Недельная глава Торы 17: Итро (Иофор) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Семнадцатая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Бешалах (Отпусти)». Она содержится в книге Шмот 18:1 — 20:23 / Исход 18:1 — 20:26. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Шмот / Исход 18:1: «И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев…». Имя «Иофор» в оригинале «Итро».

О чём? • (18:1-27) «И услышал Итро…»; • (19:1-15) Подготовка к заключению союза у горы Синай; • (19:16-19) Чудесные явления, ставшие выражением Божественного Присутствия; • (20:1-14) Десять заповедей; • (20:15-18) Значение раскрытия Божественного Присутствия у горы Синай; • (20:19-23) Как следует служить Всевышнему;

Дополнительное чтение (Ѓафтара) к семнадцатой недельной главе Торы находится в книге пророка Йешаяѓу / Исаия 6:1 — 7:6, 9:5-6.

О чём? • (6:1-5) Обращение к Йешаяѓу; • (6:6-13) Искупление и очищение, избрание Йешаяѓу и назначение его посланником Всевышнего; • (7:1-6) «И было в дни Ахаза…»; • (9:5-6) «Ибо мальчик родился у нас…».

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник, Александр Болотников и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Итро» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Итро»
  3. Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Итро»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Виталия Олийника
  5. Скрижали с десятью заповедями (Тора 2007-08)
  6. Когда народ Божий получил каменные скрижали с Заповедями (Тора 2008-09)
  7. Что такое 10 Заповедей? Первая заповедь (Тора 2009-10)
  8. Что значит наказывающий до четвёртого рода? (Тора 2010-11)
  9. Какое имя Бога нельзя произносить напрасно? (Тора 2011-12)
  10. Не делай никакого дела в субботу — что именно это означает? (Тора 2012-13)
  11. Пятая заповедь Декалога (Тора 2013-14)
  12. Убийца убийце рознь. Заповедь: не убивай (Тора 2009-10 #43)
  13. Место закона в духовном опыте (Тора и Евангелие)
  14. Заповедь #7: Не прелюбодействуй (Тора в РРИ)
  15. Принципы управления общиной (Тора сегодня)
  16. Заключение завета (Тора сегодня)
  17. Статус Декалога (Тора сегодня)
  18. 1-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  19. 2-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  20. 3-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  21. 4-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  22. 5-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  23. 6-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  24. 7-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  25. 8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  26. 9-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  27. 10-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  28. Имена других богов (Тора сегодня)
  29. Отношение к Богу (Тора сегодня)
  30. Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Александра Болотникова
  31. Какая наибольшая заповедь в законе? (10 заповедей #00)
  32. Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Алекса Бленда
  33. Вопрос к раввину: Крылья орла
  34. Шемот 18:1-12. Здравствуйте, я ваш тесть (Тора 2019-20)
  35. Шемот 18:13-27. Я тебе умный вещь скажу (Тора 2019-20)
  36. Шемот 19:1-19. Командовать парадом буду Я (Тора 2019-20)
  37. Шемот 19:20 — 20:12. Первая скрижаль (Тора 2019-20)
  38. Шемот 20:13-23. Ты лишь подумай обо Мне (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Итро» для ежедневного чтения

Книга Исход, Глава 18 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Исход, Глава 19 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Исход, Глава 20 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Итро»

Книга Пророка Исаии, Глава 6 (Невиим: Йешаяѓу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 7 (Невиим: Йешаяѓу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 9 (Невиим: Йешаяѓу)(Читает Илья Прудовский)

Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Итро»

  1. Евангелие от Иоанна 1:1 — 5:47.
Евангелие от Иоанна, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Иоанна, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Иоанна, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Иоанна, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Иоанна, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Виталия Олийника

Скрижали с десятью заповедями (Тора 2007-08)

01.02.2008, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 32:15-16; Исход 20:2-3; Второзаконие 5:12-15; Исход 20:8-11; Второзаконие 1:1, 5; 5:12, 15; Исход 19:1-2, 10-11; Деяния 2:1-6; 4:31; Бытие 10, Исход 12:38; Луки 11:20; Исход 8:19; 31:18; Второзаконие 9:10; Матфея 12:28; Луки 11:20; 2 Коринфянам 3:3-9.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Когда народ Божий получил каменные скрижали с Заповедями (Тора 2008-09)

06.03.2009, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 19:1-2; 17:1, 8; 19:2; 17:1-3, 8, 7; 19:3; 3:12; 19:5-6; Исаия 61:6; Исход 19:5, 8, 3-4; Второзаконие 32:11-12; Исход 14:19; 20:2; Второзаконие 33:2-3; Откровение 14:4.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Что такое 10 Заповедей? Первая заповедь (Тора 2009-10)

12.02.2010, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 20:1-3; 34:28; Второзаконие 4:12-13; 9:9; Числа 10:33; Исход 20:2; Второзаконие 1:1-3; 5:2-4; 29:14-15; Исход 20:2-3; Откровение 22:8-9; Деяния 14:8-18; Ефесянам 5:5; Филиппийцам 3:19; Аввакум 1:6-11; Исход 20:3; Бытие 11:28.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Что значит наказывающий до четвёртого рода? (Тора 2010-11)

11.02.2011, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 20:4-6; Бытие 22:5;)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Какое имя Бога нельзя произносить напрасно? (Тора 2011-12)

24.02.2012, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 20:7; Левит 19:12;)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не делай никакого дела в субботу — что именно это означает? (Тора 2012-13)

08.02.2013, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 20:8-11; Бытие 33:14;)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пятая заповедь Декалога (Тора 2013-14)

21.02.2014, #17 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Убийца убийце рознь. Заповедь: не убивай (Тора 2009-10 #43)

08.08.2014, #43 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Русско-английский словарь Чернова; Числа 35:16-21, 9-12, 22-28; Исход 21:12-14; Перевод РБО; Перевод Иосифона; Комментарий Сончино; Талмуд (Макот 10Б); Комментарий Раши; 1 Царств 24:13; Плач Иеремии 3:35-40; Екклесиаст 7:13-14; Псалтирь 33:8.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Место закона в духовном опыте (Тора и Евангелие)

30.01.2018, #17 из цикла «Тора и Евангелие»

(Исход 18:1; 19:1-2; Иеремия 7:21-22; Исход 19:3-8; Иеремия 2:1-2; Исход 20:1-3; Второзаконие 33:2-4; Ефесянам 2:8-10; Титу 2:10-11; 1 Иоанна 5:3)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Заповедь #7: Не прелюбодействуй (Тора в РРИ)

15.02.2018, #17 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Исход 20:14)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Принципы управления общиной (Тора сегодня)

12.04.2018, #25 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 18:13-26; Второзаконие 1:9-15; Деяния 6:1-6; 1 Коринфянам 6:1-5; Неемия 11:22; Титу 1:7; Матфея 26:3; Деяния 14:21-23; Есфирь 6:3; 1 Тимофею 3:8)

Конcпект
  • Исход 18:13-26 — делегирование, распределение полномочий, децентрализация власти; Второзаконие 1:9-15; — не назначенные сверху, а избранные самим народом;
  • Деяния 6:1-6 («елинисты» — иудеи из диаспоры); 1 Коринфянам 6:1-5 — житейские тяжбы решаются внутри общины;
  • Неемия 11:22 — «начальник» => «епископос» (греч. из Септуагинты) => «епископ» (син.) — Титу 1:7 — руководитель христианской церкви;
  • Матфея 26:3; — «старейшина» => «пресбутерос» (греч.) => «пресвитер» (син.) — Деяния 14:21-23 — служитель христианской церкви;
  • Есфирь 6:3 — «служители» => «диаконос» (греч. из Септуагинты) => «диакон» — 1 Тимофею 3:8.


Заключение завета (Тора сегодня)

20.04.2018, #26 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 19:1-7; 24:3-4, 7; 19:8; 24:3, 7; 19:10-11, 14; Исаии 1:16, 18; Исход 24:4-6, 8; Матфея 28:18-20; Римлянам 10:8-10; Второзаконие 30:10-11, 14; 1 Тимофею 6:12; 1 Петра 3:21; Евреям 9:13-14, 19-20)

Конcпект

Исход 19:1-2: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы». Это начало повествования о самом грандиозном событии в истории народа Божьего — о Синайском откровении.
 
Далее в Исход 19:3-7 написано: «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь».

В этом отрывке поднимается тема заключения завета. Как войти в завет со Всевышним?

Первое, что предлагает Тора, это знакомство с Божьими законами, с условиями завета. В прочитанном отрывке Божьи слова звучат так: «если вы будете слушаться гласа Моего».

Позже, когда Всевышний с вершины горы Синай провозгласил десять заповедей и далее через Моисея передал и иные законы, в Исход 24:3-4, 7 написано: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых… И взял книгу завета и прочитал вслух народу…»

В комментарии Герца, который вышел в свет в издательстве Сончино, написано: Народу было сообщено основное содержание законов Торы и их смысл, чтобы принятие обязательства исполнять их было осмысленным и сознательным актом. Моше объяснил народу основные положения Торы, чтобы исключить возможность ошибок при вступлении в союз.

Итак первым шагом на пути заключения завета со Всевышним является знакомство с Божьими законами, с условиями завета.

Далее в Исход 19:8 читаем: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу».

В Исход 24:3, 7 написано: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем… И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».

Вновь обращаемся к комментарию Герца: Весь народ, включая простых людей, должен был принять на себя ответственность за соблюдение союза. Мудрецы рассматривают эти слова как выражение полного подчинения Всевышнему и готовности самоотверженно исполнять все Его заповеди, повеления и приказы…

Таким образом на этом втором этапе заключения завета народ должен выразить своё отношение к Божьим законам, к Божьей воле. Согласен ли, принимает ли, намерен ли исполнять? Это второй шаг.

Далее в Исход 19:10-11, 14 написано: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою».

Фраза «вымыть одежду свою» содержит в себе гораздо больше, чем может показаться при беглом прочтении. Вот, что пишет классический комментарий Герца: «Человек, готовящийся воспринять раскрытие Всевышнего, обязан находиться в состоянии ритуальной чистоты. Необходимое требование ко всякому, кто очищает себя: погрузиться в воды миквэ».

Далее Герц ссылается на Исаии 1:16, где написано: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло». А чуть далее в Исаии 1:18 написано: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну (белую шерсть) убелю».

Омовение является необходимым условием приближения к Господу. В Торе неоднократно говорится о необходимости именно полного погружения перед приближением ко Всевышнему и именно так этот вопрос понимается в иудейской традиции. Перед заключением Синайского завета народ должен был погрузиться в воду. И это есть третий шаг в процессе заключения завета со Всевышним.

Следующий элемент заключения завета описан в Исход 24:4-6, 8: «И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник… И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

Заключение завета происходит вследствие заклания жертвы. Кровь жертвенных животных называется кровью завета. Завет скрепляется, утверждается, ратифицируется кровью. Сама кровь не является заветом. Очень важно обратить внимание на формулировку Исход 24:8: «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

Т.е. основанием завета являются Божьи законы. Те, кто познакомился с Божьими законами, кто принял их в свою жизнь и заявил об этом, кто погрузился в воду в качестве знака очищения, они окропляются кровью и входят в завет со Всевышним.

Эта модель заключения завета с Богом является матрицей, по которой заключаются все последующие заветы. Это касается и заключения так называемого Нового Завета. Когда мы открываем Апостольские Писания, мы находим те же самые четыре элемента.

Вот, что о первом элементе написано в Матфея 28:18-20: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Очень важно подчеркнуть, что крещению должно предшествовать обучение. «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — сказал Иисус Христос.

О втором элементе вхождения в завет с Господом читаем в Римлянам 10:8-10: «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Апостола Павел предваряет своё заявление следующим вопросом: «Что говорит Писание?» И далее следует цитата. Он цитирует Тору. Прочитаем Второзаконие 30:10-11, 14: «Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».

Условием вступления в завет с Богом является исповедование вслух того, что человек принял в сердце. Человек призван выразить своё отношение к тем Божьим законам и заповедям, с которыми он познакомился на первом этапе обучения. Он должен в частности выразить свою веру в то, что Божьи законы Торы исполнились и воплотились в служении Иисуса Христа. Он должен заявить о своём желании жить по воле Божьей, соблюдать всё, что заповедал Господь.

В 1 Тимофею 6:12 об этом сказано так: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».

А вот, что Апостольские Писания говорят о третьем элементе заключения завета — 1 Петра 3:21: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Апостол Пётр говорит здесь о значимости крещения, о значимости омытия. Вот как этот стих переведён в современном переводе Давида Стерна: «Это прообраз нашего нынешнего спасения, водЫ погружения, которое состоит не в очищении тела от нечистоты, но в клятве сохранять совесть чистой перед Богом, через воскресение Мессии Йешуа».

Подобно тому, как народ Божий у горы Синай должен был погрузиться в воду в качестве знака очищения от скверны, в эпоху Нового Завета крещение полным погружением в воду является неотъемлемой частью вхождения в завет со спасителем.

И наконец четвёртый важнейший элемент — Евреям 9:13-14, 19-20: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!.. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог».

Кровь Нового Завета — это кровь Агнца Божия Иисуса Христа. Она скрепляет Новый Завет. И она уже пролита. Человек, желающий вступить в завет со Спасителем, принимает Голгофскую жертву и пролитую кровь и таким образом приобщается к Новому Завету.

Находитесь ли вы в завете со Всевышним, в завете со Спасителем? Осуществили ли вы эти четыре шага, вводящие человека в завет с Богом?


Статус Декалога (Тора сегодня)

27.04.2018, #27 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:1-3; Второзаконие 5:4, 22-27; Исход 31:18; Второзаконие 10:1-5; Исход 32:15; Исход 20:3-4; Второзаконие 1:5; Второзаконие 4:12-13; Исход 34:28; Второзаконие 9:9-10; Исход 25:10-16; Числа 10:33; Исход 20:11, 2; Иеремия 31:31-33; Евреям 8:6-10; 2 Коринфянам 3:3-5)

Конcпект


1-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

04.05.2018, #28 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:1-3; Второзаконие 5:6-7, 2-4; 29:14-15; 32:16-17; Псалтирь 138:7-12; Бытие 11:28; Аввакум 1:6, 10-11; Матфея 4:8-10; Откровение 22:8-9; Деяния 14:8-18; Ефесянам 5:5; Филиппийцам 3:19)

Конcпект


2-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

11.05.2018, #29 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:4-6; Второзаконие 5:8-10; Исход 25:18-20; 26:1; 3 Царств 6:32; 7:25; 1 Паралипоменон 28:11, 19; Бытие 18:2; 22:5; 29:15; Исход 3:12; Исаия 44:10, 14-18; 21:9; Исход 32:2-5; 1 Иоанна 5:21; Откровение 9:20-21; 21:8)

Конcпект


3-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

18.05.2018, #30 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:7; Второзаконие 5:11; Бытие 4:6-7, 13; Иеремия 46:11; Второзаконие 5:20; Притчи 30:9; Левит 19:12; Исаия 29:13-14; Иезекииль 36:20-21; Матфея 7:21-23; Римлянам 2:17-24)

Конcпект


4-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

27.05.2018, #31 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:8-11; Второзаконие 5:12-15; Исход 20:10-11; Второзаконие 5:12; Бытие 3:24; Левит 23:3; Исаия 66:22-23; Исход 31:12-13; Бытие 33:14; 39:11; Исход 22:2; 4 Царств 22:9; Бытие 24:2; 15:2-3; Исаия 58:14; Луки 4:16, 31; Деяния 13:42, 44; Евреям 4:9)

Конcпект

Исход 20:8-11; Второзаконие 5:12-15 — заповедь гласит: «помни день субботний». О каком дне идёт речь? Что такое день субботний?

Многие переводят слово «суббота» => «шаббат» (евр.) русским «покой, отдых». И посему эту заповедь можно было бы понять так: «помни день отдыха, отдыхай, не работай один из семи дней».

Текст Торы, однако, более конкретен. В оригинале написано «йом ха шаббат». Т.е. не просто «шаббат», а «ха шаббат». «ха» — это артикль. Не просто покой или отдых, а именно суббота, та самая суббота.

Далее в Исход 20:10 используется фраза «день седьмой». Вновь в оригинале «йом ха шэбии». Вновь используется артикль. Тот самый седьмой день.

А в Исход 20:11 сказано ещё яснее. Перед нами ссылка на творческую неделю, на то как Всевышний устроил недельный цикл. Глагол «почил» в оригинале «шават». Отсюда название дня недели «Шаббат». Русское слово «суббота» в качестве обозначения дня недели происходит от еврейского «шаббат».

Таким образом, четвёртая заповедь не даёт свободу выбирать любой из семи дней для отдыха. Она именно о Субботе, седьмом дне недели согласно Божьему календарю.

Каковы же повеления в отношении этого дня? Рассмотрим лишь те, что содержаться в этой заповеди. Иные даст Всевышний позже, по мере чтения Торы.

Первый глагол, первое повеление это «помни». «Помни день субботний». В оригинале используется древнееврейское «захар». И форма, в которой используется этот глагол, дословно означает «помни всегда, помни и не забывай».

На практике это означает, что Суббота является главным днём недели. И по отношению к Субботе всегда идёт обратный отчёт. Осталось шесть дней, осталось пять дней, четыре, три, два, один день до Шаббата. Т.е. человек призван помнить о Шаббате на протяжении всей трудовой недели. Соответственно, все планы на неделю отталкиваются от реальности Субботы. Проекты на работе, поездки, покупки и т.д.

В параллельном отрывке во Второзаконие 5:12 написано «наблюдай день субботний». И в оригинале там используется уже другой глагол «шамар» (евр.) => «нести сражу, охранять». Субботу следует охранять от всевозможных посягательств на особый статус, которым Всевышний наделил этот день. Значение этого глагола хорошо видно в Бытие 3:24.

Итак, Шаббат следует помнить, его следует оберегать.

Далее текст заповеди говорит «чтобы святить его». Прежде, чем налагать запреты в отношении Шаббата, Всевышний рассказывает о том, для чего он дан и что в него следует делать. Что означает «святить субботу»? Перевод Тора из Циона: «чтобы выделить». Базовое значение глагола «святить» это именно «отделять, выделять, наделять особым статусом».

Как это исполняется на практике? Левит 23:3 — здесь используется тот же самый корень «святить», написано: «священное собрание». Святить субботу означает прежде всего прийти на священное собрание, посетить Богослужение. В субботу должно происходить главное Богослужебное собрание недели.

Исаия 66:22-23 — Суббота это день Богослужения, когда весь народ Божий собирается на поклонение Господу.

Исход 31:12-13 — когда человек является на поклонение Господу на то место, где проводится субботнее Богослужение, Господь осуществляет работу освящения такого человека.

Далее в заповеди написано «не делай в оный никакого дела». В отношении того, что нельзя делать в Субботу ведутся споры на протяжении многих столетий. Однако главный вопрос заключается в том, чтобы понять, что такое дело?

Вот как разные переводы передают смысл этой фразы.

Перевод Сончино: «не совершай никакой работы».

Перевод Гирша: «не делай никакой созидательной работы».

Перевод Тора из Циона: «не делай никакого ремесла».

Всё это попытки передать значение древнееврейского «мэлакха». Посмотри, что оно означает в Торе и в Танахе в целом.

Бытие 33:14«мэлакха» (евр.) => «скот». Иаков занимался скотоводством, это была его «мэлакха», его способ дохода.

Бытие 39:11 — это описание Иосифа, который был управляющим в доме Потифара. И вот его деятельность, его работа обозначается термином «мэлакха».

Исход 22:2«мэлакха» (евр.) => «собственность».

4 Царств 22:9 — здесь слово «мэлакха» используется во множественном числе и описывает работу, за которую платят.

Итак, четвёртая заповедь гласит: «Не делай в субботу никакого дела». В оригинале «мэлакха».

Слово «мэлакха» означает «заработок, бизнес, зарабатывание». Именно это запрещено в день субботний. Всё, что связано с бизнесом, экономической деятельностью, куплей-продажей и т.д.

Заповедь далее говорит «не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя». Слово «раб» является переводом древнееврейского «эвэд», от глагола «авад» => «служить, работать».

Вот как это слово используется в истории патриарха Авраама — Бытие 24:2. Раб здесь — это управляющий в доме, это главный в доме. Бытие 15:2-3 — Елиезер, названный словом «раб», был старшим, управляющим, распорядителем в доме Авраама и более того был наследником Авраама.

Соответственно, этот термин «эвэд» обозначает любого служащего, любого работника, любого, кого кто-то нанимает на работу, на службу. Если человек является владельцем бизнеса, четвёртая заповедь гарантирует свободу от работы не только владельцу бизнеса, но и всем, кто на него работает.

Исаия 58:14 — обетования для тех, кто верен Господу в отношении соблюдения субботы. Когда человек отказывается от зарабатывания ради Всевышнего, Господь обещает обильно благословить такого человека.

Апостольские Писания подтверждают четвёртую заповедь.

Луки 4:16, 31 — Йешуа всю свою жизнь соблюдал Шаббат, посещал Богослужение в день субботний, участвовал в нём и учил других в дни субботние.

Той же практики придерживались и Апостолы: Деяния 13:42, 44.

Евреям 4:9«субботство» является переводом греческого «саббатисмос», что означает «еженедельное соблюдение субботнего дня».


5-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

01.06.2018, #32 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:12; Второзаконие 5:16; Бытие 28:10-13; 3:20; Второзаконие 21:18-20; Левит 19:3; 2 Паралипоменон 15:16; Исход 21:15, 17; Бытие 16:4; 2 Царств 6:22; Второзаконие 27:16; 1 Царств 18:23; Бытие 13:2; Числа 22:16-18; Ефесянам 6:1-4; Марка 7:9-12; 1 Тимофею 5:4, 16)

Конcпект


6-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

08.06.2018, #33 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:13; Второзаконие 5:17; Числа 10:9; Левит 26:6-8; Второзаконие 17:6-7; Левит 21:9; Исход 21:12-14; Числа 35:20-25; Второзаконие 17:8-10; Исход 28:30; Ездра 2:61-63; Матфея 19:16-18; 1 Петра 4:15; Откровение 22:15; Луки 3:14; Римлянам 13:1-4)

Конcпект


7-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

14.06.2018, #34 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:14; Второзаконие 5:18; Левит 20:11; Иеремия 29:23; Иезекииль 16:32; Осия 4:13; Исаия 54:5; Осия 3:1; Бытие 39:6-9; Малахия 2:13-14; Притчи 5:8-11; 6:32; Луки 18:18, 20; 1 Коринфянам 6:9-10, 18; Евреям 13:4; Иакова 4:4)

Конcпект


8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

26.06.2018, #35 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:15; Второзаконие 5:19; Левит 19:11; Исход 21:16; Левит 19:11; Исход 21:16; Второзаконие 19:16-19; Бытие 30:33; 31:19-20; Исход 21:16; Второзаконие 21:17; Левит 19:13; 6:1-4; Второзаконие 22:1-3; Захария 5:1-4; 1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28)

Конcпект

Исход 20:15; Второзаконие 5:19: «Не кради». Что означает этот запрет? Что означает эта заповедь?

Посмотрим на некоторые определения в русском языке.

Толковый словарь Ушакова; Толковый словарь Ожегова: «Красть, воровать означает присваивать чужое».

Толковый словарь Даля: «Брать тайно чужое, уносить или присваивать что-либо тайком».

Толковый словарь Дмитриева: «Если кто-либо крадёт что-либо, значит он берёт это без разрешения и без намерения вернуть».

Таково значение терминов «красть, воровать» в русском языке.

А вот как эта заповедь понимается в иудейской традиции.

Комментарий Раши: «Здесь Писание говорит о похитителе людей, а «не крадите» в Левит 19:11 — о похитителе имущества. Или, может быть, здесь говорится о похитителе имущества, а там — о похитителе людей? Однако ты вынужден признать, что всё понимается в контексте: подобно тому, как «не убей», и «не прелюбодействуй» относятся к преступлениям, за которые подлежат смертной каре по решению бет-дина, так и «не укради» является преступлением, за которое подлежат смертной каре по решению бет-дина [Талмуд, Санхедрин 86а]».

Эта точка зрения, согласно которой заповедь не кради запрещает похищение человека, зафиксирована в иудейских источниках ещё ранее. Например, в Мидраш Мехилта.

«Мехилта» — это слово арамейское, эквивалент греческому «канон», это название двух галахических мидрашей, т.е. сборников решений танаев толкующих книгу Исход. Термин «танаи», в свою очередь, обозначает законоучителей земли Израиля в I-II веке н.э.

Мидраш Мехилта: «Не кради — зачем это сказано? В словах Исход 21:16 мы слышали наказание, где же запрещение? В стихе «не кради». Это запрещение кражи человека. Ты говоришь кражи человека, а может быть, кражи имущества? Но так как сказано Левит 19:11 «не крадите», то кража имущества запрещение есть. А в стихе «не кради» Писание говорит о краже души. А может быть, наоборот? «Не кради» есть запрещение относительно кражи имущества, а «не крадите» о краже души? Пойди и выведи на основании одного из тринадцати толковательных правил.

Таким образом, этот мидраш признаёт, что принятое в иудаизме толкование заповеди «не кради» не является прямым смыслом текста, а результатом выведенного значения, т.е. толкования с принятыми в ту эпоху правилами.

Далее Мидраш Мехилта пишет: «И ещё доказательства. Три заповеди связаны тут рядом «не убивай», «не прелюбодействуй» и «не кради». Из них две определённые и одна не определённая. Познаём неопределённую из определённых. Подобно тому, как определённые представляют заповеди, нарушение коих влечёт смерть по суду, так неопределённая есть заповедь, нарушение коей влечёт смерть по суду, т.е. кража человека по Исход 21:16. Следовательно, «не кради» есть запрещение относительно кражи души, а «не крадите» относительно кражи имущества.

Эти аргументы, однако, представляются не состоятельными. Если исходить из принятых предпосылок наказаний смертной казнью, то правило контекста распространяется не только на предшествующий материал, но и на последующий. Следующая заповедь девятая, «не произноси ложного свидетельства» не наказывается смертью. О последствиях её нарушения написано в Второзаконие 19:16-19. Лжесвидетель получал то наказание, которое он надеялся навлечь на ложно обвиняемого. Посему ещё раз за следующую заповедь «не произноси ложного свидетельства» не полагалось смертной казни.

Применение правил контекстуального анализа не подтверждает традиционное понимание значения этой заповеди в иудаизме.

Итак, что означает заповедь «Не кради»? Обратимся к оригиналу. В древнееврейском используется глагол «ганав», который обозначает просто «красть, воровать, похищать». Впервые в Торе этот глагол появляется в истории патриарха Иакова, где встречается 9 раз. Приведём несколько примеров.

Бытие 30:33 — в данном случае корень «ганав» описывает кражу животных.

Бытие 31:19-20 — здесь изучаемый корень описывает кражу материальных объектов и кражу информации.

Исход 21:16 — в данном случае глагол «ганав» описывает кражу человека.

Итак, мы находим, что непосредственно в Торе глагол «ганав» обозначает посягательство на любой объект, который не принадлежит человеку по закону.

Каковы же законные пути обретения чего либо согласно Торе? Есть главным образом два пути.

Во-первых, получить в дар. Как написано, например, во Второзаконие 21:17, человек может получить нечто в качестве наследства от родителей. Т.е., когда одно лицо добровольно даёт что-либо другому лицу.

Второй способ — это заработать своим трудом, своим временем, своими ресурсами. Как описано, например, в Левит 19:13, где работодателю вменяется в обязанность справедливо оплачивать труд работника.

А как быть с ситуацией, когда человек нашёл что-либо ему не принадлежащее?

Левит 6:1-4 — если человек нашёл что-то потерянное, он должен это вернуть. В противном случае будет грех. Ещё один фрагмент на эту тему: Второзаконие 22:1-3.

У пророков также много написано о воровстве. Прочитаем в качестве иллюстрации Захария 5:1-4.

Апостольские Писания повторяют заповедь «Не кради»1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28.


9-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

29.06.2018, #36 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:16; Второзаконие 5:20; Бытие 23:5, 14; Второзаконие 19:16, 18; Бытие 31:44, 48; Исход 22:13; 23:1; Второзаконие 31:19; Исход 23:7; Левит 19:12; Второзаконие 5:19; Исход 23:1; Иезекииль 13:6; Исаия 59:4; Левит 19:11; Второзаконие 19:16-20; Притчи 6:16-19; 19:9; Иоанна 8:44; Откровение 21:8; Ефесянам 4:25)

Конcпект


10-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

06.07.2018, #37 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:17; Второзаконие 5:21; Исход 34:24; Иисус Навин 7:21; Притчи 6:25; Михей 2:2; Притчи 4:23; Матфея 5:27-28; 15:19; Римлянам 7:7; 13:9; Иакова 1:13-15)

Конcпект


Имена других богов (Тора сегодня)

12.12.2019, #60 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:13; Второзаконие 4:1-2; Исход 23:13; 20:2-3; Второзаконие 6:14; 31:9-12; Левит 20:2; Числа 21:29; 25:3; Второзаконие 13:13; 1 Паралипоменон 16:4; Псалтирь 44:18; 70:15-16; Исаия 26:13; Иисус Навин 23:6-8; Исход 23:13; 6:3; Второзаконие 18:20; Деяния 19:34; Откровение 21:8, 18-19)

Конcпект

Шмот / Исход 23:13: 13) Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.

Первая часть этой заповеди имеет общий характер: «соблюдайте всё, что Я сказал вам». Глагол «соблюдать» является переводом древнееврейского «шамар», базовое значение которого «сторожить, стоять на страже». «Храните, соблюдайте всё, что Я сказал вам» — призывает Всевышний.

Эта мысль повторяется в Торе в книге Дварим / Второзаконие 4:1-2: 1) Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. 2) Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.

Таким образом, Тора призывает нас соблюдать все заповеди Всевышнего, во всём объёме, не убавляя и не прибавляя.

Вторая половина изучаемого сегодня отрывка имеет более конкретный характер. Вновь книга Шмот / Исход 23:13: 13 … имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.

Обращает внимание тот факт, что две части этой заповеди даны с использованием разного числа, что касается грамматики. Вначале сказано «не упоминайте» — множественное число, а затем «да не слышатся оно из уст твоих» — единственное число. Так и в подлиннике. Этим способом Тора подчёркивает разные сферы ответственности. Есть сфера общественная, где все, кто избрал Всевышнего, призваны помогать друг другу в соблюдении его заповедей. Предписание «не упоминайте» обращено ко всему обществу. Однако важно помнить, что мы несём и личную ответственность перед Всевышним. Посему и сказано: «да не слышится оно из уст твоих».

Итак, что же конкретно запрещает эта заповедь? На первый взгляд буквальный смысл её довольно ясен. «Не произносить вслух имён других богов».

Впервые в Торе фраза «других богов» в оригинале «элохим ахарим» встречается в книге Шмот / Исход 20:2-3:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это начало так называемого Декалога, Десяти Заповедей.

Всевышний напоминает: «Я твой Избавитель, Я тебя вывел из земли Египетской, да не будет у тебя иных богов».

Таким образом фраза «иные боги» или «другие боги» описывает все иные божества, кроме истинного Бога, Творца неба и земли.

Фраза «элохим ахарим» встречается в Торе довольно часто.

Как правило, в контексте предостережения.

Например, книга Дварим / Второзаконие 6:14:

14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас…

Итак «иные боги, другие боги» — это божества разных народов, все иные, кроме истинного Бога.

«Имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» — говорит Тора.

Проблема, однако, заключается в том, что сам текст Пятикнижья упоминает именно иных богов.

А Тору заповедано читать вслух.

Книга Дварим / Второзаконие 31:9-12:

9 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых.

10 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей,

11 Когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;

12 Собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего…

Помимо этого особого времени в Праздник Кущей, раз в семь лет, Тора читается еженедельно, ежесубботно.

И на протяжении жизни человек, посещающий еженедельное богослужение, услышит текст торы много раз.

А читающий Тору соответственно множество раз прочитает и озвучит имена других богов.

В частности Тора упоминает Молоха — книга Ваикра / Левит 20:2.

Хамоса — Бемидбар / Числа 21:29.

Ваал-Фегор, в подлиннике Баал-Пеор — Числа 25:3.

Бэли-Яал — книга Дварим / Второзаконие 13:13 в оригинале.

И так далее.

Всего же в Танахе, в еврейской Библии, упомянуто несколько десятков языческих божеств и все это предназначено для чтения вслух.

К чему же, в таком случае, призывает изучаемая сегодня заповедь?

Посмотрим на иные переводы этого отрывка.

В Современном переводе Кулакова написано: «А имена других богов забудь».

В оригинале же используется древнееврейский глагол «захар», который означает «помнить, вспоминать».

То есть, дословно «не помни, не вспоминай».

В оригинале этот корень используется биньяне гефиль.

И, когда мы смотрим словоупотреблении этого корня именно в этой форме в Священном Писании, открывается следующая картина.

1 Паралипоменон 16:4:

4 И поставил на службу пред ковчегом Господним [некоторых] из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева…

Глагол «захар» здесь в биньяне гефиль переведён термином «славословие».

То есть вспоминали, прославляя Всевышнего.

Славословили, благодарили, превозносили Господа Бога Израилева.

Ещё один пример — книга Псалтирь 44:18:

18 Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.

«Сделать имя Бога памятным» означает «славить».

Псалтирь 70:15-16:

15 Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа.

16 Войду в [размышление] о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою.

Здесь перевод «воспомяну».

И вновь контекст прославления, контекст Богослужения.
Наконец Книга Пророка Исаии 26:13:

13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

Перевод здесь «славим».

Итак форма глагола «захар», которая используется в изучаемой сегодня заповеди, означает в подлиннике «славословие, воспоминание для прославления, для богослужения».

А если искать идентичную форму, то есть биньян гефиль, множественное число мужского рода, как в книге Исход 23:13, которую мы изучаем, то такая форма используется в подлиннике лишь ещё единожд.

И это книга Иисуса Навина 23:6-8:

6 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево.

Этот призыв повторяет первую половину Исход 23:13, где сказано «соблюдайте всё, что Я сказал вам».

А далее у Иисуса Навина написано:

7 Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте [захар] имени богов их, не клянитесь [ими] и не служите им и не поклоняйтесь им,

8 Но прилепитесь к Господу Богу вашему, как вы делали до сего дня.

Глагол «захар» здесь в исследуемой форме расшифровывается «не вспоминайте, не клянитесь, не служите и не поклоняйтесь другим богам».

Таким образом, изучаемая сегодня заповедь говорит о чём-то большем, нежели простое упоминание имени.

Само понятие «имя» в Торе намного более значимо, чем, скажем, в русском языке.

Все имена Торы имеют значение, отражают характер, природу, статус существа ли, явления ли.

Всевышний, например, рассказывая о Себе, используют разные имена, поскольку они выражают разные грани Его природы.
Например в книге Шмот / Исход 6:3 написано:

3 Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий» [Эль Шаддай], а с именем [Моим] «Господь» [ЯХВЕ, Йуд-Хэй-Вав-Хэй] не открылся им…

Четырхбуквенное имя, имя ЯХВЕ является формой корня «быть», поэтому считается что это имя передает истину о том, что Бог есть источник бытия, а также что он вечно, присно сущий, существующей всегда.

Имя Шаддай означает Всемогущий, поэтому в Торе использование имени означает использование целой концепции, идеологии, того, что стоит за этим буквосочетаним.

Например, в книге Дварим / Второзаконие 18:20 написано:

20 Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

Здесь рассматривается два сценария.

«Дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить».

То есть, от имени Всевышнего, истинного Бога начнёт сообщать нечто, что противоречит воле Всевышнего.

Либо «будет говорить именем богов иных», то есть от имени богов иных, передавая идеологию, волю богов иных.

И то и другое строго запрещено.

Приведём иллюстрацию.

Александр Сергеевич Пушкин, произведение «Евгений Онегин»:

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.

Зевес — это Зевс.

В греческой религии — главное божество на Олимпе, который вершит судьбу людей.
Эта же фраза встречается и в стихотворении Некрасова:

Всевышней волею Зевеса
Вдруг пробудившись ото сна,
Как быстро по пути прогресса
Шагает русская страна…

Вопрос: кто вершит судьбы людей?

Приведенная фраза утверждает, что Зевс, греческое языческое божество.

В русском языке есть немало примеров упоминания языческих божеств.

Например, используется слово, этимологически связаное с термином «черта» и далее «возьми, побери» и так далее.

Открывая Апостольские Писания, мы находим, что, как и в Торе, так и во всём Танахе там упоминаются языческие божества.

Например, в книге Деяния Апостолов 19:34 написано:

34 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

Повторяется и предостережение о наказании тем, кто прибегает к иным богам.

Книга Откровение 21:8:

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Как и в Торе повторяется тезис о необходимости соблюдать всю волю Божью, во всей полноте.

Книга Откровение 22:18-19:

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

19 И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.

Желаю вам мудрости свыше в исследовании и силы в исполнении вечных законов Торы.

Да благословит Всевышний вас и ваши семьи.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отношение к Богу (Тора сегодня)

15.02.2020, #65 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:25-26; Второзаконие 6:5-6, 13; Исход 20:18-20; Второзаконие 5:29; 10:12-13, 20; Бытие 2:24; Второзаконие 13:4; 8:6; 26:17; Исход 23:25-26; Второзаконие 11:13-15; 30:16, 19-20; Матфея 22:36-38; 1 Иоанна 5:3; Ефесянам 5:30-32; Римлянам 12:11; Ефесянам 5:1; Откровение 14:4, 7)

Конcпект

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

В этом отрывке есть приглашение, заповедь и обещание.

Рассмотрим вначале заповедь: «Служите Господу, Богу вашему».

В традиционном списке из 613-ти заповедей, это заповедь номер пять.

Что она означает?

Глагол «служить» является переводом древнееврейского «авАд», у которого два базовых значения.

Первое: «работать», второе «служить», в смысле «состоять на службе у кого-либо».

Базовая идея этой заповеди: «делать то, что угодно тому, кому служишь; исполнять его волю».

Те, кто избирает Всевышнего, становятся Его служителями.

Эта заповедь поднимает тему отношения к Богу.

Какие ещё предписания содержатся в Торе на эту тему?

Каким должно быть отношение к Всевышнему?

Дварим / Второзаконие 6:5-6:

5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

Ещё один глагол, описывающий отношение к Всевышнему, это глагол «любить».

«Люби Господа всем сердцем, всей душёю твоею и всеми силами».

Если первый отрывок, приглашающий служить Всевышнему, не поднимает вопрос мотивации, то здесь Тора касается самой сути, самой основы духовного опыта:

«Люби Господа, Бога твоего».

Всевышний даёт нам более чем достаточно оснований, чтобы любить Его.

В свою очередь любовь к Нему выражается в чём-то вполне конкретном и предметном.

После призыва любить Господа написано:

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, то есть Божьи заповеди, Божьи законы, в сердце твоём».

Любить Всевышнего, как и служить Ему, означает сохранять и поступать по Его заповедям.

Эта заповедь числится третьей в традиционном списке из 613-ти заповедей.

Ещё одну заповедь описывающую отношение к Богу находим в…

Дварим / Второзаконие 6:13:

13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи…

Это заповедь номер четыре в традиционном списке.

Что она означает?

Прочитаем следующий отрывок, проливающий свет на значение этой заповеди.

Шмот / Исход 20:18-20:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.

19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.

Это описание эпизода у горы Синай, когда Всевышний сошёл на неё в Своём величии и в Своей славе.

Бог велик, всемогущ и свят.

И народ, увидев проявление сверхъестественного Бога испугался.

Однако Моисей говорит:

«Не бойтесь, вместо этого пусть страх Божий будет у вас, чтобы вы не грешили».

Понятие «страх Божий» является признанием объективной реальности в отношении того, каков Бог.

Он всемогущ и велик.

Однако Всевышний вовсе не желает запугать нас.

Страх перед ним — это благоговение перед ним, который выражается в том, чтобы мы не грешили, чтобы жили по Его заповедям.

Дварим / Второзаконие 5:29:

29 О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!

Дварим / Второзаконие 10:12-13:

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,

13 Чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.

На первый взгляд в этом отрывке соседствуют взаимоисключающие понятия:

«Чтобы ты боялся Господа, Бога твоего и любил Его».

Однако вместо противоречия и то и другое описывать разные грани отношения к Всевышнему и является частью единого предложения.

Ещё один отрывок на тему об отношении к Всевышнему это…

Второзаконие 10:20:

20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись…

Четвёртый глагол в нашем исследовании, описывающий отношения человека к Богу, это «прилепиться».

Это тот же самый глагол, который впервые встречается в…

Брейшит / Бытие 2:24:

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

Это язык описывающий влюбленных, мужа и жену.

Это желание проводить время вместе, это желание ближе и лучше узнавать друг друга, это желание делать приятное друг другу.

Эта заповедь повторяется в…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь…

Когда человек связан со Всевышним на этом уровне, ему вовсе не трудно соблюдать Божьи заповеди.

Это называется угождать, делать приятное, то, что нравится объекту твоей привязанности.

Продолжая изучение темы отношения ко Всевышнему в Торе, вновь прочитаем…

Дварим / Второзаконие 13:4:

4 Господу, Богу вашему, последуйте…

«Последуйте» — означает идти за кем-то.

В данном случае за Всевышним.

«Последователь» — это тот, кто имитирует, кто повторяет действия идущего впереди.

Эта грань отношения к Всевышнему выражена в…

Дварим / Второзаконие 8:6:

6 Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его…

«Ходить путями Всевышнего» — означает подражать ему, последовать за Ним, уподобляться Ему.

Дварим / Второзаконие 26:17:

17 Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его…

Итак, сегодня мы изучаем вопрос отношения к Всевышнему согласно Торе.

Вот обнаруженные нами заповеди: Всевышнего нужно любить, к Нему прилепляться, за Ним следовать, Ему служить и его боятся, то есть благоговейно относиться к Нему.

Теперь обратимся ко второй части изучаемой заповеди…

Шмот / Исход 23:25-26:

25 Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.

26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.

За служение Всевышнему обещаны благословения.

Дварим / Второзаконие 11:13-15:

13 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,

14 То дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;

15 И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.

Дварим / Второзаконие 30:16, 19-20:

16 [Я] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею…

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 Любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Правильное отношение к Всевышнему оборачивается для человека успехом и благословениями во всех сферах жизни.

А что об этом написано в Апостольских Писаниях?

Мы находим, что все эти заповеди повторяются.

Например…

Матфея 22:36-38:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 Сия есть первая и наибольшая заповедь…

1 Иоанна 5:3:

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

Ефесянам 5:30-32:

30 Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Как и в Торе то, как прилепляется муж и жена описывает взаимоотношения Верующего и Господа.

Римлянам 12:11:

11 В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…

Ефесянам 5:1:

1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные…

Откровение 14:4:

4 …это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу…

Откровение 14:7:

7 И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Александра Болотникова

Какая наибольшая заповедь в законе? (10 заповедей #00)

17.08.2019, #00 из цикла «10 заповедей»

(Псалтирь 1:1-2; 18:8-12, 2-3; 1 Тимофею 1:8; Римлянам 7:14, 12; 1 Тимофею 1:8; Бытие 1:27-28; Второзаконие 24:1-4; Марка 12:28-31; Второзаконие 6:4-5; Левит 19:18; Марка 12:32-34; Матфея 22:35, 40; Исход 34:28-29; 21:1; Псалтирь 18:10; 1:3.)

Конcпект


© Александр Болотников


Комментарии к недельной главе Торы «Итро» Алекса Бленда

Вопрос к раввину: Крылья орла

17.03.2015, из цикла «Вопрос раввину. Ведущий Алекс Бленд»

(Исход 19:4.)

Конcпект

© Алекс Бленд


Шемот 18:1-12. Здравствуйте, я ваш тесть (Тора 2019-20)

09.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 18:1-12)


Конcпект

Когда появляются первые враги, появляются и первые друзья.

© Алекс Бленд


Шемот 18:13-27. Я тебе умный вещь скажу (Тора 2019-20)

10.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 18:13-27)


Конcпект

О смелости прозелитах, особенностях еврейского быта и первой судебной реформе.

© Алекс Бленд


Шемот 19:1-19. Командовать парадом буду Я (Тора 2019-20)

11.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 19:1-19)


Конcпект

Народ Израиля готовится к одному из важнейших событий истории — встрече со Всевышним. Будет и дарование Торы, но это пока сюрприз.

© Алекс Бленд


Шемот 19:20 — 20:12. Первая скрижаль (Тора 2019-20)

12.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 19:20 — 20:12)


Конcпект

К кому ревнует Бог. Начало встречи со Всевышним и Его заповеди.

© Алекс Бленд


Шемот 20:13-23. Ты лишь подумай обо Мне (Тора 2019-20)

12.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 20:13-23)


Конcпект

Всевышний продолжает говорить с Израилем. Как Его можно разыскать и что для этого нужно?

© Алекс Бленд


Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: