Недельная глава Торы 43: Масэй (Станы) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Сорок третья по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Масэй (Станы)». Она содержится в книге Бемидбар / Числа 33:1 — 36:13. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Бемидбар / Числа 33:1: «Вот станы сынов Израилевых, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим, под начальством Моисея и Аарона». Слово «Станы» в оригинале «Масэй».

О чём? • (33:1-33:49) — Обозрение пути от Египта до Иордана: • (33:1-33:8) — Исход из Египта; • (33:9-33:15) — Странствия к Синаю; • (33:16-33:37) — От Синая до границы земли Ханаанской; • (33:38-33:39) — Смерть Аhарона; • (33:40-33:49) — Последние странствия; • (33:50-34:29) — Заповеди завоевания и заселения Земли: • (33:50-33:56) — Овладение страной и уничтожение идолопоклонства; • (34:1-34:15) — Границы страны; • (34:16-34:29) — Назначение глав колен для раздела страны; • (35:1-35:34) — Города левитов и города убежища: • (35:1-35:8) — Города левитов; • (35:9-35:15) — Города убежища; • (35:16-35:23) — Отличие случайного убийства от преднамеренного; • (35:24-35:29) — Закон о преднамеренном убийстве; • (35:30-35:34) — Общие законы об убийстве; • (36:1-36:13) — Наследование земли в случае браков между коленами: • (36:1-36:4) — Запрос о «дочерях Целофхада»; • (36:5-36:9) — Общий закон; • (36:10-36:13) — Решение дочерей Целофхада.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Ирмияѓу / Иеремия 2:4-28; 3:4; 4:1-2.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): 2 Фессалоникийцам 1:1 — 3:18; Иакова 4:1-12.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий комментируют Виталий Олийник, Брент Эмери, Александр Болотников и Алекс Бленд.

В 2020 году недельная глава «Масэй» объединена с предыдущей недельной главой «Матот».

Содержание
  1. Разделы недельных глав Торы «Матот/Масэй» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Масэй»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Масэй»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Виталия Олийника
  5. Города для левитов и города для убежища. Система правосудия (Тора 2007-08 #43)
  6. История и судьба ханаанских народов (Тора 2008-09 #43)
  7. Почему кровь оскверняет землю (Тора 2009-10 #43)
  8. Убийца убийце рознь. Заповедь: не убивай (Тора 2009-10 #43)
  9. Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)
  10. Предать смерти (Тора сегодня #40)
  11. Мера ответственности (Тора сегодня #43)
  12. Отношение к врагу (Тора сегодня #57)
  13. Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Александра Болотникова
  14. Почему израильский народ содержал левитов? (Тора 2012-13 #43)
  15. Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Брента Эмери
  16. Народ перед вступлением в обетованную землю (Тора 2010-11 #43)
  17. Города-убежища (Тора 2011-12 #43)

Разделы недельных глав Торы «Матот/Масэй» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Бемидбар / Числа 30:2 — 31:12;
  2. ПН: Тора: Бемидбар / Числа 31:13-54;
  3. ВТ: Тора: Бемидбар / Числа 32:1-19;
  4. СР: Тора: Бемидбар / Числа 32:20 — 33:49;
  5. ЧТ: Тора: Бемидбар / Числа 33:50 — 34:15;
  6. ПТ: Тора: Бемидбар / Числа 34:16 — 35:8;
  7. СБ: Тора: Бемидбар / Числа 35:9 — 36:13.
Книга Числа, Глава 33 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 34 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 35 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 36 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Масэй»

  1. Невиим: Ирмияѓу / Иеремия 2:4-28; 3:4; 4:1-2.
Книга Пророка Иеремии, Глава 2 (Невиим: Ирмияѓу)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Иеремии, Глава 3 (Невиим: Ирмияѓу)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Иеремии, Глава 4 (Невиим: Ирмияѓу)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Масэй»

  1. Второе Послание к Фессалоникийцам 1:1 — 3:18;
  2. Послание Иакова 4:1-12.
Второе Послание к Фессалоникийцам, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Второе Послание к Фессалоникийцам, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Второе Послание к Фессалоникийцам, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание Иакова, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Виталия Олийника

Города для левитов и города для убежища. Система правосудия (Тора 2007-08 #43)

08.08.2008, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 35:1-2; 1 Коринфянам 9:14; Второзаконие 33:8-10; 31:24-26; Малахия 2:7; Числа 35:4-5, 7-8; Иисус Навин 21; Числа 35:9-12; Исход 21:23-25; Числа 35:25, 30; Второзаконие 17:6-9; 19:16-21; Числа 35:22-25; Матфея 5:21-22.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


История и судьба ханаанских народов (Тора 2008-09 #43)

11.09.2009, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 33:50-52, 55-56, 52, 55; Исход 34:24; Числа 21:32; 32:39; Второзаконие 4:38; 11:23; Иисус Навин 13:6; Второзаконие 18:9-14; 1 Царств 28:3-8; Иисус Навин 17:11-12; Числа 32:21; Исход 23:27-33; 33:2; 34:11-13; Бытие 3:24; 21:10; Исход 2:17; Иисус Навин 13:13; 15:63; 17:13; Судьи 1:27-33; Иисус Навин 23:12-13; Числа 33:55-56.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Почему кровь оскверняет землю (Тора 2009-10 #43)

30.07.2010, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 35:33-34; Бытие 9:5-6; Второзаконие 21:1-9; Числа 35:9-12; Второзаконие 19:2-3; Числа 35:15; 22-25; 35:30; Исход 28:30; Неемия 7:64-65; Числа 35:28; Левит 4:3; Числа 35:31-32; Псалом 48:7-8; 109:1, 4; Евреям 7:23-28; 9:22.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Убийца убийце рознь. Заповедь: не убивай (Тора 2009-10 #43)

08.08.2014, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 35:16-21, 9-12, 22-28; Исход 21:12-14; 1 Царств 24:13; Плач Иеремии 3:35-40; Екклесиаст 7:13-14; Псалтирь 33:8.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)

25.01.2018, #15 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:5-6, Левит 24:21; Бытие 2-3; Левит 4:27-28; 7:8, 24; Исход 23:29; Бытие 9:5-6; Исход 21:28-31; Числа 35:16-18, 21; Второзаконие 16:18; 1:16-17; Левит 20:1-5; Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24)

Конспект
    Бытие 9:5-6 — 2 заповеди: «Запрет убийства человека» и «Наказание за убийство человека». Ценность жизни человека определяется его особым статусом: «Ибо человек создан по образу Божию».

    Комментарий Сончино: «Достоинство человека не зависит от принадлежности к тому или иному народу; оно является естественным. Изначально человек сотворён по образу Всесильного и никогда не может быть низведён до уровня неживого предмета или животного. Человек всегда остаётся личностью, обладающей определёнными правами. Оскорбление достоинства человека, лишение его принадлежащих ему прав рассматривается Торой как бунт против Творца. Исходя из этого положения, Тора определяет понятие справедливости и суда».

    Тора не содержит запрета на отнятие жизни животных в отличие от человека: Левит 24:21.

    Причины отнятия жизни животных согласно Торе: Бытие 9:2-3 — для употребления их в пищу; Левит 4:27-28 — жертвоприношение; Левит 7:8, 24 — части тела животных могут использоваться для изготовления одежды и других предметов, жир животных может использоваться для различных целей; Исход 23:29 — дозволено контролировать популяцию животных в целях защиты от них. Однако, нигде в Священном Писании не дозволено убивать животных ради забавы, напротив, человек призван заботиться о флоре и фауне.

    Бытие 9:5-6 — за кровь пролитую взыскивает Всевышний, через установленную Им систему правосудия: «Я взыщу» = «того кровь прольётся рукою человека». Бог наделил определённых людей властью наказывать тех, кто проливает кровь. Во-первых, животных — «Я взыщу… от всякого зверя» — Исход 21:28-31. Во-вторых, человека — «Я взыщу… душу человека от руки человека» — Числа 35:16-18, 21.

    Второзаконие 16:18; Второзаконие 1:16-17 — о системе правосудия; Левит 20:1-5; Комментарий Сончино — «Следует учесть, что служение Молоху включало человеческие жертвоприношения» — когда человеческая система не срабатывает надлежащим образом, в дело вступается Сам Всевышний.

    Об этом же в Апостольских Посланиях: Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.


Предать смерти (Тора сегодня #40)

28.07.2018, #40 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:12-17, 12-13; Числа 35:11-12; Исход 21:14; Второзаконие 17:8-10; Исход 28:30; Второзаконие 16:18; Исход 21:15, 17, 16; Второзаконие 24:7; 1 Коринфянам 5:11-13; Второзаконие 24:7)

Конcпект

Исход 21:12-17 — все эти заповеди связаны тем, что за их нарушение следует общее наказание: «да будет предан смерти, бери его на смерть, должно предать смерти».

Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы. Нужно ли исполнять эти заповеди в наше время и каким образом? Кто будет принимать решение о смертной казни? Кто будет приводить это решение в исполнение?

Прежде всего стоит упомянуть, что с точки зрения формулировки эти заповеди являются казуальными: «кто ударит… да будет…», «но если.. то…», «а если… то…», «кто ударит… того должно…», «кто украдёт… того должно…», «кто злословит… того должно…». В первой части каждой заповеди вводятся определённые условия, а во второй сообщается о необходимых действиях в конкретном случае. Слово «казуальный» означает «обусловленный данным конкретным случаем». Многих из нас соответственно эти заповеди никогда не коснуться, если мы не окажемся в описанной ситуации. Тем не менее вопрос остаётся: что делать, если эти вводные данные на лицо?

Рассмотрим прочитанные заповеди по отдельности.

Исход 21:12-13 — в этой заповеди, как и у всех в исследуемом отрывке, две части: описание преступления в начале и описание наказания во второй части. Мы уже изучали заповеди Декалога, включая заповедь «не убивай», в том числе и разницу между умышленным и неумышленным убийством. В этом отрывке добавляется информация о процессуальной части.

Обратим внимание на фразу «то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце». Это ссылка на так называемые города убежища, которые позже в Торе описаны подробно и о которых и мы поговорим в своё время детальнее. Сейчас же важно обратить внимание на тот факт, что исполнение этой процессуальной части предполагает землю Израиля, на которой всё устроено по законам Торы, включая конкретные географические места, города убежища. Без них этот закон исполнить невозможно.

Что же происходило в этих городах? Числа 35:11-12 — Кто и каким образом принимает решение о смертной казни? — Ответ Торы: в результате заседания суда. Вопросы смертной казни решаются в судебном порядке. Суд должен постараться выяснить, было ли это убийство случайным или преднамеренным. Порою ответить на этот вопрос не трудно. Могут быть свидетели, из показаний которых ясно, что была вражда, был злой умысел, но это далеко не всегда очевидно.

Как же узнать, был ли злой умысел на самом деле? Исход 21:14 — слово-подсказка: «жертвенник». Это ссылка на святилище. И на эту тему в Торе есть конкретное предписание: Второзаконие 17:8-10. В трудных случаях нужно было идти к святилищу, где находятся священники. Исход 28:30 — при помощи урима и тумима обращались непосредственно к Всевышнему, который и открывал, какой природы было это отнятие жизни.

После вынесения приговора появляется ещё один вопрос: чем обеспечивалось исполнение судебного решения? Второзаконие 16:18 — два ключевых термина здесь «судьи» => «шофтим» (евр.) и «надзиратели» => «шотрим» (евр.) => «полицейские». Таким образом в народе Божьем на земле Израиля была установлена не только система судопроизводства, но и органы правопорядка, которые следили за исполнением принимаемых судебных решений.

Исход 21:15, 17 — первая половина этих двух стихов напрямую связана с заповедью «почитай отца и мать», которую мы уже изучали. Т.е. ситуация, при которой кто-то бьёт отца или мать, или злословит их, является нарушением пятой заповеди декалога. «злословить» => «калал» (евр.) => «проклинать, делать лёгким, незначительным». За эти грехи полагалась смертная казнь.

Исход 21:16 — мы уже изучал заповедь «не кради» из числа Десяти Заповедей, записанных на скрижалях. Здесь добавляется наказание за кражу человека. Параллельный отрывок: Второзаконие 24:7«истреби зло из среды себя».

1 Коринфянам 5:11-13 — Апостол Павел пишет о том, как обращаться с упорными грешниками. С теми, кто называясь братом, т.е. позиционируя свою принадлежность к общине, остаётся блудником, лихоимцем, идолослужителем, злоречивым, пьяницею, хищником и т.д. Таких, сказано, «вы судите». И звучит призыв: «итак, извергните развращённого из среды вас».

В этом отрывке описывается исключение из общины, лишение церковного членства. И вот этот акт наложения церковного взыскания обозначается словами «извергните развращённого из среды вас». При исследовании оказывается, что это цитата из Торы.

В оригинале Апостольских Писаний, написанных на греческом языке, она звучит как дословная цитата Септуагинты (греческого перевода Торы), что в Синодальном переводе звучало так: Второзаконие 24:7«итак, истреби зло из среды себя».

Апостол Павел таким образом для описания исключения из общины цитирует фразу из Торы, которая описывает смертную казнь. Отсюда важнейший методологический вывод. Всё, за что полагается смертная казнь согласно Торе, которое предполагает устройство государства Израиль по законам Торы, в эпоху, когда нет теократической системы правления, применяется отлучение из общины.

Всё, за что полагалась смертная казнь в эпоху Ветхого Завета, требует исключения из членов церкви в эпоху Нового Завета. Это даёт надёжные критерии для решения вопросов нарушения законов нравственности по закону Божию.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Мера ответственности (Тора сегодня #43)

16.08.2018, #43 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:28-36, 28-29; Бытие 9:5; Исход 21:29-30, 14; Числа 35:31-34; Исход 21:31, 33-34; Второзаконие 22:18; Исход 21:35-36; Луки 12:47-48; Иакова 4:17)

Конcпект

Исход 21:28-36 — это казуальные заповеди, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… то…». Это означает, что многих из нас эти заповеди могут не коснуться. Тем не менее, в них заложены важнейшие нравственные принципы ответственности за причинённый ущерб.

Рассмотрим каждый случай по отдельности:

Исход 21:28-29 — в этом отрывке показана реализация принципа из книги Бытие 9:5. Животное, убившее человека предаётся смерти. если у этого животного есть хозяин, то мера его вины определяется следующим образом. Исход 21:29 — если агрессивность вола была, хозяин знал, но не стерёг вола. То именно этим фактором определялась мера ответственности хозяина. Определяющим фактором является мера знания. Это важнейший принцип Торы, принцип ответственности за знание — человек виновен тогда, когда знал и ничего по этому поводу не сделал. В данном случае был извещён и не стерёг своего вола.

В этом отрывке Тора содержит ещё одно понятие — грех бездействия. Хозяин вола должен был принять меры, но не принял их. Сам хозяин не является убийцей, но он не воспрепятствовал убийству, имея информацию, не предотвратил убийство. А потому несёт ответственность — Исход 21:30.

При сравнении двух стихов создаётся дилема: в Исход 21:29 сказано «хозяина предать смерти», а в Исход 21:30«пусть даст выкуп». Что же должно произойти с ним в действительности? Сравнение этих двух стихов представляет ещё одну яркую иллюстрацию принципа «душу за душу». Вместо отнятия жизни хозяина на него налагается требование материальной компенсации. Комментарий Тора из Циона: «На деле хозяин быка платит штраф по суду».

Сама Тора ещё раз показывает, что тезис «око за око, зуб за зуб, обожение за обожение, рану за рану, ушиб за ушиб, душу за душу… не следует понимать буквально. Это требование равного возмездия. Наказание, которое бы соответствовало тяжести совершённого преступления.

Здесь требуется уточнение одного местоимения из Исход 21:30. Синодальный Перевод: «пусть даст выкуп за душу свою». Перевод Фримы Гурфинкель: «за душу его». Перевод Гирша: «он должен дать для искупления того человека столько, сколько будет наложено на него». Т.е. хозяин вола платит не за свою душу, а за душу убитого его животным.

Однако Тора проводит чёткую грань между халатностью, которая привела к смерти и преднамеренным убийством — Исход 21:14, Числа 35:31-34. Соответственно, если человек не знал, он не виноват, если был извещён, осуществляет материальную компенсацию, если имел намерение убить ближнего, расплачивается собственной жизнью.

Исход 21:31 — этот короткий стих демонстрирует равноценность мальчиков и девочек. И заметно отличается от иных законов древности, например, Кодекса Хаммурапи.

Исход 21:33-34 — перед нами очень важный принцип — человек отвечает за последствия несоблюдения правил безопасности. Вновь у него не было злого умысла причинить урон скоту ближнего, но проявив халатность он обязан компенсировать материальный урон. В современном мире этот принцип может выглядеть следующим образом. Если человек не стерёг злую собаку, а она покусала прохожих то хозяин собаки ответственен за лечение и т.д.

Схожий закон есть во Второзаконие 22:18 — во свете этой заповеди производители некачественной продукции ответственны за последствия причинённого урона.

Исход 21:35-36 — тот же подход в плане ответственности, что и в случае, если вол забодает человека. Наказание определяется мерой знания.

Тот же подход в Апостольских Посланиях: Луки 12:47-48; Иакова 4:17.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к врагу (Тора сегодня #57)

14.11.2019, #57 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:4-5; Второзаконие 22:1, 4; Числа 35:23; Исход 23:5; Второзаконие 22:2-3; Исход 23:5; Притчи 25:21-22; Матфея 5:44-45, 43; Левит 19:8; Матфея 4:4; 5:20-21; Римлянам 12:20-21)

Конcпект

Шмот / Исход 23:4-5: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».

Отметим, прежде всего то, что перед нами казуальные заповеди с точки зрения их формулировки. Казуальный означает «обусловленный» конкретным случаем. Написано, если найдёшь, то следует сделать то-то и то-то. Если увидишь, то не оставляй и т.д.

На этом примере Тора учит нас важным принципам. Те, кто знаком с Пятикнижьем, знают, что есть ещё один отрывок, который повторяет практически те же самые слова и он находится в Дварим / Второзаконие 22:1, 4: «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему… Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе».

Даже, не проводя подробный сравнительный анализ этих двух отрывков, бросается в глаза следующее. Тора призывает относиться к врагу также, как к брату, обращается с имуществом врага так же, как с имуществом брата. И речь идёт не просто о внутреннем настроении, но о конкретных реальных действиях, которые одинаково предписаны как по отношению к брату, так и по отношению к врагу.

Теперь давайте посмотрим на изучаемый отрывок подробнее. Написано: «Если найдешь вола врага твоего…» В переводе Фримы Гурфинкель значение оригинала передано точнее: «Если встретишь…» вместо «Если найдешь…» «Если встретишь вола врага твоего или осла его…»

Что же означает понятие враг? Многие могут сказать: «Да у меня нет врагов!» В оригинале четвёртого стиха используется древнееврейское слово «оев». Вот в каком контексте мы находим его в книге Бемидбар / Числа 35:23: «Или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла…» Согласно этому определению, враг — это тот, кто желает тебе зла. Если ты встретишь вола или осла того, кто тебе желает зла, то сделай так то и так то, гласит Тора.

Не смотря, что в Синодальном переводе и в Шмот / Исход 23:5: используется то же самое слово «враг», в оригинале это другой термин. В древнееврейском используется форма глагола «сана», которая означает «ненавидеть». В переводе Гирша: «осла своего ненавистника».

Интересно посмотреть, как понятие «враг» в этом отрывке понималось в ранней раввинистической литературе. В частности, документ, который называется Мехильта, это мидраш, толкование рабби Ишмаэля, сборник, который был завершён в четвёртом веке н.э. приводит следующие истолкования: Рабби Иосия сказал: враг означает язычника, поклоняющегося идолам. Рабби Елиезер сказал: этот отрывок описывает прозелита, который впал назад в свои прежние склонности. Рабби Исаак говорит: этот отрывок описывает отступившего израильтянина. Рабби Ионафан говорит: этот отрывок фактически описывает любого израильтянина. Если кто-то ударил своего сына или поссорился с ним, он становится его врагом на время.

Как видим, из четырёх приведённых мнений в этом мидраше, два мнения говорят, что враг это не израильтянин, это иноземец, а два говорят, что это израильтянин.

Итак, что же следует сделать, если встретишь заблудившегося вола или осла своего врага. Написано: «приведи его к нему». А в параллельном отрывке Дварим / Второзаконие 22:2: «Если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их».

В изучаемой заповеди по тексту книги Шмот, книги Исход, упоминается вол и осёл. В параллельном отрывке Дварим / Второзаконие 22:3: «Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего]».

Ещё одна гипотетическая ситуация, это Шмот / Исход 23:5: «Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». Важно обратить внимание на фразу «развьючь вместе с ним». Не вместо него, а именно, окажи помощь. Описывается совместная работа.

В комментарии Тора из Циона подчёркивается: «Совместная работа с ненавистником может погасить ненависть». Подобному отношению к врагам Танах призывает неоднократно. Например, в Притчи 25:21-22: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». Метафора «горящие угли» описывает состояние того, кто желает тебе зла, а ты вдруг делаешь ему добро. Именно такова воля Божья.

В Апостольских Писаниях мы находим те же высокие идеалы. Матфея 5:44-45 говорят, передавая слова Йешуа, слова Иисуса: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Иисус Христос вторит словам Торы.

Однако перед прочитанными стихами Матфея 5:43 содержит следующие слова: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Появляется вопрос: кем это сказано? Когда это сказано? Где это сказано?

В Торе, в Пятикнижьи, в действительности, есть заповедь: «люби ближнего твоего». Она находится в книге Ваикра / Левит 19:8, где написано: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».

Однако, во всей Торе и во всём Танахе, так называемом, Ветхом Завете нет фразы, нет заповеди «ненавидь врага твоего». На этом основании некоторые обвиняют Йешуа, что Он приписал Торе, чего в ней нет. Однако, Христос и не ссылается на Тору. Его слова предваряются фразой: «вы слышали, что сказано».

Это очень сильно отличается от вводной фразы, предваряющей цитирование Торы в устах Йешуа. Например, Матфея 4:4: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Цитируя, Он использует фразу «написано».

Здесь же Он говорит: «Вы слышали, что сказано». Он ссылается на устную традицию.

Незадолго перед этим, в этой же Нагорной Проповеди, Йешуа произнёс следующие слова. Матфея 5:20-21: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано…» и далее по тексту.

Йешуа ссылается на определённые толкования фарисеев, которые стали родоначальниками раввинистического иудаизма. Тора нигде не говорит: «ненавидь врага твоего». Однако некоторые из законоучителей Торы учили именно этому. Как пишет Раши в комментарии на исследуемый сегодня отрывок: А наши мудрецы давали этому галахическое толкование: в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь».

Т.е., несмотря на то, что текст Торы говорит «приведи вола, приведи осла врагу твоему, развьючь животное врага твоего», некоторые мудрецы ввели ограничение, кому помогать, а кому не помогать. В частности, в мидраше, к которому мы уже сегодня обращались, в Мехильте написано: Есть случаи, где можно отказать в помощи, и есть случаи, где ты обязан помочь. Если осёл принадлежит израильтянину, а поклажа язычнику, тогда обязательно помоги ему. Если же осёл принадлежит язычнику, а поклажа израильтянину, тогда откажи в помощи ему.

Таким образом, есть случаи, когда можно отказывать в помощи и есть случаи, когда обязательно нужно помочь, заключает этот мидраш. Т.е., если перед вами не еврей, то ему можно не помогать.

А в комментарии Торы издательства Шамир из Израиля написано следующее: «Запрет мести касается только евреев. Не евреям разрешается мстить и хранить в сердце обиду на них». Именно на эти мнения ссылался Иисус, когда говорил: «Вы слышали, что сказано, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего?» Однако, Иисус был верен Торе и призывал любить, благотворить и помогать врагам.

Римлянам 12:20-21: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Александра Болотникова

Почему израильский народ содержал левитов? (Тора 2012-13 #43)

19.07.2013, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Конcпект

© Александр Болотников, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Масэй» Брента Эмери

Народ перед вступлением в обетованную землю (Тора 2010-11 #43)

05.08.2011, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 30, 31, 32; Числа 32:16, 24, 17, 20-32; Числа 35; Числа 36; Числа 27.)

Конcпект

© Брент Эмери, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Города-убежища (Тора 2011-12 #43)

03.08.2012, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 32:16, 24; Числа 33:38; Числа 35:15; Исаия 56; Числа 27; Ответы на вопросы.)

Конcпект

© Брент Эмери, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: