Недельная глава Торы 50: Ки Таво (Когда войдешь)

Недельные главы Торы на сегодня: #42 Матот (Колена) и #43 Масэй (Станы)

12 — 18 июля 2020 / 20 — 26 Тамуз 5780 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Недельная глава Торы 50: «Ки Таво» / «Когда войдёшь» (Дварим 26:1 — 29:8 / Второзаконие 26:1 — 29:9), дополнительное чтение (Йешайяу / Исаия 60:1-22) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментирует Виталий Олийник.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): 1, 2 Петра; Матфея 13:1-23; Деяния 28:17-31; Римлянам 11:1-15.

Разделы недельной главы Торы «Ки Таво» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора / Дварим 26:1 — 26:11 (Второзаконие 26:1 — 26:11).
  2. ПН: Тора / Дварим 26:12 — 26:15 (Второзаконие 26:12 — 26:15).
  3. ВТ: Тора / Дварим 26:16 — 26:19 (Второзаконие 26:16 — 26:19).
  4. СР: Тора / Дварим 27:1 — 7:10 (Второзаконие 27:1 — 27:10).
  5. ЧТ: Тора / Дварим 27:11 — 28:6 (Второзаконие 27:11 — 28:6).
  6. ПТ: Тора / Дварим 28:7 — 28:69 (Второзаконие 28:7 — 28:69).
  7. СБ: Тора / Дварим 29:1 — 29:8 (Второзаконие 29:1 — 29:8).
Книга Второзаконие, Глава 26 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 27 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 28 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 29 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ки Таво»

  1. Невиим / Йешайяу 60:1-22 (Исаия 60:1-22).
Книга Пророка Исаии, Глава 60 (Невиим / Йешайяу)(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к недельной главе Торы «Ки Таво» Виталия Олийника

Заповеди закона на камнях

(10.10.2008, #50 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 27:1-8)

Заповеди закона на камнях (10.10.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 27:1-8
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Природа проклятий

(17.09.2010, #50 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 28:27, 35, 59)

Природа проклятий (17.09.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 28:27, 35, 59
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Проклятия как наказание за нарушение принципов нравственности

(13.09.2013, #50 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 27:11-26)

Проклятия как наказание за нарушение принципов нравственности (13.09.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 27:11-26
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Проклятия как следствия греха

(03.10.2014, #50 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 27:14-26)

(03.10.2014)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 27:14-26.

Какие грехи ведут к проклятию в жизни человека?

Второзаконие 27:14-15 — первое проклятие высказано в адрес тех, кто изготавливает и устанавливает и хранит у себя пусть даже и тайно какой-то оккультный предмет. Всё то, что сопряжено со служением идолам. Всё то, что имело статус священного, объекта поклонения. Всё то, что использовалось в служении в контексте язычества.

Неверное отношение к родителям.

Второзаконие 27:16: «злословящий отца или мать»Перевод Фримы Гурфинкель: «презирающий отца или мать»Перевод Гирша: «позорящий отца или мать»Современный перевод РБО: «кто оскорбит отца или мать»Перевод Кулакова: «кто унижает отца или мать»«кто относится с пренебрежением к отцу или матери».

«злословящий» => «кала» (евр.) => Левит 2:14 => «высушенных» => базовое значение: «лишать веса, делать менее значительным, менее весомым, менее тяжёлым» => 1 Царств 18:23 => «незначительный».

Проклят, кто придаёт малое значение, унижает, не относится с достаточным весом, не отдаёт им достаточное место, которое они по праву заслуживают. Это действие может во многом выражаться: и в словах, и в ухмылке, и в каком-то пересказе каких-то их дел, или в оценке их роли, их статуса. Этот грех может быть многолик.

Социальная несправедливость, притеснения, ущемления. Нарушения прав человека.

Второзаконие 27:17«межа» — это граница собственности. Проклят тот, кто незаконно присваивает себе чужое.

Второзаконие 27:18: «слепого сбивает с пути»; Перевод Кулакова: «слепого направит на ложный путь» — сбить с пути — значит указать неверное направление; Современный перевод РБО: «поведёт слепого по неверной дороге». Речь идёт о ситуациях, при которых некто под видом помощи приносит вред.

Почему слепого легко сбить с пути? Потому что он ищет поводыря, он сам не в состоянии ориентироваться или по крайней мере ориентируется с трудом, он не видит, куда идти. Речь идёт, когда кто-то пользуется незнанием человека. Фраза «как слепой котёнок» — описывает человека, который в чём-то ущербен в плане информации, он новичок здесь, не знакомый с ситуацией, на нём можно нажиться, ему можно что-то продать, подсунуть и таким образом воспользоваться его слепотой в том или ином отношении. Кто это делает, сказано, проклят. Нельзя пользоваться незнанием, нельзя пользоваться ситуацией человека, потому что это приносит, сказано, проклятие.

Второзаконие 27:19 — пришелец, сирота и вдова — это самые притесняемые слои населения, особенно в древнем мире, когда не было такой социальной системы, заботы о нуждающихся, эмигрантах, беженцах и т.д. Кто превратно судит, кто несправедливо поступает, кто пользуется беззащитностью таковых, проклят таков.

Второзаконие 27:24-25.

Второзаконие 27:20-23 — перечисляется ряд грехов в плане интимной жизни.

Второзаконие 27:26 — проклятие приходит за нарушение любых заповедей Торы. Проклятие есть следствие нарушения любой воли Божьей.

Мы бегло ознакомились с тем, что согласно Второзаконие 27 навлекает проклятия. Указано 12 причин. Какова природа этих грехов? Почему именно эти названы здесь поимённо? Что в них такого особенного, что отличает их от других нарушений закона Божьего, которые поимённо не названы?

Здесь глаголы и причастия описывающие действия, наводящие проклятия, несовершенного вида. В оригинале это причастия настоящего времени. Т.е. проклят злословящий, нарушающий, сбивающий, ложащийся, превратно судящий, тайно убивающий, берущий подкуп. Т.е. те слова, которые описывают действия, за которыми следуют проклятия — это слова описывающие не единократный поступок, не отдельно взятый грех, не отдельно взятое преступление, а человека, который этим постоянно занимается. Речь идёт об образе жизни.

Речь идёт о людях, которые вот так вот живут. Не просто в виду слабости, не просто, что невозможно было преодолеть искушение, потому что кругом была компания такая и т.д. Нет, это люди, которые не ошиблись, это люди, которые не просто в силу каких-то случайных обстоятельств так сказать выше их сил совершили зло. Нет, это люди, которые это делают регулярно.

Исключение составляет только первый из 12 случаев — Второзаконие 27:15«кто сделает и поставит» — это глагол совершенного вида. Те все грехи относятся к сфере нравственности, а этот грех относится к сфере оккультизма. Потому что сама Тора раскрывает, что когда язычники поклоняются идолам, этим материальным объектам, они на самом деле поклоняются бесам.

Разница в том, что если этот материальный объект по своей природе оккультный, то не важно, сколько ты идолов изготовил, не важно, что у тебя в доме есть этот объект, поклоняешься ты ему или нет. Если ты сделал и внёс в дом, то самого факта достаточно. Потому что через этот материальный объект, сказано, они входят в общение с бесами.

В отношении оккультных грехов, наличие этого объекта и сам факт изготовления этого идола приносит проклятие. В сфере нравственности речь идёт об образе жизни. Это базовое различие.

Вторая особенность этих грехов — Второзаконие 27:15, 24 — тайный, скрытый грех. Два из перечисленных грехов точно тайные. Когда никто иной может не знать, кроме близкого круга.

Комментарий Ицхака Зильбера: «Почему в проклятии добавлено слово «тайно»? Потому что в нормальной ситуации открытая установка идола просто исключена — мы обязаны этому помешать. Поэтому все проклятия относятся к действиям, которые совершаются тайно. Например: неуважение к родителям, передвижение границы соседа и другие».

Комментарий Эли Бар-Яалом: «Что общее между этими двенадцатью? Исраэль Гительман отмечает, что подсказку мы находим в первом же проклятии. Творить кумира запрещено заповедью; но тех, кто сотворит себе кумира явно, осудит общество, справедливый суд. Проклятие же относится к тому преступлению, которое не предстаёт перед человеческим судом. Есть Божий суд — говорит нам Тора словами Лермонтова. Все двенадцать проклятий относятся к случаем, когда маловероятно справедливое разбирательство в суде — оттого ли, что грех совершён втайне от людей (1,10), оттого ли, что семья решит оставить прегрешение тайным и не выметать сор из избы (проклятия номер 2,6,7,8,9), оттого ли, что преступление недоказуемо или совершено якобы законными методами (проклятия 3,4 — вспомним царя Ахава, который через суд отнял виноградник — а заодно и жизнь — у своего подданного), оттого ли, что сам суд перестаёт быть справедливым (проклятия 5,11,12)».

При анализе оказывается, что грехи в этом чёрном списке — это грехи, которые могут обществом, общиной остаться незамеченными.

Знаете ли вы людей, которые согрешили, а им за это ничего не было, никакого наказания, никаких последствий? Они не понесли своей вины. Таких на этой земле много.

И Второзаконие 27 заверяет нас в том, что когда человеческий суд оказывается не в состоянии вершить справедливость в силу разных причин, даже когда это тайно происходит и никто не видит или когда кто-то знает, но не решается и боится или в силу иных причин не раскрывает дело, Божий суд всё-равно состоится. Причинно-следственная связь, которая запущена Всевышним в этом мире, она работает и на человека придёт проклятие.

Тайный ли грех или же открытый грех, который человек обнародовал или нет, всё-равно будет подвержен последствиям и принципу реализации причинно-следственной связи. Что посеет человек, то и пожнёт.

Итак, говоря о природе этих двенадцати прегрешений, мы отмечаем во-первых, что речь идёт о людях, которые живут во грехе. Каждый может совершить ошибку, каждый может споткнуться, каждый может упасть. Но если человек останавливается, просит прощения у Всевышнего, заглаживает свой грех, получает очищение, он восстанавливает свой статус. Но если человек живёт во грехе, это его образ жизни, то вот тогда идёт наказание.

Говоря о том, какими принципами Всевышний пользуется для реализации Своего суда, мы находим красной нитью через всё Священное Писание, не только в Торе, но и далее в книгах исторических, пророческих, Апостольских Писаниях, мы находим этот принцип, что Всевышний наказывает именно тогда, когда человек погрязает в грехе, когда он не желает отказаться от него, когда он упорствует в нём, когда он полностью осознаёт, о чём идёт речь, но не хочет покаяться.

Например, в истории Израиля, 4 Царств 17:7-20 — это не просто отдельное нарушение, это именно образ жизни в упорстве нарушения заповедей Господних.

То же самое чуть позже произошло с Иудеей — 2 Паралипоменон 36:11-16 — вновь тот же самый принцип, это не случайные грехи, это именно грехи упорства, грехи, в которых человек, не хочет раскаяться. Не просто тот, кто передвинет межу, а именно передвигающий межу, т.е. у кого это стало образом жизни. Вот таким пригрешениям нету надежды на прощение.

Многим приходит мысль, что если я чуть-чуть погрешу, раз Господь наказывает только отъявленных грешников, то стало быть у меня нет никакой опасности перед Божьим судом. Не поддавайтесь соблазну «я согрешу только один раз», ибо написано в Притчи 6:27-28. Любое нарушение закона Божьего оставляет неизгладимый отпечаток в душе человека, в его нервной системе, в его теле, в его сознании, в его мозге, в самом естестве человека. Грех оставляет грязь, грех оставляет след. И он модифицирует, он изменяет человека.

Проблема заключается в том, что когда человек говорит, что всего один раз это сделаю, он делая потом видит, что остался в живых, на самом деле земля не исчезла из-под ног, он продолжает жить. И в следующий раз этим грехом уже легче согрешить. На десятый раз это становится привычкой. Привычка формирует характер. Характер определяет судьбу человека.

Потому, не надо допускать себе мысли, не надо поддаваться соблазну «это ведь всего один раз». К сожалению, первый раз готовит путь для второго. И второй с лёгкостью обеспечивает третий и т.д.

А если же всё-таки произошло? Согрешили, нарушили закон Божий и сожалеете об этом — Левит 26:40-42, там, где описаны те же самые проклятия, что и во Второзаконие 27-28. Каков выход? Если человек согрешил, сказано «признаются», нужно исповедать, т.е. поимённо вслух перед лицом Всевышнего назвать свой грех, попросить у Него прощения. И по милости Своей на основании жертвы Агнца Божия Всевышний простит этот грех и очистит от всякого беззакония.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Проклятия: причины и освобождение (Тора и Евангелие)

(28.08.2018, #50 из цикла «Тора и Евангелие», Второзаконие 27:26, 28:15, 38-44)

Конcпект

Второзаконие 26:1«когда ты придёшь» => «ки таво» (евр.).

Проклятие — это состояние снижения результативности, успеха и благополучия в разных сферах жизни, которое может закончиться смертью.

Второзаконие 28:38-44 — проклятие характеризуется состоянием, при котором человек вкладывает очень много сил, но коэффициент полезного действия близок к нулю. Он работает и работает, старается, но результатов нет. Более того проклятье поражает все сферы жизни человека.

Каковы же причины проклятия? — Второзаконие 27:26; Второзаконие 28:15 — причина проклятия заключается в нарушении Торы, нарушении Божьих законов и постановлений, Божьих заповедей.

Оказывается, человек сам становится причиной проклятий. Тора и Танах в целом открывают, что можно не бояться тех, кто проклинает нас, если в нашей жизни нет причин для проклятий — Второзаконие 23:4-5; Притчи 26:2. Если человек и его семья не заслужили проклятий, кто бы его не проклинал, это проклятие не сбудется. Причина проклятия коренится в нарушении Божьих законов, Божьей Торы.

Однако по милости Всевышнего, даже если человек нарушил Божий закон, у него всегда был выход, всегда была возможность освободиться от проклятия — Левит 26:40-42. После описания череды проклятий в Левит 26 прочитанные стихи говорят о том, что необходимо признаться в беззаконии, выявить и озвучить причины, которые навлекли проклятие, исповедаться в этих грехах и попросить за них прощение.

Затем необходимо было совершить ещё одно важное действие. Язык Торы открывает для нас взаимосвязь, которая существует между актом греха, между фактом нарушения закона и неизбежными последствиями. Слово «грех» в оригинале на древнееврейском это «хаттат». И вот, когда «хаттат» имеет место, когда имеет место нарушение Божьего закона, для того, чтобы устранить совершившийся «хаттат», необходим другой «хаттат».

Дело в том, что словом «хаттат» обозначается также и жертва за грех. Грех продолжает своё бытие и разрушительные последствия до тех пор, пока не устраняется жертвой за грех — Левит 5:5-6:. Таким образом, даже если человек навлёк на себя проклятье фактами нарушения закона Божия, благодаря милости Всевышнего у него была возможность, придя к осознанию причины, исповедоваться в этом грехе и принести за него жертву. И тогда последствия греха устранялись, и тогда проклятие с человека снималось.

Существует широко распространённое в христианстве мнение о том, что христианам можно не беспокоиться по поводу предписаний Ветхого Завета, поскольку они якобы потеряли свою силу со смертью Иисуса Христа. Соответственно проклятья, о которых говорит Пятикнижье, согласно указанному мнению на христиан не распространяются. Верно ли это?

Галатам 3:10; Современный перевод Кулакова: «Все, кто на соблюдение закона полагается, под проклятьем оказываются, ибо написано: проклят всякий, кто уклоняется от непременного соблюдения всего записанного в книге закона». Оказывается, Апостол Павел повторяет слова Торы и он говорит о проклятьях в настоящем времени, в эпоху Нового Завета. Он говорит о людях, находящихся под проклятьем в то время, в которое он пишет. И эти проклятья осуществляются в точном соответствии с тем, что написано в Торе. Он цитирует Второзаконие 26:27.

Коль скоро проклятия в новозаветную эпоху реальны, а приходят они вследствие нарушения книги закона, т.е. Торы. Это является доказательством того, что данные законы по прежнему действуют. Ибо следствие не может существовать без причины.

Комментарий Женевской Библии: «Заключительное проклятие (Второзаконие 27:26) охватывает нарушение всех остальных заповедей Бога. Апостол Павел, цитируя этот стих в Галатам 3:10, говорит, что «все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою». Согласно Божию мерилу, все согрешили и лишены славы Божией (Римлянам 3:23), однако это не избавляет от необходимости соблюдать Божий заповеди».

Как раз таки проклятье приходит к тем, кто нарушает, кто не соблюдает заповеди Божьи.

Дерек Принс «Благословение или проклятие: ты можешь избрать (главы 4, 7):» «На протяжении многих лет стало модным предполагать, что есть принципиальная разница между Ветхим и Новым Заветами. Согласно этой интерпретации Ветхий Завет описывает Бога, как Бога гнева и суда; Новый Завет говорит о Нем, как о Боге любви и милости. На самом же деле, оба Завета содержат в себе и то и другое. Каждый из них говорит о Боге, как о Личности, которая в одно и то же время является Богом милости и суда.

Две альтернативы представлены в полной ясности в истории Израиля; соответствующие записи подтверждают их исполнение. Тем не менее, эти альтернативы действенны не только в пределах Израиля. Они равным образом относятся ко всем, вошедшим в отношения завета с Богом. В Новом Завете так же, как и в Ветхом, Бог предлагает те же самые две альтернативы: либо благословение за послушание, либо проклятие за непослушание. Одно великое заблуждение среди христиан, которое сатана старательно насаждает, это то, что есть некая третья возможность, которая не является послушанием, с его благословениями, и которая не является непослушанием, с его проклятиями. Ни Ветхий Завет, ни Новый Завет не предлагают такой возможности».

Однако, не смотря на реальность проклятий и в эпоху Нового Завета, существует способ освобождения от проклятий — Галатам 3:13-14; Современный перевод Кулакова: «Христос заплатил за освобождение наше от того самого проклятия, что высказано в Законе, на Себя приняв проклятие за нас. Ведь написано: «Проклят всякий, висящий на дереве».

Вновь, говоря об освобождении от проклятия, Апостол Павел ссылается на Тору, он цитирует Тору — Второзаконие 21:23. Подобно тому, как в эпоху действия Храма существовала жертва, для того, чтобы освободить человека от последствий нарушения закона, согласно Апостольским Писаниям существует жертва Агнца Божия, Который взял на Себя проклятие всего мира и понёс их последствия и заплатил за них ценою Своей собственной жизни.

И подобно тому, как это было в эпоху Торы, для того, чтобы воспользоваться преимуществами этой великой жертвы, необходимо сделать следующее — 1 Иоанна 1:9. Чтобы ни было причиной проклятия, в каждом отдельном случае необходимо опознать эту причину, выяснить, какими были нарушения закона Божия и исповедать эти грехи пред Богом, воспользовавшись жертвой Агнца Божьего Иисуса Христа.

Сегодняшнее исследование показывает, что Тора и Евангелие едины в провозглашении Божьей истины о причине проклятий и способе освобождения от них. Причиной проклятий является нарушение законов Торы. Способом освобождения — исповедование во грехах и востребование жертвы Агнца Божьего.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божьи законы, благословения и проклятия (ТвРРИ)

(21.09.2018, #50 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Второзаконие 27)

Конcпект

Второзаконие 27.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


5-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

01.06.2018, #32 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:12; Второзаконие 5:16; Бытие 28:10-13; 3:20; Второзаконие 21:18-20; Левит 19:3; 2 Паралипоменон 15:16; Исход 21:15, 17; Бытие 16:4; 2 Царств 6:22; Второзаконие 27:16; 1 Царств 18:23; Бытие 13:2; Числа 22:16-18; Ефесянам 6:1-4; Марка 7:9-12; 1 Тимофею 5:4, 16)

Конcпект


Наказание за воровство (Тора сегодня)

24.08.2019, #44 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:1-7; Левит 6:2-5; Числа 5:5-8; Левит 25:25; Исход 22:1, 4, 7, 5-6, 2-3; Второзаконие 27:17; Захария 5:3-4; Иезекииль 33:14-16; Матфея 5:23-24)

Конcпект

Левит 6:2-5 — из этого отрывка мы узнаём, что преступление против ближнего путём посягательства на его имущество есть преступление против Господа. Ибо написано: «если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим». Соответственно и исправление ситуации включает в себя заглаживание греха перед ближним и затем жертвоприношение пред Господом.

Прочитанные стихи описывают ситуацию, при которой человек признаётся в преступлении сам. Его никто и ничто к этому не принуждает, кроме собственной совести. Что же ему следует сделать, как именно загладить вину перед ближним? Необходимо осуществить реституцию, т.е. вернуть принадлежащее ближнему и прибавить к тому пятую часть. Т.е. дополнительно 20% стоимости.

Числа 5:5-8 — вновь, как и в предыдущем случае Тора подчёркивает, что грех против человека, посягательство на его имущество, есть преступление против Господа. Написано: «чрез это сделает преступление против Господа».

А далее рассматривается ситуация, когда пострадавшего нет в живых. В некоторых обществах принят следующий тезис: «нет человека, нет проблемы». Однако Тора указывает, что заповедь остаётся в силе, даже если пострадавшего уже нет в живых. В таком случае, компенсацию, реституцию следует осуществить по отношению к наследнику пострадавшего.

Слово «наследник» является переводом древнееврейского «гоэль», которое означает следующее. Левит 25:25«близкий его родственник». Т.е. причинённый ущерб следует вернуть детям, внукам или кому-нибудь из числа близких родственников. В случае, если и таковых нет, приобретённое нечестным путём нельзя отставлять дома. Числа 5:8«если же у него нет наследника… то посвятить это Господу».

Мы рассмотрели ситуацию, при которой человек посягнувший на собственность ближнего, признаётся в преступлении сам. Он возвращает похищенное и прибавляет 20%. Рассмотрим другую ситуацию.

Исход 22:1, 4, 7 — такие фразы как «если украденное найдётся у него, если найдётся вор» описывают ситуацию при которой виновного находят, он не признаётся сам. Наказание в таком случае иное. Написано: «должен заплатить вдвое». К примеру, украл кто-нибудь вещь стоимостью 100 монет, вернуть должен саму вещь или её стоимость, плюс ещё сверх того 100 монет. Т.е. вместо 20% как было в первом случае, где человек признаётся сам, пойманный платит 100% сверх реституции.

Однако в этом отрывке есть и иной случай: «пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу». Чем объясняется разница в объёме возмещения убытка. Очевидно, воровство было осуществлено с разной целью. В одном случае для себя, по нужде, для личного пользования животными, а в другом — продать, чтобы заработать деньги. Если человек украл и перепродаёт, он возмещает в размере 400 или 500%.

Исход 22:5-6 — здесь простой принцип: «кто причинил вред, тот должен его возместить».

Исход 22:2-3 — чтобы быть в состоянии осуществить реституцию, т.е. вернуть похищенное и плюс прибавить 20 ли процентов, 100 ли процентов, 400 или 500, требуются средства, требуются ресурсы. Если человеку нечем заплатить, его продают в рабство. Человек остаётся рабом, пока не отработает необходимую сумму для расплаты по совершённым преступлениям.

По ходу рассматривается ситуация, когда кто-то в процессе воровства делает пролом или подкоп и его ударяют. Ударивший может быть повинен в смерти в зависимости от одного обстоятельства. В Исход 22:3 написано: «но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Перевод Давида Йосифона: «но если сияло над ним солнце…».

Т.е. Тора рассматривает здесь фактор освещённости. Противопоставляется воровство ночью и днём. Ударивший ночью не может полностью оценить ситуацию, что касается силы и места, куда придётся удар. А если он наносит смертельный удар днём, он несёт полную ответственность, потому что всё видно.

Второзаконие 27:17; Комментарий Раши: «Кто отодвигает назад вглубь поля ближнего своего и тем самым похищает землю, т.е. незаконно присваивает себе чужое». Фраза «нарушать межу ближнего» означает воровство, незаконное присвоение себе чужого. За это в жизнь человека приходит проклятье.

Бывают случаи, когда нет свидетелей, когда человек не откликается на муки совести, когда не пойман с поличным и никто из людей об этом не знает. Тогда такого человека ожидает наказание исходящее из задействования механизмов духовного мира. Об этом не мало написано и у пророков. Например, Захария 5:3-4; Иезекииль 33:14-16.

О воровстве немало говорится и в Апостольских Писаниях, в том числе о наказании.

Матфея 5:23-24 — Йешуа здесь повторяет закон Торы, о том, что реституция ближнему должна предшествовать жертвоприношению. О том, что грех против ближнего есть грех против Господа. И, чтобы загладить вину пред Господом, необходимо прежде загладить вину перед ближним.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня)

06.09.2019, #49 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:21-24; Исаия 16:3-4; Руфь 1:1; Исход 22:21-22; Левит 19:9-10; Левит 23:22; 19:33-34; 24:22; Исход 22:21; 23:9; Второзаконие 10:19; 24:17-22; Бытие 41:57; 42:1-2; Исход 22:23-24; Второзаконие 10:17-18; 24:14-15; 27:19; Иакова 1:27; Римлянам 12:12; Евреям 13:2)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Взятки (Тора сегодня)

19.11.2019, #58 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:8; Второзаконие 27:25; Исаия 33:15; Псалтирь 25:10; Исход 23:8; Второзаконие 16:19; 10:17; 2 Паралипоменон 19:4-7; Второзаконие 27:25; Исаия 1:23-24; 5:22-24; Иезекииль 22:12-15; Михей 3:9-12; Второзаконие 16:19-20; Псалтирь 14:1, 5; Деяния 1:17-18; Матфея 27:3-5; 2 Петра 2:14-15; Второзаконие 23:4; Иуды 1:11)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к Богу (Тора сегодня)

15.02.2020, #65 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:25-26; Второзаконие 6:5-6, 13; Исход 20:18-20; Второзаконие 5:29; 10:12-13, 20; Бытие 2:24; Второзаконие 13:4; 8:6; 26:17; Исход 23:25-26; Второзаконие 11:13-15; 30:16, 19-20; Матфея 22:36-38; 1 Иоанна 5:3; Ефесянам 5:30-32; Римлянам 12:11; Ефесянам 5:1; Откровение 14:4, 7)

Конcпект

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

В этом отрывке есть приглашение, заповедь и обещание.

Рассмотрим вначале заповедь: «Служите Господу, Богу вашему».

В традиционном списке из 613-ти заповедей, это заповедь номер пять.

Что она означает?

Глагол «служить» является переводом древнееврейского «авАд», у которого два базовых значения.

Первое: «работать», второе «служить», в смысле «состоять на службе у кого-либо».

Базовая идея этой заповеди: «делать то, что угодно тому, кому служишь; исполнять его волю».

Те, кто избирает Всевышнего, становятся Его служителями.

Эта заповедь поднимает тему отношения к Богу.

Какие ещё предписания содержатся в Торе на эту тему?

Каким должно быть отношение к Всевышнему?

Дварим / Второзаконие 6:5-6:

5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

Ещё один глагол, описывающий отношение к Всевышнему, это глагол «любить».

«Люби Господа всем сердцем, всей душёю твоею и всеми силами».

Если первый отрывок, приглашающий служить Всевышнему, не поднимает вопрос мотивации, то здесь Тора касается самой сути, самой основы духовного опыта:

«Люби Господа, Бога твоего».

Всевышний даёт нам более чем достаточно оснований, чтобы любить Его.

В свою очередь любовь к Нему выражается в чём-то вполне конкретном и предметном.

После призыва любить Господа написано:

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, то есть Божьи заповеди, Божьи законы, в сердце твоём».

Любить Всевышнего, как и служить Ему, означает сохранять и поступать по Его заповедям.

Эта заповедь числится третьей в традиционном списке из 613-ти заповедей.

Ещё одну заповедь описывающую отношение к Богу находим в…

Дварим / Второзаконие 6:13:

13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи…

Это заповедь номер четыре в традиционном списке.

Что она означает?

Прочитаем следующий отрывок, проливающий свет на значение этой заповеди.

Шмот / Исход 20:18-20:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Это описание эпизода у горы Синай, когда Всевышний сошёл на неё в Своём величии и в Своей славе.

Бог велик, всемогущ и свят.

И народ, увидев проявление сверхъестественного Бога испугался.

Однако Моисей говорит:

«Не бойтесь, вместо этого пусть страх Божий будет у вас, чтобы вы не грешили».

Понятие «страх Божий» является признанием объективной реальности в отношении того, каков Бог.

Он всемогущ и велик.

Однако Всевышний вовсе не желает запугать нас.

Страх перед ним — это благоговение перед ним, который выражается в том, чтобы мы не грешили, чтобы жили по Его заповедям.

Дварим / Второзаконие 5:29:

29 О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!

Дварим / Второзаконие 10:12-13:

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,

13 Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.

На первый взгляд в этом отрывке соседствуют взаимоисключающие понятия:

«Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего и любил Его».

Однако вместо противоречия и то и другое описывать разные грани отношения к Всевышнему и является частью единого предложения.

Ещё один отрывок на тему об отношении к Всевышнему это…

Второзаконие 10:20:

20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись…

Четвёртый глагол в нашем исследовании, описывающий отношения человека к Богу, это «прилепиться».

Это тот же самый глагол, который впервые встречается в…

Брейшит / Бытие 2:24:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Это язык описывающий влюбленных, мужа и жену.

Это желание проводить время вместе, это желание ближе и лучше узнавать друг друга, это желание делать приятное друг другу.

Эта заповедь повторяется в…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь…

Когда человек связан со Всевышним на этом уровне, ему вовсе не трудно соблюдать Божьи заповеди.

Это называется угождать, делать приятное, то, что нравится объекту твоей привязанности.

Продолжая изучение темы отношения ко Всевышнему в Торе, вновь прочитаем…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте…

«Последуйте» — означает идти за кем-то.

В данном случае за Всевышним.

«Последователь» — это тот, кто имитирует, кто повторяет действия идущего впереди.

Эта грань отношения к Всевышнему выражена в…

Дварим / Второзаконие 8:6:

6 Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его…

«Ходить путями Всевышнего» — означает подражать ему, последовать за Ним, уподобляться Ему.

Дварим / Второзаконие 26:17:

17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его…

Итак, сегодня мы изучаем вопрос отношения к Всевышнему согласно Торе.

Вот обнаруженные нами заповеди: Всевышнего нужно любить, к Нему прилепляться, за Ним следовать, Ему служить и его боятся, то есть благоговейно относиться к Нему.

Теперь обратимся ко второй части изучаемой заповеди…

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

За служение Всевышнему обещаны благословения.

Дварим / Второзаконие 11:13-15:

13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,

14 То дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;

15 И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.

Дварим / Второзаконие 30:16, 19-20:

16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею…

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Правильное отношение к Всевышнему оборачивается для человека успехом и благословениями во всех сферах жизни.

А что об этом написано в Апостольских Писаниях?

Мы находим, что все эти заповеди повторяются.

Например…

Матфея 22:36-38:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь…

1 Иоанна 5:3:

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Ефесянам 5:30-32:

30 Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Как и в Торе то, как прилепляется муж и жена описывает взаимоотношения Верующего и Господа.

Римлянам 12:11:

11 В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…

Ефесянам 5:1:

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные…

Откровение 14:4:

4 …это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу…

Откровение 14:7:

7 И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к глухому и слепому (Тора сегодня #83)

22.05.2020, #83 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:14; Екклесиаст 10:20; Левит 19:14; Иезекииль 7:19; 14:3; Притчи 7:6-7, 21-23; Левит 19:14; Псалтирь 93:7-9; Второзаконие 27:18; Матфея 18:6-7; Римлянам 14:12-13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Первые плоды (Тора сегодня #89)

04.07.2020, #89 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:23-25; Исход 23:19; 34:26; Второзаконие 26:1-11; Псалтирь 106:31-32; 39:10-11; Деяния 4:34-37; Евреям 13:15.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Виталий Олийник «Благословения и проклятия» (2005)

Насущность вопроса / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Отношение к родителям / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Отношение к ближним / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Интимная жизнь / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Финансы / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Надежда на плоть / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Слова как средство проклятий / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)
Замена проклятия благословением / Благословения и проклятия (2005)(Виталий Олийник)

Виталий Олийник «Разрушенные проклятия» (2010)

Реальны ли проклятия? / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Происхождение диавола и бесов / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Природа и механизм проклятия / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Симптомы проклятий / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Оккультные источники проклятий / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Нравственные причины проклятий / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Освобождение от проклятий / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)
Как удержать свободу? / Разрушенные проклятия (2010)(Виталий Олийник)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы