Недельная глава Торы 49: Ки Теце (Когда выйдешь) с комментариями

Недельная глава Торы 49: «Ки Теце» / «Когда выйдешь» (Дварим 21:10 — 25:19), дополнительное чтение (Йешайяу 54:1-10) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментирует Виталий Олийник.

Для синодального перевода: Второзаконие 21:10 — 25:19 / Исаия 54:1-10.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Ки Теце» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ки Теце»
  3. Комментарии к недельной главе Торы «Ки Теце» Виталия Олийника
  4. Когда захочешь взять в жену пленницу
  5. Кто мог войти в общество Господне?
  6. Законы имущественных отношений
  7. Подлинное покаяние
  8. Каждый должен быть наказываться смертью за своё преступление
  9. Как достичь, чтобы год был хорошим?
  10. Развод и последующий брак (Тора и Евангелие)
  11. Не заграждай рта волу, когда он молотит (Тора в РРИ)
  12. Создание семьи (Тора сегодня)
  13. 5-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  14. 8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  15. Предать смерти (Тора сегодня)
  16. Раб — нееврей (Тора сегодня)
  17. Мера ответственности (Тора сегодня)
  18. Соблазнённая девица (Тора сегодня)
  19. Природа наказания (Тора сегодня)
  20. Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня)
  21. Ростовщичество (Тора сегодня)
  22. Деньги взаймы (Тора сегодня)
  23. Отношение к врагу (Тора сегодня)

Разделы недельной главы Торы «Ки Теце» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора / Дварим 21:10 — 21:21 (Второзаконие 21:10 — 21:21).
  2. ПН: Тора / Дварим 21:22 — 22:7 (Второзаконие 21:22 — 22:7).
  3. ВТ: Тора / Дварим 22:8 — 23:7 (Второзаконие 22:8 — 23:7).
  4. СР: Тора / Дварим 23:8 — 23:24 (Второзаконие 23:8 — 23:24).
  5. ЧТ: Тора / Дварим 23:25 — 24:4 (Второзаконие 23:25 — 24:4).
  6. ПТ: Тора / Дварим 24:5 — 24:13 (Второзаконие 24:5 — 24:13).
  7. СБ: Тора / Дварим 24:14 — 25:19 (Второзаконие 24:14 — 25:19).
Книга Второзаконие, Глава 21 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 22 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 23 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 24 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Второзаконие, Глава 25 (Тора / Дварим)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ки Теце»

  1. Невиим / Йешайяу 54:1-10 (Исаия 54:1-10).
Книга Пророка Исаии, Глава 54 (Невиим / Йешайяу)(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к недельной главе Торы «Ки Теце» Виталия Олийника

Когда захочешь взять в жену пленницу

(26.09.2008, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 21:10-14)

Когда захочешь взять в жену пленницу (26.09.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 21:10-14 — увидишь красивую, полюбишь, захочешь взять её себе в жену…
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кто мог войти в общество Господне?

(10.09.2010, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 23:1-3, 7-8)

Кто мог войти в общество Господне? (10.09.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 23:1-3, 7-8 — что такое «общество Господне»? Израиль?
1) Исаия 56:3-5 — евнухи могли служить Господу и быть с Ним в завете …
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Законы имущественных отношений

(23.09.2011, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 24:6)

Законы имущественных отношений (23.09.2011)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 24:6; Комментарий Сончино: «Этот запрет, не позволяющий взять в залог какое-либо имущество из дома бедного человека, распространяется на все орудия труда, необходимые для обеспечения существования семьи в самое ближайшее время. Нарушение этого запрета сравнивается с лишением человека жизни. Аналоги этого закона можно найти как в греческом так и римском праве»…
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Подлинное покаяние

(28.09.2012, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 22:1-4)

Подлинное покаяние (28.09.2012)(Виталий Олийник)

Конcпект

Комментарий Ицхака Зильбера: «Всего в главе приведены 74 заповеди из 613, содержащихся в Торе».

Комментарий Элиягу Эссаса: «Недельную главу Ки Теце всегда читают в первой половине месяца элул. Перед Рош а-Шана и Йом Кипуром. Это период… для принятия правильных решений…».

Когда Всевышний выделил десять дней для покаяния, Он предполагал, что покаяние будет возможно только во свете знания законов Торы. Если пригласить кого-то каяться, то нужно будет прежде всего объяснить, в чём.

Комментарий Элиягу Эссаса: «Процесс реализации таких решений называется тшувой. Какие индикаторы существуют на этом пути? Что определяет здесь успех или неудачу?

В Талмуде (трактат Йома), в Кодексе еврейских законов Рамбама приводится формулировка: тшува считается завершенной (по каждой, отдельно взятой проблеме), когда человек, вновь попадая в ситуацию, которая провоцирует его на ошибку, способен противостоять обстоятельствам и ошибку не повторить.

Приведем конкретный пример. Еврей ел некошерную пищу. Потом он совершил тшуву, и узнал, что определенные виды рыбы, мясо не по правилом зарезанного животного и т.п. евреям есть запрещается. Он начал есть только то, что разрешено Торой. Потом он поехал, например, в Испанию. Ему и в голову не придет есть там, что попало. Только потому, что в этой стране нет кошерных ресторанов, а в магазинах не продают кошерное мясо…

О таком человеке можно сказать, что он совершил в этой жизненной сфере тшуву».

Второзаконие 22:1-4; Исход 23:4-5; …

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Каждый должен быть наказываться смертью за своё преступление

(06.09.2013, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 24:16)

Каждый должен быть наказываться смертью за своё преступление (06.09.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

Второзаконие 24:16;

Большая Советская Энциклопедия: «Законы Хаммурапи — свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи приблизительно в 1760 году до н.э. Эти законы представляют собой важнейший памятник древневосточного права. Оригинальный текст законов был начертан клинописью на диоритовой стеле и был найден в 1901 году при раскопках на месте столицы древнего Элама города Сузы»…

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Как достичь, чтобы год был хорошим?

(26.09.2014, #49 из цикла «Годичный цикл чтения Торы», Второзаконие 22:6-7, 23:19-20, 24:19, 25:13-16)

Как достичь, чтобы год был хорошим? (26.09.2014)(Виталий Олийник)

 

Конcпект

Секреты хорошей и продолжительной жизни:

  1. Второзаконие 22:6-7«если попадётся тебе на дороге»Комментарий Сифре: «Это исключает готовое, доступное, т.е. всегда находящееся в непосредственной близости, например, во дворе».
     
    Комментарий Сончино: «Это правило не распространяется на домашних птиц, выращиваемых специально для несения яиц и выведения птенцов, оно относится только к диким птицам».
     
    Во-первых, смысл этой заповеди — забота о сохранении популяции этой птицы. Забота о Божьем творении — Притчи 12:10.

    «сидит на птенцах или на яйцах»Комментарий Рамбама: «Чаще всего яйца, на которых сидит птица, и птенцы, выкармливаемые ею, не пригодны для употребления в пищу».

    Во-вторых, эта заповедь представляет собой просто напросто реализацию здравого смысла. Если ты настолько жаден, что хочешь позариться на это дело, то знай, что оно тебе может и не принести пользы.

    «Мать пусти, а детей возьми» — не сказано «яйца или птенцов», потому что в них прока не будет, а когда уже это дети, уже подросли, жизнеспособны, самостоятельны, тогда можешь, если хочешь взять, но мать отпусти для продолжения жизни этой популяции птиц.

    Комментарий Рамбама: «Если Тора призывает не причинять горя животным и птицам, то насколько же мы должны быть осторожны, чтобы не доставлять огорчения своим ближним».

    Третья цель — нравственная. Человек тренируясь в заботе, в любви на «братьях наших меньших», он воспитывает с детства уважительное отношение к любой форме жизни, и в особенности к представителям человеческого общества.

    Комментарий Сончино: «В самом тексте Торы можно увидеть подтверждение мнения Рамбама: за выполнение обязанности отослать птицу, сидящую в гнезде, обещано благополучие и долголетие. В тех же самых выражениях Тора обещает благополучие и долголетие за исполнение пятой из Десяти заповедей, начертанных на скрижалях, — уважение к родителям»Исход 20:12; Второзаконие 5:16.

    Комментарий Сончино: «Таким образом, человек, научившийся выполнять призыв Торы бесконечно внимательно и бережно относиться к родителям и к их чувствам, проявит эти благородные качества и по отношению к природе. Уважение к тем, кто дает жизнь (прежде всего к собственным родителям), и забота о поддержании существования своих потомков помогает испытывать благодарность к Творцу, источнику всех жизненных сил, и становится для человека залогом продолжительности его собственной жизни в благополучии и радости».

  2. Второзаконие 23:19-20 — запрет на ростовщичество, на суживание денег под проценты.

    Две категории людей: «брат твой» и «иноземец».

    «не бери… проценты» => «ло таших леахиха» (ивр.) => букв. «не откусывай у брата твоего».

    Комментарий Сончино: «Все сыны Израиля — братья. Разве брат не поможет брату, когда тот находится в трудном положении? Многие законы Торы требуют оказать помощь нуждающемуся, один из них — требование помочь ближнему, ссудив его деньгами. Но вместе с тем вводится строжайший запрет получать какую-либо выгоду из бедственного положения человека. Тот, кто пользуется несчастьем своего родственника, чтобы разбогатеть, отвратителен Всевышнему. Деньги могут быть предоставлены другому человеку на определенный срок только в качестве бескорыстной помощи. Не следует забывать о том, что если человек нуждается в деньгах не для того, чтобы обеспечить себя самым необходимым, а для того, чтобы заключить выгодную сделку, Тора не запрещает потребовать от него определенный процент от той прибыли, которую он получит, использовав предоставленные в его распоряжение деньги».

    Левит 25:35-37 — условия, при которых нельзя давать в рост.

    «иноземец» => «нохри» (ивр.) => букв. «чужой».

    Комментарий Сончино: «Это слово по своему значению принципиально отличается от слова гер («пришелец»), которое в сочетании со словом цедек («праведный») обозначает человека, прошедшего гиюр, — того, кто присоединился к еврейскому народу в соответствии со всеми требованиями закона. То же слово гер в сочетании со словом тошав («житель», «проживающий») указывает на человека, проживающего на территории Святой земли и обязавшегося соблюдать законы, обязательные для «сынов Ноаха». Слово нохри обозначает чужого человека, представителя другой культуры и веры.

    Что это может значить сегодня? Речь идёт не о кровных вопросах, не о родстве, а о вере. Человек, который избрал того же Бога, который принял завет Всевышнего, который по вере тебе близок. С него запрещено брать проценты, если он одалживает, чтобы справится со своими временными проблемами. Если это не инвестиционный долг.

    А человек, который иных взглядов, который не живёт по законам Творца, который в идеологическом отношении очень далёк. С него разрешено брать проценты.

  3. Второзаконие 24:19Талмуд (Бава мециа 111а): «Исходя из этого наши мудрецы говорили: «То, что позади него, есть «забытое»; то, что перед ним, «забытым» не является, ибо к такому не относится «не возвратись».
     
    Руфь 2:2-3 — эта заповедь исполнялась буквально.

    Смысл этой заповеди — забота о нуждающихся, забота о тех, кто готов собирать по колоску, по зёрнышку и т.д. Эту заповедь можно исполнить только случайно, сказано: «когда забудешь сноп на поле», специально забыть невозможно. Это именно такой случай, когда проверяется нутро человека, когда не запланировано. Невозможно себя наперёд запрограммировать: «Надо мне забыть сноп на поле, чтобы досталось нищему, чтобы Господь меня благословил».

    Комментарий Сончино: «Раби Цадок огорчался, что за всю жизнь ему не довелось исполнить эту заповедь Торы, столь же важную, как он считал, как и все остальные повеление еврейского закона. В конце концов, однажды он забыл несколько снопов на поле. Его радость была настолько велика, что он устроил праздничную трапезу, чтобы отметить это событие».

    Какова ваша реакция, когда вы что-нибудь забудете? Своё, кровное, вам принадлежащее… Теперь вы знаете, как надо поступать, согласно Божьей воле. И если вот так будешь делать, сказано, «Господь благословит тебя во всех делах рук твоих».

  4. Второзаконие 25:13-16 — заповедь о честности в деловых вопросах. Когда покупаешь — гири одного размера, когда продаёшь — другого. Человек побогаче — гиря побольше, человек победнее — гиря поменьше.
     
    Комментарий Ибн Эзры: «Справедливость и честность как стены строения. Несправедливость и обман — трещины в постройке, которые очень быстро приведут к её падению».

Мы живём в мире, который создан Всевышним по принципу причинно-следственной связи. И всё, что человек делает, оно влияет на его жизнь и на её качество.

Соблюдайте правила счастливой жизни!

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Развод и последующий брак (Тора и Евангелие)

(20.08.2018, #49 из цикла «Тора и Евангелие», Второзаконие 24:1-4)

Конcпект

Второзаконие 21:10 — «когда выйдешь» => «ки теце» (евр.);

Второзаконие 24:1-4 — этот отрывок поднимает непростую тему развода и последующего брака. Как не редко бывает, многие видят в этих стихах то, чего здесь на самом деле нет. Поэтому этот отрывок нуждается хотя бы в беглом истолковании.

В первую очередь давайте посмотрим на структуру отрывка. Он начинается словом «если». Далее даётся описание гипотетической ситуации, которая может иметь место, в которой кто-то может оказаться. И только лишь в четвёртом стихе говорится о том, что же следует делать: «То не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену».

Рассмотрение структуры этого отрывка помогает увидеть разницу между действиями человеческими, которые Богом не санкционированы, и Божими повелениями и призывами в отношении того, что следует сделать. Божьи повеления начинаются лишь в четвёртом стихе. А стихи с первого по третий содержат описание гипотетической ситуации, которую возможно кто-то испытает на собственном опыте.

Чрезвычайно важно отметить, что написание разводного письма содержится в первой части отрывка, а не во второй. Т.е. Бог нигде не велит писать разводные письма. Вопреки распространённому мнению, Тора в этом отрывке не предписывает разводиться. Она постулирует, что необходимо сделать, если кто-то разведётся. Главная цель этого отрывка заключается в следующем.

Комментарий Рамбана: «Женщина стала навсегда запрещённой для своего первого мужа, независимо от возможного изменения её статуса в будущем. Цель этого закона предотвратить легкомысленное отношение к браку».

Если муж вдруг найдёт в своей жене что-то противное, он должен понимать, что оформив развод, он теряет её навсегда. Закон запрещает снова воссоединяться, если она вышла замуж за другого.

Тем не менее, исследователей интересовал следующий вопрос. Что означает фраза «потому что он находит в ней что-нибудь противное»?

Комментарий Сончино: «Последователи двух самых крупных школ мудрецов конца прошлой и начала этой эры разошлись во мнениях по поводу того, какая причина, с точки зрения морально-нравственного закона Торы, может считаться достаточной для того, чтобы мужчина мог воспользоваться своим правом развестись с женой. Последователи школы Шамая понимали выражение «постыдное дело» как прямое указание на то, что единственная причина, оправдывающая развод, — это настолько нескромное поведение жены, что оно вызывает подозрение у мужа».

Комментарий Стерна: «Школа Шамая утверждает, что мужчина не может развестись со своей женой до тех пор, пока он не найдёт в ней супружеской неверности».

Комментарий Сончино: «Последователи школы Гилеля понимали выражение «постыдное дело» гораздо шире: они считали, что оправданием для развода могут служить любые поступки женщины, не устраивающие её супруга: например, мужчина имеет право развестись, если женщина портить сковородки или кастрюли, забывая снять их с огня».

Что означает фраза «что-нибудь постыдное» на самом деле? В оригинале: «эрва дабар» (евр.) => «нагое или голое дело». Чаще всего слово «эрва» используется в Левит 18 и 20, где описываются мерзости половых отношений, нарушения законов интимной жизни, установленных Творцом. Здесь и инцест (кровосмешение) и гомосексуализм и скотоложество и т.д.

Таким образом, фраза «нагое дело» или «голое дело» статистически в первую очередь связана с сексуальными грехами. И именно так представлен вопрос в иных отрывках Танаха, Священного Писания. Например: Иеремия 3:8. Говоря образным языком и описывая взаимоотношения с Израилем (Северным Царством) и Иудеей (Южным Царством), Всевышний устами пророка Иеремии, использует образ развода и упоминается разводное письмо. За что же оно даётся? «За все прелюбодейные действия», говорит текст.

Схожий язык используется в Осии 2:2. Когда-то они были мужем и женой, но прелюбодеяние и блуд стали причиной, по которой они более не являются мужем и женой. Вновь причиной развода являются блуд и прелюбодеяние.

Словосочетание «разводное письмо» => «сэфэр кхритут» (евр.) => Комментарий Сончино: «букв. «свиток разрыва». В книге Бытие 2:24 муж и жена названы «одной плотью». Именно поэтому документ о разводе получил такое название.

Согласно Комментарию Сончино, терминология, используемая для описания разводного письма, отсылает нас на образном уровне в самое начало, в книгу Бытие, где написано, что он и она становятся одной плотью. Когда же они разводятся, тогда появляется документ, называемый «свиток разрыва». Они не просто разошлись в разные стороны, единое целое разрушено, разорвано.

В свою очередь, в слове «кхритут» корнем является глагол «карат», который означает «разрубать». В оригинале Священного Писания есть устойчивая фраза «карат берит», дословно «разрубать завет». Имеется ввиду «заключать завет», «входить в союз», поскольку при заключении завета разрубалось животное, между двумя частями которого, проходили заключающие договор стороны.

Здесь же происходит действие обратное по своей природе. «Сэфэр кхритут» — это документ о разрыве завета, о разрыве союза.

Матфея 19:3-9 — в ответе Иисуса Христа в первую очередь важно отметить то, что Он ссылается на книгу Бытие, где описывается сотворение первого семейного союза, как и упомянутый выше еврейский комментарий. Йешуа указывает, что развод представляет по своей природе действие, идущее прямо в разрез с изначальной волей Всевышнего при создании семейного союза.

Во-вторых, интересно отметить разницу в глаголах, которые используют те, кто задаёт Йешуа вопрос и Он сам в Своём ответе. В 7-ом стихе написано: «Моисей заповедал». В 8-ом стихе: «Моисей позволил». Иисус уточняет, что Моисей не заповедал, но позволил.

Заповедать означает дать заповедь, предписать. Однако, как мы уже выяснили, Тора не содержит заповеди, предписания разводиться или давать разводное письмо. Она лишь признаёт, что такая ситуация вероятна, т.е. нет обязанности разводиться, но есть возможность.

Предлагая Свой комментарий на Второзаконие 24, Иисус говорит: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние». Таким образом, Он считает, что развод возможен в случае прелюбодеяния. И вот это слово «прелюбодеяние» нужно уточнить.

Современный перевод Живой Поток: «по причине блуда». В оригинале используется греческое слово «порнэя», которое описывает любые нарушения законов интимной жизни. Комментарий Российского Библейского Общества: «Под изменой понимались различные сексуальные грехи, а также возможно запрещённые браки, о которых говорится в книге Левит 18«.

Слово «прелюбодеяние» в оригинале это «мойхэя». Матфея 15:19«прелюбодеяния» => «мойхэя», «любодеяния» => «порнэя». Т.е. «мойхэя» — это нарушение супружеской верности, в то время как «порнэя» — может представлять собой различные сексуальные девиации, отклонения. Они могут давать невиновной стороне право на развод.

Комментарий Стерна: «Йешуа соглашается с жёстким мнением школы Бейт Шамай».

Сегодняшнее исследование вновь показывает, что Тора и Евангелие едины в провозглашении Божьей истины касательно брака и святости интимных отношений.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не заграждай рта волу, когда он молотит (Тора в РРИ)

(21.09.2018, #49 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме», Второзаконие 25:4)

Конcпект

Второзаконие 25:4…
© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Создание семьи (Тора сегодня)

05.01.2018, #12 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 2:18, 22-24; 4:19; Исход 2:20; Второзаконие 24:5; Бытие 5:1-3; Левит 26:39-40; Бытие 34:3; 24:67; Второзаконие 24:5; Бытие 4:1; Малахия 2:14-16; Матфея 19:4-6; 1 Тимофею 3:1-2, 12; Титу 1:5-6)

Конcпект

Сегодня мы продолжим изучение заповедей в самом начале при сотворении земли.

Прочитаем Бытие 2:18, 22-24. В этом отрывке представлено несколько высказываний, несколько речей.

Для начала определим авторство слов. В Бытие 2:18 написано: «и сказал Бог». В начале, таким образом, говорит Всевышний. Далее описываются действия Всевышнего. А в Бытие 2:23 написано: «и сказал человек». И далее идёт прямая речь Адама.

Главный вопрос в отношении исследования авторства слов в этом отрывке касается Бытие 2:24:. Кто произнёс слова: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»?

Коль скоро перед этим в Бытие 2:23 представлена прямая речь Адама, можно заключить, что и в Бытие 2:24 содержатся его слова. Однако более внимательное почтение исключает такую вероятность. Дело в том, что для Адама понятие отец и мать не было известно. Эти слова не могли принадлежать Адаму Он станет первым отцом на земле. Его жена станет первой матерью на земле.

Таким образом, это слова о будущем. Человек же будущего не знает. Следовательно, эти слова принадлежат Всевышнему. Он единственный, кто ещё присутствует в этом эпизоде. Именно такая точка зрения выражена в Талмуде.

Талмуд (разд. Санхедрин, 57 б) говорит: «Не Адам, а Святой Дух говорит это». Это слова Самого Всевышнего.

Коль скоро это так, Бытие 2:24 обладает особой значимостью. Поскольку здесь Творец устанавливает порядок вещей, матрицу супружества, условия счастливой семейной жизни. Это заповеди для всех людей, во все времена. Эти слова нормативны для всего человечества.

Посмотрим теперь на их значение, указав хотя бы базовые элементы смысла. Сначала отметим некоторые самоочевидные истины.

Прежде всего, Тора провозглашает, что созданный Всевышним брак был гетеросексуальным. В нём были соединены мужчина и женщина, муж и жена. Соответственно, Адам и Ева.

Позднее об этом Тора скажет очень ясно, налагая запрет на гомосексуальные отношения.

Вторая самая очевидная истина, которая открывается в этой матрице супружества, заключается в том, что брак был создан моногамным. Как написано в Комментарии Сончино: «Идеал Торы — это моногамный брак: мужчина должен прикрепиться к «своей жене», но не к своим жёнам».

Впервые полигамия упоминается в Бытие 4:19. Многожёнство появляется в среде потомков Каина, которые отступили от Всевышнего. Об этом, о многожёнстве речь пойдёт в будущих беседах более подробно.

Теперь рассмотрим составляющие матрицы супружества чуть подробнее. Перед нами, во-первых, фраза «оставит человек отца своего и мать свою». Что это означает? Что значит «оставить»? В оригинале Торы этот глагол означает физическое разделение.

Например: Исход 2:20. Это вопрос расстояния. В этом отрывке рассказывается о Моисее, который защитил дочерей Иофора, а они не пригласили его в дом. Они оставили его там у колодца.

Соответственно, «оставить отца и мать» означает отделиться от них физически, т.е. оселиться.

Второзаконие 24:5 — новобрачные поселяются в своём доме. Формат исполнения этой заповеди может меняться в зависимости от эпохи и экономических возможностей.

Когда патриархи жили в шатрах, Исаак, например вводит свою жену в шатёр матери своей. Это отдельный шатёр, ибо мать Исаака, Сарра, на тот момент уже умерла. Хотя шатёр стол возможно поблизости от шатра отца.

Новобрачным следует приложить все усилия, чтобы жить отдельно от родителей. Родителям же, в свою очередь, следует позволить молодой семье сформироваться самостоятельно.

Что ещё может означать фраза «оставить отца и мать»?

Согласно Комментарию Сончино, эта фраза раскрывает смысл брака. Установление настолько тесных связей между мужчиной и женщиной. что они оказываются сильнее связей с родителями.

Речь идёт об эмоциональном оставлении отца и матери. В эмоциональном отношении родители должны отойти на задний план. У мужа и жены теперь есть более значимые личности в их жизни, нежели отец и мать. Безусловно, почтение к родителям остаётся незыблемым. Однако, муж и жена должны стать самыми близкими друг другу людьми.

В-третьих, фраза «оставить отца и мать» имеет и духовное измерение. Согласно Бытие 5:1-3 Адам и Ева были сотворены по образу Божьему, а рождавшиеся у них дети появлялись по их образу и подобию. К сожалению между этими двумя явлениями произошло искажение образа Божьего в человеке вследствие греха.

На практике это означает, что каждый человек вбирает в себя наследие своих родителей и на духовном уровне. И это наследие нуждается в инвентаризации. Левит 26:39-40 — оставляя отца и мать молодожёны призваны проанализировать, не было ли беззаконий в жизни их родителей. Беззакония родителей нужно осознать, в них признаться и их оставить.

Далее в исследуемой матрице супружества Всевышний говорит: «и прилепится человек к жене своей». Что означает «прилепиться»? Бытие 34:3 — глагол «прилепиться» таким образом описывает эмоциональную составляющую супружества.

Здесь важно указать последовательность. «Он прилепится к жене своей». Сначала она должна стать его женою, затем развиваются и углубляются чувства.

Именно так было у Исаака и Ревеки. Бытие 24:67 — любовь является результатом взаимоотношений в супружестве. И это кончено же процесс. Напоминаем, что в книге Второзаконие 24:5 написано. Тора вменяет мужу в обязанность в течение первого года заниматься исключительно одной задачей: «увеселять жену свою». Это содействует вот этому процессу прилепления, если использовать термин Синодального перевода. Содействует процессу эмоционального сближения мужа и жены друг ко другу.

Наконец, в формуле счастливой супружеской жизни написано: «и будут она плоть». У этого понятия есть целый ряд измерений. В комментарии Раши написано: «Оба они производят на свет младенца, в котором их плоть становится единой». Т.е. это понятие «она плоть» может означать интимную близость, как написано в Бытие 4:1.

Познавать можно свою жену, т.е. когда она уже стала женой. Это имплицитный запрет на интимную жизнь до брака. О чём Тора подробнее будет говорить позже.

Помимо этой физической стороны отношений комментарий Сончино указывает ещё одну: Они станут одним целым, т.е. делят трудности жизни и радость. Речь таким образом идёт о достижении единства во взаимоотношениях мужа и жены. Достижение этой цели также представляет собою процесс.

Когда двое становятся «одной плотью», это в Божьем замысле соединение навсегда. Тора, таким образом, постулирует здесь нерасторжимость брака, как идеальный Божий замысел. Малахия 2:14 (Синодальный перевод), Малахия 2:15 (Современный перевод РБО): И разве не сделал Господь вас единым целым и телом и духом? В чём предназначение этого единого? Искать потомства дарованного Богом. Потому берегите дух ваш и не предавай жену юности твоей.

Малахия 2:16 (Современный перевод Кулакова): Не терплю разводов, — говорит Господь Бог Израилев, и когда покров, под который жена была принята, в насилие над ней превращаете, — говорит Господь Воинств. — Берегите дух ваш, не изменяйте!. В оригинале, в начале 16-го стиха используется глагол «ненавидеть». Господь ненавидит развод.

Открывая Апостольские Послания, мы находим те же самые тезисы.

Матфея 19:4-6. В отношении идеала моногамности брака в Апостольских Писаниях говорится трижды, касательно епископа, пресвитера и дьякона. Это: 1 Тимофею 3:1-2, 12; Титу 1:5-6. А епископ, пресвитер и дьякон являются образцом для всей общины.

Итак, сегодня мы рассматривали Божий план для создания счастливого супружества. Желаю вам мудрости в исследовании и исполнении вечных законов Торы. Да благословит Всевышний вас и ваши семьи.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


5-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

01.06.2018, #32 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:12; Второзаконие 5:16; Бытие 28:10-13; 3:20; Второзаконие 21:18-20; Левит 19:3; 2 Паралипоменон 15:16; Исход 21:15, 17; Бытие 16:4; 2 Царств 6:22; Второзаконие 27:16; 1 Царств 18:23; Бытие 13:2; Числа 22:16-18; Ефесянам 6:1-4; Марка 7:9-12; 1 Тимофею 5:4, 16)

Конcпект


8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

26.06.2018, #35 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:15; Второзаконие 5:19; Левит 19:11; Исход 21:16; Левит 19:11; Исход 21:16; Второзаконие 19:16-19; Бытие 30:33; 31:19-20; Исход 21:16; Второзаконие 21:17; Левит 19:13; 6:1-4; Второзаконие 22:1-3; Захария 5:1-4; 1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28)

Конcпект

Исход 20:15; Второзаконие 5:19: «Не кради». Что означает этот запрет? Что означает эта заповедь?

Посмотрим на некоторые определения в русском языке.

Толковый словарь Ушакова; Толковый словарь Ожегова: «Красть, воровать означает присваивать чужое».

Толковый словарь Даля: «Брать тайно чужое, уносить или присваивать что-либо тайком».

Толковый словарь Дмитриева: «Если кто-либо крадёт что-либо, значит он берёт это без разрешения и без намерения вернуть».

Таково значение терминов «красть, воровать» в русском языке.

А вот как эта заповедь понимается в иудейской традиции.

Комментарий Раши: «Здесь Писание говорит о похитителе людей, а «не крадите» в Левит 19:11 — о похитителе имущества. Или, может быть, здесь говорится о похитителе имущества, а там — о похитителе людей? Однако ты вынужден признать, что всё понимается в контексте: подобно тому, как «не убей», и «не прелюбодействуй» относятся к преступлениям, за которые подлежат смертной каре по решению бет-дина, так и «не укради» является преступлением, за которое подлежат смертной каре по решению бет-дина [Талмуд, Санхедрин 86а]».

Эта точка зрения, согласно которой заповедь не кради запрещает похищение человека, зафиксирована в иудейских источниках ещё ранее. Например, в Мидраш Мехилта.

«Мехилта» — это слово арамейское, эквивалент греческому «канон», это название двух галахических мидрашей, т.е. сборников решений танаев толкующих книгу Исход. Термин «танаи», в свою очередь, обозначает законоучителей земли Израиля в I-II веке н.э.

Мидраш Мехилта: «Не кради — зачем это сказано? В словах Исход 21:16 мы слышали наказание, где же запрещение? В стихе «не кради». Это запрещение кражи человека. Ты говоришь кражи человека, а может быть, кражи имущества? Но так как сказано Левит 19:11 «не крадите», то кража имущества запрещение есть. А в стихе «не кради» Писание говорит о краже души. А может быть, наоборот? «Не кради» есть запрещение относительно кражи имущества, а «не крадите» о краже души? Пойди и выведи на основании одного из тринадцати толковательных правил.

Таким образом, этот мидраш признаёт, что принятое в иудаизме толкование заповеди «не кради» не является прямым смыслом текста, а результатом выведенного значения, т.е. толкования с принятыми в ту эпоху правилами.

Далее Мидраш Мехилта пишет: «И ещё доказательства. Три заповеди связаны тут рядом «не убивай», «не прелюбодействуй» и «не кради». Из них две определённые и одна не определённая. Познаём неопределённую из определённых. Подобно тому, как определённые представляют заповеди, нарушение коих влечёт смерть по суду, так неопределённая есть заповедь, нарушение коей влечёт смерть по суду, т.е. кража человека по Исход 21:16. Следовательно, «не кради» есть запрещение относительно кражи души, а «не крадите» относительно кражи имущества.

Эти аргументы, однако, представляются не состоятельными. Если исходить из принятых предпосылок наказаний смертной казнью, то правило контекста распространяется не только на предшествующий материал, но и на последующий. Следующая заповедь девятая, «не произноси ложного свидетельства» не наказывается смертью. О последствиях её нарушения написано в Второзаконие 19:16-19. Лжесвидетель получал то наказание, которое он надеялся навлечь на ложно обвиняемого. Посему ещё раз за следующую заповедь «не произноси ложного свидетельства» не полагалось смертной казни.

Применение правил контекстуального анализа не подтверждает традиционное понимание значения этой заповеди в иудаизме.

Итак, что означает заповедь «Не кради»? Обратимся к оригиналу. В древнееврейском используется глагол «ганав», который обозначает просто «красть, воровать, похищать». Впервые в Торе этот глагол появляется в истории патриарха Иакова, где встречается 9 раз. Приведём несколько примеров.

Бытие 30:33 — в данном случае корень «ганав» описывает кражу животных.

Бытие 31:19-20 — здесь изучаемый корень описывает кражу материальных объектов и кражу информации.

Исход 21:16 — в данном случае глагол «ганав» описывает кражу человека.

Итак, мы находим, что непосредственно в Торе глагол «ганав» обозначает посягательство на любой объект, который не принадлежит человеку по закону.

Каковы же законные пути обретения чего либо согласно Торе? Есть главным образом два пути.

Во-первых, получить в дар. Как написано, например, во Второзаконие 21:17, человек может получить нечто в качестве наследства от родителей. Т.е., когда одно лицо добровольно даёт что-либо другому лицу.

Второй способ — это заработать своим трудом, своим временем, своими ресурсами. Как описано, например, в Левит 19:13, где работодателю вменяется в обязанность справедливо оплачивать труд работника.

А как быть с ситуацией, когда человек нашёл что-либо ему не принадлежащее?

Левит 6:1-4 — если человек нашёл что-то потерянное, он должен это вернуть. В противном случае будет грех. Ещё один фрагмент на эту тему: Второзаконие 22:1-3.

У пророков также много написано о воровстве. Прочитаем в качестве иллюстрации Захария 5:1-4.

Апостольские Писания повторяют заповедь «Не кради»1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28.


Предать смерти (Тора сегодня)

28.07.2018, #40 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:12-17, 12-13; Числа 35:11-12; Исход 21:14; Второзаконие 17:8-10; Исход 28:30; Второзаконие 16:18; Исход 21:15, 17, 16; Второзаконие 24:7; 1 Коринфянам 5:11-13; Второзаконие 24:7)

Конcпект

Исход 21:12-17 — все эти заповеди связаны тем, что за их нарушение следует общее наказание: «да будет предан смерти, бери его на смерть, должно предать смерти».

Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы. Нужно ли исполнять эти заповеди в наше время и каким образом? Кто будет принимать решение о смертной казни? Кто будет приводить это решение в исполнение?

Прежде всего стоит упомянуть, что с точки зрения формулировки эти заповеди являются казуальными: «кто ударит… да будет…», «но если.. то…», «а если… то…», «кто ударит… того должно…», «кто украдёт… того должно…», «кто злословит… того должно…». В первой части каждой заповеди вводятся определённые условия, а во второй сообщается о необходимых действиях в конкретном случае. Слово «казуальный» означает «обусловленный данным конкретным случаем». Многих из нас соответственно эти заповеди никогда не коснуться, если мы не окажемся в описанной ситуации. Тем не менее вопрос остаётся: что делать, если эти вводные данные на лицо?

Рассмотрим прочитанные заповеди по отдельности.

Исход 21:12-13 — в этой заповеди, как и у всех в исследуемом отрывке, две части: описание преступления в начале и описание наказания во второй части. Мы уже изучали заповеди Декалога, включая заповедь «не убивай», в том числе и разницу между умышленным и неумышленным убийством. В этом отрывке добавляется информация о процессуальной части.

Обратим внимание на фразу «то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце». Это ссылка на так называемые города убежища, которые позже в Торе описаны подробно и о которых и мы поговорим в своё время детальнее. Сейчас же важно обратить внимание на тот факт, что исполнение этой процессуальной части предполагает землю Израиля, на которой всё устроено по законам Торы, включая конкретные географические места, города убежища. Без них этот закон исполнить невозможно.

Что же происходило в этих городах? Числа 35:11-12 — Кто и каким образом принимает решение о смертной казни? — Ответ Торы: в результате заседания суда. Вопросы смертной казни решаются в судебном порядке. Суд должен постараться выяснить, было ли это убийство случайным или преднамеренным. Порою ответить на этот вопрос не трудно. Могут быть свидетели, из показаний которых ясно, что была вражда, был злой умысел, но это далеко не всегда очевидно.

Как же узнать, был ли злой умысел на самом деле? Исход 21:14 — слово-подсказка: «жертвенник». Это ссылка на святилище. И на эту тему в Торе есть конкретное предписание: Второзаконие 17:8-10. В трудных случаях нужно было идти к святилищу, где находятся священники. Исход 28:30 — при помощи урима и тумима обращались непосредственно к Всевышнему, который и открывал, какой природы было это отнятие жизни.

После вынесения приговора появляется ещё один вопрос: чем обеспечивалось исполнение судебного решения? Второзаконие 16:18 — два ключевых термина здесь «судьи» => «шофтим» (евр.) и «надзиратели» => «шотрим» (евр.) => «полицейские». Таким образом в народе Божьем на земле Израиля была установлена не только система судопроизводства, но и органы правопорядка, которые следили за исполнением принимаемых судебных решений.

Исход 21:15, 17 — первая половина этих двух стихов напрямую связана с заповедью «почитай отца и мать», которую мы уже изучали. Т.е. ситуация, при которой кто-то бьёт отца или мать, или злословит их, является нарушением пятой заповеди декалога. «злословить» => «калал» (евр.) => «проклинать, делать лёгким, незначительным». За эти грехи полагалась смертная казнь.

Исход 21:16 — мы уже изучал заповедь «не кради» из числа Десяти Заповедей, записанных на скрижалях. Здесь добавляется наказание за кражу человека. Параллельный отрывок: Второзаконие 24:7«истреби зло из среды себя».

1 Коринфянам 5:11-13 — Апостол Павел пишет о том, как обращаться с упорными грешниками. С теми, кто называясь братом, т.е. позиционируя свою принадлежность к общине, остаётся блудником, лихоимцем, идолослужителем, злоречивым, пьяницею, хищником и т.д. Таких, сказано, «вы судите». И звучит призыв: «итак, извергните развращённого из среды вас».

В этом отрывке описывается исключение из общины, лишение церковного членства. И вот этот акт наложения церковного взыскания обозначается словами «извергните развращённого из среды вас». При исследовании оказывается, что это цитата из Торы.

В оригинале Апостольских Писаний, написанных на греческом языке, она звучит как дословная цитата Септуагинты (греческого перевода Торы), что в Синодальном переводе звучало так: Второзаконие 24:7«итак, истреби зло из среды себя».

Апостол Павел таким образом для описания исключения из общины цитирует фразу из Торы, которая описывает смертную казнь. Отсюда важнейший методологический вывод. Всё, за что полагается смертная казнь согласно Торе, которое предполагает устройство государства Израиль по законам Торы, в эпоху, когда нет теократической системы правления, применяется отлучение из общины.

Всё, за что полагалась смертная казнь в эпоху Ветхого Завета, требует исключения из членов церкви в эпоху Нового Завета. Это даёт надёжные критерии для решения вопросов нарушения законов нравственности по закону Божию.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Раб — нееврей (Тора сегодня)

10.08.2018, #42 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:20-21, 26-27, 32; Левит 25:42, 44-46; Второзаконие 23:15-16; Исход 21:26-27, 20-21, 12; Левит 26:25; Исход 21:21; 18:13; Левит 25:35-43; Исход 12:48-49; Галатам 3:27-29)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Мера ответственности (Тора сегодня)

16.08.2018, #43 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:28-36, 28-29; Бытие 9:5; Исход 21:29-30, 14; Числа 35:31-34; Исход 21:31, 33-34; Второзаконие 22:18; Исход 21:35-36; Луки 12:47-48; Иакова 4:17)

Конcпект

Исход 21:28-36 — это казуальные заповеди, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… то…». Это означает, что многих из нас эти заповеди могут не коснуться. Тем не менее, в них заложены важнейшие нравственные принципы ответственности за причинённый ущерб.

Рассмотрим каждый случай по отдельности:

Исход 21:28-29 — в этом отрывке показана реализация принципа из книги Бытие 9:5. Животное, убившее человека предаётся смерти. если у этого животного есть хозяин, то мера его вины определяется следующим образом. Исход 21:29 — если агрессивность вола была, хозяин знал, но не стерёг вола. То именно этим фактором определялась мера ответственности хозяина. Определяющим фактором является мера знания. Это важнейший принцип Торы, принцип ответственности за знание — человек виновен тогда, когда знал и ничего по этому поводу не сделал. В данном случае был извещён и не стерёг своего вола.

В этом отрывке Тора содержит ещё одно понятие — грех бездействия. Хозяин вола должен был принять меры, но не принял их. Сам хозяин не является убийцей, но он не воспрепятствовал убийству, имея информацию, не предотвратил убийство. А потому несёт ответственность — Исход 21:30.

При сравнении двух стихов создаётся дилема: в Исход 21:29 сказано «хозяина предать смерти», а в Исход 21:30«пусть даст выкуп». Что же должно произойти с ним в действительности? Сравнение этих двух стихов представляет ещё одну яркую иллюстрацию принципа «душу за душу». Вместо отнятия жизни хозяина на него налагается требование материальной компенсации. Комментарий Тора из Циона: «На деле хозяин быка платит штраф по суду».

Сама Тора ещё раз показывает, что тезис «око за око, зуб за зуб, обожение за обожение, рану за рану, ушиб за ушиб, душу за душу… не следует понимать буквально. Это требование равного возмездия. Наказание, которое бы соответствовало тяжести совершённого преступления.

Здесь требуется уточнение одного местоимения из Исход 21:30. Синодальный Перевод: «пусть даст выкуп за душу свою». Перевод Фримы Гурфинкель: «за душу его». Перевод Гирша: «он должен дать для искупления того человека столько, сколько будет наложено на него». Т.е. хозяин вола платит не за свою душу, а за душу убитого его животным.

Однако Тора проводит чёткую грань между халатностью, которая привела к смерти и преднамеренным убийством — Исход 21:14, Числа 35:31-34. Соответственно, если человек не знал, он не виноват, если был извещён, осуществляет материальную компенсацию, если имел намерение убить ближнего, расплачивается собственной жизнью.

Исход 21:31 — этот короткий стих демонстрирует равноценность мальчиков и девочек. И заметно отличается от иных законов древности, например, Кодекса Хаммурапи.

Исход 21:33-34 — перед нами очень важный принцип — человек отвечает за последствия несоблюдения правил безопасности. Вновь у него не было злого умысла причинить урон скоту ближнего, но проявив халатность он обязан компенсировать материальный урон. В современном мире этот принцип может выглядеть следующим образом. Если человек не стерёг злую собаку, а она покусала прохожих то хозяин собаки ответственен за лечение и т.д.

Схожий закон есть во Второзаконие 22:18 — во свете этой заповеди производители некачественной продукции ответственны за последствия причинённого урона.

Исход 21:35-36 — тот же подход в плане ответственности, что и в случае, если вол забодает человека. Наказание определяется мерой знания.

Тот же подход в Апостольских Посланиях: Луки 12:47-48; Иакова 4:17.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Соблазнённая девица (Тора сегодня)

20.09.2018, #47 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:16-17; Второзаконие 22:28-29, 28; Исход 22:16; Второзаконие 22:29; Исход 21:32; Исход 22:16; Второзаконие 22:29; Исход 22:17; Бытие 24:54-59; Евреям 13:4)

Конcпект

Исход 22:16-17; Второзаконие 22:28-29 — по своей формулировке это казуальные законы, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… пусть…», «если… то…». Дай Бог, чтобы никому из нас не пришлось иметь дело с подобными ситуациями, лично ли или в качестве родителей. Тем не менее жизнь на земле сложна, и подобные ситуации случаются.

Прочитанные отрывки имеют дело с вопросом сексуальной близости до брака. Девушка не помолвлена, т.е. свободна, что делать, если имели место сексуальные отношения?

Второзаконие 22:28 — фраза «застанут их» вводит тему свидетелей в решение этого вопроса. Следовательно, запускается судебная процедура. Свидетели должны дать свои показания в суде.

Таким образом, Тора в первую очередь учит нас тому, что вопрос интимной близости до брака нельзя отнести к исключительно личной жизни человека. Общество не может сказать: «Это их личное дело, пусть живут, как хотят».

Мишна (раз. Незикин, тракт. Шевуот, гл. 4, мишна 6-7): «Заклинаю вас пойти и свидетельствовать за меня, что мне следует с такого-то возмещение за ущерб в полном размере, в половинном размере, в двойном, в четверном или пятерном размере. Или, что такой-то изнасиловал дочь мою или обольстил дочь мою. Или меня ударил сын. Или меня поразил товарищ мой в день очищения, или поджог мою копну в день очищения. Они отвечают за отказ свидетельствовать…

Заклинаю вас пойти и свидетельствовать за меня, что я священник, что я левит, что я не сын разведённой, что я не сын халутци. Что такой-то священник, что такой-то левит, что он не сын разведённой, что он не сын халутци. Что такой-то изнасиловал дочь его или обольстил дочь его. Что меня поранил сын мой. Что меня поранил в субботу товарищ мой или поджёг в субботу мою копну. Они не отвечают».

В этих двух мишнах обсуждается вопрос, в каких случаях человек обязан выступить свидетелем в суде, а когда не обязан. Один из вопросов — это обольщение и изнасилование дочери. Соответственно в иудейском праве зафиксированы законы регулирующие вопросы исследования дела об изнасиловании и обольщении именно в суде.

Отсюда важный урок — доколе нет свидетелей сексуального акта, никто не имеет права считать, что пара согрешила. Если есть подозрения, дело необходимо исследовать, нужны свидетели греха. Если же таковых нет, следует придержать плоды своего воображения при себе.

Исход 22:16: «пусть даст её вено», Второзаконие 22:29: «должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра» — Тора постулирует, что требуется материальная компенсация за интимную близость до брака. Названная сумма 50 сиклей серебра довольно значительна.

Исход 21:32 — стоимость раба была 30 сиклей серебра. Материальное же наказание за интимную близость до брака составляло 50 сиклей.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Кетубот, гл. 3, мишна 4): «Обольстивший платит три пени, а изнасиловавший четыре. Обольстивший платит за бесчестие, за ущерб и кеназ (штраф). А изнасиловавший платит кроме того и за страдание».

Таким образом мы находим, что раввины приняли решение о разных видах компенсации в случае интимной близости до брака. Деньги, как известно, это очень хороший мотиватор. Законоучителя приняли решения, которые делали интимную близость до брака делом невыгодным в материальном отношении.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Кетубот, гл. 3, мишна 9): «Кто говорит «я обольстил дочь такого-то», платит за бесчестие и ущерб по собственному показанию, но не платит кеназа (штрафа)».

Человек таким образом мог сам признаться в том, что интимная близость состоялась. Даже когда не было свидетелей закон всё-равно должен был действовать. Молодых людей учили, что на них лежит ответственность.

Исход 22:16: «и возьмёт её себе в жену», Второзаконие 22:29: «и она пусть будет его женою, потому что он опорочил её» — Тора учит, что факт интимной близости требует заключения брака. Секс предназначен лишь для взаимоотношений людей состоящих в браке.

Но здесь часто звучит следующий вопрос: «А как же чувства девушки? Что если она не хочет выходить замуж за этого человека?» Исход 22:17: — оказывается, отец девушки имел право не согласиться на брак с эти человеком. Таким образом, вопрос не решался автоматически.

Комментарий Герца: «Тот же самый закон применяется, если женщина отказывается выйти за него замуж». Это традиционный взгляд в иудаизме.

Вопрос: есть ли в самой Торе данные, которые позволили бы прийти к такому выводу. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поставим ещё один: чем, согласно Торе, руководствовался отец, когда принимал решение о выдаче дочери замуж?

Бытие 24:54-59 — Тора повествует, что в принятии решения о выходе замуж, мнение девушки является определяющим. Несмотря на то, что в прочитанном эпизоде Всевышний явно благословлял этот потенциальный союз Ревекки и Исаака, тем не менее отец и все родные отпускают Ревекку и благословляют её на этот брак только после её согласия.

К вопросу о сексуальных отношениях до брака Тора возвращается несколько раз. Потому, к этому вопросу вернёмся и мы, когда дойдём до соответствующих отрывков Торы.

В Апостольских Писаниях мы находим те же высокие идеалы святости в отношении брака: Евреям 13:4.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Природа наказания (Тора сегодня)

29.09.2018, #48 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:18-20, 18; Второзаконие 18:9-12; 1 Царств 28:3, 6-9; Иисус Навин 17:11-12; Исход 23:33; Второзаконие 13:5; 17:7; 19:19; 21:21; 24:24; Иоанна 18:31; Матфея 15:15-18; Деяния 7:38; 1 Коринфянам 5:11-13)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня)

06.09.2019, #49 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:21-24; Исаия 16:3-4; Руфь 1:1; Исход 22:21-22; Левит 19:9-10; Левит 23:22; 19:33-34; 24:22; Исход 22:21; 23:9; Второзаконие 10:19; 24:17-22; Бытие 41:57; 42:1-2; Исход 22:23-24; Второзаконие 10:17-18; 24:14-15; 27:19; Иакова 1:27; Римлянам 12:12; Евреям 13:2)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Ростовщичество (Тора сегодня)

13.09.2019, #50 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:25-27; Иезекииль 18:5, 7-8; Исход 22:25; Левит 25:35-37; Второзаконие 24:10, 14, 11; 23:19-20; Неемия 13:16, 20-21; Второзаконие 23:20; Иезекииль 18:12-13; Матфея 25:14-21, 24-27; Луки 19:23; 2 Коринфянам 7:1-2; 1 Фессалоникийцам 4:6; 1 Тимофею 6:10)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Деньги взаймы (Тора сегодня)

20.09.2019, #51 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:25-27; Второзаконие 24:10-13, 6, 17; 15:7-10, 1-2, 8, 10, 7; Исход 22:27; Второзаконие 15:9-10; Притчи 19:17; Левит 25:25-28; Псалтирь 36:21; Матфея 5:42; Луки 6:34-35)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к врагу (Тора сегодня)

14.11.2019, #57 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:4-5; Второзаконие 22:1, 4; Числа 35:23; Исход 23:5; Второзаконие 22:2-3; Исход 23:5; Притчи 25:21-22; Матфея 5:44-45, 43; Левит 19:8; Матфея 4:4; 5:20-21; Римлянам 12:20-21)

Конcпект

Шмот / Исход 23:4-5: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».

Отметим, прежде всего то, что перед нами казуальные заповеди с точки зрения их формулировки. Казуальный означает «обусловленный» конкретным случаем. Написано, если найдёшь, то следует сделать то-то и то-то. Если увидишь, то не оставляй и т.д.

На этом примере Тора учит нас важным принципам. Те, кто знаком с Пятикнижьем, знают, что есть ещё один отрывок, который повторяет практически те же самые слова и он находится в Дварим / Второзаконие 22:1, 4: «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему… Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе».

Даже, не проводя подробный сравнительный анализ этих двух отрывков, бросается в глаза следующее. Тора призывает относиться к врагу также, как к брату, обращается с имуществом врага так же, как с имуществом брата. И речь идёт не просто о внутреннем настроении, но о конкретных реальных действиях, которые одинаково предписаны как по отношению к брату, так и по отношению к врагу.

Теперь давайте посмотрим на изучаемый отрывок подробнее. Написано: «Если найдешь вола врага твоего…» В переводе Фримы Гурфинкель значение оригинала передано точнее: «Если встретишь…» вместо «Если найдешь…» «Если встретишь вола врага твоего или осла его…»

Что же означает понятие враг? Многие могут сказать: «Да у меня нет врагов!» В оригинале четвёртого стиха используется древнееврейское слово «оев». Вот в каком контексте мы находим его в книге Бемидбар / Числа 35:23: «Или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла…» Согласно этому определению, враг — это тот, кто желает тебе зла. Если ты встретишь вола или осла того, кто тебе желает зла, то сделай так то и так то, гласит Тора.

Не смотря, что в Синодальном переводе и в Шмот / Исход 23:5: используется то же самое слово «враг», в оригинале это другой термин. В древнееврейском используется форма глагола «сана», которая означает «ненавидеть». В переводе Гирша: «осла своего ненавистника».

Интересно посмотреть, как понятие «враг» в этом отрывке понималось в ранней раввинистической литературе. В частности, документ, который называется Мехильта, это мидраш, толкование рабби Ишмаэля, сборник, который был завершён в четвёртом веке н.э. приводит следующие истолкования: Рабби Иосия сказал: враг означает язычника, поклоняющегося идолам. Рабби Елиезер сказал: этот отрывок описывает прозелита, который впал назад в свои прежние склонности. Рабби Исаак говорит: этот отрывок описывает отступившего израильтянина. Рабби Ионафан говорит: этот отрывок фактически описывает любого израильтянина. Если кто-то ударил своего сына или поссорился с ним, он становится его врагом на время.

Как видим, из четырёх приведённых мнений в этом мидраше, два мнения говорят, что враг это не израильтянин, это иноземец, а два говорят, что это израильтянин.

Итак, что же следует сделать, если встретишь заблудившегося вола или осла своего врага. Написано: «приведи его к нему». А в параллельном отрывке Дварим / Второзаконие 22:2: «Если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их».

В изучаемой заповеди по тексту книги Шмот, книги Исход, упоминается вол и осёл. В параллельном отрывке Дварим / Второзаконие 22:3: «Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего]».

Ещё одна гипотетическая ситуация, это Шмот / Исход 23:5: «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». Важно обратить внимание на фразу «развьючь вместе с ним». Не вместо него, а именно, окажи помощь. Описывается совместная работа.

В комментарии Тора из Циона подчёркивается: «Совместная работа с ненавистником может погасить ненависть». Подобному отношению к врагам Танах призывает неоднократно. Например, в Притчи 25:21-22: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». Метафора «горящие угли» описывает состояние того, кто желает тебе зла, а ты вдруг делаешь ему добро. Именно такова воля Божья.

В Апостольских Писаниях мы находим те же высокие идеалы. Матфея 5:44-45 говорят, передавая слова Йешуа, слова Иисуса: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Иисус Христос вторит словам Торы.

Однако перед прочитанными стихами Матфея 5:43 содержит следующие слова: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Появляется вопрос: кем это сказано? Когда это сказано? Где это сказано?

В Торе, в Пятикнижьи, в действительности, есть заповедь: «люби ближнего твоего». Она находится в книге Ваикра / Левит 19:8, где написано: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».

Однако, во всей Торе и во всём Танахе, так называемом, Ветхом Завете нет фразы, нет заповеди «ненавидь врага твоего». На этом основании некоторые обвиняют Йешуа, что Он приписал Торе, чего в ней нет. Однако, Христос и не ссылается на Тору. Его слова предваряются фразой: «вы слышали, что сказано».

Это очень сильно отличается от вводной фразы, предваряющей цитирование Торы в устах Йешуа. Например, Матфея 4:4: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Цитируя, Он использует фразу «написано».

Здесь же Он говорит: «Вы слышали, что сказано». Он ссылается на устную традицию.

Незадолго перед этим, в этой же Нагорной Проповеди, Йешуа произнёс следующие слова. Матфея 5:20-21: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано…» и далее по тексту.

Йешуа ссылается на определённые толкования фарисеев, которые стали родоначальниками раввинистического иудаизма. Тора нигде не говорит: «ненавидь врага твоего». Однако некоторые из законоучителей Торы учили именно этому. Как пишет Раши в комментарии на исследуемый сегодня отрывок: А наши мудрецы давали этому галахическое толкование: в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь».

Т.е., несмотря на то, что текст Торы говорит «приведи вола, приведи осла врагу твоему, развьючь животное врага твоего», некоторые мудрецы ввели ограничение, кому помогать, а кому не помогать. В частности, в мидраше, к которому мы уже сегодня обращались, в Мехильте написано: Есть случаи, где можно отказать в помощи, и есть случаи, где ты обязан помочь. Если осёл принадлежит израильтянину, а поклажа язычнику, тогда обязательно помоги ему. Если же осёл принадлежит язычнику, а поклажа израильтянину, тогда откажи в помощи ему.

Таким образом, есть случаи, когда можно отказывать в помощи и есть случаи, когда обязательно нужно помочь, заключает этот мидраш. Т.е., если перед вами не еврей, то ему можно не помогать.

А в комментарии Торы издательства Шамир из Израиля написано следующее: «Запрет мести касается только евреев. Не евреям разрешается мстить и хранить в сердце обиду на них». Именно на эти мнения ссылался Иисус, когда говорил: «Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего?» Однако, Иисус был верен Торе и призывал любить, благотворить и помогать врагам.

Римлянам 12:20-21: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы