Недельная глава Торы 38: Корах (Корей) с комментариями

Недельные главы Торы на сегодня: #42 Матот (Колена) и #43 Масэй (Станы)

12 — 18 июля 2020 / 20 — 26 Тамуз 5780 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Тридцать восьмая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Корах (Корей)». Она содержится в книге Бемидбар / Числа 16:1 — 18:32. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Бемидбар / Числа 16:1: «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы…». Слово «Корей» в оригинале «Корах».

О чём? • (16:1-35) — Бунт Кораха: • (16:4-19) — Спор с Моше; • (16:20-22) — Моше заступается за Израиль; • (16:23-35) — Наказание Кораха; • (17:1-26) — Восстановление структуры общества: • (17:1-5) — Переплавка лотков для благовоний; • (17:6-8) — Ропот общества; • (17:9-15) — Моше спасает народ; • (17:16-24) — Испытание посохами; • (17:25-26) — Посох Аhарона; • (17:27 — 18:32) — Права и обязанности коhенов и левитов: • (17:27-28) — Страх народа перед Святилищем; • (18:1-7) — Обязанности священников и левитов; • (18:8-20) — Доля священников; • (18:21-24) — Доля левитов; • (18:25-32) — Дары от левитов священникам.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Шмуэль I / 1 Царств 11:14 — 12:22.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Галатам 1:1 — 6:18; 2 Тимофею 2:8-21; Римлянам 13:1-7.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Корах» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Корах»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Корах»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Корах» Виталия Олийника
  5. Бунт: природа, корни, признаки, характер, отношение Бога и Моисея (Тора 2007-08 #38)
  6. Десятина (Тора 2008-09 #38)
  7. Трудное время руководства. Как управлять народом? (Тора 2009-10 #38)
  8. Какими были предметы находившиеся во Святом Святых? (Тора 2010-11 #38)
  9. 5 ходатайств Моисея перед Богом за народ (Тора 2011-12 #38)
  10. Что такое ад? Что такое геенна огненная? (Тора 2012-13 #38)
  11. Гнев Господень: как проявляется, какова природа, почему губителен? (Тора 2013-14 #38)
  12. Библейское понятие об аде (Тора и Евангелие #11)
  13. Судьба детей Корея (Тора и Евангелие #38)
  14. Десятина (Тора в РРИ #38)
  15. Выкуп первенцев (Тора сегодня #23)
  16. Комментарии к недельной главе Торы «Корах» Алекса Бленда
  17. Бемидбар 16. Единство многообразия (Тора 2019-20)
  18. Бемидбар 17. Самостоятельный лидер (Тора 2019-20)
  19. Бемидбар 18. Жизнь продолжатся (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Корах» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Бемидбар / Числа 16:1-13;
  2. ПН: Тора: Бемидбар / Числа 16:14-19;
  3. ВТ: Тора: Бемидбар 16:20 — 17:8 / Числа 16:20 — 16:43;
  4. СР: Тора: Бемидбар 17:9-15 / Числа 16:44-50;
  5. ЧТ: Тора: Бемидбар 17:16-24 / Числа 17:1-9;
  6. ПТ: Тора: Бемидбар 17:25 — 18:20 / Числа 17:10 — 18:20;
  7. СБ: Тора: Бемидбар / Числа 18:21-32.
Книга Числа, Глава 16 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 17 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Числа, Глава 18 (Тора: Бемидбар)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Корах»

  1. Невиим: Шмуэль I / 1 Царств 11:14 — 12:22.
Первая Книга Царств, Глава 11 (Невиим: Шмуэль I)(Читает Илья Прудовский)
Первая Книга Царств, Глава 12 (Невиим: Шмуэль I)(Читает Илья Прудовский)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Корах»

  1. Послание к Галатам 1:1 — 6:18;
  2. Второе Послание Тимофею 2:8-21;
  3. Послание к Римлянам 13:1-7.
Послание к Галатам, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 6(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Второе Послание Тимофею, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 13(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Корах» Виталия Олийника

Бунт: природа, корни, признаки, характер, отношение Бога и Моисея (Тора 2007-08 #38)

27.06.2008, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 16:1-3; 14:4; Исход 6:16-21; Матфея 13:55-57; Числа 16:10; 1 Коринфянам 15:33; Числа 16:4, 20-22, 41-46, 15; 1 Царств 8:11-12; Второзаконие 33:4-5; Числа 16:5-14, 23-26, 35; 3:10; Левит 10:1-2; Числа 16:1, 27; 26:9-11.)

Бунт: природа, корни, признаки, характер, отношение Бога и Моисея (27.06.2008)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Десятина (Тора 2008-09 #38)

07.08.2009, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Бытие 14:18-20; Бытие 24:35; Бытие 25:20; Бытие 14:13, 20; Левит 27:30; Числа 18:21-26; Числа 35:1-8; 1 Паралипоменон 24:1, 18-19; Второзаконие 33:8-10; Числа 18:25-31; Деяния 15:21; Неемия 10:37-39; Евреям 5:5-10; Евреям 7:1-8, 17; 1 Коринфянам 9:13-14; Матфея 23:23; 1 Коринфянам 16:1-3; Притчи 3:9-10; Малахия 3:10-12.)

Десятина (07.08.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Трудное время руководства. Как управлять народом? (Тора 2009-10 #38)

25.06.2010, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 2:11-15; 5:19-21; 6:9, 12; 14:9-16; 15:22-25; 16:1-4; 17:1-6; Числа 11:1-6, 10-17; 12:1-10; 13:32-33; 14:1-4, 10; 16:1-3, 12-15, 31-35, 41-42; 46-50; 20:1-8; 21:4-9; Исход 2:23.)

Трудное время руководства. Как управлять народом? (25.06.2010)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Какими были предметы находившиеся во Святом Святых? (Тора 2010-11 #38)

01.06.2011, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(1) Ковчег завета (откровения, свидетельства), 2) 10 заповедей (2 скрижали откровения): Исход 25:10-11, 16, 21; Исход 40:20; Исход 32:15-16; Второзаконие 10:1-5; 3) Сосуд с гомером манны: Исход 16:32-34. 4) Жезл Ааронов: Числа 17:1-11. 5) Книга закона (свиток Торы): Второзаконие 31:24-26; Перевод Кулакова; Перевод РБО. Уточнение: 3 Царств 8:9. Вопросы: Евреям 9:1-5; …)

Какими были предметы находившиеся во Святом Святых? (01.06.2011)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


5 ходатайств Моисея перед Богом за народ (Тора 2011-12 #38)

29.06.2012, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 32:7-14; Числа 11:1-6; 14:11, 4, 12-20; 16:19-24, 41-48; Псалом 140:1-2; Иезекииль 22:30; Даниил 10:12-14; 1 Иоанна 5:14-16; Ефесянам 6:18-20.)

5 ходатайств Моисея перед Богом за народ (29.06.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Что такое ад? Что такое геенна огненная? (Тора 2012-13 #38)

14.06.2013, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 16:23-33, 30; Иона 2:7; Псалтирь 139:8; Иова 26:6; Псалтирь 88:6; Исаия 38:18; Псалтирь 30:10; 88:12-13; Бытие 37:31-35; 42:36, 38; 44:27-31; Числа 16:30-33; Исаия 14:4, 11; Иезекииль 31:3, 15; Иисус Навин 15; 18; Иеремия 19:1-6, 10-11; Исаия 66:22-24; Малахия 4:1-3.)

Что такое ад? Что такое геенна огненная? (14.06.2013)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Гнев Господень: как проявляется, какова природа, почему губителен? (Тора 2013-14 #38)

04.07.2014, #38 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Числа 11:1-3; Иезекииль 18:23, 31-32; 33:11; 1 Петра 3:9; 1 Тимофею 2:3-4; Числа 11:1-2; 16:41-50; Исход 12:21-23; 2 Царств 24:1; 1 Паралипоменон 21:1, 15-16; Луки 22:31-32; Ефесянам 4:27; 1 Иоанна 2:1-2.)

Гнев Господень: как проявляется, какова природа, почему губителен? (04.07.2014)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Библейское понятие об аде (Тора и Евангелие #11)

19.12.2017, #11 из цикла «Тора и Евангелие»

(Бытие 44:18; 37:35; 42:38; 44:29-31; Числа 16:28-34; Второзаконие 32:22; Иезекииль 31:15; Исаия 14:11; Осия 13:14; 1 Коринфянам 15:51-55)

Конcпект

В нашей недельной главе Торы несколько раз используется очень важное, насыщенное, значимое слово. Это понятие об аде. Как вы представляете себе ад? Каково значение этого термина?

Несложный анализ показывает, что ответ человека в большинстве случаев зависит от верований народа, на языке которого ведётся разговор. Язык народа вбирает в себя понятия, представления, мифологию, религию, философию и иные мировоззренческие установки.

Вот стандартное определение ада в русском языке по Энциклопедическому словарю: «Ад — это место, куда попадают души умерших грешников, обречённых на вечные муки». Египтологи однако дадут иное определение ада. Непохожим будет также и определение тех, кто занимается ведической литературой. И так далее.

Проблема очень часто заключается в том, что читая Священное Писание, многие автоматически проецируют традиционные для их культуры и языка понятия на термины, использующиеся в Священном Писании. И тогда происходит подмена понятий.

Попытаемся сегодня рассмотреть, что означает слово ад непосредственно в Торе, в первых пяти книгах Священного Писания.

Слово ад на древнееврейском языке это шеол. Это слово встречается в Торе семь раз.

Впервые мы находим его в Бытие 37:35: «И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его». Здесь слово «шеол» переведено русским «преисподняя».

Контекст этих слов такой. Патриарх Иаков получает информацию, из которой делает вывод о смерти своего сына Иосифа. И говорит: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю». Таким образом понятие «шеол» здесь — это место, куда собирается идти праведник Иаков, думая, что его сын уже находится там. Иосиф в Библии тоже представлен, как праведник.

Во свете этого первого словоупотребления «шеол» — это место, куда после смерти отправляются праведники.

Русский термин «преисподняя» в этимологическом отношении означает следующее. Согласно Этимологическому словарю русского языка, этот термин пришёл к нам из старославянского и означает «самый низкий». Производное от слова «исподний», т.е. «нижний». И «пре» охначает «самый». Буквальное значение слова «преисподняя», это «то, что находится ниже земли».

Обратимся теперь ко второму месту в Торе, где используется слов «шеол». Это Бытие 42:38: «Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб». Здесь слово «шеол, ад» переведено словом «гроб».

Когда современный русскоязычный человек слышит слово «гроб», он в первую очередь представляет себе прямоугольный предмет, как правило из дерева. В просторечии — «ящик, в который помещают тело усопшего».

Однако в библейские времена хоронили не так. «Гроб» в Библии означает «гробница, место захоронения, усыпальница».

Следующие два раза слово «шеол» встречается в Бытие 44:29 «Если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб».

Эти слова произносит один из братьев Иосифа, передавая речь отца и далее говорит в Бытие 44:30-31: «Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб».

Вновь дважды слово «шеол» переводится словом «гроб», в смысле «гробница, место захоронения».

Пятое и шестое употребление слова «шеол» в Торе приходится на Числа 16:28-34 «И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля».

Изучаемое сегодня слово «шеол» здесь переводится термином «преисподняя». Этот отрывок очень ярко рисует, что это за место. Это в действительности место непосредственно под землёй, куда провалились люди. М в данном случае туда, в «шеол» попали нечестивы, те, кто восстал против Господа и Его вождей. Таким образом «шеол» — это место, куда попадают не только праведные, но и грешные. Это участь всех, кто умирает.

Последнее, седьмое использование слова «шеол» в Торе приходится на Второзаконие 32:22 «Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор». Слово «шеол» переведено здесь на русский словом «ад». Хотя традиционно многие представляют «ад с огнём», здесь Тора рисует иную картину. Огонь исходит от Всевышнего и попаляет ад. В аду огня нет, огонь сожжёт ад вместе со всею землёю, включая землю, произведения её и даже основания гор.

Для того, чтобы дополнить картину, обратимся к двум отрывкам из Танаха.

Иезекииля 31:15: «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем». Здесь слово «шеол» переведено термином «могила». «Могила» вновь — это место захоронения.

И ещё из Исаии 14:11: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой». Слово «шеол» переведено термином «преисподняя» — это место, где живут черви и поедают мёртвое тело.

Как вы видите, понятие Торы об аде и далее представление Танаха в целом существенно отличаются от распространённого в русском языке.

Подытоживая, прочитаем определение Электронной Еврейской Энциклопедии: «Понятие об аде как таковом отсутствует в Библии, где говорится лишь о недифференцированном обиталище мертвых, преимущественно называемом словом שְׁאוֹל, шеол». Другие принятые в Библии названия для обиталища мертвых суть:

— «эрец» («земля», иногда с уточнением «земля тьмы», «земля нижняя»),
— «кевер» («могила»),
— «афар» («прах»),
— «бор» («яма», иногда с уточнением «яма глубин»),
— «шахат» («яма»),
— «авадон» («место исчезновения»),
— «дума́» («место неподвижности» или «место молчания»).

Обиталище мертвых описывается как расположенное под землей или у основания гор» — говорит Еврейская Энциклопедия, ссылаясь на ряд мест Священного Писания.

В другой статье на эту же тему в Еврейской Энциклопедии написано: «В Библии эти названия никогда не относятся к обиталищу души после смерти».

Итак, мы дали определение «ада». Что же произойдёт с «адом» дальше?

Вот, что написано в Осии 13:14: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?..». Священно Писание содержит пророчество о победе над адом и смертью. Бог выведет Свой народ из ада, Он избавит их от смерти. Ад — это не вечное обиталище.

Открывая Апостольские Писания, мы находим, что они цитируют Книгу Пророка Осии, только что прочитанные слова.

1 Коринфянам 15:51-55: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

Апостол Павел здесь в своём послании цитирует пророчество Осии и рассказывает о времени, когда сбудется слово написанное. Бог избавит свой народ от власти ада, где они будут находиться до дня его пришествия. Праведные одержат победу над адом путём воскресения из мёртвых, когда тленное облечётся нетлением и смертное облечётся бессмертием.

Апостол Павел использует здесь слово «ад» в том же смысле, в котором его использовал пророк Осия. У Апостолов такое же понятие об аде, как и у Пророков. Это «могила, место захоронения», откуда Всевышний избавит всех, кто был с ним и был верен Ему. Мёртвые праведники выйдут из ада во время воскресения из мёртвых. А пока они покоятся там. Вот почему мёртвых называют покойниками. В Библии смерть описывается терминологией сна, а воскресение языком пробуждения.

Совпадает ли ваше представление об аде с библейским? Надо отметить, что у язычников совершенно иное понятие о рассматриваемых вопросах. И выбор здесь между языческим и библейским мировоззрением.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Судьба детей Корея (Тора и Евангелие #38)

13.06.2018, #38 из цикла «Тора и Евангелие»

(Числа 16:1, 23-33; Второзаконие 24:16; Иезекииль 18:1-4; 4 Царств 14:1-6; Числа 26:9-11; 1 Паралипоменон 6:22-24; 1 Паралипоменон 26:1, 12-13, 19; 2 Паралипоменон 20:19-24; Псалом 41:1-3; Псалмы 43, 45-48, 83-84, 86-87; Иуды 1:11.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Десятина (Тора в РРИ #38)

27.07.2018, #38 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Числа 18:21-26; Левит 27:30, 32; …)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Выкуп первенцев (Тора сегодня #23)

29.03.2018, #23 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 13:1-2, 11-15; 22:29; 34:19-20; 25:30; Второзаконие 31:10-11; Числа 3:11-13, 44-48; 18:15-16; Луки 2:21-24, 39.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Корах» Алекса Бленда

Бемидбар 16. Единство многообразия (Тора 2019-20)

16.06.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Числа 16)


Конcпект

Корах, истоки бунта. Личные мотивы и борьба за справедливость. Неравенство в жизни и в смерти.

© Алекс Бленд


Бемидбар 17. Самостоятельный лидер (Тора 2019-20)

17.06.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Числа 17)


Конcпект

Моше против. Как Моше заступается за народ и куда побежал старый первосвященник.

© Алекс Бленд


Бемидбар 18. Жизнь продолжатся (Тора 2019-20)

20.06.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Числа 18)


Конcпект

Всевышний утешает Аарона, а через него и народ. Радости и горести священства.

© Алекс Бленд


Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: