Недельная глава Торы 29: Ахарей Мот (После смерти) с комментариями

Недельные главы Торы на сегодня: #42 Матот (Колена) и #43 Масэй (Станы)

12 — 18 июля 2020 / 20 — 26 Тамуз 5780 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Двадцать девятая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Ахарей Мот (После смерти)». Она содержится в книге Ваикра / Левит 16:1 — 18:30. Название этой недельной главы даётся по первой значимой фразе в этом отрывке — Ваикра / Левит 16:1: «И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых…». Фраза «По смерти» в оригинале «Ахарей Мот».

О чём? • (16:1-34) — Служба в Йом-Кипур: • (16:1-2) — Особый статус Йом Кипура; • (16:3-10) — Порядок жертвоприношений; • (16:11-28) — Грехоочистительные жертвы; • (16:29-34) — Провозглашение искупления; • (17:1-16) — Законы еды мяса: • (17:1-9) — Законы убоя скота; • (17:10-14) — Запрет употребления в пищу крови; • (17:15-16) — Туши животных и ритуальная нечистота, падаль; • (18:1-30) — Запрещенные интимные связи: • (18:1-5) — По обычаям язычников не ходите; • (18:6-16) — Запрещенные браки с родственниками; • (18:17-30) — Другие запрещенные связи.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Невиим: Йехезкиль / Иезекииль 22:1-19.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Римлянам 1:1 — 7:25; 2 Коринфянам 2:1-11; Евреям 9:11-28; 1 Петра 1:13-16.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник, Александр Болотников и Алекс Бленд.

В 2020 году недельная глава «Ахарей Мот» объединена со следующей недельной главой «Кдошим».

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Ахарей Мот» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ахарей Мот»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ахарей Мот»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Виталия Олийника
  5. Основные параметры смысла Йом Кипур (Тора 2007-08 #29)
  6. Законы о браке и мерзости половых отношений (Тора 2008-09 #29)
  7. 5 причин смерти Надава и Авиуда (Тора 2009-10 #29)
  8. Личные действия для очищения в Йом Кипур (Тора 2010-11 #29)
  9. День очищений, День искуплений (Тора 2011-12 #29)
  10. Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость (Тора 2012-13 #29)
  11. Смертные грехи (Тора 2013-14 #29)
  12. Законы касательно козла отпущения (Тора и Евангелие #29-30)
  13. Два козла в служении Дня Очищения (Тора в РРИ #29-30)
  14. Употребление мяса с кровью (Тора сегодня #14)
  15. Растерзанное зверем и мертвечина (Тора сегодня #53)
  16. Идоложертвенное (Тора сегодня #68)
  17. Заповеди Йом Киппура (Тора сегодня #79)
  18. Кровосмешение (Тора сегодня #80)
  19. Половые девиации (Тора сегодня #81)
  20. Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Александра Болотникова
  21. Ахарей Мот/Кдошим (После смерти)/(Святы) (Тора 2008 #29-30)
  22. Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Алекса Бленда
  23. Ваикра 16. Генеральная уборка (Тора 2019-20)
  24. Ваикра 17. Острожно, мясо! (Тора 2019-20)
  25. Ваикра 18. Не оскверняйтесь (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Ахарей Мот» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Ваикра / Левит 16:1-24;
  2. ПН: Тора: Ваикра / Левит 16:25 — 17:7;
  3. ВТ: Тора: Ваикра / Левит 17:8 — 18:21;
  4. СР: Тора: Ваикра / Левит 18:22 — 19:14;
  5. ЧТ: Тора: Ваикра / Левит 19:15-32;
  6. ПТ: Тора: Ваикра / Левит 19:33 — 20:7;
  7. СБ: Тора: Ваикра / Левит 20:8-27.
Книга Левит, Глава 16 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 17 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Левит, Глава 18 (Тора: Ваикра)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ахарей Мот»

  1. Невиим: Йехезкиль / Иезекииль 22:1-19.
Книга Пророка Иезекииля, Глава 22 (Невиим: Йехезкиль)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ахарей Мот»

  1. Послание к Римлянам 1:1 — 7:25;
  2. Второе Послание к Коринфянам 2:1-11;
  3. Послание к Евреям 9:11-28;
  4. Первое Послание Петра 1:13-16.
Послание к Римлянам, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 6(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Римлянам, Глава 7(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Второе Послание к Коринфянам, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Послание к Евреям, Глава 9(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Первое Послание Петра, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Виталия Олийника

Основные параметры смысла Йом Кипур (Тора 2007-08 #29)

25.04.2008, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 16:4; 6:10; …)

Основные параметры смысла Йом Кипур (25.04.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Законы о браке и мерзости половых отношений (Тора 2008-09 #29)

12.06.2009, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Законы о браке и мерзости половых отношений (12.06.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


5 причин смерти Надава и Авиуда (Тора 2009-10 #29)

30.04.2010, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Левит 16:1-2; 10:1-3; 16:2, 29-30; Левит 10:1; 16:11-13; 9:23-24; 6:12-13; 16:3-4, 11; 10:1-2; 16:2, 32-33; 10:8-11; Ефесянам 4:11; Деяния 5:1-11; Левит 10:3.)

5 причин смерти Надава и Авиуда (30.04.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Личные действия для очищения в Йом Кипур (Тора 2010-11 #29)

06.05.2011, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Личные действия для очищения в Йом Кипур (06.05.2011)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


День очищений, День искуплений (Тора 2011-12 #29)

04.05.2012, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

День очищений, День искуплений (04.05.2012)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость (Тора 2012-13 #29)

19.04.2013, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость (19.04.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Смертные грехи (Тора 2013-14 #29)

09.05.2014, #29 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

()

Смертные грехи (09.05.2014)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Законы касательно козла отпущения (Тора и Евангелие #29-30)

24.04.2018, #29-30 из цикла «Тора и Евангелие»

(Левит 16:7-10, 20-22 …)

Конcпект

В отрывке для чтения на этой неделе встречается фраза, ставшая широко известной далеко за пределами иудаизма. Это фраза козёл отпущения. Или, как в Синодальном переводе, козёл для отпущения. Наш комментарий сегодня будет посвящён отрывку, который содержит законы, предписывающие действия по отношению к козлу отпущения.

Ваикра / Левит 16:7-10, 20-22: И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения… И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню.

В начале отметим кратко терминологию, которая описывает это второе животное. Согласно синодальному переводу оно предназначено для отпущения. В оригинале же сказано: ла азазел, т.е. для Азазела. Чуть позже сегодня мы коснёмся значения термина Азазел.

Тора предписывает над двумя козлами бросить жребий.

Мишна, тракт. Йома, 39 а: «Козлы помещались перед первосвященником, один справа, а другой слева от него. Две таблички, на которых было написано, соответственно, «для Господа» и «для Азазела» клались в урну. Первосвященник опускал обе руки в урну, брал по табличке в каждую руку и возлагал их на головы козлов. Козёл со жребием, на котором написано «Господу», приносился в жертву. А козёл со жребием, на котором написано «Азазелу» отсылается к Азазелу».

Кто же такой Азазел? Как пишет раввин Плаут в своём комментарии на Тору: «Одной из особенностей древней церемонии Йом Кипура, неизменно вызывающей недоумение, является отправка козла отпущения Азазелу. Последний был вероятно демоническим обитателем пустыни, чьё место пребывания считалось центром нечистоты. В апокрифических еврейских произведениях, созданных за последние несколько веков до новой эры, рассказывается об ангелах, которых склонили к восстанию против Бога. В этих описаниях Азазел является одним из двух вождей восстания».

В постталмудических источниках имеется сходная история о двух восставших ангелах, Узе и Азаэле. Оба имени являются вариантами имени Азазель. Согласно комментарию Рамбама, Азазель представляет силы зла.

Щедровицкий в своём комментарии на Тору пишет: «Кто такой Азазел? О нём рассказывается в талмудической и мидрашитской литературе. Это повелитель демонических сил, князь падших ангелов, дух зла».

Согласно комментарию Ришара Элафера, раввина из Иерусалима, в современном еврейском существует оскорбление «лех ла азазел», что соответствует русскому «иди к чёрту». Элафер далее пишет: «По невежеству большинство христиан отождествляют козла для отпущения с Машиахом. Простое знание использования этого термина иудеями помогло бы им понять, что Азазел не может быть Машиахом, но это дьявол».

В действительности в христианстве считается, что жертвы святилища указывали на жертву Машиаха, Мессии, Помазанника, Спасителя. Однако из двух козлов, которые использовались во время праздника Йом Кипур, только одно животное приносилось в жертву. Это «козёл для Господа». А так называемый «козёл для отпущения», в подлиннике «козёл для Азазела» — не являлся жертвенным животным.

Как написано в классическом иудейском комментарии Сончино: «Ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являются жертвами… Козёл призван напомнить народу о том, какой должна быть учать того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды».

Согласно Левит 16, беззакония исповедовались над головой козла для Азазела уже после того, как был принесён козёл для Господа и кровь его внесена во святилище для очищения. Действия над козлом для Азазела осуществлялись уже после очищения Святилища. Он потому никак не связан с прощением грехов. Его функция совершенно иная. Какая же?

В Левит 16:22 написано: «И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую…» Вот как фраза «в землю непроходимую» передаётся в иудейских переводах.

Перевод Сончино: «И понесёт на себе козёл все провинности их в страну обрывов». В переводе Фримы Гурфинкель написано: «И понесёт козёл на себе все их провины на землю отвесно иссечённую».

В комментарии Сончино сказано: «Букв. «земля, пронизанная трещинами» или «отрезанная земля». Козла сбрасывали со скалы в пустынной местности, и его останки невозможно было найти… Как козёл никогда не вернётся, так не останется даже воспоминания о грехах, в которых народ раскаялся и которые были прощены».

Таким образом главная прообразная суть действий над козлом для Азазела сводится к тому, что он символизирует полное устранение грехов. Согласно англоязычному библейскому комментарию, при таком понимании упомянутого еврейского слова Азазел, грехи Израиля как бы возвращались назад к первоисточнику зла, к сатане. И, соответственно, учать этого козла указывала на окончательную участь сатаны.

Что же говорится об окончательной участи сатаны в Танахе?

Иезекииля 28:13-18: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония…»

Итак, Танах рассказывает об ангельском существе, которое затем согрешило. Далее написано:

«…и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. …Множеством беззаконий твоих… ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя».

Помазанный херувим, восставший против Бога, низвергнутый на землю, будет в конечном итоге уничтожен огнём.

А вот какая картина открывается у пророка Исаии 14:12-15: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

Итак, пророчества Танаха предвозвещают окончательное уничтожение восставшего против Бога ангела. Именно его судьба прообразно представлена в действиях, которые совершались в Йом Кипур над козлом для Азазела.

В Талмуде, разд. Рош ха-Шана 31 а написано: «Рав Катина говорил: Мир просуществует шесть тысяч лет, затем одну тысячу лет он будет в запустении».

Подобные слова мы находим и в Апостольских Писаниях.

Откровение 20:1-3: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать…»

Иоанн рисует окончательную участь сатаны в категориях и образах иудейской традиции, связанной с козлом отпущения, подобно тому как козёл отводился в пустынное место м бросался с отвесной скалы, согласно книги Откровения, сатану повергнут в бездну.

Далее в Откровение 20:7, 9-10, 14: написано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской… И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков… И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

В озере огненном наступит смерть, как и предсказано пророками древности: «и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя». Над злом будет одержана окончательная и полная победа. Оно будет полностью уничтожено и никогда более не вернётся.


Два козла в служении Дня Очищения (Тора в РРИ #29-30)

13.05.2018, #29-30 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Левит 16:7-10, 20-22 …)

Конcпект

Левит 16:7-10, 20-22:


Употребление мяса с кровью (Тора сегодня #14)

18.01.2018, #14 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:1-4; Левит 17:14; Второзаконие 12:23; Левит 7:26; 17:13; Второзаконие 12:24, 21; Деяния 15:19-21.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Растерзанное зверем и мертвечина (Тора сегодня #53)

11.10.2019, #53 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 22:31, 13; Второзаконие 14:21; Левит 11:39-40; 17:15-16; 22:8-9, 1-2; Деяния 15:19-20.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Идоложертвенное (Тора сегодня #68)

07.02.2020, #68 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 34:14-15; Левит 17:5-7; Исход 34:14-15; Деяния 15:19-21; 21:25; Откровение 2:14, 20; 1 Коринфянам 10:19-21; 1 Коринфянам 8:4-6; 1 Коринфянам 10:25-28; Деяния 15:1, 11; 1 Коринфянам 8:7, 10-11; Исход 20:3.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповеди Йом Киппура (Тора сегодня #79)

24.04.2020, #79 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 16:29-31; Ездра 8:21; Исаия 58:3; Псалтирь 34:13; Левит 16:29; 23:26-32, 3, 32; Числа 29:7; Левит 16:30, 15-19, 29-30; Матфея 9:15; Евреям 9:6-12, 23-26.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кровосмешение (Тора сегодня #80)

01.05.2020, #80 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 18:6, 14, 19, 7-13, 17-18, 20, 22-23; 20:17; 18:7-18; Матфея 14:3-4; Марка 6:17-18; 1 Коринфянам 5:1-5, 13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Половые девиации (Тора сегодня #81)

08.05.2020, #81 из цикла «Тора сегодня»

(Левит 18:19; 20:18; 15:24; 20:18; Иезекииль 18:5-6, 9; Левит 18:22; 20:13; 3 Царств 14:22-24; Левит 18:23; 20:15-16; 18:24-28; 20:22; Деяния 15:19-21; Римлянам 1:24-27; 1 Коринфянам 6:9-10; 1 Тимофею 1:8-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Александра Болотникова

Ахарей Мот/Кдошим (После смерти)/(Святы) (Тора 2008 #29-30)

2008, #29-30 из цикла программ на РТЦ «Голос Надежды»

()


Конcпект

Александр Болотников, доктор богословия, кандидат философских наук, проводит семинар по изучению книг Библии. Изучаются книги ТОРЫ, а также пророческие книги.

Выпущено: РТЦ «Голос Надежды»
Год выпуска: 2008

© Александр Болотников


Комментарии к недельной главе Торы «Ахарей Мот» Алекса Бленда

Ваикра 16. Генеральная уборка (Тора 2019-20)

25.04.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 16)


Конcпект

Что Моше можно, а Аарону нельзя. Особенности судного дня. Исчезающий Аарон и многое другое.

© Алекс Бленд


Ваикра 17. Острожно, мясо! (Тора 2019-20)

28.04.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 17)


Конcпект

После того, как Всевышний дал подробные инструкции в отношении жертвоприношений, Он говорит о том, как хранить святость. Этому будут посвящены все остальные главы Книги. В этой главе, речь идет о пище, а точнее о мясе.

© Алекс Бленд


Ваикра 18. Не оскверняйтесь (Тора 2019-20)

29.04.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Левит 18)


Конcпект

Первые шаги народа к чистоте. Чистота в большой семье.

© Алекс Бленд


 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: