Недельная глава Торы 18: Мишпатим (Законы)

Недельная глава Торы 18: «Мишпатим» / «Законы» (Исход 21:1 — 24:18) , дополнительное чтение (Иеремия 34:8-22, 33:25-26) и комментарии к ней в аудио формате (можно слушать онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник, Николай Карпа, Владимир Завалишин, Алекс Бленд, Даниил Грубер и Дэвид Фридман.

Разделы недельной главы Торы «Мишпатим» для ежедневного чтения

Тора / Шемот (Исход) 21 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шемот (Исход) 22 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шемот (Исход) 23 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шемот (Исход) 24 / Мишпатим(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Мишпатим»

Невиим / Йирмейа (Иеремия) 34(Читает Александр Бондаренко (РБО))
Невиим / Йирмейа (Иеремия) 33(Читает Александр Бондаренко (РБО))

Комментарии к недельной главе Торы «Мишпатим» Виталия Олийника

Предать смерти

(28.07.2018, #40 из цикла «Тора сегодня», Исход 21:12-17; Второзаконие 24:7)

Конcпект

Исход 21:12-17 — все эти заповеди связаны тем, что за их нарушение следует общее наказание: «да будет предан смерти, бери его на смерть, должно предать смерти».

Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы. Нужно ли исполнять эти заповеди в наше время и каким образом? Кто будет принимать решение о смертной казни? Кто будет приводить это решение в исполнение?

Прежде всего стоит упомянуть, что с точки зрения формулировки эти заповеди являются казуальными: «кто ударит… да будет…», «но если.. то…», «а если… то…», «кто ударит… того должно…», «кто украдёт… того должно…», «кто злословит… того должно…». В первой части каждой заповеди вводятся определённые условия, а во второй сообщается о необходимых действиях в конкретном случае. Слово «казуальный» означает «обусловленный данным конкретным случаем». Многих из нас соответственно эти заповеди никогда не коснуться, если мы не окажемся в описанной ситуации. Тем не менее вопрос остаётся: что делать, если эти вводные данные на лицо?

Рассмотрим прочитанные заповеди по отдельности.

Исход 21:12-13 — в этой заповеди, как и у всех в исследуемом отрывке, две части: описание преступления в начале и описание наказания во второй части. Мы уже изучали заповеди Декалога, включая заповедь «не убивай», в том числе и разницу между умышленным и неумышленным убийством. В этом отрывке добавляется информация о процессуальной части.

Обратим внимание на фразу «то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце». Это ссылка на так называемые города убежища, которые позже в Торе описаны подробно и о которых и мы поговорим в своё время детальнее. Сейчас же важно обратить внимание на тот факт, что исполнение этой процессуальной части предполагает землю Израиля, на которой всё устроено по законам Торы, включая конкретные географические места, города убежища. Без них этот закон исполнить невозможно.

Что же происходило в этих городах? Числа 35:11-12 — Кто и каким образом принимает решение о смертной казни? — Ответ Торы: в результате заседания суда. Вопросы смертной казни решаются в судебном порядке. Суд должен постараться выяснить, было ли это убийство случайным или преднамеренным. Порою ответить на этот вопрос не трудно. Могут быть свидетели, из показаний которых ясно, что была вражда, был злой умысел, но это далеко не всегда очевидно.

Как же узнать, был ли злой умысел на самом деле? Исход 21:14 — слово-подсказка: «жертвенник». Это ссылка на святилище. И на эту тему в Торе есть конкретное предписание: Второзаконие 17:8-10. В трудных случаях нужно было идти к святилищу, где находятся священники. Исход 28:30 — при помощи урима и тумима обращались непосредственно к Всевышнему, который и открывал, какой природы было это отнятие жизни.

После вынесения приговора появляется ещё один вопрос: чем обеспечивалось исполнение судебного решения? Второзаконие 16:18 — два ключевых термина здесь «судьи» => «шофтим» (евр.) и «надзиратели» => «шотрим» (евр.) => «полицейские». Таким образом в народе Божьем на земле Израиля была установлена не только система судопроизводства, но и органы правопорядка, которые следили за исполнением принимаемых судебных решений.

Исход 21:15, 17 — первая половина этих двух стихов напрямую связана с заповедью «почитай отца и мать», которую мы уже изучали. Т.е. ситуация, при которой кто-то бьёт отца или мать, или злословит их, является нарушением пятой заповеди декалога. «злословить» => «калал» (евр.) => «проклинать, делать лёгким, незначительным». За эти грехи полагалась смертная казнь.

Исход 21:16 — мы уже изучал заповедь «не кради» из числа Десяти Заповедей, записанных на скрижалях. Здесь добавляется наказание за кражу человека. Параллельный отрывок: Второзаконие 24:7«истреби зло из среды себя».

1 Коринфянам 5:11-13 — Апостол Павел пишет о том, как обращаться с упорными грешниками. С теми, кто называясь братом, т.е. позиционируя свою принадлежность к общине, остаётся блудником, лихоимцем, идолослужителем, злоречивым, пьяницею, хищником и т.д. Таких, сказано, «вы судите». И звучит призыв: «итак, извергните развращённого из среды вас».

В этом отрывке описывается исключение из общины, лишение церковного членства. И вот этот акт наложения церковного взыскания обозначается словами «извергните развращённого из среды вас». При исследовании оказывается, что это цитата из Торы.

В оригинале Апостольских Писаний, написанных на греческом языке, она звучит как дословная цитата Септуагинты (греческого перевода Торы), что в Синодальном переводе звучало так: Второзаконие 24:7«итак, истреби зло из среды себя».

Апостол Павел таким образом для описания исключения из общины цитирует фразу из Торы, которая описывает смертную казнь. Отсюда важнейший методологический вывод. Всё, за что полагается смертная казнь согласно Торе, которое предполагает устройство государства Израиль по законам Торы, в эпоху, когда нет теократической системы правления, применяется отлучение из общины.

Всё, за что полагалась смертная казнь в эпоху Ветхого Завета, требует исключения из членов церкви в эпоху Нового Завета. Это даёт надёжные критерии для решения вопросов нарушения законов нравственности по закону Божию.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Мера ответственности

(16.08.2018, #43 из цикла «Тора сегодня», Исход 21:28-36; Второзаконие 22:8)

Конcпект

Исход 21:28-36 — это казуальные заповеди, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… то…». Это означает, что многих из нас эти заповеди могут не коснуться. Тем не менее, в них заложены важнейшие нравственные принципы ответственности за причинённый ущерб.

Рассмотрим каждый случай по отдельности:

Исход 21:28-29 — в этом отрывке показана реализация принципа из книги Бытие 9:5. Животное, убившее человека предаётся смерти. если у этого животного есть хозяин, то мера его вины определяется следующим образом. Исход 21:29 — если агрессивность вола была, хозяин знал, но не стерёг вола. То именно этим фактором определялась мера ответственности хозяина. Определяющим фактором является мера знания. Это важнейший принцип Торы, принцип ответственности за знание — человек виновен тогда, когда знал и ничего по этому поводу не сделал. В данном случае был извещён и не стерёг своего вола.

В этом отрывке Тора содержит ещё одно понятие — грех бездействия. Хозяин вола должен был принять меры, но не принял их. Сам хозяин не является убийцей, но он не воспрепятствовал убийству, имея информацию, не предотвратил убийство. А потому несёт ответственность — Исход 21:30.

При сравнении двух стихов создаётся дилема: в Исход 21:29 сказано «хозяина предать смерти», а в Исход 21:30«пусть даст выкуп». Что же должно произойти с ним в действительности? Сравнение этих двух стихов представляет ещё одну яркую иллюстрацию принципа «душу за душу». Вместо отнятия жизни хозяина на него налагается требование материальной компенсации. Комментарий Тора из Циона: «На деле хозяин быка платит штраф по суду».

Сама Тора ещё раз показывает, что тезис «око за око, зуб за зуб, обожение за обожение, рану за рану, ушиб за ушиб, душу за душу… не следует понимать буквально. Это требование равного возмездия. Наказание, которое бы соответствовало тяжести совершённого преступления.

Здесь требуется уточнение одного местоимения из Исход 21:30. Синодальный Перевод: «пусть даст выкуп за душу свою». Перевод Фримы Гурфинкель: «за душу его». Перевод Гирша: «он должен дать для искупления того человека столько, сколько будет наложено на него». Т.е. хозяин вола платит не за свою душу, а за душу убитого его животным.

Однако Тора проводит чёткую грань между халатностью, которая привела к смерти и преднамеренным убийством — Исход 21:14, Числа 35:31-34. Соответственно, если человек не знал, он не виноват, если был извещён, осуществляет материальную компенсацию, если имел намерение убить ближнего, расплачивается собственной жизнью.

Исход 21:31 — этот короткий стих демонстрирует равноценность мальчиков и девочек. И заметно отличается от иных законов древности, например, Кодекса Хаммурапи.

Исход 21:33-34 — перед нами очень важный принцип — человек отвечает за последствия несоблюдения правил безопасности. Вновь у него не было злого умысла причинить урон скоту ближнего, но проявив халатность он обязан компенсировать материальный урон. В современном мире этот принцип может выглядеть следующим образом. Если человек не стерёг злую собаку, а она покусала прохожих то хозяин собаки ответственен за лечение и т.д.

Схожий закон есть во Второзаконие 22:18 — во свете этой заповеди производители некачественной продукции ответственны за последствия причинённого урона.

Исход 21:35-36 — тот же подход в плане ответственности, что и в случае, если вол забодает человека. Наказание определяется мерой знания.

Тот же подход в Апостольских Посланиях: Луки 12:47-48; Иакова 4:17.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Наказание за воровство

(24.08.2019, #44 из цикла «Тора сегодня», Исход 22:1-7; Левит 6:2-5; Числа 5:5-8; Второзаконие 27:17)

Конcпект

Левит 6:2-5 — из этого отрывка мы узнаём, что преступление против ближнего путём посягательства на его имущество есть преступление против Господа. Ибо написано: «если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим». Соответственно и исправление ситуации включает в себя заглаживание греха перед ближним и затем жертвоприношение пред Господом.

Прочитанные стихи описывают ситуацию, при которой человек признаётся в преступлении сам. Его никто и ничто к этому не принуждает, кроме собственной совести. Что же ему следует сделать, как именно загладить вину перед ближним? Необходимо осуществить реституцию, т.е. вернуть принадлежащее ближнему и прибавить к тому пятую часть. Т.е. дополнительно 20% стоимости.

Числа 5:5-8 — вновь, как и в предыдущем случае Тора подчёркивает, что грех против человека, посягательство на его имущество, есть преступление против Господа. Написано: «чрез это сделает преступление против Господа».

А далее рассматривается ситуация, когда пострадавшего нет в живых. В некоторых обществах принят следующий тезис: «нет человека, нет проблемы». Однако Тора указывает, что заповедь остаётся в силе, даже если пострадавшего уже нет в живых. В таком случае, компенсацию, реституцию следует осуществить по отношению к наследнику пострадавшего.

Слово «наследник» является переводом древнееврейского «гоэль», которое означает следующее. Левит 25:25«близкий его родственник». Т.е. причинённый ущерб следует вернуть детям, внукам или кому-нибудь из числа близких родственников. В случае, если и таковых нет, приобретённое нечестным путём нельзя отставлять дома. Числа 5:8«если же у него нет наследника… то посвятить это Господу».

Мы рассмотрели ситуацию, при которой человек посягнувший на собственность ближнего, признаётся в преступлении сам. Он возвращает похищенное и прибавляет 20%. Рассмотрим другую ситуацию.

Исход 22:1, 4, 7 — такие фразы как «если украденное найдётся у него, если найдётся вор» описывают ситуацию при которой виновного находят, он не признаётся сам. Наказание в таком случае иное. Написано: «должен заплатить вдвое». К примеру, украл кто-нибудь вещь стоимостью 100 монет, вернуть должен саму вещь или её стоимость, плюс ещё сверх того 100 монет. Т.е. вместо 20% как было в первом случае, где человек признаётся сам, пойманный платит 100% сверх реституции.

Однако в этом отрывке есть и иной случай: «пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу». Чем объясняется разница в объёме возмещения убытка. Очевидно, воровство было осуществлено с разной целью. В одном случае для себя, по нужде, для личного пользования животными, а в другом — продать, чтобы заработать деньги. Если человек украл и перепродаёт, он возмещает в размере 400 или 500%.

Исход 22:5-6 — здесь простой принцип: «кто причинил вред, тот должен его возместить».

Исход 22:2-3 — чтобы быть в состоянии осуществить реституцию, т.е. вернуть похищенное и плюс прибавить 20 ли процентов, 100 ли процентов, 400 или 500, требуются средства, требуются ресурсы. Если человеку нечем заплатить, его продают в рабство. Человек остаётся рабом, пока не отработает необходимую сумму для расплаты по совершённым преступлениям.

По ходу рассматривается ситуация, когда кто-то в процессе воровства делает пролом или подкоп и его ударяют. Ударивший может быть повинен в смерти в зависимости от одного обстоятельства. В Исход 22:3 написано: «но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь». Перевод Давида Йосифона: «но если сияло над ним солнце…».

Т.е. Тора рассматривает здесь фактор освещённости. Противопоставляется воровство ночью и днём. Ударивший ночью не может полностью оценить ситуацию, что касается силы и места, куда придётся удар. А если он наносит смертельный удар днём, он несёт полную ответственность, потому что всё видно.

Второзаконие 27:17; Комментарий Раши: «Кто отодвигает назад вглубь поля ближнего своего и тем самым похищает землю, т.е. незаконно присваивает себе чужое». Фраза «нарушать межу ближнего» означает воровство, незаконное присвоение себе чужого. За это в жизнь человека приходит проклятье.

Бывают случаи, когда нет свидетелей, когда человек не откликается на муки совести, когда не пойман с поличным и никто из людей об этом не знает. Тогда такого человека ожидает наказание исходящее из задействования механизмов духовного мира. Об этом не мало написано и у пророков. Например, Захария 5:3-4; Иезекииль 33:14-16.

О воровстве немало говорится и в Апостольских Писаниях, в том числе о наказании.

Матфея 5:23-24 — Йешуа здесь повторяет закон Торы, о том, что реституция ближнему должна предшествовать жертвоприношению. О том, что грех против ближнего есть грех против Господа. И, чтобы загладить вину пред Господом, необходимо прежде загладить вину перед ближним.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Соблазнённая девица

(20.09.2018, #47 из цикла «Тора сегодня», Исход 22:16-17; Второзаконие 22:28-29)

Конcпект

Исход 22:16-17; Второзаконие 22:28-29 — по своей формулировке это казуальные законы, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… пусть…», «если… то…». Дай Бог, чтобы никому из нас не пришлось иметь дело с подобными ситуациями, лично ли или в качестве родителей. Тем не менее жизнь на земле сложна, и подобные ситуации случаются.

Прочитанные отрывки имеют дело с вопросом сексуальной близости до брака. Девушка не помолвлена, т.е. свободна, что делать, если имели место сексуальные отношения?

Второзаконие 22:28 — фраза «застанут их» вводит тему свидетелей в решение этого вопроса. Следовательно, запускается судебная процедура. Свидетели должны дать свои показания в суде.

Таким образом, Тора в первую очередь учит нас тому, что вопрос интимной близости до брака нельзя отнести к исключительно личной жизни человека. Общество не может сказать: «Это их личное дело, пусть живут, как хотят».

Мишна (раз. Незикин, тракт. Шевуот, гл. 4, мишна 6-7): «Заклинаю вас пойти и свидетельствовать за меня, что мне следует с такого-то возмещение за ущерб в полном размере, в половинном размере, в двойном, в четверном или пятерном размере. Или, что такой-то изнасиловал дочь мою или обольстил дочь мою. Или меня ударил сын. Или меня поразил товарищ мой в день очищения, или поджог мою копну в день очищения. Они отвечают за отказ свидетельствовать…

Заклинаю вас пойти и свидетельствовать за меня, что я священник, что я левит, что я не сын разведённой, что я не сын халутци. Что такой-то священник, что такой-то левит, что он не сын разведённой, что он не сын халутци. Что такой-то изнасиловал дочь его или обольстил дочь его. Что меня поранил сын мой. Что меня поранил в субботу товарищ мой или поджёг в субботу мою копну. Они не отвечают».

В этих двух мишнах обсуждается вопрос, в каких случаях человек обязан выступить свидетелем в суде, а когда не обязан. Один из вопросов — это обольщение и изнасилование дочери. Соответственно в иудейском праве зафиксированы законы регулирующие вопросы исследования дела об изнасиловании и обольщении именно в суде.

Отсюда важный урок — доколе нет свидетелей сексуального акта, никто не имеет права считать, что пара согрешила. Если есть подозрения, дело необходимо исследовать, нужны свидетели греха. Если же таковых нет, следует придержать плоды своего воображения при себе.

Исход 22:16: «пусть даст её вено», Второзаконие 22:29: «должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра» — Тора постулирует, что требуется материальная компенсация за интимную близость до брака. Названная сумма 50 сиклей серебра довольно значительна.

Исход 21:32 — стоимость раба была 30 сиклей серебра. Материальное же наказание за интимную близость до брака составляло 50 сиклей.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Кетубот, гл. 3, мишна 4): «Обольстивший платит три пени, а изнасиловавший четыре. Обольстивший платит за бесчестие, за ущерб и кеназ (штраф). А изнасиловавший платит кроме того и за страдание».

Таким образом мы находим, что раввины приняли решение о разных видах компенсации в случае интимной близости до брака. Деньги, как известно, это очень хороший мотиватор. Законоучителя приняли решения, которые делали интимную близость до брака делом невыгодным в материальном отношении.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Кетубот, гл. 3, мишна 9): «Кто говорит «я обольстил дочь такого-то», платит за бесчестие и ущерб по собственному показанию, но не платит кеназа (штрафа)».

Человек таким образом мог сам признаться в том, что интимная близость состоялась. Даже когда не было свидетелей закон всё-равно должен был действовать. Молодых людей учили, что на них лежит ответственность.

Исход 22:16: «и возьмёт её себе в жену», Второзаконие 22:29: «и она пусть будет его женою, потому что он опорочил её» — Тора учит, что факт интимной близости требует заключения брака. Секс предназначен лишь для взаимоотношений людей состоящих в браке.

Но здесь часто звучит следующий вопрос: «А как же чувства девушки? Что если она не хочет выходить замуж за этого человека?» Исход 22:17: — оказывается, отец девушки имел право не согласиться на брак с эти человеком. Таким образом, вопрос не решался автоматически.

Комментарий Герца: «Тот же самый закон применяется, если женщина отказывается выйти за него замуж». Это традиционный взгляд в иудаизме.

Вопрос: есть ли в самой Торе данные, которые позволили бы прийти к такому выводу. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поставим ещё один: чем, согласно Торе, руководствовался отец, когда принимал решение о выдаче дочери замуж?

Бытие 24:54-59 — Тора повествует, что в принятии решения о выходе замуж, мнение девушки является определяющим. Несмотря на то, что в прочитанном эпизоде Всевышний явно благословлял этот потенциальный союз Ревекки и Исаака, тем не менее отец и все родные отпускают Ревекку и благословляют её на этот брак только после её согласия.

К вопросу о сексуальных отношениях до брака Тора возвращается несколько раз. Потому, к этому вопросу вернёмся и мы, когда дойдём до соответствующих отрывков Торы.

В Апостольских Писаниях мы находим те же высокие идеалы святости в отношении брака: Евреям 13:4.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


  1. Тема: «Ценность жизни и система правосудия» (25.01.2018, #15 из цикла «Тора сегодня») [13:55]. Ссылки:
    • Бытие 9:5-6 — 2 заповеди: «Запрет убийства человека» и «Наказание за убийство человека». Ценность жизни человека определяется его особым статусом: «Ибо человек создан по образу Божию»;
    • Комментарий Сончино — «Достоинство человека не зависит от принадлежности к тому или иному народу; оно является естественным. Изначально человек сотворён по образу Всесильного и никогда не может быть низведён до уровня неживого предмета или животного. Человек всегда остаётся личностью, обладающей определёнными правами. Оскорбление достоинства человека, лишение его принадлежащих ему прав рассматривается Торой как бунт против Творца. Исходя из этого положения, Тора определяет понятие справедливости и суда»;
    • Тора не содержит запрета на отнятие жизни животных в отличие от человека: Бытие 24:21;
    • Причины отнятия жизни животных согласно Торе: Бытие 9:2-3 — для употребления их в пищу; Левит 4:27-28 — жертвоприношение; Левит 7:8, 28 — части тела животных могут использоваться для изготовления одежды и других предметов, жир животных может использоваться для различных целей; Исход 23:29 — дозволено контролировать популяцию животных в целях защиты от них. Однако, нигде в Священном Писании не дозволено убивать животных ради забавы, напротив, человек призван заботиться о флоре и фауне;
    • Бытие 9:5-6 — за кровь пролитую взыскивает Всевышний, через установленную Им систему правосудия: «Я взыщу» = «того кровь прольётся рукою человека». Бог наделил определённых людей властью наказывать тех, кто проливает кровь. Во-первых, животных — «Я взыщу… от всякого зверя» — Исход 21:28-31. Во-вторых, человека — «Я взыщу… душу человека от руки человека» — Числа 35:16-18, 21;
    • Второзаконие 16:18; Второзаконие 1:16-17 — о системе правосудия; Левит 20:1-5; Комментарий Сончино — «Следует учесть, что служение Молоху включало человеческие жертвоприношения» — когда человеческая система не срабатывает надлежащим образом, в дело вступается Сам Всевышний;
    • Об этом же в Апостольских Посланиях: Римлянам 14:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.
  2. Тема: «Выкуп первенцев» (29.05.2018, из цикла «Тора сегодня»). Ссылки: Исход 13:1-2; Перевод Давида Йосифона; Перевод Тора из Циона; Исход 13:11-15; Исход 22:29; Исход 34:19-20; Исход 25:30; Второзаконие 31:10-11; Числа 3:11-13, 44-48; Комментарий Сончино; Числа 18:15-16; Электронная Еврейская Энциклопедия; Луки 2:21-24, 39.
  3. Тема: «Клятва во удостоверение истины» (30.08.2018, #46 из цикла «Тора сегодня») [14:01]. Ссылки:
    • Исход 22:7-11 — подходит для отношений между должником и заимодавцем; Перевод Гирша («судьи» => «элохим» => «Бог»); 2 Паралипоменон 6:22-23; 3 Царств 8:31-32; Исход 22:10-11 — при отсутствии свидетелей клятвой пред Господом закрывается дело;
    • Призывы клясться именем Господним: Второзаконие 6:13; Второзаконие 10:20;
    • Предостережение не клясться именем Господа во лжи: Левит 19:12; Второзаконие 5:11; — это одно из нарушений третьей заповеди Декалога;
    • Призывающий имя Господа во свидетели, отдаёт себя на Божий суд: 3 Царств 8:39;
    • Освобождение от ложной клятвы: Левит 6:2-5;
    • Пророки о клятве во удостоверении истины: Захария 8:17; Апостольские послания: Евреям 6:16-17; Матфея 26:63; Марка 14:62;
    • Матфея 5:33-37 — здесь Йешуа говорит о других клятвах — в отношении будущего, когда кто-то обещает сделать то или другое.
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2007-08)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2008-09)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2009-10)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2010-11)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2011-12)(Николай Карпа)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2012-13)(Владимир Завалишин)
Мишпатим / Годичный цикл чтения Торы (2013-14)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Тора и Евангелие (2017-18)(Виталий Олийник)
Мишпатим / Тора в раннем раввинистическом иудаизме (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 21:1-6: Рабство у евреев / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 21:7-11: Дочь - рабыня / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 21:18-19, 22-25: Глаз за глаз / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 21:20-21, 26-27, 32: Раб-нееврей / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 22:10-15: Взятое взаймы / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)
Исход 22:18-19: Природа наказания / Тора сегодня (2017-18)(Виталий Олийник)

Комментарии к недельной главе Торы «Мишпатим» Алекса Бленда

Мишпатим: Комментарии

(Исход 21:1 - 24:18)26.01-02.02.2019

Мишпатим / Недельное чтение Торы (2015)(Алекс Бленд)
Мишпатим / Недельное чтение Торы (5778)(Алекс Бленд)

Комментарии к недельной главе Торы «Мишпатим» Даниила Грубера

Исход 23:12: Шаббат / Тора и Новый договор(Даниил Грубер)

Комментарии к недельной главе Торы «Мишпатим» Дэвида Фридмана

Исход 23:12: Йешуа соблюдает субботу / Иисус и апостолы исполняли Тору(Дэвид Фридман)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: