Недельная глава Торы 30: Кдошим (Святые) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Тридцатая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Кдошим (Святые)». Она содержится в книге Ваикра / Левит 19:1 — 20:27. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Ваикра / Левит 19:2: «…святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Слово «Святы» в оригинале «Кдошим».

О чём? • (19:1-19:37) — Морально нравственные принципы: • (19:1-2) — Святость, как уподобиться Богу; • (19:3-4) — Основные моральные законы; • (19:5-8) — Жертвоприношения; • (19:9-10) — Отношение к бедным; • (19:11-18) — Отношение к ближнему; • (19:19-25) — Обязанности по отношению к Богу; • (19:26-31) — Запрет перенимать обычаи язычников; • (19:32-37) — Этические нормы; • (20:1-20:27) — Наказания за нарушения: • (20:1-6) — За поклонение Молеху; • (20:7-21) — За аморальное поведение; • (20:22-27) — Наказанием народу будет изгнание.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Трей Асар: Амос / Амос 9:7-15.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Римлянам 8:1 — 9:33; Матфея 5:43-48; 15:1-11; 19:16-30; 22:33-40; Римлянам 13:8-10.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник, Александр Боков и Алекс Бленд.

В 2020 году недельная глава «Кдошим» объединена с предыдущей недельной главой «Ахарей Мот».

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Кдошим» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Кдошим»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Кдошим»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Виталия Олийника
  5. Будьте святы, потому что Бог свят (Тора 2007-08 #30)
  6. 10 заповедей: 3-я заповедь (Тора 2008-09 #30)
  7. Приметы и суеверия (Тора 2009-10 #30)
  8. О святости, к которой Господь призывает (Тора 2010-11 #30)
  9. Что такое святость? (Тора 2011-12 #30)
  10. Люби ближнего твоего, как самого себя (Тора 2012-13 #30)
  11. Как быть с обращающимися к Богу из язычников? (Тора 2013-14 #30)
  12. Око за око и зуб за зуб… (Тора и Евангелие #18)
  13. Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)
  14. 3-я заповедь Декалога (Тора сегодня #30)
  15. 7-я заповедь Декалога (Тора сегодня #34)
  16. 8-я заповедь Декалога (Тора сегодня #35)
  17. 9-я заповедь Декалога (Тора сегодня #36)
  18. Глаз за глаз (Тора сегодня #41)
  19. Клятва во удостоверение (Тора сегодня #45)
  20. Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня #49)
  21. Злословие (Тора сегодня #52)
  22. Пустой слух (Тора сегодня #54)
  23. Нелицеприятный суд (Тора сегодня #56)
  24. Подражание язычникам (Тора сегодня #64)
  25. Границы субботы (Тора сегодня #67)
  26. Обличение ближнего (Тора сегодня #74)
  27. Возмещение ущерба ближнему (Тора сегодня #76)
  28. Кровосмешение (Тора сегодня #80)
  29. Половые девиации (Тора сегодня #81)
  30. Не обижай (Тора сегодня #82)
  31. Отношение к глухому и слепому (Тора сегодня #83)
  32. Не ходи переносчиком (Тора сегодня #84)
  33. Не мсти, не имей злобы, но люби (Тора сегодня #85)
  34. Смешение скота и растений (Тора сегодня #86)
  35. Одежда из разных нитей (Тора сегодня #87)
  36. Обручение (Тора сегодня #88)
  37. Первые плоды (Тора сегодня #89)
  38. Оккультизм (Тора сегодня #90)
  39. Стрижка (Тора сегодня #91)
  40. Борода (Тора сегодня #92)
  41. Нарезы на теле (Тора сегодня #93)
  42. Татуировки (Тора сегодня #94)
  43. Блуд (Тора сегодня #95)
  44. Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Александра Болотникова
  45. Ахарей Мот/Кдошим (После смерти)/(Святы) (Тора 2008 #29-30)
  46. Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Алекса Бленда
  47. Ваикра 19:1-16. Рецепты святости (Тора 2019-20)
  48. Ваикра 19:17-37. Терпение и терпимость (Тора 2019-20)
  49. Ваикра 20. Преступление и наказание (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Кдошим» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Ваикра / Левит 16:1-24;
  2. ПН: Тора: Ваикра / Левит 16:25 — 17:7;
  3. ВТ: Тора: Ваикра / Левит 17:8 — 18:21;
  4. СР: Тора: Ваикра / Левит 18:22 — 19:14;
  5. ЧТ: Тора: Ваикра / Левит 19:15-32;
  6. ПТ: Тора: Ваикра / Левит 19:33 — 20:7;
  7. СБ: Тора: Ваикра / Левит 20:8-27.
Книга Левит, Глава 19 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 20 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Кдошим»

  1. Невиим: Трей Асар: Амос / Амос 9:7-15.
Книга Пророка Амоса, Глава 9 (Невиим: Трей Асар: Амос)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Кдошим»

  1. Послание к Римлянам 8:1 — 9:33;
  2. Евангелие от Матфея 5:43-48; 15:1-11; 19:16-30; 22:33-40;
  3. Послание к Римлянам 13:8-10.
Послание к Римлянам, Глава 8(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 9(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 15(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 19(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 22(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 13(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Виталия Олийника

Будьте святы, потому что Бог свят (Тора 2007-08 #30)

02.05.2008, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Будьте святы, потому что Бог свят (02.05.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


10 заповедей: 3-я заповедь (Тора 2008-09 #30)

19.06.2009, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

10 заповедей: 3-я заповедь (19.06.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Приметы и суеверия (Тора 2009-10 #30)

07.05.2010, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Приметы и суеверия (07.05.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


О святости, к которой Господь призывает (Тора 2010-11 #30)

13.05.2011, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

О святости, к которой Господь призывает (13.05.2011)(Александр Боков)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Что такое святость? (Тора 2011-12 #30)

11.05.2012, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Что такое святость? (11.05.2012)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Люби ближнего твоего, как самого себя (Тора 2012-13 #30)

26.04.2013, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Люби ближнего твоего, как самого себя (26.04.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Как быть с обращающимися к Богу из язычников? (Тора 2013-14 #30)

16.05.2014, #30 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Как быть с обращающимися к Богу из язычников? (16.05.2014)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Око за око и зуб за зуб… (Тора и Евангелие #18)

05.02.2018, #18 из цикла «Тора и Евангелие»

(Исход 21:1, 23-25; Матфея 5:28-29; Исход 21:22; Второзаконие 32:31; Иов 31:11; Исход 21:18-19, 23; Левит 19:18; Исход 23:4-5; Притчи 20:22; 25:21; Матфея 5:22, 38-39; Плач Иеремии 3:27, 30.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)

25.01.2018, #15 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:5-6, Левит 24:21; Бытие 2-3; Левит 4:27-28; 7:8, 24; Исход 23:29; Бытие 9:5-6; Исход 21:28-31; Числа 35:16-18, 21; Второзаконие 16:18; 1:16-17; Левит 20:1-5; Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.)

Конспект
    Бытие 9:5-6 — 2 заповеди: «Запрет убийства человека» и «Наказание за убийство человека». Ценность жизни человека определяется его особым статусом: «Ибо человек создан по образу Божию».

    Комментарий Сончино: «Достоинство человека не зависит от принадлежности к тому или иному народу; оно является естественным. Изначально человек сотворён по образу Всесильного и никогда не может быть низведён до уровня неживого предмета или животного. Человек всегда остаётся личностью, обладающей определёнными правами. Оскорбление достоинства человека, лишение его принадлежащих ему прав рассматривается Торой как бунт против Творца. Исходя из этого положения, Тора определяет понятие справедливости и суда».

    Тора не содержит запрета на отнятие жизни животных в отличие от человека: Левит 24:21.

    Причины отнятия жизни животных согласно Торе: Бытие 9:2-3 — для употребления их в пищу; Левит 4:27-28 — жертвоприношение; Левит 7:8, 24 — части тела животных могут использоваться для изготовления одежды и других предметов, жир животных может использоваться для различных целей; Исход 23:29 — дозволено контролировать популяцию животных в целях защиты от них. Однако, нигде в Священном Писании не дозволено убивать животных ради забавы, напротив, человек призван заботиться о флоре и фауне.

    Бытие 9:5-6 — за кровь пролитую взыскивает Всевышний, через установленную Им систему правосудия: «Я взыщу» = «того кровь прольётся рукою человека». Бог наделил определённых людей властью наказывать тех, кто проливает кровь. Во-первых, животных — «Я взыщу… от всякого зверя» — Исход 21:28-31. Во-вторых, человека — «Я взыщу… душу человека от руки человека» — Числа 35:16-18, 21.

    Второзаконие 16:18; Второзаконие 1:16-17 — о системе правосудия; Левит 20:1-5; Комментарий Сончино — «Следует учесть, что служение Молоху включало человеческие жертвоприношения» — когда человеческая система не срабатывает надлежащим образом, в дело вступается Сам Всевышний.

    Об этом же в Апостольских Посланиях: Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.


3-я заповедь Декалога (Тора сегодня #30)

18.05.2018, #30 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:7; Второзаконие 5:11; Бытие 4:6-7, 13; Иеремия 46:11; Второзаконие 5:20; Притчи 30:9; Левит 19:12; Исаия 29:13-14; Иезекииль 36:20-21; Матфея 7:21-23; Римлянам 2:17-24.)

Конcпект


7-я заповедь Декалога (Тора сегодня #34)

14.06.2018, #34 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:14; Второзаконие 5:18; Левит 20:11; Иеремия 29:23; Иезекииль 16:32; Осия 4:13; Исаия 54:5; Осия 3:1; Бытие 39:6-9; Малахия 2:13-14; Притчи 5:8-11; 6:32; Луки 18:18, 20; 1 Коринфянам 6:9-10, 18; Евреям 13:4; Иакова 4:4.)

Конcпект


8-я заповедь Декалога (Тора сегодня #35)

26.06.2018, #35 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:15; Второзаконие 5:19; Левит 19:11; Исход 21:16; Левит 19:11; Исход 21:16; Второзаконие 19:16-19; Бытие 30:33; 31:19-20; Исход 21:16; Второзаконие 21:17; Левит 19:13; 6:1-4; Второзаконие 22:1-3; Захария 5:1-4; 1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28.)

Конcпект

Исход 20:15; Второзаконие 5:19: «Не кради». Что означает этот запрет? Что означает эта заповедь?

Посмотрим на некоторые определения в русском языке.

Толковый словарь Ушакова; Толковый словарь Ожегова: «Красть, воровать означает присваивать чужое».

Толковый словарь Даля: «Брать тайно чужое, уносить или присваивать что-либо тайком».

Толковый словарь Дмитриева: «Если кто-либо крадёт что-либо, значит он берёт это без разрешения и без намерения вернуть».

Таково значение терминов «красть, воровать» в русском языке.

А вот как эта заповедь понимается в иудейской традиции.

Комментарий Раши: «Здесь Писание говорит о похитителе людей, а «не крадите» в Левит 19:11 — о похитителе имущества. Или, может быть, здесь говорится о похитителе имущества, а там — о похитителе людей? Однако ты вынужден признать, что всё понимается в контексте: подобно тому, как «не убей», и «не прелюбодействуй» относятся к преступлениям, за которые подлежат смертной каре по решению бет-дина, так и «не укради» является преступлением, за которое подлежат смертной каре по решению бет-дина [Талмуд, Санхедрин 86а]».

Эта точка зрения, согласно которой заповедь не кради запрещает похищение человека, зафиксирована в иудейских источниках ещё ранее. Например, в Мидраш Мехилта.

«Мехилта» — это слово арамейское, эквивалент греческому «канон», это название двух галахических мидрашей, т.е. сборников решений танаев толкующих книгу Исход. Термин «танаи», в свою очередь, обозначает законоучителей земли Израиля в I-II веке н.э.

Мидраш Мехилта: «Не кради — зачем это сказано? В словах Исход 21:16 мы слышали наказание, где же запрещение? В стихе «не кради». Это запрещение кражи человека. Ты говоришь кражи человека, а может быть, кражи имущества? Но так как сказано Левит 19:11 «не крадите», то кража имущества запрещение есть. А в стихе «не кради» Писание говорит о краже души. А может быть, наоборот? «Не кради» есть запрещение относительно кражи имущества, а «не крадите» о краже души? Пойди и выведи на основании одного из тринадцати толковательных правил.

Таким образом, этот мидраш признаёт, что принятое в иудаизме толкование заповеди «не кради» не является прямым смыслом текста, а результатом выведенного значения, т.е. толкования с принятыми в ту эпоху правилами.

Далее Мидраш Мехилта пишет: «И ещё доказательства. Три заповеди связаны тут рядом «не убивай», «не прелюбодействуй» и «не кради». Из них две определённые и одна не определённая. Познаём неопределённую из определённых. Подобно тому, как определённые представляют заповеди, нарушение коих влечёт смерть по суду, так неопределённая есть заповедь, нарушение коей влечёт смерть по суду, т.е. кража человека по Исход 21:16. Следовательно, «не кради» есть запрещение относительно кражи души, а «не крадите» относительно кражи имущества.

Эти аргументы, однако, представляются не состоятельными. Если исходить из принятых предпосылок наказаний смертной казнью, то правило контекста распространяется не только на предшествующий материал, но и на последующий. Следующая заповедь девятая, «не произноси ложного свидетельства» не наказывается смертью. О последствиях её нарушения написано в Второзаконие 19:16-19. Лжесвидетель получал то наказание, которое он надеялся навлечь на ложно обвиняемого. Посему ещё раз за следующую заповедь «не произноси ложного свидетельства» не полагалось смертной казни.

Применение правил контекстуального анализа не подтверждает традиционное понимание значения этой заповеди в иудаизме.

Итак, что означает заповедь «Не кради»? Обратимся к оригиналу. В древнееврейском используется глагол «ганав», который обозначает просто «красть, воровать, похищать». Впервые в Торе этот глагол появляется в истории патриарха Иакова, где встречается 9 раз. Приведём несколько примеров.

Бытие 30:33 — в данном случае корень «ганав» описывает кражу животных.

Бытие 31:19-20 — здесь изучаемый корень описывает кражу материальных объектов и кражу информации.

Исход 21:16 — в данном случае глагол «ганав» описывает кражу человека.

Итак, мы находим, что непосредственно в Торе глагол «ганав» обозначает посягательство на любой объект, который не принадлежит человеку по закону.

Каковы же законные пути обретения чего либо согласно Торе? Есть главным образом два пути.

Во-первых, получить в дар. Как написано, например, во Второзаконие 21:17, человек может получить нечто в качестве наследства от родителей. Т.е., когда одно лицо добровольно даёт что-либо другому лицу.

Второй способ — это заработать своим трудом, своим временем, своими ресурсами. Как описано, например, в Левит 19:13, где работодателю вменяется в обязанность справедливо оплачивать труд работника.

А как быть с ситуацией, когда человек нашёл что-либо ему не принадлежащее?

Левит 6:1-4 — если человек нашёл что-то потерянное, он должен это вернуть. В противном случае будет грех. Ещё один фрагмент на эту тему: Второзаконие 22:1-3.

У пророков также много написано о воровстве. Прочитаем в качестве иллюстрации Захария 5:1-4.

Апостольские Писания повторяют заповедь «Не кради»1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28.


9-я заповедь Декалога (Тора сегодня #36)

29.06.2018, #36 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:16; Второзаконие 5:20; Бытие 23:5, 14; Второзаконие 19:16, 18; Бытие 31:44, 48; Исход 22:13; 23:1; Второзаконие 31:19; Исход 23:7; Левит 19:12; Второзаконие 5:19; Исход 23:1; Иезекииль 13:6; Исаия 59:4; Левит 19:11; Второзаконие 19:16-20; Притчи 6:16-19; 19:9; Иоанна 8:44; Откровение 21:8; Ефесянам 4:25.)

Конcпект


Глаз за глаз (Тора сегодня #41)

04.08.2018, #41 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:18-19, 22-25; Левит 19:18; Второзаконие 32:34-35; Исход 21:18-19, 22-25; Матфея 5:38-39, 23-24, 22, 25-26.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Клятва во удостоверение (Тора сегодня #45)

30.08.2018, #45 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:7-11, 8-9; 2 Паралипоменон 6:22-23; 3 Царств 8:31-32; Исход 22:10-11; Второзаконие 6:13; 10:20; Левит 19:12; 3 Царств 8:39; Левит 6:2-5; Захария 8:17; Евреям 6:16-17; Матфея 26:63; Марка 14:62; Матфея 5:33-37.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к пришельцу, вдове и сироте (Тора сегодня #49)

06.09.2019, #49 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:21-24; Исаия 16:3-4; Руфь 1:1; Исход 22:21-22; Левит 19:9-10; Левит 23:22; 19:33-34; 24:22; Исход 22:21; 23:9; Второзаконие 10:19; 24:17-22; Бытие 41:57; 42:1-2; Исход 22:23-24; Второзаконие 10:17-18; 24:14-15; 27:19; Иакова 1:27; Римлянам 12:12; Евреям 13:2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Злословие (Тора сегодня #52)

27.09.2019, #52 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:28; 21:17; Левит 20:9; Исход 22:28; Левит 24:10-16; Исход 35:27; Числа 1:16; Екклесиаст 10:20; Левит 19:14; Бытие 16:4; 2 Царств 6:21-22; 19:43; 16:5-8; Исход 22:28; Левит 24:11, 15; Деяния 23:1-5; Иакова 3:8-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пустой слух (Тора сегодня #54)

25.10.2019, #54 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:1; Исход 20:7; Исаия 1:3; Иезекииля 13:6; Иова 42:5, 1, 3; Второзаконие 5:20; Исход 20:16; Псалтирь 14:1-3; Исход 23:1; Второзаконие 19:16-20; Левит 20:4-5; Римлянам 1:30-32; 2 Коринфянам 12:20; 1 Петра 2…)

Конcпект

Исход 23:1: 1) Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Перед нами два запрета: «не внимай пустому слуху» и «не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды». Рассмотрим их по очереди.

В начале первый запрещённый объект: «пустой слух». Что это такое? Слово «пустой» в оригинале — это древнееврейское «шавэ». Означает: «напрасный, бесполезный».

Например в Исход 20:7 написано: 7) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Вновь то же слово.

Исаия 1:3 говорит: 13) Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!. Здесь слово «шавэ» переведено термином «тщетный». И причина этой тщетности указана: «беззакония и празднования». Это ситуация, когда форма и содержание не соответствуют друг другу. Народ учиняет чинопоследование, совершает Богослужение и при этом занимается беззаконием. Получается бессмыслица.

Ещё один пример использования этого слова Иезекииля 13:6 говорит: 6) Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. Здесь перевод»пустое», который описывает слова лжепророков. Они рассказывают то, чего в реальности нет.

Продолжая изучение запрещённого объекта, фразы «пустой слух», посмотрим, как в оригинале используется термин «слух». Книга Иова 42:5: 5) Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Это слова Иова, обращённые к Всевышнему. Он говорит: «У меня был слух о Тебе, а теперь мои глаза видят Тебя». Т.е. у Иова были определённые сведения о Боге, которые он теперь соотнёс с реальностью.

Вот, что сказано об этой ситуации в контексте. Иова 42:1, 3: 1) И отвечал Иов Господу и сказал: … 3) Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.

Таким образом, фраза «пустой слух» описывает слова напрасные, бесполезные, тщетные, пустые, не соотнесённые с реальностью, не проверенные. Это то, о чём говорящий не разумеет, то, чего он на самом деле не знает.

Как следствие, у слова «шавэ» есть ещё одна канотация. Например, Дварим / Второзаконие 5:20 передаёт содержание девятой заповеди. В синодальном переводе написано: 20) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. В оригинале же изучаемое слово «шавэ».

А вот, когда эта заповедь звучит в Торе в первый раз, в книге Шмот / Исход 20:16, где в Синодальном переводе идентичный текст: 16) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, в подлиннике другое слово «шэкэр». Дословно: «ложь, неправда».

Соответственно, когда человек передаёт пустую, бесполезную, непроверенную информацию, он находится в опасности нарушения ещё одной заповеди. Заповеди о запрете на произнесение лжи.

Рассмотрев запрещённый объект, «пустой слух», рассмотрим теперь запрещённое действие. В Синодальном переводе сказано: «Не внимай». В переводе Сончино: «Не верь». В переводе Гирша: «Не принимай». В оригинале древнееврейский глагол «наса», который означает «брать, поднимать и нести». Как пишет Раши, «согласно Таргуму, древнему арамейскому переводу Торы, не принимай, т.е. не слушай. Это запрет слушать злословие, речи порочащие».

Таким образом, изучаемая сегодня заповедь похожа на девятую заповедь декалога: «не произноси ложного свидетельства». Только рассматривает вопрос не с точки зрения произносящего, а сточки зрения того, кто слушает. Как пишет в своём комментарии Герц: «Этот закон относится не столько к тому, кто распускает слухи, столько к тому, кто им верит. Мудрецы говорят, что распускание слухов убивает троих. Того, кто говорит, того, кто слушает и того, о ком идёт речь».

В книге Псалтирь 14:1-3 сказано следующее: 1) Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? 2) Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; 3) кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего…

Таким образом, на практике исполнение этой заповеди заключается в том, чтобы не принимать поношение на ближнего своего. Не принимать непроверенную, недостоверную информацию. Не внимать, не верить, не принимать пустых слухов.

В качестве иллюстрации приведём древнюю притчу.

Один человек спросил у Сократа [древнегреческого философа]:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Рассмотрим теперь второй запрет изучаемого стиха. Исход 23:1: 1) …не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Что означает фраза «не давай руки»? Согласно переводу Гирша «не используй своё влияние». Перевод Сончино: «не оказывай поддержки». Не используй своё влияние, не оказывай поддержки, чтобы быть свидетелем неправды.

Вот эта вторая фраза, «чтобы быть свидетелем неправды», в современных переводах предлагается так. «Не помогай неправому лживым свидетельством» — перевод Российского Библейского общества. «Не поддерживай человека нечестивого, давая на суде показания заведомо ложные и злобные» — перевод Кулакова.

Фраза «свидетель неправды» в Синодальном переводе — это попытка передать еврейскую фразу «эд хамаз», дословно: «свидетель-злодей».

Вот как это словосочетание используется в книге Дварим / Второзаконие 19:16-20: 16) Если выступит против кого свидетель несправедливый [эд хамаз], обвиняя его в преступлении, 17) то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; 18) судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, 19) то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; 20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя…

«эд хамаз», «свидетель-злодей» — это человек, дающий показания с целью причинить зло. Как говорит современный восстановительный перевод: «злонамеренный свидетель». Он знает, что дав ложные показания, может причинить вред невинному человеку, навлечь на того беды, навлечь на того зло. Именно это запрещает вторая половина, исследуемого сегодня стиха. «Не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды», несправедливым свидетелем-злодеем, злонамеренным свидетелем.

Наказанием такому свидетелю согласно Торе должно быть то, что он злоумышлял сделать ближнему своему. Т.е. то наказание, которое понёс бы несправедливо обвинённый человек. Это процессуальная сторона Торы, предполагающая систему правосудия, которой сейчас не существует. Однако Божьи принципы справедливости действуют доселе.

В книге Ваикра / Левит 20:4-5 написано: 4) И если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, 5) то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха.

Если не действует система справедливого наказания на уровне человеческого суда, это наказание осуществляет Сам Всевышний.

В Апостольских Писаниях эти заповеди повторяются. Послание к Римлянам 1:30-32 30) злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, … изобретательны на зло, 31) … вероломны, … немилостивы. 32) …делающие такие [дела] достойны смерти….

2 Коринфянам 12:20 20) Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, … чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков….

1 Петра 2 1) Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2) как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение…

Желаю вам мудрости свыше в исследовании и силы в исполнении вечных законов Торы.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Нелицеприятный суд (Тора сегодня #56)

08.11.2019, #56 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:3; Левит 19:15, 32, 15; Исход 23:6; Второзаконие 16:18-20; 24:17; 1:16-17; 10:17-18; 27:18; Притчи 18:5; 28:21; Амос 2:5-7; Псалтирь 81:2-4; Иуды 1:16; Иакова 2:1-9.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Подражание язычникам (Тора сегодня #64)

10.02.2020, #64 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:23-24, 32; Второзаконие 12:29-31; 18:9-14; Левит 20:26; Исход 23:24; 34:12-14; Второзаконие 6:14-15; 7:5, 25-26; Исход 32:1-5; 4 Царств 16:2-3, 10-14; Иеремия 10:1-2; Софония 1:8-9; Исаия 2:5-6; 2 Паралипоменон 2:14-16; Второзаконие 32:16-17; 2 Коринфянам 6:14-18.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Границы субботы (Тора сегодня #67)

31.01.2020, #67 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 31:12-17; Бытие 3:24; Левит 19:3; 23:32; Бытие 1:5; Левит 22:6-7; Второзаконие 24:15; Неемия 13:15-19; 10; Марка 15:42-47; 16:1-2; Луки 23:54-56; Марка 16:1-2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Обличение ближнего (Тора сегодня #74)

20.03.2020, #74 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 5:1; 3 Царств 8:31-32; 2 Паралипоменон 6:22-23; 1 Царств 20:10; 4 Царств 6:12; Левит 19:17; 5:1; Второзаконие 19:15; Матфея 18:15-17; 1 Тимофею 1:3-5; 2 Тимофею 2:24-25.)

Конcпект


Возмещение ущерба ближнему (Тора сегодня #76)

02.04.2020, #76 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 6:1-5; Числа 5:5-8; Левит 6:2; 19:13; 6:2; Числа 5:6; Бытие 39:7-9; Числа 5:7; Левит 6:4-5; Числа 5:8; Иезекииль 3:14-15; Матфея 5:23-24; 1 Иоанна 4:20-21; Римлянам 12:18.)

Конcпект


Кровосмешение (Тора сегодня #80)

01.05.2020, #80 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 18:6, 14, 19, 7-13, 17-18, 20, 22-23; 20:17; 18:7-18; Матфея 14:3-4; Марка 6:17-18; 1 Коринфянам 5:1-5, 13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Половые девиации (Тора сегодня #81)

08.05.2020, #81 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 18:19; 20:18; 15:24; 20:18; Иезекииль 18:5-6, 9; Левит 18:22; 20:13; 3 Царств 14:22-24; Левит 18:23; 20:15-16; 18:24-28; 20:22; Деяния 15:19-21; Римлянам 1:24-27; 1 Коринфянам 6:9-10; 1 Тимофею 1:8-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не обижай (Тора сегодня #82)

15.05.2020, #82 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:13; 1 Царств 12:3-4; Осия 12:7; Левит 19:35-36; Второзаконие 24:14; Левит 6:1-5; Исаия 61:8; Псалтирь 102:6; Притчи 11:2; 20:10; 22:16; Малахия 3:5; Марка 10:17, 19; Луки 10:7; Иаков 5:1-5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к глухому и слепому (Тора сегодня #83)

22.05.2020, #83 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:14; Екклесиаст 10:20; Левит 19:14; Иезекииль 7:19; 14:3; Притчи 7:6-7, 21-23; Левит 19:14; Псалтирь 93:7-9; Второзаконие 27:18; Матфея 18:6-7; Римлянам 14:12-13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не ходи переносчиком (Тора сегодня #84)

29.05.2020, #84 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:16; Исход 20:16; Левит 19:11; Притчи 11:13; 20:19; 25:9; Левит 19:16; Даниил 6:11-13; Римлянам 1:30-32; 2 Коринфянам 12:20; 1 Петра 2:1; Матфея 12:36-37.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не мсти, не имей злобы, но люби (Тора сегодня #85)

05.06.2020, #85 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:18; Второзаконие 32:34-35; Притчи 24:29; 20:22; 1 Царств 24:13; Левит 19:18; Иеремия 3:12; Песнь Песней 1:5; Левит 19:18, 34; Матфея 22:35-40; Второзаконие 6:5; Левит 19:18; Римлянам 12:8-10, 17-21.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Смешение скота и растений (Тора сегодня #86)

12.06.2020, #86 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:19; Бытие 1:24-25; Левит 19:19; Второзаконие 22:9; Левит 18:23; 19:19; 20:16; 19:19; Бытие 1:11-12; Второзаконие 22:9; Исход 28:32; Матфея 19:4-8; Евреям 9:8-12.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Одежда из разных нитей (Тора сегодня #87)

19.06.2020, #87 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:19; Второзаконие 22:11; Исход 26:1, 31, 36; 27:16; 39:27-28; 28:3-6; 29:29; 28:8; Даниил 10:5-9; Откровение 1:10-17; 1 Тимофею 2:5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Обручение (Тора сегодня #88)

25.06.2020, #88 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:20-22; Исход 21:9; Второзаконие 22:23-24; Левит 19:20-22; Второзаконие 20:1, 5-7; Осия 2:19-20; Матфея 1:18-20; Луки 2:1-5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Первые плоды (Тора сегодня #89)

04.07.2020, #89 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:23-25; Исход 23:19; 34:26; Второзаконие 26:1-11; Псалтирь 106:31-32; 39:10-11; Деяния 4:34-37; Евреям 13:15.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Оккультизм (Тора сегодня #90)

17.07.2020, #90 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:26; Бытие 3; 3 Царств 20:33; Михей 5:12; Второзаконие 18:10-12; Иезекииль 21:21; Исаия 47:9, 12-14; Псалтирь 145:4; Екклесиаст 9:5, 10; Исаия 8:19-20; Второзаконие 18:12; Деяния 13:6-10; Откровение 21:8.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Стрижка (Тора сегодня #91)

06.08.2020, #91 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:27; Иисус Навин 6:2; 3 Царств 7:24; Левит 13:41; Иеремия 9:26; 25:23; 49:32; Судьи 4:22; Иеремия 9:26; Исход 23:23-24; Второзаконие 32:16-17; Псалтирь 105:35-38; Левит 20:26; 2 Коринфянам 6:14-18; Ефесянам 2:2.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Борода (Тора сегодня #92)

14.08.2020, #92 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:27; Бытие 18:28; Левит 13:41; 19:27; Бытие 41:14; Левит 14:8-9; Иеремия 5:1; 2 Царств 10:4-5; Левит 21:5.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Нарезы на теле (Тора сегодня #93)

20.08.2020, #93 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:28; 21:5; Захария 12:3; Левит 19:28; Второзаконие 21:14; Псалтирь 77:18; Иеремия 34:16; Левит 19:28; Второзаконие 14:1-2; 3 Царств 18:28; Второзаконие 14:1; 3 Царств 18:25, 29; Бытие 35:1-4; Иезекииль 16:12, 11; Притчи 11:22; 1 Петра 1:14-16.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Татуировки (Тора сегодня #94)

27.08.2020, #94 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:28, 26; Бытие 1:26-27; Исход 20:25; Исаия 44:5; 1 Петра 4:2-4; 1 Коринфянам 6:19-20; Откровения 19:16; 1:13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Блуд (Тора сегодня #95)

04.09.2020, #95 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 19:29; Бытие 32:24; Второзаконие 22:20-21; 23:17; Левит 19:29; Бытие 34:1-5, 7, 31; Левит 19:29; Второзаконие 22:20-21; Числа 30:4-6; Левит 19:29; Ефесянам 5:5; Евреям 13:4; 1 Тимофею 3:2-4.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Александра Болотникова

Ахарей Мот/Кдошим (После смерти)/(Святы) (Тора 2008 #29-30)

2008, #29-30 из цикла программ на РТЦ «Голос Надежды»

()


Конcпект

Александр Болотников, доктор богословия, кандидат философских наук, проводит семинар по изучению книг Библии. Изучаются книги ТОРЫ, а также пророческие книги.

Выпущено: РТЦ «Голос Надежды»
Год выпуска: 2008

© Александр Болотников


Комментарии к недельной главе Торы «Кдошим» Алекса Бленда

Ваикра 19:1-16. Рецепты святости (Тора 2019-20)

30.04.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 19:1-16)


Конcпект

Первые шаги к святости. Литые боги в нашей жизни. Когда наши жертвы не от души. Что можно украсть? Перекур Наполеона. И многое другое.

© Алекс Бленд


Ваикра 19:17-37. Терпение и терпимость (Тора 2019-20)

02.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 19:17-37)


Конcпект

Казалось бы у этих заповедей нет ничего общего. Но тем не менее… Сложные ступени к праведности.

© Алекс Бленд


Ваикра 20. Преступление и наказание (Тора 2019-20)

05.05.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 20)


Конcпект

О коллективной ответственности, женской самостоятельности, самосознании животного и о многом другом.

© Алекс Бленд


 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: