Недельная глава Торы 16: Бешалах (Отпустил)

Недельная глава Торы 16: «Бешалах» / «Отпустил» (Исход 13:17 — 17:17), дополнительное чтение (Судей 4:4 — 5:31) и комментарии в аудио формате (можно слушать онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментирует Виталий Олийник.

Разделы недельной главы Торы «Бешалах» для ежедневного чтения

Тора / Шмот (Исход) 10 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 11 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 12 / Бешалах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Шмот (Исход) 13 / Бешалах / Итро(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Бешалах»

Невиим / Шойфтим (Судей) 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Невиим / Шойфтим (Судей) 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Бешалах» Виталия Олийника

Законы Субботы: пища и передвижение

(05.04.2018, #24 из цикла «Тора сегодня», Исход 16:4-5, 22-30)

Конcпект

Мишна (разд. Моэд, тракт. Хагига, гл. 1, мишна 8): «Законы о Субботе подобны горам висящим на волоске, ибо у них мало Писания и много галах (раввинистических постановлений)».

В действительности в иудаизме за его историю накопилось очень много предписаний в отношении соблюдения Субботы. Но, что касается Священного Писания, отрывков, регулирующих вопрос, что делать, а что не делать в Субботу, очень мало.

Сегодня перед нами первый отрывок в Торе, который содержит определённые ограничения в отношении субботнего дня.

Исход 16:4-5, 22-24 — в начале этого отрывка отражено намерение Всевышнего испытать народ, будет ли он поступать по Торе или нет. Это испытание касалось Шаббата, Субботы.

На протяжении шести дней недели Всевышний посылал хлеб, который нужно было выходить и собирать. Шесть дней народ занимался заботой о пропитании, собирая манну. В шестой день собрали вдвое больше, чтобы было и на седьмой. В седьмой же день не осуществляются заботы о хлебе насущном. Это делается всю неделю, особенно накануне, а в Шаббат запрещено.

Исход 16:23 — согласно этому стиху в Субботу запрещено готовить пищу. Это запрещение связано с двумя конкретными глаголами: «что надобно печь» и «что надобно варить». Рассмотрим их поотдельности.

Глагол «печь» => «яфа» (евр.) используется в Танахе (в Еврейской Библии) 12 раз. Он описывает процесс термической обработки без использования каких-либо жидкостей, непосредственно самим жаром, высокой температурой. Хотя понятие печь самоочевидно, напомним для ясности два определения из словарей.

Толковый Словарь Ожегова: «Печь — означает приготовлять пищу сухим нагреванием на жару в печи. Приготовлять для еды, сильно нагревая, прокаливая».

Толковый Словарь Ушакова: «Печь — это приготовлять пищу сухим способом, без жиров и жидкостей, обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскалённого воздуха в печи, духовке и т.д.».

Это запрещено в Субботу. Это делается накануне до наступления Шаббата в пятницу.

Второй глагол, который используется в Торе, это «варить» => «башаль» (евр.). В целом в Танахе он встречается 24 раза и его главное значение «готовить пищу в жидкости». В частности упоминается вода и молоко.

Толковый Словарь Ушакова: «Варить — это, нагревая, приводить в состояние кипения жидкость. Приготовлять кипячением жидкую пищу. Кипячением в воде или другой жидкости приводить в мягкое состояние твёрдую пищу».

Толковый Словарь Ожегова: «Варить — это приготовлять пищу кипячением, держа в кипятке, делать готовым для еды, подвергать обработке кипячением, изготовлять при помощи кипячения».

Итак, согласно Исход 16:23, в субботу запрещено приготовление пищи путём термической обработки для употребления.

Второй запрет в отношении Шаббата находим в Исход 16:25-30. Второе ограничение в отношении Шаббата касается передвижений. Что означает фраза «оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день»? Дадим самой Торе возможность себя истолковать.

Найдём в Исход 16 глагол «выходить». Что он означает? Перед Исход 16:29, где содержится запрет выходить в субботу, этот глагол встречается дважды, в Исход 16:4, 27.

Исход 16:4 — глагол «выходить» описывает работу по собиранию манны, по заготавливанию хлеба насущного.

Исход 16:27 — вновь глагол «выходить» используется для описания сбора манны. Это контекст работы, зарабатывания на жизнь.

Таким образом, фраза «оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день» означает никто не выходи собирать манну, никто не выходи на работу, никто не выходи, чтобы заботиться о хлебе насущном, чтобы зарабатывать на жизнь. Именно это значение зафиксировано в классических иудейских комментариях.

Комментарий Раши: «Основа стиха относится к собиравшим манн. Т.е. основным содержанием стиха является запрет выходить в поле, чтобы собирать манн». Комментарий Сончино: «Не выходите собирать манн».

Несмотря на то, что значение этого отрывка очевидно, со временем в иудаизме появилась традиция касательно субботнего пути. Это понятие о максимальном расстоянии, которое человеку дозволяется пройти в день субботний от своего места.

Впервые это понятие зафиксировано в иудаизме в литературе Танаев, законоучителей I-II века н.э., в Мишне и Мехилте.

Мишна (разд. Моэд, тракт. Шаббат, гл. 23, мишна 3-4) упоминают понятие «субботняя черта».

Мишна (разд. Моэд, тракт. Эрувин, гл. 4, мишна 3) впервые даёт определение субботнему пути — это 2000 локтей, т.е. 1 км.

Однако, нигде в Священном Писании, ни в Торе, ни в Танахе нет ограничения на передвижение в Шаббат как такового. Тора запрещает передвижение с целью зарабатывания.

4 Царств 4:22-23 — из этого отрывка следует, что обыкновенно по субботам и новомесячьям ездили к человеку Божию. Эта женщина жила в Санами, как явствует из 4 Царств 4:8, а человек Божий Елисей жил на Кармиле.

Полный Словарь Библейских Имён: «Санам — это город на севере Израиля в долине Изреэльской». Между Санамом и Кармилом около 50 км. Такой путь обыкновенно преодолевали жители той местности в Субботу, чтобы прийти к человеку Божию.

Итак, сегодняшний отрывок содержит два запрета в отношении Субботы. В Субботу Тора запрещает готовить пищу — печь и варить и выходить на работу, для зарабатывания на хлеб насущный.

А что об этом говорится в Апостольских Писаниях? К вопросу о том, остаётся ли заповедь о святости Субботы в эпоху Нового Завета, мы планируем вернуться, когда подойдём к исследованию четвёртой из Десяти Заповедей, данных на двух скрижалях.

На данном же этапе важно отметить, что заповедь о Шаббате не зависит от наличия или отсутствия Храма. Это первый фильтр, который мы используем, изучая Тору с целью определить, какие заповеди остаются на наше время.

Во-вторых, и это второй фильтр, заповедь о Субботе не ограничена территорией Святой Земли. Исход 16 в частности описывает дело в пустыне. Суббота является частью Божьего календаря. Соответственно, эта заповедь остаётся и на наше время. Однако, подробнее об этом в другой раз.

В отношение же субботнего пути мы встречаем следующее упоминание в Деяния 1:12. Этот отрывок Апостольских Писаний подтверждает данные Мишны, что в I веке н.э. в действительности существовало понятие субботнего пути. Однако, этот отрывок ничего не говорит о соблюдении Апостолами этой раввинистической традиции. Описанные в Деяния 1 событие не имело место в Субботу. Там не описывается, как вести себя в субботу. Понятие субботнего пути упоминается лишь мимоходом как мера расстояния.


Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2007-08)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2008-09)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2009-10)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2010-11)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2011-12)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2012-13)(Виталий Олийник)
Бешалах / Годичный цикл чтения Торы (2013-14)(Виталий Олийник)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: