Недельная глава Торы 31: Эмор (Объяви) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Тридцатая первая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Эмор (Объяви)». Она содержится в книге Ваикра / Левит 21:1 — 24:23. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Ваикра / Левит 21:1: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым…». Слово «Объяви» в оригинале «Эмор».

О чём? • (21:1-21:24) — Законы чистоты священников: • (21:1-21:9) — Запрет осквернения; • (21:10-21:15) — Первосвященник; • (21:16-21:24) — Священники с изъяном; • (22:1-22:33) — Святость службы в Храме: • (22:1-22:9) — Чистота священника в еде мяса жертв; • (22:10-22:16) — Кто может есть жертвы; • (22:17-22:25) — …; • (22:26-22:31) — Животные с изъяном; • (22:32-22:33) — Принимаемые животные. Осквернение и освящение Имени Всевышнего; • (23:1-24:9) — Праздничные дни: • (23:3) — Шабат; • (23:4-23:8) — Песах; • (23:9-23:14) — Омер — Первый сноп нового урожая; • (23:15-23:22) — Счет омера, Шавуот; • (23:23-23:25) — Рош hа-Шана; • (23:26-23:32) — Йом-Кипур; • (23:33-23:44) — Суккот; • (24:1-24:4) — Менора (Светильник); • (24:5-24:9) — Лехем hа-Паним (Хлеб лицезрения); • (24:10-24:23) — Наказание за оскорбление Имени Всевышнего: • (24:10-24:12) — Богохульство; • (24:13-24:23) — Наказание за богохульство.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Йехезкель / Иезекииль 44:15-31.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Римлянам 10:1 — 16:24; 1 Петра 2:4-10; Галатам 3:26-29.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Эмор» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Эмор»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Эмор»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Виталия Олийника
  5. Законы для священников (Тора 2007-08 #31)
  6. Хлебы предложения (Тора 2008-09 #31)
  7. Какая разница между субботой и другими библейскими праздниками (Тора 2009-10 #31)
  8. Кто мог приносить жертвы? (Тора 2010-11 #31)
  9. Законы статуса священнослужителей применительно к мёртвому телу (Тора 2011-12 #31)
  10. В чём преступление хулившего имя Господне израильтянина? (Тора 2012-13 #31)
  11. Праздники Господни в Торе (Тора 2013-14 #31)
  12. Пасха (Дьявольщина в популярных праздниках #5)
  13. 7 праздников Святилища (Тора и Евангелие #31)
  14. Первосвященнику: Не раздирать одежд и не прикасаться к мёртвым (Тора в РРИ #31)
  15. Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)
  16. 4-я заповедь Декалога (Тора сегодня #31)
  17. 6-я заповедь Декалога (Тора сегодня #33)
  18. Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня #49)
  19. Злословие (Тора сегодня #52)
  20. Растерзанное зверем и мертвечина (Тора сегодня #53)
  21. Паломнические праздники (Тора сегодня #61)
  22. Границы субботы (Тора сегодня #67)
  23. Заповеди Йом Киппура (Тора сегодня #79)
  24. Борода (Тора сегодня #92)
  25. Тайна Мессии в Праздниках Торы (Виталий Олийник)
  26. Разрушение храма (Тайна Мессии в Праздниках Торы #01)
  27. Праздник Пасхи (Тайна Мессии в Праздниках Торы #02)
  28. Праздник опресноков (Тайна Мессии в Праздниках Торы #03)
  29. Праздник первого снопа (Тайна Мессии в Праздниках Торы #04)
  30. Праздник Пятидесятницы (Тайна Мессии в Праздниках Торы #05)
  31. Праздник труб (Тайна Мессии в Праздниках Торы #06)
  32. Праздник День очищения (Тайна Мессии в Праздниках Торы #07)
  33. Праздник кущей (Тайна Мессии в Праздниках Торы #08)
  34. Праздник Симхат Тора (Тайна Мессии в Праздниках Торы #09)
  35. Прообраз и действительность (Тайна Мессии в Праздниках Торы #10)
  36. Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Александра Болотникова
  37. Эмор (Объяви) (Тора 2008 #31)
  38. Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Алекса Бленда
  39. Ваикра 21. Храмовый фейсконтроль (Тора 2019-20)
  40. Ваикра 22. Техника Безопасности (Тора 2019-20)
  41. Ваикра 23. Праздники год за годом (Тора 2019-20)
  42. Ваикра 24. Граждане и пришельцы (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Эмор» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Ваикра / Левит 21:1-15;
  2. ПН: Тора: Ваикра / Левит 21:16 — 22:16;
  3. ВТ: Тора: Ваикра / Левит 22:17-33;
  4. СР: Тора: Ваикра / Левит 23:1-22;
  5. ЧТ: Тора: Ваикра / Левит 23:23-32;
  6. ПТ: Тора: Ваикра / Левит 23:33-44;
  7. СБ: Тора: Ваикра / Левит 24:1-23.
Книга Левит, Глава 21 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 22 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 23 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 24 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Эмор»

  1. Невиим: Йехезкель / Иезекииль 44:15-31.
Книга Пророка Иезекииля, Глава 44 (Невиим: Йехезкель)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Эмор»

  1. Послание к Римлянам 10:1 — 16:24;
  2. Первое Послание Петра 2:4-10;
  3. Послание к Галатам 3:26-29.
Послание к Римлянам, Глава 10(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 11(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 12(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 13(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 14(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 15(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 16(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Первое Послание Петра, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Галатам, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Виталия Олийника

Законы для священников (Тора 2007-08 #31)

09.05.2008, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Бытие 11:1-9; Исход 12:48-49; Исаия 56:3-7; Левит 24:22; Числа 1:48-53; 35:1-8; 8:11-19; Исход 32:26; Левит 21:1-9; Числа 19:11, 16; Левит 21:7; Второзаконие 7:1-4; Левит 21:9; Второзаконие 22:20-21; Левит 21:16-21, 10-11, 13-15; Филиппийцам 3:13-15; Откровение 7:13-15.)

Законы для священников (09.05.2008)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Хлебы предложения (Тора 2008-09 #31)

26.06.2009, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 24:5-9 …)

Хлебы предложения (26.06.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Какая разница между субботой и другими библейскими праздниками (Тора 2009-10 #31)

14.09.2010, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 23:1-3, 6, 34, 39, 41, 11, 5-6, 10-11, 15, 32, 4-8, 15-16, 21, 23-28, 33-36, 39, 3, 7-8, 21, 25, 35-36; Исход 12:16; Левит 23:26-32.)

Какая разница между субботой и другими библейскими праздниками (14.09.2010)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кто мог приносить жертвы? (Тора 2010-11 #31)

20.05.2011, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 21-24 …)

Кто мог приносить жертвы? (20.05.2011)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Законы статуса священнослужителей применительно к мёртвому телу (Тора 2011-12 #31)

18.05.2012, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 21-24 …)

Законы статуса священнослужителей применительно к мёртвому телу (18.05.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


В чём преступление хулившего имя Господне израильтянина? (Тора 2012-13 #31)

03.05.2013, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 24:10-16, 22-23; Исход 18:1-4; Бытие 41:44-45, 50-52; Левит 24:10-14, 10, 14; Второзаконие 17:6-7; Левит 24:14; Числа 15:27-31; Левит 6:7; Марка 3:28-29.)

Наказание за богохульство (03.05.2013)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздники Господни в Торе (Тора 2013-14 #31)

23.05.2014, #31 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 23:4-6, 9-11, 15-16, 23-24, 26-27, 33-34; Бытие 7:11-13, 24; 8:2-4; Левит 23:9-11; Второзаконие 16:9-10, 13; Левит 23:2; Бытие 1:14; Псалтирь 103:19; Даниил 7:25.)

Праздники Господни в Торе (23.05.2014)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пасха (Дьявольщина в популярных праздниках #5)

11.28.2015, #05 из цикла «Дьявольщина в популярных праздниках»

(Левит 23:4-5; 1 Коринфянам 5:7; Матфея 26:1-2; Исход 12:18-20; 1 Коринфянам 5:7-8; Иеремия 7:16-18.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


7 праздников Святилища (Тора и Евангелие #31)

03.05.2018, #31 из цикла «Тора и Евангелие»

(Левит 23:4-5; Исход 12:21-23; Иоанна 1:29; 1 Коринфянам 5:7; Левит 23:6; Исход 12:39; Матфея 26:26; 1 Коринфянам 5:6-7; Левит 23:9-11; 1 Коринфянам 15:20; Левит 23:15-16; Деяния 2:1-8; Евреям 8-9.)

Конcпект

В нашей недельной главе в Левит 23 перечисляются все семь праздников святилища. Сегодня мы совершим краткий обзор этих праздников и посмотрим, что оних сказано в Апостольских Писаниях.

Первый из праздников — это Пейсах, Пасха. Левит 23:4-5: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня…».

Этот первый месяц в Библии имеет два названия. Во-первых, Авив. Во-вторых, Нисан. В 14-ый день этого месяца праздновался праздник Пейсах.

Главная идея этого праздника — это освобождение из Египетского рабства. А центральным элементом праздника был пасхальный агнец. Фактически он называется Пасхой.

Исход 12:21-23: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения».

Как известно, слово «Пейсах» означает «прохождение мимо». Этим же словом обозначался пасхальный агнец, благодаря которому и стало прохождение губителя мимо. Во время той самой памятной первой Пасхи произошло спасение кровью агнца.

В Апостольских Писаниях очень много говорится о празднике Пейсах. В том числе речь идёт о прообразном значении этого праздника.

В Иоанна 1:29 записаны слова священника по имени Иоанн, по еврейски Йоханан: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира».

В 1 Коринфянам 5:7 написано: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Иисус Христос был распят именно 14 Нисана, в то время, когда закалали пасхального агнца. Согласно Апостольским Писаниям, в нём воплотилось прообразное значение Пейсаха.

О втором празднике святилища в книге В Левит 23:6 написано так: «И в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки».

Этот праздник, который шёл сразу после Пейсаха и праздновался в течение семи дней, называют «хаг ха мацот — праздник опресноков». Главная идея праздника — это воспоминание о хлебе, который ели при выходе из Египта.

Исход 12:39 говорит: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу».

Однако у мацы, у опресноков было и символическое значение. Как написано в электронной еврейской энциклопедии: «С давних времён хамец и сеор (т.е. закваска, брожёное) символически воспринимались как проявление сил зла». Поэтому праздник мацы — это ещё праздник свободы от зла и греха.

Вот как значение праздника мацы раскрывается в Апостольских Писаниях. Читаем Матфея 26:26: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Опресноки, неброжёный хлеб, представляет Самого Иисуса, Йешуа, который согласно Апостольским Писаниям не сделал никакого греха и был чистым, беспорочным.

Есть и ещё одно значение, очень тесно связанное с этим. 1 Коринфянам 5:6-7 написано: «…Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».

Благодаря смерти Йешуа, который взял на себя грехи всего мира и умер в качестве пасхальной жертвы, все грехи были оплачены и соответственно уничтожены. Таким образом пришла свобода над злом, свобода над грехом. И эта победа над силой греха доступна теперь нам. Вы, сказано, бесквассны!

Третий праздник святилища описан в Левит 23:9-11: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник…»

Этот праздник называется «омер ха-тнуфа», т.е. «сноп возношения, сноп поднятия». Как написано в комментарии Сончино: «Жертву первого снопа приносили 16 Нисана».

В отличие от первых двух праздников, праздник первого снопа не связан с историческими событиями. Сказано: «когда придете в землю». Его смысл устремлён в будущее. Зерно хоронят в землю, там оно умирает, но восстает в ином, более славном образе.

В Септуагинте, греческом переводе Торы, первый сноп обозначается термином «апархэ». Этот термин нередко встречается в Апостольских Писаниях, которые были написаны на греческом языке. Например в 1 Коринфянам 15:20 написано: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Слово «первенец» в оригинале «апархэ».

В современных переводах, таких как Слово Жизни, Стерн и иных вместо слова «первенец» используется фраза «первый плод». Это тот же самый термин, который описывает первый сноп в Торе. Таким образом воскресение Иисуса Христа из мёртвых обозначается термином «первый сноп».

Согласно традиционным хронологическим данным Апостольских Писаний Иисус Христос был распят на Пасху, а воскрес на третий день. Пасха приходится на 14 Нисана, а на третий день, 16 Нисана празднуется «первый сноп». Христос воскрес 16 Нисана в день принесения первого снопа и затем вознёсся. «Сноп возношения».

Прочитаем теперь о четвёртом празднике святилища. Левит 23:15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу».

Этот праздник называется праздник Шавуот, праздник недель. Он празднуется 6-го Сивана. Главная идея праздника заключается в следующем. Согласно классическому иудейскому комментарию Сончино: «В Шавуот мы празднуем дарование Торы на горе Синай на пятидесятый день после исхода евреев из Египта».

Мидраш, раввинистическое толкование Священного Писания говорит, что когда Бог даровал Тору на Синае, Его громоподобный голос звучал на «семидесяти языках, чтобы поняли все народы» (Шмот Раба 5:9). Из письменной Торы мы знаем, что у горы Синай стояло множество разноплеменных людей и все они поняли голос Божий.

Когда мы открываем Апостольские Писания, в Деяния 2:1-8 описано следующее: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».

На Пятидесятницу, на праздник Шавуот, произошло чудо провозглашения Божьей истины на разных языках, повторение чуда дарования Торы.

На этом заканчивается краткий обзор весенних праздников Торы. После весенних праздников наступает перерыв. И последние три приходятся на осень. Они же друг с другом тоже связаны, как связаны друг с другом весенние праздники.

Пятый праздник святилища приходится на первое число месяца Афаним, который позже начал называться Тишрей. Это начало так называемого гражданского года. Потому праздник называется «Рош ха-Шана, Глава года». В Торе же он назван «йом ха-труа», т.е. «День трубного звука». Главная идея праздника — это начало десяти дней трепета, дней покаяния, подготовка к Судному Дню. Перед наступлением суда Бог всегда даёт время приготовиться, предупреждает о нём заранее. Празднику Труб в Апостольских Писаниях соответствует так называемая трёхангельская весть, которая предостерегает о наступлении суда.

10-го Тишрей наступает шестой праздник Йом Кипур, День Очищения, он же День Суда, во время которого очищается святилище и очищается народ. Все грехи, которые на протяжении года снимались с грешников, вносились во святилище. И вот теперь происходит очищение святилища.

В Апостольских Писаниях в Евреям 8 и 9 рассказывается о наличие небесного святилища, которое тоже должно быть очищено. Это время вселенского суда. Агнец Божий Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира и внёс Свою Кровь в небесное святилище. Таким образом внеся туда грех. Однако настанет момент, когда святилище будет очищено.

И, наконец, последний праздник, седьмой по счёту, праздник кущей, праздник Суккот, он является прообразом Царствия Божия, о наступлении которого именно языком праздника кущей также сказано в Апостольских Писаниях.

Сегодня, сравнивая описания праздников в Торе и в Апостольских Писаниях, мы находим, что они имели прообразное значение. Большая часть из них уже исполнилась в точном соответствии с библейским календарём. Это даёт нам уверенность в исполнении оставшихся праздников. Божий план спасения, отражённый в праздниках Торы, воплотится во всей своей полноте.


Первосвященнику: Не раздирать одежд и не прикасаться к мёртвым (Тора в РРИ #31)

25.05.2018, #31 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Левит 21:1-4, 10-11; Исход 28:31-32; Левит 10:1-6; Марка 14:60-64; Матфея 26:65; 27:50-51.)

Конcпект


Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)

25.01.2018, #15 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:5-6, Левит 24:21; Бытие 2-3; Левит 4:27-28; 7:8, 24; Исход 23:29; Бытие 9:5-6; Исход 21:28-31; Числа 35:16-18, 21; Второзаконие 16:18; 1:16-17; Левит 20:1-5; Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.)

Конспект
    Бытие 9:5-6 — 2 заповеди: «Запрет убийства человека» и «Наказание за убийство человека». Ценность жизни человека определяется его особым статусом: «Ибо человек создан по образу Божию».

    Комментарий Сончино: «Достоинство человека не зависит от принадлежности к тому или иному народу; оно является естественным. Изначально человек сотворён по образу Всесильного и никогда не может быть низведён до уровня неживого предмета или животного. Человек всегда остаётся личностью, обладающей определёнными правами. Оскорбление достоинства человека, лишение его принадлежащих ему прав рассматривается Торой как бунт против Творца. Исходя из этого положения, Тора определяет понятие справедливости и суда».

    Тора не содержит запрета на отнятие жизни животных в отличие от человека: Левит 24:21.

    Причины отнятия жизни животных согласно Торе: Бытие 9:2-3 — для употребления их в пищу; Левит 4:27-28 — жертвоприношение; Левит 7:8, 24 — части тела животных могут использоваться для изготовления одежды и других предметов, жир животных может использоваться для различных целей; Исход 23:29 — дозволено контролировать популяцию животных в целях защиты от них. Однако, нигде в Священном Писании не дозволено убивать животных ради забавы, напротив, человек призван заботиться о флоре и фауне.

    Бытие 9:5-6 — за кровь пролитую взыскивает Всевышний, через установленную Им систему правосудия: «Я взыщу» = «того кровь прольётся рукою человека». Бог наделил определённых людей властью наказывать тех, кто проливает кровь. Во-первых, животных — «Я взыщу… от всякого зверя» — Исход 21:28-31. Во-вторых, человека — «Я взыщу… душу человека от руки человека» — Числа 35:16-18, 21.

    Второзаконие 16:18; Второзаконие 1:16-17 — о системе правосудия; Левит 20:1-5; Комментарий Сончино — «Следует учесть, что служение Молоху включало человеческие жертвоприношения» — когда человеческая система не срабатывает надлежащим образом, в дело вступается Сам Всевышний.

    Об этом же в Апостольских Посланиях: Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.


4-я заповедь Декалога (Тора сегодня #31)

27.05.2018, #31 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:8-11; Второзаконие 5:12-15; Исход 20:10-11; Второзаконие 5:12; Бытие 3:24; Левит 23:3; Исаия 66:22-23; Исход 31:12-13; Бытие 33:14; 39:11; Исход 22:2; 4 Царств 22:9; Бытие 24:2; 15:2-3; Исаия 58:14; Луки 4:16, 31; Деяния 13:42, 44; Евреям 4:9.)

Конcпект

Исход 20:8-11; Второзаконие 5:12-15 — заповедь гласит: «помни день субботний». О каком дне идёт речь? Что такое день субботний?

Многие переводят слово «суббота» => «шаббат» (евр.) русским «покой, отдых». И посему эту заповедь можно было бы понять так: «помни день отдыха, отдыхай, не работай один из семи дней».

Текст Торы, однако, более конкретен. В оригинале написано «йом ха шаббат». Т.е. не просто «шаббат», а «ха шаббат». «ха» — это артикль. Не просто покой или отдых, а именно суббота, та самая суббота.

Далее в Исход 20:10 используется фраза «день седьмой». Вновь в оригинале «йом ха шэбии». Вновь используется артикль. Тот самый седьмой день.

А в Исход 20:11 сказано ещё яснее. Перед нами ссылка на творческую неделю, на то как Всевышний устроил недельный цикл. Глагол «почил» в оригинале «шават». Отсюда название дня недели «Шаббат». Русское слово «суббота» в качестве обозначения дня недели происходит от еврейского «шаббат».

Таким образом, четвёртая заповедь не даёт свободу выбирать любой из семи дней для отдыха. Она именно о Субботе, седьмом дне недели согласно Божьему календарю.

Каковы же повеления в отношении этого дня? Рассмотрим лишь те, что содержаться в этой заповеди. Иные даст Всевышний позже, по мере чтения Торы.

Первый глагол, первое повеление это «помни». «Помни день субботний». В оригинале используется древнееврейское «захар». И форма, в которой используется этот глагол, дословно означает «помни всегда, помни и не забывай».

На практике это означает, что Суббота является главным днём недели. И по отношению к Субботе всегда идёт обратный отчёт. Осталось шесть дней, осталось пять дней, четыре, три, два, один день до Шаббата. Т.е. человек призван помнить о Шаббате на протяжении всей трудовой недели. Соответственно, все планы на неделю отталкиваются от реальности Субботы. Проекты на работе, поездки, покупки и т.д.

В параллельном отрывке во Второзаконие 5:12 написано «наблюдай день субботний». И в оригинале там используется уже другой глагол «шамар» (евр.) => «нести сражу, охранять». Субботу следует охранять от всевозможных посягательств на особый статус, которым Всевышний наделил этот день. Значение этого глагола хорошо видно в Бытие 3:24.

Итак, Шаббат следует помнить, его следует оберегать.

Далее текст заповеди говорит «чтобы святить его». Прежде, чем налагать запреты в отношении Шаббата, Всевышний рассказывает о том, для чего он дан и что в него следует делать. Что означает «святить субботу»? Перевод Тора из Циона: «чтобы выделить». Базовое значение глагола «святить» это именно «отделять, выделять, наделять особым статусом».

Как это исполняется на практике? Левит 23:3 — здесь используется тот же самый корень «святить», написано: «священное собрание». Святить субботу означает прежде всего прийти на священное собрание, посетить Богослужение. В субботу должно происходить главное Богослужебное собрание недели.

Исаия 66:22-23 — Суббота это день Богослужения, когда весь народ Божий собирается на поклонение Господу.

Исход 31:12-13 — когда человек является на поклонение Господу на то место, где проводится субботнее Богослужение, Господь осуществляет работу освящения такого человека.

Далее в заповеди написано «не делай в оный никакого дела». В отношении того, что нельзя делать в Субботу ведутся споры на протяжении многих столетий. Однако главный вопрос заключается в том, чтобы понять, что такое дело?

Вот как разные переводы передают смысл этой фразы.

Перевод Сончино: «не совершай никакой работы».

Перевод Гирша: «не делай никакой созидательной работы».

Перевод Тора из Циона: «не делай никакого ремесла».

Всё это попытки передать значение древнееврейского «мэлакха». Посмотри, что оно означает в Торе и в Танахе в целом.

Бытие 33:14«мэлакха» (евр.) => «скот». Иаков занимался скотоводством, это была его «мэлакха», его способ дохода.

Бытие 39:11 — это описание Иосифа, который был управляющим в доме Потифара. И вот его деятельность, его работа обозначается термином «мэлакха».

Исход 22:2«мэлакха» (евр.) => «собственность».

4 Царств 22:9 — здесь слово «мэлакха» используется во множественном числе и описывает работу, за которую платят.

Итак, четвёртая заповедь гласит: «Не делай в субботу никакого дела». В оригинале «мэлакха».

Слово «мэлакха» означает «заработок, бизнес, зарабатывание». Именно это запрещено в день субботний. Всё, что связано с бизнесом, экономической деятельностью, куплей-продажей и т.д.

Заповедь далее говорит «не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя». Слово «раб» является переводом древнееврейского «эвэд», от глагола «авад» => «служить, работать».

Вот как это слово используется в истории патриарха Авраама — Бытие 24:2. Раб здесь — это управляющий в доме, это главный в доме. Бытие 15:2-3 — Елиезер, названный словом «раб», был старшим, управляющим, распорядителем в доме Авраама и более того был наследником Авраама.

Соответственно, этот термин «эвэд» обозначает любого служащего, любого работника, любого, кого кто-то нанимает на работу, на службу. Если человек является владельцем бизнеса, четвёртая заповедь гарантирует свободу от работы не только владельцу бизнеса, но и всем, кто на него работает.

Исаия 58:14 — обетования для тех, кто верен Господу в отношении соблюдения субботы. Когда человек отказывается от зарабатывания ради Всевышнего, Господь обещает обильно благословить такого человека.

Апостольские Писания подтверждают четвёртую заповедь.

Луки 4:16, 31 — Йешуа всю свою жизнь соблюдал Шаббат, посещал Богослужение в день субботний, участвовал в нём и учил других в дни субботние.

Той же практики придерживались и Апостолы: Деяния 13:42, 44.

Евреям 4:9«субботство» является переводом греческого «саббатисмос», что означает «еженедельное соблюдение субботнего дня».


6-я заповедь Декалога (Тора сегодня #33)

08.06.2018, #33 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:13; Второзаконие 5:17; Числа 10:9; Левит 26:6-8; Второзаконие 17:6-7; Левит 21:9; Исход 21:12-14; Числа 35:20-25; Второзаконие 17:8-10; Исход 28:30; Ездра 2:61-63; Матфея 19:16-18; 1 Петра 4:15; Откровение 22:15; Луки 3:14; Римлянам 13:1-4.)

Конcпект


Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня #49)

06.09.2019, #49 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:21-24; Исаия 16:3-4; Руфь 1:1; Исход 22:21-22; Левит 19:9-10; Левит 23:22; 19:33-34; 24:22; Исход 22:21; 23:9; Второзаконие 10:19; 24:17-22; Бытие 41:57; 42:1-2; Исход 22:23-24; Второзаконие 10:17-18; 24:14-15; 27:19; Иакова 1:27; Римлянам 12:12; Евреям 13:2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Злословие (Тора сегодня #52)

27.09.2019, #52 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:28; 21:17; Левит 20:9; Исход 22:28; Левит 24:10-16; Исход 35:27; Числа 1:16; Екклесиаст 10:20; Левит 19:14; Бытие 16:4; 2 Царств 6:21-22; 19:43; 16:5-8; Исход 22:28; Левит 24:11, 15; Деяния 23:1-5; Иакова 3:8-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Растерзанное зверем и мертвечина (Тора сегодня #53)

11.10.2019, #53 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:31, 13; Второзаконие 14:21; Левит 11:39-40; 17:15-16; 22:8-9, 1-2; Деяния 15:19-20.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Паломнические праздники (Тора сегодня #61)

20.12.2019, #61 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:14-17; Второзаконие 16:16; 2 Паралипоменон 3:1; Второзаконие 16:16; Исход 23:15; 12:18; 23:16; Второзаконие 16:9-10; Левит 23:15-16; Исход 23:16; Второзаконие 16:17; Левит 23:33-34; Исход 23:17; 34:23; Второзаконие 16:16, 10-11, 13-14; 1 Царств 1:1, 3-4, 7; Второзаконие 16:5-6; Луки 2:41-42; Деяния 20:16, 5-6.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Границы субботы (Тора сегодня #67)

31.01.2020, #67 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 31:12-17; Бытие 3:24; Левит 19:3; 23:32; Бытие 1:5; Левит 22:6-7; Второзаконие 24:15; Неемия 13:15-19; 10; Марка 15:42-47; 16:1-2; Луки 23:54-56; Марка 16:1-2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Йом Киппура (Тора сегодня #79)

24.04.2020, #79 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 16:29-31; Ездра 8:21; Исаия 58:3; Псалтирь 34:13; Левит 16:29; 23:26-32, 3, 32; Числа 29:7; Левит 16:30, 15-19, 29-30; Матфея 9:15; Евреям 9:6-12, 23-26.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Борода (Тора сегодня #92)

14.08.2020, #92 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:27; Бытие 18:28; Левит 13:41; 19:27; Бытие 41:14; Левит 14:8-9; Иеремия 5:1; 2 Царств 10:4-5; Левит 21:5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Тайна Мессии в Праздниках Торы (Виталий Олийник)

Разрушение храма (Тайна Мессии в Праздниках Торы #01)

18.09.2009, #01 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

(Даниил 9:24-27; Левит 8:1-12; Евреям 8:1-5; Иоанна 1:1-3; Псалтирь 32:6; 18:1-4, 8-9; Иоанна 1:14; Римлянам 10:4-8; Второзаконие 30:10-14; Римлянам 10:6-7, 4; 1 Тимофею 1:5; Матфея 5:17-18; Иоанна 2:18-22; Иезекииль 11:14-16; Иоанна 1:29, 35-36.)

Разрушение храма (18.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник Пасхи (Тайна Мессии в Праздниках Торы #02)

19.09.2009, #02 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

(Исход 12:1-6; 13:4; Есфирь 3:7; Исход 12:6, 21-23, 46; Числа 9:9-13; Исаия 53:5-6, 8, 11-12, 7, 10; Иоанна 1:29, 35-36; 2:13; 6:4; 12:1; 2:1-13, 6; 11:55; Матфея 26:26-29, 1-2; Иоанна 18:28; 19:14-16; Матфея 20:1-12; Марка 15:25, 33-37; Иоанна 19:30-36; 1 Коринфянам 5:7; Римлянам 10:9; Марка 16:16; Матфея 3:1-6; Иоанна 1:19-25; Деяния 19:1-5; Ефесянам 4:5.)

Праздник Пасхи (9.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник опресноков (Тайна Мессии в Праздниках Торы #03)

20.09.2009, #03 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

(Исход 12:17-20; Левит 2:4, 13; Числа 11:7-8; Исход 16:4; Левит 2:1, 5-6; Иоанна 2:13-16; Иоанна 6:1-15, 26-35, 58; Иоанна 12:1-3; Матфея 26:12-13; Луки 22:19; Матфея 27:57-60; Иоанна 16:16-24; 13:1-2; 18:1; 16:24, 23; 1 Коринфянам 5:7-8; Иоанна 6:57.)

Праздник опресноков (20.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник первого снопа (Тайна Мессии в Праздниках Торы #04)

21.09.2009, #04 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

(Левит 23:9-14, 6, 11; Исход 23:16; 34:22; Левит 23:10, 15; Исход 13:4; Иисус Навин 3:14-16; 5:10; Второзаконие 26:1-11; Левит 23:11; ~21:11…)

Праздник первого снопа (21.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник Пятидесятницы (Тайна Мессии в Праздниках Торы #05)

22.09.2009, #05 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

(Левит 23:15-21; Исход 34:22; Числа 28:26; Второзаконие 16:16; Левит 23:22; Второзаконие 16:9-12; Исход 3:9-12; Исход 19:1-2, 3-7; Исход 34:4; Есфирь 8:9; Исход 19:8-11; Левит 23:15-16; Исход 20:2-3; Исход 19:16-19; Исход 12:38; Бытие 10; Иеремия 5:24; Иоиль 2:23-24, 28-32; Иоанна 5:1; Иоанна 4:45; Иоанна 2:23; Иоанна 5:1, 37, 45-47, 2-9, 10-14; Исход 15:26; Иоанна 5:15-19; Неемия 13:15-19; Иоанна 5:20-23; Числа 12:6-8; 2 Коринфянам 4:3-4; Иоанна 5:37-40, 45-47; Иоанна 14:15-17; Иоанна 15:26-27; Иоанна 16:13-15; Деяния 1:8; Деяния 2:1-4; Деяния 4:31; Деяния 2:5-8; Деяния 2:14, 16-18, 21.)

Праздник Пятидесятницы (22.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник труб (Тайна Мессии в Праздниках Торы #06)

23.09.2009, #06 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

()

Праздник труб (23.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник День очищения (Тайна Мессии в Праздниках Торы #07)

24.09.2009, #07 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

()

Праздник День очищения (24.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник кущей (Тайна Мессии в Праздниках Торы #08)

25.09.2009, #08 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

()

Праздник кущей (25.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник Симхат Тора (Тайна Мессии в Праздниках Торы #09)

26.09.2009, #09 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

()

Праздник Симхат Тора (26.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Прообраз и действительность (Тайна Мессии в Праздниках Торы #10)

27.09.2009, #10 из цикла «Тайна Мессии в Праздниках Торы»

()

Прообраз и действительность (27.09.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Александра Болотникова

Эмор (Объяви) (Тора 2008 #31)

2008, #31 из цикла программ на РТЦ «Голос Надежды»

()


Конcпект

Александр Болотников, доктор богословия, кандидат философских наук, проводит семинар по изучению книг Библии. Изучаются книги ТОРЫ, а также пророческие книги.

Выпущено: РТЦ «Голос Надежды»
Год выпуска: 2008

© Александр Болотников


Комментарии к недельной главе Торы «Эмор» Алекса Бленда

Ваикра 21. Храмовый фейсконтроль (Тора 2019-20)

08.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 21)


Конcпект

Об особых требованиях предъявляемых к коэнам. И давних проблемах воспитания.

© Алекс Бленд


Ваикра 22. Техника Безопасности (Тора 2019-20)

09.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 22)


Конcпект

О том, что за Царским столом и при дворе Царя, требуются особые правила поведения.

© Алекс Бленд


Ваикра 23. Праздники год за годом (Тора 2019-20)

11.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 23)


Конcпект

Как прожить год, если ты Божий народ. О назначенных встречах со Всевышним и кто к кому ходит в гости.

© Алекс Бленд


Ваикра 24. Граждане и пришельцы (Тора 2019-20)

12.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 24)


Конcпект

О вечном свете, сложности профессии пекаря, о человеческой порядочности и тайнах биографии. О закона древних и об их толкованиях.

© Алекс Бленд


 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: