Недельная глава Торы 35: Насо (Исчисли) с комментариями

Недельная глава Торы 35: «Насо» / «Исчисли» (Бемидбар 4:21 — 7:89), дополнительное чтение (Шофтим 13:2-25) и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментирует Виталий Олийник.

Для синодального перевода: Числа 4:21 — 7:89 / Судей 13:2-25.

Разделы недельной главы Торы «Насо» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора / Бемидбар 4:21 — 4:37 (Числа 4:21 — 4:37).
  2. ПН: Тора / Бемидбар 4:38 — 4:49 (Числа 4:38 — 4:49).
  3. ВТ: Тора / Бемидбар 5:1 — 5:10 (Числа 5:1 — 5:10).
  4. СР: Тора / Бемидбар 5:11 — 6:27 (Числа 5:11 — 6:27).
  5. ЧТ: Тора / Бемидбар 7:1 — 7:41 (Числа 7:1 — 7:41).
  6. ПТ: Тора / Бемидбар 7:42 — 7:71 (Числа 7:42 — 7:71).
  7. СБ: Тора / Бемидбар 7:72 — 7:89 (Числа 7:72 — 7:89).

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Насо»

  1. Невиим / Шофтим 13:2-25 (Судей 13:2-25).

Комментарии к недельной главе Торы «Насо» Виталия Олийника

Наказание за воровство

(24.08.2019, #44 из цикла «Тора сегодня», Исход 22:1-7; Левит 6:2-5; Числа 5:5-8; Второзаконие 27:17)

Конcпект

Левит 6:2-5 — из этого отрывка мы узнаём, что преступление против ближнего путём посягательства на его имущество есть преступление против Господа. Ибо написано: «если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим». Соответственно и исправление ситуации включает в себя заглаживание греха перед ближним и затем жертвоприношение пред Господом.

Прочитанные стихи описывают ситуацию, при которой человек признаётся в преступлении сам. Его никто и ничто к этому не принуждает, кроме собственной совести. Что же ему следует сделать, как именно загладить вину перед ближним? Необходимо осуществить реституцию, т.е. вернуть принадлежащее ближнему и прибавить к тому пятую часть. Т.е. дополнительно 20% стоимости.

Числа 5:5-8 — вновь, как и в предыдущем случае Тора подчёркивает, что грех против человека, посягательство на его имущество, есть преступление против Господа. Написано: «чрез это сделает преступление против Господа».

А далее рассматривается ситуация, когда пострадавшего нет в живых. В некоторых обществах принят следующий тезис: «нет человека, нет проблемы». Однако Тора указывает, что заповедь остаётся в силе, даже если пострадавшего уже нет в живых. В таком случае, компенсацию, реституцию следует осуществить по отношению к наследнику пострадавшего.

Слово «наследник» является переводом древнееврейского «гоэль», которое означает следующее. Левит 25:25«близкий его родственник». Т.е. причинённый ущерб следует вернуть детям, внукам или кому-нибудь из числа близких родственников. В случае, если и таковых нет, приобретённое нечестным путём нельзя отставлять дома. Числа 5:8«если же у него нет наследника… то посвятить это Господу».

Мы рассмотрели ситуацию, при которой человек посягнувший на собственность ближнего, признаётся в преступлении сам. Он возвращает похищенное и прибавляет 20%. Рассмотрим другую ситуацию.

Исход 22:1, 4, 7 — такие фразы как «если украденное найдётся у него, если найдётся вор» описывают ситуацию при которой виновного находят, он не признаётся сам. Наказание в таком случае иное. Написано: «должен заплатить вдвое». К примеру, украл кто-нибудь вещь стоимостью 100 монет, вернуть должен саму вещь или её стоимость, плюс ещё сверх того 100 монет. Т.е. вместо 20% как было в первом случае, где человек признаётся сам, пойманный платит 100% сверх реституции.

Однако в этом отрывке есть и иной случай: «пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу». Чем объясняется разница в объёме возмещения убытка. Очевидно, воровство было осуществлено с разной целью. В одном случае для себя, по нужде, для личного пользования животными, а в другом — продать, чтобы заработать деньги. Если человек украл и перепродаёт, он возмещает в размере 400 или 500%.

Исход 22:5-6 — здесь простой принцип: «кто причинил вред, тот должен его возместить».

Исход 22:2-3 — чтобы быть в состоянии осуществить реституцию, т.е. вернуть похищенное и плюс прибавить 20 ли процентов, 100 ли процентов, 400 или 500, требуются средства, требуются ресурсы. Если человеку нечем заплатить, его продают в рабство. Человек остаётся рабом, пока не отработает необходимую сумму для расплаты по совершённым преступлениям.

По ходу рассматривается ситуация, когда кто-то в процессе воровства делает пролом или подкоп и его ударяют. Ударивший может быть повинен в смерти в зависимости от одного обстоятельства. В Исход 22:3 написано: «но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Перевод Давида Йосифона: «но если сияло над ним солнце…».

Т.е. Тора рассматривает здесь фактор освещённости. Противопоставляется воровство ночью и днём. Ударивший ночью не может полностью оценить ситуацию, что касается силы и места, куда придётся удар. А если он наносит смертельный удар днём, он несёт полную ответственность, потому что всё видно.

Второзаконие 27:17; Комментарий Раши: «Кто отодвигает назад вглубь поля ближнего своего и тем самым похищает землю, т.е. незаконно присваивает себе чужое». Фраза «нарушать межу ближнего» означает воровство, незаконное присвоение себе чужого. За это в жизнь человека приходит проклятье.

Бывают случаи, когда нет свидетелей, когда человек не откликается на муки совести, когда не пойман с поличным и никто из людей об этом не знает. Тогда такого человека ожидает наказание исходящее из задействования механизмов духовного мира. Об этом не мало написано и у пророков. Например, Захария 5:3-4; Иезекииль 33:14-16.

О воровстве немало говорится и в Апостольских Писаниях, в том числе о наказании.

Матфея 5:23-24 — Йешуа здесь повторяет закон Торы, о том, что реституция ближнему должна предшествовать жертвоприношению. О том, что грех против ближнего есть грех против Господа. И, чтобы загладить вину пред Господом, необходимо прежде загладить вину перед ближним.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


  1. Тема: «Законы о назореях» (06.06.2008). Ссылки: Числа 6:1-2, 3-4; Левит 10:8-11, 1-2; Числа 6:5; Левит 21:10; Комментарий Сончино; Числа 6:7; Левит 21:10-11; Числа 6:13-15; Авраам Яков Фикель «Разгадки Торы»; Числа 6:13; Комментарий Ришара Элафера; Числа 6:21.
  2. Тема: «Если изменит кому жена… (Законы о ревновании)» (17.07.2009). Ссылки: Числа 5:11-15; Комментарий Сончино; Числа 5:15-18; 3 Царств 4:28; Мидраш; Исход 38:8; Комментаторы Торы; Бытие 5:1-2; Талмуд (разд. Сота); Числа 5:19-26, 21; Бытие 1:26-27; Вавилонский Кодекс Хаммурапи; Комментарий Гюнтера Плаута; Числа 5:28-31; Талмуд; Комментарий Рамбана; Числа 5:15; Левит 20:10; Матфея 1:18-21; Второзаконие 22:23-24; Иоанна 8:1-11; Дословный перевод с греческого.
  3. Тема: «Грех, ответственность и освобождение от вины» (04.06.2010). Ссылки: Числа 5:5-8; 6; Комментарий Грэя; Бытие 39:7-9; 1 Петра 3:7; Числа 5:8; Исаия 64:6-7; Числа 5:7; Левит 5:5; Числа 5:7; Левит 6:4-5; Иезекииль 33:14-16; Числа 5:8; Левит 6:6-7, 5; Матфея 5:23-24; Левит 16:29-30; Комментарий Рабби Эллазара Бен Азарии.
  4. Тема: «Соотношение человеческого и Божественного благословения» (03.06.2011). Ссылки: Числа 6:24-26, 22-23, 27; Числа 22:1-6; Документ 20-х годов 20-го столетия; Арама Ицхак бен Моше «Акедат Ицхак»; Числа 6:23, 24, 27; Комментарий Абарбанеля; Бытие 24:1; 1 Паралипоменон 29:10; Мидраш Танхума; Сифрей; Комментарий Гирша; Второзаконие 23:4-5; Малахия 2:1-2; Комментарий Рабби Моше Альшейха; Комментарий «Акедат Ицхак»; Второзаконие 10:16; Второзаконие 30:6; Иезекииль 18:31; Иезекииль 36:26; Комментарий «Акедат Ицхак»; Талмуд (разд. Шаббат); Комментарий Рабби Хаим Полака; Иерусалимский Талмуд; Комментарий Нехамы Лейбович; 1 Петра 3:9; Матфея 10:12-13.
  5. Тема: «Смысл и значимость благословения коэнов (священников)» (08.06.2012). Ссылки: 6:22-27; Комментарий Сончино; Второзаконие 28:2-13; Комментарий Раши; Комментарий Гирша; Числа 6:25; Перевод Давида Иосифона; Перевод Гирша; Перевод Сончино; Псалом 30:17; Псалом 43:4; Псалом 79:4; Комментарий Авраама Ибн Эзры; Комментарий Пинхаса Полонского; Числа 6:26; Перевод Фримы Гурфинкель; Комментарий Пинхаса Полонского; Числа 12:7-8; Комментарий Сончино; Комментарий Сфорно; Псалом 35:10; Комментарий Элияху Эссара; Трактат Перкей Авот; Луки 21:34; Комментарий Элияху Эссара; Комментарий Пинхаса Полонского; Числа 6:24-26.
  6. Тема: «Был ли Иисус Христос назореем?» (24.05.2013). Ссылки: Числа 6:1-8; Электронная Еврейская Энциклопедия; Судей 13:2-5; Матфея 2:19-23; Марка 10:46-47; Иоанна 18:1-7; Матфея 26:27-29; Марка 5:35-42; Матфея 5:17; Матфея 24:2; 1 Петра 2:22; 2 Коринфянам 5:21; Матфея 2:23; Комментарий Щедровицкого; Перевод Живой Поток; Перевод Кулакова; Дословный перевод с греческого; Марка 1:24; Марка 14:26; Комментарий Щедровицкого; Исаия 11:1-2; Комментарий Щедровицкого.
  7. Тема: «Женщина взятая в прелюбодеянии» (13.06.2014). Ссылки: Иоанна 8:1-11, 7; Второзаконие 22:20-21; Комментарий Лопухина; Иоанна 8:10-11; Второзаконие 17:6-7; Иоанна 8:3-5; Второзаконие 22:22; Иоанна 8:7, 9, 2-4, 6-8; Числа 5:11-24; Комментарий Сончино; Числа 5:31; Комментарий Сончино; Комментарий Гирша; Комментарий Плаута.
  8. Тема: «Что находилось за станом Израиля?» (21.05.2018, из цикла «Тора и Евангелие»). Ссылки: Числа 4:21-22; Числа 5:1-4; Левит 4:13-21; Левит 16:27-28; Числа 19:1-9; Левит 24:13-14; Левит 9:1-5; Евреям 13:11-13; Иоанна 19:16-20; Иностранный словарь русского языка; Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; Евреям 13:11; Евреям 9:11-14; Евреям 13:13; Перевод Кулакова; Перевод Давида Стерна; Иоанна 19:40-42.
  9. Тема: «Закон о ревновании» (19.06.2018, из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»). Ссылки: Числа 5:11-17, 26-31; Комментарий Герца; Мишна (разд. Ношим, трак. Сота, гл. 1, мишны 2-4); Тосефта (гл. 1, разд. 1); Мишна (разд. Ношим, трак. Сота, гл. 1, мишны 5 и 7); Матфея 7:2; Тосефта (гл. 3, разд. 1); Исаия 27:8; Мишна (разд. Ношим, трак. Сота, гл. 1, мишна 2; гл. 3, мишны 3 и 4; гл. 5 мишна 1; гл. 9 мишна 9); Осия 4:14; Числа 5:31; Иоанна 8:1-11; Второзаконие 17:6-7.

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: