Недельная глава Торы 25: Цав (Заповедай)

Недельная глава Торы 25: «Цав» / «Заповедай» (Левит 6:1 — 8:36), дополнительное чтение (Иеремия 7:21 — 8:3, 9:22-23) и комментарии в аудио формате (можно слушать онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Разделы недельной главы Торы «Цав» для ежедневного чтения

Тора / Ваикра (Левит) 6 / Цав(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Ваикра (Левит) 7 / Цав(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Ваикра (Левит) 8 / Цав(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Цав»

Невиим / Йирмейа (Иеремия) 7(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Йирмейа (Иеремия) 8(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Йирмейа (Иеремия) 9(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Цав» Виталия Олийника

Наказание за воровство

(24.08.2019, #44 из цикла «Тора сегодня», Исход 22:1-7; Левит 6:2-5; Числа 5:5-8; Второзаконие 27:17)

Конcпект

Левит 6:2-5 — из этого отрывка мы узнаём, что преступление против ближнего путём посягательства на его имущество есть преступление против Господа. Ибо написано: «если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим». Соответственно и исправление ситуации включает в себя заглаживание греха перед ближним и затем жертвоприношение пред Господом.

Прочитанные стихи описывают ситуацию, при которой человек признаётся в преступлении сам. Его никто и ничто к этому не принуждает, кроме собственной совести. Что же ему следует сделать, как именно загладить вину перед ближним? Необходимо осуществить реституцию, т.е. вернуть принадлежащее ближнему и прибавить к тому пятую часть. Т.е. дополнительно 20% стоимости.

Числа 5:5-8 — вновь, как и в предыдущем случае Тора подчёркивает, что грех против человека, посягательство на его имущество, есть преступление против Господа. Написано: «чрез это сделает преступление против Господа».

А далее рассматривается ситуация, когда пострадавшего нет в живых. В некоторых обществах принят следующий тезис: «нет человека, нет проблемы». Однако Тора указывает, что заповедь остаётся в силе, даже если пострадавшего уже нет в живых. В таком случае, компенсацию, реституцию следует осуществить по отношению к наследнику пострадавшего.

Слово «наследник» является переводом древнееврейского «гоэль», которое означает следующее. Левит 25:25«близкий его родственник». Т.е. причинённый ущерб следует вернуть детям, внукам или кому-нибудь из числа близких родственников. В случае, если и таковых нет, приобретённое нечестным путём нельзя отставлять дома. Числа 5:8«если же у него нет наследника… то посвятить это Господу».

Мы рассмотрели ситуацию, при которой человек посягнувший на собственность ближнего, признаётся в преступлении сам. Он возвращает похищенное и прибавляет 20%. Рассмотрим другую ситуацию.

Исход 22:1, 4, 7 — такие фразы как «если украденное найдётся у него, если найдётся вор» описывают ситуацию при которой виновного находят, он не признаётся сам. Наказание в таком случае иное. Написано: «должен заплатить вдвое». К примеру, украл кто-нибудь вещь стоимостью 100 монет, вернуть должен саму вещь или её стоимость, плюс ещё сверх того 100 монет. Т.е. вместо 20% как было в первом случае, где человек признаётся сам, пойманный платит 100% сверх реституции.

Однако в этом отрывке есть и иной случай: «пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу». Чем объясняется разница в объёме возмещения убытка. Очевидно, воровство было осуществлено с разной целью. В одном случае для себя, по нужде, для личного пользования животными, а в другом — продать, чтобы заработать деньги. Если человек украл и перепродаёт, он возмещает в размере 400 или 500%.

Исход 22:5-6 — здесь простой принцип: «кто причинил вред, тот должен его возместить».

Исход 22:2-3 — чтобы быть в состоянии осуществить реституцию, т.е. вернуть похищенное и плюс прибавить 20 ли процентов, 100 ли процентов, 400 или 500, требуются средства, требуются ресурсы. Если человеку нечем заплатить, его продают в рабство. Человек остаётся рабом, пока не отработает необходимую сумму для расплаты по совершённым преступлениям.

По ходу рассматривается ситуация, когда кто-то в процессе воровства делает пролом или подкоп и его ударяют. Ударивший может быть повинен в смерти в зависимости от одного обстоятельства. В Исход 22:3 написано: «но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Перевод Давида Йосифона: «но если сияло над ним солнце…».

Т.е. Тора рассматривает здесь фактор освещённости. Противопоставляется воровство ночью и днём. Ударивший ночью не может полностью оценить ситуацию, что касается силы и места, куда придётся удар. А если он наносит смертельный удар днём, он несёт полную ответственность, потому что всё видно.

Второзаконие 27:17; Комментарий Раши: «Кто отодвигает назад вглубь поля ближнего своего и тем самым похищает землю, т.е. незаконно присваивает себе чужое». Фраза «нарушать межу ближнего» означает воровство, незаконное присвоение себе чужого. За это в жизнь человека приходит проклятье.

Бывают случаи, когда нет свидетелей, когда человек не откликается на муки совести, когда не пойман с поличным и никто из людей об этом не знает. Тогда такого человека ожидает наказание исходящее из задействования механизмов духовного мира. Об этом не мало написано и у пророков. Например, Захария 5:3-4; Иезекииль 33:14-16.

О воровстве немало говорится и в Апостольских Писаниях, в том числе о наказании.

Матфея 5:23-24 — Йешуа здесь повторяет закон Торы, о том, что реституция ближнему должна предшествовать жертвоприношению. О том, что грех против ближнего есть грех против Господа. И, чтобы загладить вину пред Господом, необходимо прежде загладить вину перед ближним.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


  1. Тема: «Клятва во удостоверение истины» (30.08.2018, #46 из цикла «Тора сегодня») [14:01]. Ссылки:
    • Исход 22:7-11 — подходит для отношений между должником и заимодавцем; Перевод Гирша («судьи» => «элохим» => «Бог»); 2 Паралипоменон 6:22-23; 3 Царств 8:31-32; Исход 22:10-11 — при отсутствии свидетелей клятвой пред Господом закрывается дело;
    • Призывы клясться именем Господним: Второзаконие 6:13; Второзаконие 10:20;
    • Предостережение не клясться именем Господа во лжи: Левит 19:12; Второзаконие 5:11; — это одно из нарушений третьей заповеди Декалога;
    • Призывающий имя Господа во свидетели, отдаёт себя на Божий суд: 3 Царств 8:39;
    • Освобождение от ложной клятвы: Левит 6:2-5;
    • Пророки о клятве во удостоверении истины: Захария 8:17; Апостольские послания: Евреям 6:16-17; Матфея 26:63; Марка 14:62;
    • Матфея 5:33-37 — здесь Йешуа говорит о других клятвах — в отношении будущего, когда кто-то обещает сделать то или другое.
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2007-08)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2008-09)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2009-10)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2010-11)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2011-12)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2012-13)(Виталий Олийник)
Цав / Годичный цикл чтения Торы (2013-14)(Виталий Олийник)
Цав / Тора и Евангелие (2017-18)(Виталий Олийник)
Цав / Тора в раннем раввинистическом иудаизме (2017-18)(Виталий Олийник)
Клятва во удостоверение / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)

Комментарии к недельной главе Торы «Цав» Алекса Бленда

Цав / Недельное чтение Торы (2015)(Алекс Бленд)
Цав / Недельное чтение Торы (5778)(Алекс Бленд)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: