоры об обрезании сердца. Речь идёт о чём-то образном, о чём-то духовном.

Каков же смысл понятия «обрезанное сердце» в Торе?

Левит 26:41-42 — мы узнаём отсюда, что понятие «необрезанное сердце» означает «непокорное, беззаконное, преступное сердце», а «обрезание сердца» напротив означает признание своего беззакония, своих преступлений и покорность, послушание Господу.

Второзаконие 10:16 — здесь состояние необрезанного сердца описано термином «жестоковыйные». Перевод Сончино: «не упрямьтесь». Подобным же образом в англоязычном переводе English Standart Version написано: «упрямые».

Итак, обрезанное сердце — это сердце, которое не упрямо, сердце податливое. Речь идёт об увеличении чувствительности, восприимчивости к Богу, к Его воле, к Его слову.

Второзаконие 30:6 — соответственно, обрезанное сердце — это любящее сердце, сердце любящее Господа. Перевод Давида Йосифона: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твоё (для большей чувствительности)».

Посмотрим теперь, как понятия обрезанного и необрезанного сердца предлагается в Танахе у Пророков.

Иеремия 4:4 — отсюда явствует, что необрезанное сердце — это сердце со злыми наклонностями. Соответственно, обрезанное — это то, откуда искоренены, изъяты злые наклонности.

Иеремия 6:10 — вводится ещё один образ — не только необрезанное сердце, но и необрезанное ухо. Необрезанные уши — это такие которые не принимают слова Божия. Слово Господне у них в посмеянии, оно неприятно им, они не могут его слушать.

Иеремия 9:25-26 — пророк Иеремия здесь сравнивает Израиль и языческие народы. И поднимает непростую тему соответствия внешнего и внутреннего. Да, язычники внешне не обрезаны. Однако, у Израиля, говорит Он, необрезанное сердце. И остаётся вопрос: а что же лучше? Или наоборот: что хуже? Что опаснее?

Итак, исследуя сегодня понятие «обрезание сердца», мы нашли, что Тора использует термин «арэль» («необрезанный») метафорически, образно. На этом уровне понимания обрезание улучшает способности, является способом посвящения Господу, описывает сердце покорное, законопослушное, принимающее волю Божью. Сердце, которое не упрямится. Сердце, которое восприимчиво, чувствительно по отношению к Богу. Сердце любящее Господа.

Далее у Пророков мы находим, что обрезанное сердце — это то, в котором нет злых наклонностей. Обрезанные уши — это те, которые принимают слово Божье. Наконец, Иеремия пишет о том, что можно быть внешне обрезанным, а внутри иметь необрезанное сердце, сравнивая языческие народы и Израильский народ.

Посмотрим теперь, что на эту тему сказано в Апостольских Писаниях.

Деяния 7:51 — это слова из речи Стефана, Первомученника христианской церкви. Обращаясь к своим судьям, он повторяет и цитирует слова Танаха: «жестоковыйные, с необрезанным сердцем, необрезанными ушами». Он говорит языком Священного Писания.

Римлянам 2:25-29 — Апостол Павел здесь повторяет важнейший тезис Танаха о том, что внешних форм для подлинного духовного опыта недостаточно.

Тора и Апостольские Писания используют единую терминологию и остро ставят вопрос: «обрезано ли ваше сердце?»

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Изгнание (Галут) (Тора в РРИ)

(21.09.2018, #51 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Второзаконие 29:24-28)

Конcпект

Второзаконие 29:24-28 — что здесь описано? Это предсказание, предостережение, пророчество об изгнании (о галуте). Какова причина изгнания согласно прочитанному тексту? Второзаконие 29:25-26 — отступление от завета, от закона, Торы, поклонение другим богам. 2:43

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заключение завета (Тора сегодня)

20.04.2018, #26 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 19:1-7; 24:3-4, 7; 19:8; 24:3, 7; 19:10-11, 14; Исаии 1:16, 18; Исход 24:4-6, 8; Матфея 28:18-20; Римлянам 10:8-10; Второзаконие 30:10-11, 14; 1 Тимофею 6:12; 1 Петра 3:21; Евреям 9:13-14, 19-20)

Конcпект

Исход 19:1-2: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы». Это начало повествования о самом грандиозном событии в истории народа Божьего — о Синайском откровении.
 
Далее в Исход 19:3-7 написано: «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь».

В этом отрывке поднимается тема заключения завета. Как войти в завет со Всевышним?

Первое, что предлагает Тора, это знакомство с Божьими законами, с условиями завета. В прочитанном отрывке Божьи слова звучат так: «если вы будете слушаться гласа Моего».

Позже, когда Всевышний с вершины горы Синай провозгласил десять заповедей и далее через Моисея передал и иные законы, в Исход 24:3-4, 7 написано: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых… И взял книгу завета и прочитал вслух народу…»

В комментарии Герца, который вышел в свет в издательстве Сончино, написано: Народу было сообщено основное содержание законов Торы и их смысл, чтобы принятие обязательства исполнять их было осмысленным и сознательным актом. Моше объяснил народу основные положения Торы, чтобы исключить возможность ошибок при вступлении в союз.

Итак первым шагом на пути заключения завета со Всевышним является знакомство с Божьими законами, с условиями завета.

Далее в Исход 19:8 читаем: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу».

В Исход 24:3, 7 написано: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем… И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».

Вновь обращаемся к комментарию Герца: Весь народ, включая простых людей, должен был принять на себя ответственность за соблюдение союза. Мудрецы рассматривают эти слова как выражение полного подчинения Всевышнему и готовности самоотверженно исполнять все Его заповеди, повеления и приказы…

Таким образом на этом втором этапе заключения завета народ должен выразить своё отношение к Божьим законам, к Божьей воле. Согласен ли, принимает ли, намерен ли исполнять? Это второй шаг.

Далее в Исход 19:10-11, 14 написано: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою».

Фраза «вымыть одежду свою» содержит в себе гораздо больше, чем может показаться при беглом прочтении. Вот, что пишет классический комментарий Герца: «Человек, готовящийся воспринять раскрытие Всевышнего, обязан находиться в состоянии ритуальной чистоты. Необходимое требование ко всякому, кто очищает себя: погрузиться в воды миквэ».

Далее Герц ссылается на Исаии 1:16, где написано: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло». А чуть далее в Исаии 1:18 написано: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну (белую шерсть) убелю».

Омовение является необходимым условием приближения к Господу. В Торе неоднократно говорится о необходимости именно полного погружения перед приближением ко Всевышнему и именно так этот вопрос понимается в иудейской традиции. Перед заключением Синайского завета народ должен был погрузиться в воду. И это есть третий шаг в процессе заключения завета со Всевышним.

Следующий элемент заключения завета описан в Исход 24:4-6, 8: «И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник… И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

Заключение завета происходит вследствие заклания жертвы. Кровь жертвенных животных называется кровью завета. Завет скрепляется, утверждается, ратифицируется кровью. Сама кровь не является заветом. Очень важно обратить внимание на формулировку Исход 24:8: «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

Т.е. основанием завета являются Божьи законы. Те, кто познакомился с Божьими законами, кто принял их в свою жизнь и заявил об этом, кто погрузился в воду в качестве знака очищения, они окропляются кровью и входят в завет со Всевышним.

Эта модель заключения завета с Богом является матрицей, по которой заключаются все последующие заветы. Это касается и заключения так называемого Нового Завета. Когда мы открываем Апостольские Писания, мы находим те же самые четыре элемента.

Вот, что о первом элементе написано в Матфея 28:18-20: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Очень важно подчеркнуть, что крещению должно предшествовать обучение. «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — сказал Иисус Христос.

О втором элементе вхождения в завет с Господом читаем в Римлянам 10:8-10: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Апостола Павел предваряет своё заявление следующим вопросом: «Что говорит Писание?» И далее следует цитата. Он цитирует Тору. Прочитаем Второзаконие 30:10-11, 14: «Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Условием вступления в завет с Богом является исповедование вслух того, что человек принял в сердце. Человек призван выразить своё отношение к тем Божьим законам и заповедям, с которыми он познакомился на первом этапе обучения. Он должен в частности выразить свою веру в то, что Божьи законы Торы исполнились и воплотились в служении Иисуса Христа. Он должен заявить о своём желании жить по воле Божьей, соблюдать всё, что заповедал Господь.

В 1 Тимофею 6:12 об этом сказано так: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».

А вот, что Апостольские Писания говорят о третьем элементе заключения завета — 1 Петра 3:21: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Апостол Пётр говорит здесь о значимости крещения, о значимости омытия. Вот как этот стих переведён в современном переводе Давида Стерна: «Это прообраз нашего нынешнего спасения, водЫ погружения, которое состоит не в очищении тела от нечистоты, но в клятве сохранять совесть чистой перед Богом, через воскресение Мессии Йешуа».

Подобно тому, как народ Божий у горы Синай должен был погрузиться в воду в качестве знака очищения от скверны, в эпоху Нового Завета крещение полным погружением в воду является неотъемлемой частью вхождения в завет со спасителем.

И наконец четвёртый важнейший элемент — Евреям 9:13-14, 19-20: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!.. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог».

Кровь Нового Завета — это кровь Агнца Божия Иисуса Христа. Она скрепляет Новый Завет. И она уже пролита. Человек, желающий вступить в завет со Спасителем, принимает Голгофскую жертву и пролитую кровь и таким образом приобщается к Новому Завету.

Находитесь ли вы в завете со Всевышним, в завете со Спасителем? Осуществили ли вы эти четыре шага, вводящие человека в завет с Богом?


Отношение к Богу (Тора сегодня)

15.02.2020, #65 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:25-26; Второзаконие 6:5-6, 13; Исход 20:18-20; Второзаконие 5:29; 10:12-13, 20; Бытие 2:24; Второзаконие 13:4; 8:6; 26:17; Исход 23:25-26; Второзаконие 11:13-15; 30:16, 19-20; Матфея 22:36-38; 1 Иоанна 5:3; Ефесянам 5:30-32; Римлянам 12:11; Ефесянам 5:1; Откровение 14:4, 7)

Конcпект

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

В этом отрывке есть приглашение, заповедь и обещание.

Рассмотрим вначале заповедь: «Служите Господу, Богу вашему».

В традиционном списке из 613-ти заповедей, это заповедь номер пять.

Что она означает?

Глагол «служить» является переводом древнееврейского «авАд», у которого два базовых значения.

Первое: «работать», второе «служить», в смысле «состоять на службе у кого-либо».

Базовая идея этой заповеди: «делать то, что угодно тому, кому служишь; исполнять его волю».

Те, кто избирает Всевышнего, становятся Его служителями.

Эта заповедь поднимает тему отношения к Богу.

Какие ещё предписания содержатся в Торе на эту тему?

Каким должно быть отношение к Всевышнему?

Дварим / Второзаконие 6:5-6:

5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

Ещё один глагол, описывающий отношение к Всевышнему, это глагол «любить».

«Люби Господа всем сердцем, всей душёю твоею и всеми силами».

Если первый отрывок, приглашающий служить Всевышнему, не поднимает вопрос мотивации, то здесь Тора касается самой сути, самой основы духовного опыта:

«Люби Господа, Бога твоего».

Всевышний даёт нам более чем достаточно оснований, чтобы любить Его.

В свою очередь любовь к Нему выражается в чём-то вполне конкретном и предметном.

После призыва любить Господа написано:

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, то есть Божьи заповеди, Божьи законы, в сердце твоём».

Любить Всевышнего, как и служить Ему, означает сохранять и поступать по Его заповедям.

Эта заповедь числится третьей в традиционном списке из 613-ти заповедей.

Ещё одну заповедь описывающую отношение к Богу находим в…

Дварим / Второзаконие 6:13:

13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи…

Это заповедь номер четыре в традиционном списке.

Что она означает?

Прочитаем следующий отрывок, проливающий свет на значение этой заповеди.

Шмот / Исход 20:18-20:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Это описание эпизода у горы Синай, когда Всевышний сошёл на неё в Своём величии и в Своей славе.

Бог велик, всемогущ и свят.

И народ, увидев проявление сверхъестественного Бога испугался.

Однако Моисей говорит:

«Не бойтесь, вместо этого пусть страх Божий будет у вас, чтобы вы не грешили».

Понятие «страх Божий» является признанием объективной реальности в отношении того, каков Бог.

Он всемогущ и велик.

Однако Всевышний вовсе не желает запугать нас.

Страх перед ним — это благоговение перед ним, который выражается в том, чтобы мы не грешили, чтобы жили по Его заповедям.

Дварим / Второзаконие 5:29:

29 О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!

Дварим / Второзаконие 10:12-13:

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,

13 Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.

На первый взгляд в этом отрывке соседствуют взаимоисключающие понятия:

«Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего и любил Его».

Однако вместо противоречия и то и другое описывать разные грани отношения к Всевышнему и является частью единого предложения.

Ещё один отрывок на тему об отношении к Всевышнему это…

Второзаконие 10:20:

20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись…

Четвёртый глагол в нашем исследовании, описывающий отношения человека к Богу, это «прилепиться».

Это тот же самый глагол, который впервые встречается в…

Брейшит / Бытие 2:24:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Это язык описывающий влюбленных, мужа и жену.

Это желание проводить время вместе, это желание ближе и лучше узнавать друг друга, это желание делать приятное друг другу.

Эта заповедь повторяется в…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь…

Когда человек связан со Всевышним на этом уровне, ему вовсе не трудно соблюдать Божьи заповеди.

Это называется угождать, делать приятное, то, что нравится объекту твоей привязанности.

Продолжая изучение темы отношения ко Всевышнему в Торе, вновь прочитаем…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте…

«Последуйте» — означает идти за кем-то.

В данном случае за Всевышним.

«Последователь» — это тот, кто имитирует, кто повторяет действия идущего впереди.

Эта грань отношения к Всевышнему выражена в…

Дварим / Второзаконие 8:6:

6 Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его…

«Ходить путями Всевышнего» — означает подражать ему, последовать за Ним, уподобляться Ему.

Дварим / Второзаконие 26:17:

17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его…

Итак, сегодня мы изучаем вопрос отношения к Всевышнему согласно Торе.

Вот обнаруженные нами заповеди: Всевышнего нужно любить, к Нему прилепляться, за Ним следовать, Ему служить и его боятся, то есть благоговейно относиться к Нему.

Теперь обратимся ко второй части изучаемой заповеди…

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

За служение Всевышнему обещаны благословения.

Дварим / Второзаконие 11:13-15:

13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,

14 То дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;

15 И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.

Дварим / Второзаконие 30:16, 19-20:

16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею…

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Правильное отношение к Всевышнему оборачивается для человека успехом и благословениями во всех сферах жизни.

А что об этом написано в Апостольских Писаниях?

Мы находим, что все эти заповеди повторяются.

Например…

Матфея 22:36-38:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь…

1 Иоанна 5:3:

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Ефесянам 5:30-32:

30 Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Как и в Торе то, как прилепляется муж и жена описывает взаимоотношения Верующего и Господа.

Римлянам 12:11:

11 В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…

Ефесянам 5:1:

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные…

Откровение 14:4:

4 …это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу…

Откровение 14:7:

7 И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы