Недельная глава Торы 15: Бо (Войди) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Пятнадцатая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Бо (Войди)». Она содержится в книге Шмот / Исход 10:1 — 13:16. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Шмот / Исход 10:1: «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои…» Слово «Войди» в оригинале «Бо».

О чём? • (10:1-20) Восьмое наказание: саранча; • (10:21-29) Девятое наказание: тьма; • (11:1-9) Предупреждение о последнем наказании; • (12:1-51) Законы Песаха, праздника исхода из Египта; • (12:14-28) Законы пасхальной трапезы; • (12:29-36) Последнее наказание и исход; • (12:37-51) Исход; • (13:1-16) Особый статус первенцев.

Дополнительное чтение (Ѓафтара) к пятнадцатой недельной главе Торы находится в книге пророка Ирмеяѓу / Иеремия 46:13-28.

О чём? • (46:13-28) «Слово, которое говорил Бог, обращаясь к Ирмеяѓу, пророку о приходе Невухаднецара, царя Вавилона, который отправился, чтобы поразить страну Египетскую…».

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник, Игорь Жгулёв и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Бо» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Бо»
  3. Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Бо»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Виталия Олийника
  5. Сколько сыны Израилевы пребывали в Египте (Тора 2008-09 #15)
  6. Откуда у евреев традиция во время молитвы одевать тфилин (Тора 2009-10 #15)
  7. Отличия самой первой Пасхи (Пейсаха) от последующих (Тора 2010-11 #15)
  8. Обманывал ли Моисей фараона, когда просил народ на три дня пути в пустыню (Тора 2011-12 #15)
  9. Новомесячье (Тора 2012-13 #15)
  10. Золотые вещи, которые взяли израильтяне у египтян (Тора 2013-14 #15)
  11. Пасха (Дьявольщина в популярных праздниках #5)
  12. Пасхальный агнец (Тора и Евангелие #15)
  13. Празднование Песаха (Тора в РРИ #15)
  14. Календарь (Тора сегодня #18)
  15. Пасхальный агнец (Тора сегодня #19)
  16. Праздник опресноков (Тора сегодня #20)
  17. Праздники и обучение детей (Тора сегодня #21)
  18. Обрезание прозелитов (Тора сегодня #22)
  19. Выкуп первенцев (Тора сегодня #23)
  20. Паломнические праздники (Тора сегодня #61)
  21. Не вари козленка в молоке матери его (Тора сегодня #62)
  22. Божья повесть #22: Египетские казни (Исход 10 — 12)
  23. Божья повесть #23: Исход из Египта (Исход 13 — 15)
  24. Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Игоря Жгулёва
  25. … (Тора 2007-08 #15)
  26. Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Алекса Бленда
  27. Шемот 10:1-20. Будет что рассказать (Тора 2019-20)
  28. Шемот 10:21 — 11:3. Пощупать темноту (Тора 2019-20)
  29. Шемот 11:4 — 12:20. С чего начинается Тора? Первые заповеди. (Тора 2019-20)
  30. Шемот 12:12-28. Кровь на пороге. (Тора 2019-20)
  31. Шемот 12:29-51. С вещами на выход! (Тора 2019-20)
  32. Шемот 13:1-16. Настоящее время (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Бо» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Шмот / Исход 10:1-11;
  2. ПН: Тора: Шмот / Исход 10:12-23;
  3. ВТ: Тора: Шмот / Исход 10:24 — 11:3;
  4. СР: Тора: Шмот / Исход 11:4 — 12:20;
  5. ЧТ: Тора: Шмот / Исход 12:21-28;
  6. ПТ: Тора: Шмот / Исход 12:29-51;
  7. СБ: Тора: Шмот / Исход 13:1-16.
Книга Исход, Глава 10 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Исход, Глава 11 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Исход, Глава 12 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Исход, Глава 13 (Тора: Шмот)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Бо»

Книга Пророка Иеремии, Глава 46 (Невиим: Ирмияѓу)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Бо»

  1. Евангелие от Луки 17:1 — 21:38.
Евангелие от Луки, Глава 17(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Луки, Глава 18(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Луки, Глава 19(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Луки, Глава 20(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Луки, Глава 21(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Виталия Олийника

Сколько сыны Израилевы пребывали в Египте (Тора 2008-09 #15)

20.02.2009, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Сколько сыны Израилевы пребывали в Египте (20.02.2009)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Откуда у евреев традиция во время молитвы одевать тфилин (Тора 2009-10 #15)

29.01.2010, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Откуда у евреев традиция во время молитвы одевать тфилин (29.01.2010)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Отличия самой первой Пасхи (Пейсаха) от последующих (Тора 2010-11 #15)

28.01.2011, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Отличия самой первой Пасхи Пейсаха от последующих (28.01.2011)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Обманывал ли Моисей фараона, когда просил народ на три дня пути в пустыню (Тора 2011-12 #15)

10.02.2012, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Обманывал ли Моисей фараона, когда просил народ на три дня пути в пустыню (10.02.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Новомесячье (Тора 2012-13 #15)

25.01.2013, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход 12:1-2; 13:3-4; 23:14-16; 12:2; Бытие 1:14-17; Псалом 103:19; Числа 10:10; 28:11-14; 1 Царств 20:5, 18-19, 24-27, 34; 4 Царств 4:22-23; Псалом 80:1-5; Колоссянам 2:16-17; Откровение 22:1-2; Исаия 66:22-23.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Золотые вещи, которые взяли израильтяне у египтян (Тора 2013-14 #15)

07.02.2014, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Золотые вещи, которые взяли израильтяне у египтян (07.02.2014)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пасха (Дьявольщина в популярных праздниках #5)

11.28.2015, #05 из цикла «Дьявольщина в популярных праздниках»

(Левит 23:4-5; 1 Коринфянам 5:7; Матфея 26:1-2; Исход 12:18-20; 1 Коринфянам 5:7-8; Иеремия 7:16-18.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пасхальный агнец (Тора и Евангелие #15)

15.01.2018, #15 из цикла «Тора и Евангелие»

(Исход 10:2, 12:3, 5-6, 21, 26-27, 22-23, 8, 14, 46; Исаия 53:7; Иоанна 1:29, 35-36; 19:30-36; 1 Петра 1:18-19; 1 Коринфянам 5:7)

Конcпект
  • Исход 12:3-11, 14, 46 — Пасхальный агнец — это одно из составляющих Праздника Пасхи — комплексного явления. Между первой Пасхой, совершённой в Египте и последующими есть ряд различий:
  • Место принесения Пасхи: Второзаконие 16:5-7 — если Египетская Пасха заколалась во дворах домов, чтобы тут же свежей кровью можно было помазать косяки и перекладины дверей, то последующие Пасхи должны были совершаться централизованно только в одном месте — 2 Паралипоменон 3:1; 3 Царств 8:44, 48; 3 Царств 11:36 — для празднования Пасхи весь Израиль должен был приходить в Иерусалим, приводить пасхальных агнцев и совершать жертвоприношение на Храмовой горе;
  • Животные: Второзаконие 16:2 — помимо барашка или козлёнка, которые приносились в Египте, в последующие годы можно было приносить и из крупного рогатого скота;
  • Действия с кровью: Исход 12:27; Исход 34:25 — пасхальный агнец — жертва Господу; Левит 17:3-6, 8-9 — если животное приносилось в качестве жертвы, то кровью этого животного следовало кропить на жертвенник стоявший во дворе скинии собрания, после этого человек мог пользоваться тушей животного, в случае, если это была мирная или пасхальная жертва;
  • Как огромное количество народа могло принести свою пасхальную жертву на Храмовой горе? — Мишна (разд. Моэд, трак. Песахим, гл. 5, мишна 5); Тосефта (гл. 3, пар. 11) — «Пасхальная жертва режется тремя отделениями… Священники становятся рядами, имея в руках серебряные и золотые блюда… Израильтянин резал, священник принимал кровь и передавал ее близстоящему, этот передавал ее дальше, и каждый принимал полную чашу и возвращал порожнюю, а священник, стоявший ближе всех к жертвеннику, совершал однократное кропление…»;
  • Соблюдать ли законы о пасхальном агнце сегодня? — Сегодня соблюсти законы Пасхи невозможно, потому что нет Храма. К Празднику Пасхи некорректно применять термин «соблюдать». Иоанна 1:29, 35-36 — уста священника произрекли слова «Вот Агнец Божий», указав на Йешуа (Иоанн был священником из Авиевой чреды, ему как раз исполнилось 30 лет и он вступил в священнические обязанности). 1 Коринфянам 5:7 — согласно Апостольским Писаниям законы о пасхальном агнце были прообразными, пророческими по своей природе и исполнились в жертве Агнца Божия Иисуса Христа. Пасхального агнца сегодня не заколают ни иудеи, ни христиане, но в силу разных причин.
  • В случае с законами о пасхальной жертвы мы имеем дело с одним из фильтров законов Торы, что касается их применимости сегодня. Этот фильтр — служение во святилище. Служение в земной скинии и далее в земном храме было лишь образом и тенью служения в небесном, в подлинном, реальном святилище. С принесением в жертву Агнца Божия началась эпоха служения в небесном святилище. И потому церемониальные действия на земле соблюдать больше не нужно. Всевышний вначале обеспечил истинного Пасхального Агнца, а лишь затем позволил разрушить Свой Храм в Иерусалиме.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Празднование Песаха (Тора в РРИ #15)

02.02.2018, #15 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Исход 12:3-10; …)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Календарь (Тора сегодня #18)

16.02.2018, #18 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:1-2; Бытие 1:14-17; Псалтирь 103:19; Бытие 7:11, 24; 8:3-4; Исход 13:3-4; Есфирь 3:7; Исход 12:2; 1 Коринфянам 10:1-4; 1:1-3; 10:18; Даниила 7:25; 2:20-21)

Конcпект

Сегодня мы изучаем первую заповедь книги Шмот / Исход 12:1-2: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года».

На основании этого отрывка Торы появилась следующая заповедь в числе традиционного списка из 613-ти заповедей. Это заповедь #153 и она звучит так: «Вести счёт месяцам и годам».

Первое, что обращает на себя внимание прочтение этой заповеди в Синодальном переводе, это наличие четырёх слов, которые во втором стихе выделены курсивом (в квадратных скобках). Это слова «да будет», повторяющиеся дважды, т.е. «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года». Обыкновенно в Синодальном переводе курсивом выделяются слова, которых нет в оригинале, но которые вставляются переводчиком для связки смысла.

Вот как этот отрывок звучит в переводе Сончино: «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Что же эта заповедь может означать на практике?

Для начала рассмотрим понятие «месяц». Если обратиться к Новому словарю русского языка, то слово «месяц» имеет три значения:

  1. Луна, как небесное тело.
  2. 1/12 часть астрономического года, имеющая каждая самостоятельное название. Соответственно, от января по декабрь.
  3. Промежуток времени в 30 дней.

Между этими тремя определениями в русском языке нет полной синхронизации. Во-первых речь идёт о естественном спутнике земли, о небесном теле, которое обозначается словом «луна». Оборот луны вокруг земли составляет 30 дней. Если говорить точнее, то почти 29 1/2. Но 12 месяцев в современном календаре имеют разную продолжительность: от 28 до 31 дня.

Как же обстоит дело с понятием месяца непосредственно в Торе?

Обратимся, во-первых, к Брейшит / Бытие 1:14-17: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю…»

Термин «светила» Тора не использует в современном астрономическом смысле. Здесь просто представлено описание, как оно видится с поверхности земли. Т.е. и солнце и луна светят на землю. Однако, собственный это свет или отражённый, этот вопрос не поднимается. Для нас важнее другое. Эти небесные тела установлены для того, чтобы мерить время.

Сказано в Брейшит / Бытие 1:14: «…для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…» Год, как известно, это оборот земли вокруг солнца. День — обращение земли вокруг своей оси во свете солнца. А вот что такое «времена»? Из названных небесных тел осталась только луна.

И в действительности в Псалом 103:19 написано: «Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад». В Современном переводе РБО написано: «Ты луну сотворил, чтобы показывала время». Или в Переводе Кулакова написано: «Ты сотвори луну, как меру времени».

Таким образом, функция этого небесного тела, которое мы называем луной, заключается в том, чтобы мерять время, отмерять месяц.

Какой же продолжительности должен быть месяц? Мы уже кратко упомянули, как на этот вопрос отвечает астрономия, что касается времени оборота луны вокруг земли. Обратимся теперь непосредственно к Торе.

Брейшит / Бытие 7:11, 24: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

В этом отрывке Торы указывается начало периода: «второй месяц, в семнадцатый день месяца», также его продолжительность: «сто пятьдесят дней».

И вот в следующей главе в Брейшит / Бытие 8:3-4 читаем: «Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских».

Здесь указан конец периода в 150 дней и он обозначен так: «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца». Начало периода это второй месяц, 17 день месяца, а конец периода в 150 дней, это седьмой месяц, тот же семнадцатый день месяца. Разница между началом и концом: 5 месяцев. 150 дней делим на 5, получаем 30. Библейский месяц состоит из 30 дней.

Исследуемая сегодня заповедь также является предписанием считать определённый месяц началом нового года. Когда же новый год согласно Библии? Какой именно месяц следует считать первым месяцем года?

Обратимся к книге Шмот / Исход 13:3-4: «И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: сегодня выходите вы, в месяце Авиве». В Синодальном переводе после слова Авив есть указание на сноску, в которой написано: «в месяце колосьев».

Слово «авив» означает «колосок». Если точнее, то речь идёт о молодых колосках ячменя. Как написано в Электронной Еврейской Энциклопедии: месяц весны. Итак, библейский новый год начинается весной.

У этого месяца в Библии есть ещё одно название. Есфирь 3:7: «В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [и пал жребий] на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар». Второе название первого месяца — это «нисан».

Сложность, однако, заключается в том, что лунный год из 12 месяцев составляет лишь 360 дней, а оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней. Т.е. лунный год на 5 дней короче солнечного. Если пользоваться только лунным счётом, то каждый год будет происходить потеря пяти дней. Вследствие чего месяцы будут сдвигаться по временам года.

Вместе с тем Авив должен быть всегда весной. Для того, чтобы синхронизировать эти системы счёта, когда в течение нескольких лет накапливаются дополнительные 30 дней, вставляют дополнительный тринадцатый месяц, который как двенадцатый тоже называется Адар.

Теперь очень важно задать следующий вопрос. В изначальной заповеди в Исход 12:2 написано: «месяц сей у вас началом месяцев, первым он у вас между месяцами года». Кого обозначает это местоимение «вас»? К кому оно относится сегодня? Вот как на этот вопрос отвечают Апостольские Писания.

1 Коринфянам 10:1-4 «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».

К кому обращается Апостол Павел? Вот, что написано в первых трёх стихах этого послания.

1 Коринфянам 1:1-3: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

Апостол Павел пишет христианам. В этническом отношении эти христиане не были иудеями, что явствует из 1 Коринфянам 10:18: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?»

Т.е. те, кого он приглашает посмотреть на Израиля по плоти — это язычники, уверовавшие в Иисуса Христа. И им он пишет: «отцы наши прошли сквозь море, ели манну, пили воду и их вёл Иисус Христос». Т.е. история выхода из Египта в контексте которой была дана заповедь отсчитывать месяцы особым образом и один из них считать началом года относится ко всем христианам. Это вопрос исторической памяти и самоидентификации. Это не их отцы, это наши отцы.

Однако, Священное Писание содержит и предостережение. В книге пророка Даниила 7:25 описывается богоборческая сила и сказано: «и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».

Для нашего исследования сегодня важна фраза «отменить праздничные времена и закон». В оригинале сказано не отменить, а изменить, поменять. В оригинале книги Даниила это словосочетание используется всего ещё один раз в Даниила 2:20-21: «И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным».

Устанавливать время, устанавливать календарь — это Божья прерогатива, т.к. Он создал время и создал законы, управляющие им. Однако во исполнении библейских пророчеств в истории имела место атака на Божий календарь. В результате подавляющее число жителей земли не только не следуют этому календарю, но многие даже и не знают о его существовании.

Что всё это может означать на практике? Разные народы по разному отсчитывали время. Римская империя вела отсчёт от основания города Рим в 753 г. до н.э. Мусульманское исчисление ведётся от 16 июля 622 г. н.э. Это дата переселения Магомета и его последователей из Мекки в Медину.

Соответственно и представители разных религий отмечают новый год по разному. Мусульмане отмечают новый год по своему календарю. Буддисты по своему. Представители иных религий по своему.

И вот теперь вопрос вам, уважаемые слушатели. По какому календарю отмечаете новый год вы? Что определяет продолжительность вашего месяца?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Пасхальный агнец (Тора сегодня #19)

22.02.2018, #19 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:3-11, 14, 46; Второзаконие 16:5-7; 2 Паралипоменон 3:1; 3 Царств 8:44, 48; 11:36; Второзаконие 16:2; Исход 12:27; 34:25; Левит 17:3-6, 8-9; Иоанна 1:29, 35-36; 1 Коринфянам 5:7)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздник опресноков (Тора сегодня #20)

02.03.2018, #20 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:15-20; 23:15-18; Числа 28:16-24; Левит 2:11; 6:16; 10:12; Числа 9:6-13; 1 Коринфянам 5:7-8)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Праздники и обучение детей (Тора сегодня #21)

09.03.2018, #21 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:41-43, 24-27; 13:4-5, 8-10, 14; Второзаконие 6:20-24; Псалтирь 77:3-7; Иоанна 13:1, 3, 11, 2, 26, 27, 30, 6-10, 21-25; 21:20-24; 1 Коринфянам 5:7)

Конcпект

Шмот / Исход 12:41-42:

41) По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью.

42) Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их.

Бдение — означает бодрствование.

Не спать всю ночь в память о выходе из Египта.

Эта ночь с 14-го на 15-ое Авива или Нисана.

Хотя общий смысл заповеди, выраженый в Синодальном переводе понятен, в сорок втором стихе этой главы, появляются интересные нюансы, которые видны в сравнении Минодального перевода с иными.

Вот, что написано в переводе Сончино в первой половине 42-го стиха:

«Эта ночь хранимая Богом для того, чтобы вывести их из страны Египетской».

В переводе Гирша:

«Эта ночь была ночью неусыпной заботы Бога, чтобы вывести их из Египта»

То есть речь идёт о том, что в первой половине стиха говорится о Божьем бодрствовании.

Всевышний бодрствовал, чтобы вывести свой народ из Египта.

И теперь в память об этом каждый год бодрствуют сыны Израилевы.

В современном переводе Кулакова весь 42-ой стих звучит так:

«Для Господа та ночь была ночью бдения. Надо было вывести народ свой из Египта и потому все израильтяне в грядущих поколениях должны проводить эту ночь как ночь бдения, которая Господу посвящается».

Таким образом перед нами еще одна заповедь.

Проводить ночь бдения с 14-го на 15-ое Авива в память об избавлении народа Божьего из египетского рабства.

Появляется вопрос: чем же заниматься целую ночь?

Часть заповеди для этой ночи мы уже рассмотрели в предыдущих беседах.

Сегодня рассмотрим новую информацию.

Шмот / Исход 12:24-27:

24) Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.

25) Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.

26) И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?

27) Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.

Мы уже изучали церемониальную составляющую праздника песах.

Все заповеди связаны с пасхальным агнцем.

Но у этого праздника есть и не храмовая составляющая, то, что можно делать в любом доме, в любом месте, в любой точке земли.

И она связана с обучением детей.

Когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?», тогда следует объяснить.
Это повеление повторяется в Торе четыре раза.

Шмот / Исход 13:4-5, 8-9:

4) Сегодня выходите вы, в месяце Авиве.

5) И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце…

8) И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта.

9) И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.

Если в первом прочитанном отрывке сказано было: «когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажите…», то в этом отрывке никаких вводных условий не предлагается.

Безотносительно к наличию или отсутствию вопроса, «объяви в день тот сыну твоему, говоря…».

То есть, спросит сын или не спросит, всё равно нужно рассказать.

И сделать это нужно именно в день тот, именно в ту ночь.

Вот чему посвящается пасхальная ночь: рассказу детям о Божьих чудесах избавления в земле Египетской.

Шмот / Исход 13:10, 14:

10) Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год…

14) И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства…

Это третье упоминание о рассказе детям в контексте праздника Пейсах.

И наконец четвёртое…

Дварим / Второзаконие 6:20-24:

20) Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»

21) То скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою;

22) И явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его пред глазами нашими;

23) А нас вывел оттуда чтобы ввести нас и дать нам землю, которую клялся отцам нашим [дать нам];

24) И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь…»

Итак, четырежды Тора предписывает рассказывать детям о чудесах Божьих, совершённых во время выхода из Египта в ночь с 14-ое на 15-ое Ниссана.

Эта тема продолжается в Танахе, в Священном Писании.

Теѓилим / Псалтирь 77:3-7:

3) Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

4) Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5) Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

6) Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, —

7) Возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его…

Мы находим, что цель праздника, это обучение детей, передача знания о Божьих чудесах и законах грядущему поколению.

Праздники — это очень эффективное средство обучения.

Праздники выделяются из рутины, они обращают на себя внимание и предоставляют взрослым уникальную возможность передать свою веру и своё упование грядущему поколению.

За века существование народа Божьего сложился сценарий рассказать детям о празднике Пейсах, называемый «Пасхальный сэдэр».

Слово «сэдэр» означает «порядок, последовательность».

То есть за пасхальным столом совершается ряд определенных действий, которые призваны выполнить заповедь «расскажи сыну твоему».

В современных семьях во время празднования используется книжица, называемая «Пасхальная Агада».

Слова «агада» означает «сказание, рассказ».

Она подготовлена в помощь проводящему пасхальный сэдэр.

Сегодня я хочу процитировать небольшой фрагмент из традиционной Пасхальной Агады.

Она рассказывает о четырёх сыновьях.

Один сын мудрый, другой нечестивый, третий простодушный, четвёртый, который не задает вопросов.

Мудрый сын, какой вопрос он задаёт?

Каковы свидетельства, правила и законы, которые заповедал нам Господь Бог наш?

И на это рассказывают во всех подробностях о законах сэдэра от начала и до конца.

Нечестивый сын, какой вопрос он задаёт?

Что это за служение у вас?

«У вас» — подчёркивает он, а не у него.

Это цитата из книги Дварим / Второзаконие 6:20:

20) Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что [значат] сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?»

Следующий сын, простодушный, какой вопрос задаёт он?

Он спрашивает: «Что это?»

Цитируется книга Шмот / Исход 13:14:

14) И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства…

Дай ему краткий ответ.

Четвёртый сын, тот, кто даже не знает, что спросить.

«Ты объясни ему сам», говорит Агада, как написано в Шмот / Исход 13:8:

8) И объяви в день тот сыну твоему, говоря…

Обратимся к Апостольским Писаниям.

Анализ пасхальной трапезы в верхней горнице, описаной в Евангелии от Иоанна, обнаруживает прямые параллели с традиционным пасхальным сэдэром.

В рассказе о тайной вечере в 13-ой главе Евангелия от Иоанна описываются и называются по имени всего четыре личности.

Упоминаются и иные, но описываются лишь четверо.

Йешуа (Иисус), Иуда Искариот, Пётр и Иоанн.

Эти четыре личности соответствуют четырём сыновьям Пасхальная Агады.

Мудрый сын это Йешуа.

В тексте неоднократно подчеркивается, что он много знает.

Иоанна 13:1, 3, 11:

1) Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу…

3) Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит…

11) Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты…

Нечестивый сын — это Иуда Искариот.

Иоанна 13:2, 26-27, 30:

2) И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его…

26) Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

27) И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее…

30) Он, приняв кусок, тотчас вышел…

Несмышленый сын — это Пётр.

Он не разумеет смысла происходящего.

Ему нужно объяснять.

Иоанна 13:6-10:

6) Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7) Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

8) Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

9) Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10) Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

Не способный задавать вопросы — это Иоанн.

Иоанна 13:21-25:

21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

То есть Иоанн даже не знал, какой вопрос задать.

Ему подсказывает Пётр.

О том, что этот ученик именно Иоанн, написано в последней главе Евангелия от Иоанна в стихах с 20 по 24.

Таким образом мы находим, что Йешуа провел нехрамовую составляющую Песаха в соответствии с заповедями Торы и традициями своего времени.

В 1 Коринфянам 5:7 сказано:

7…Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Храмовая составляющая праздника Песах исполнилась, однако нужда рассказывать детям о Божьих чудесах по-прежнему сохранилась.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Обрезание прозелитов (Тора сегодня #22)

02.02.2018, #22 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 12:37-38; Числа 33:3-4; Исход 12:43-50, 21, 27; 34:25; 20:8-10; Левит 17:10, 13; 18:24-26; Деяния 15:1-2; 13-14, 18-21)

Конcпект

Исход 12:37-38 — фактом, который часто пренебрегается является то, что из Египта вместе с сынами Израилевыми вышло многонациональное общество. Кто были эти люди и на каких условиях могли выйти с Израилем?

Вот как об этом пишет великий комментатор Торы Раши: Это смешение наций, т.е. уроженцы других народов, присоединившихся к ним в качестве прозелитов. «Прозелит» означает «обращённый в другую веру».

В классическом еврейском комментарии Сончино эпизод описывается так: «Можно предположить, что большое количество египетских рабов и военнопленных захотело воспользоваться удобным моментом (царившей повсюду паникой), чтобы убежать из Египта. Однако такое предположение неверно, поскольку исход евреев из Египта не носил характер бегства. Это было упорядоченное, хорошо организованное движение, которым руководили главы семейств. И поэтому далеко не всем желающим было разрешено присоединиться к евреям, покидающим страну. Основную часть примкнувших составляли люди, которые ещё до исхода оставили идолопоклонство и жили в той или иной степени обособленной от египтян жизнью. Это подтверждается тем, что из Египта вышли только те, кто накануне принёс пасхальную жертву и сделал обрезание».

В действительности Тора повествует, что во всех домах, где не праздновали Песах, косяки и перекладины дверей которых не были помазаны кровью пасхального агнца в ночь исхода из Египта, погибли все первенцы.

Бемидбар / Числа 33:3-4 — таким образом это многонациональное общество, которое присоединилось к сынам Израилевым, сделало прежде выбор в пользу Бога Израиля, что включало в себя соблюдение и законов Пасхи. Именно об этих представителях разных народов написано далее в Исход 12:43-50.

Таким образом перед нами сегодня заповедь обрезания прозелитов, иноплеменников. После обрезания статус иноплеменника заметно менялся. Написано в 48-ом стихе: «будет как природный житель».

Цель же обрезания в этом отрывке представлена так: «чтобы иметь право есть Пасху». В свою очередь фраза «есть Пасху» означает «употреблять пасхального агнца»Исход 12:21.

Важно также помнить о том, каковой была природа этого пасхального агнца. Исход 12:27 — пасхальный агнец — это именно жертва Господу. Исход 34:25 — чтобы исполнить законы Пасхи, необходимо было принести жертвоприношение, пасхального агнца, приобщиться к священнодействию, участвовать в ритуальном служении в мишкане, в святилище. Вот на это давало право обрезание иноплеменника.

В этом цикле бесед мы уже изучали завет обрезания данный во времена Авраама. Сейчас очень важно выявить разницу между обрезанием Авраама и этой новой заповедью, которая дана в эпоху Моисея.

Обрезание Авраама совершается на восьмой день и является заповедью для родителей ребёнка, а не для самого ребёнка. Этот акт не является изъявлением свободной воли. За человека, за младенца принимают решение родители.

Обрезание, о котором мы говорим сегодня описано с использованием других слов. Ключевое различие выражено словами «захочет совершить». Т.е. это личное решение человека. Обрезание, данное через Моисея, совершается в зрелом возрасте, в любой день и дано для не евреев, для прозелитов.

Для разумения природы этой заповеди важно вспомнить, чем отличался статус пришельца, живущего в Израиле до обрезания и после. При исследовании оказывается, что для гера (это термин описывающий пришельцев, поселившихся среди Израиля) действовал целый ряд Божьих заповедей.

Например Исход 20:8-10. И далее в перечислении тех, для кого дана суббота и кому нельзя в субботу работать, упоминается «пришлец, который в жилищах твоих». Согласно современному переводу Кулакова, «пришлец», в оригинале «гер», это «человек пришлый, у вас поселившийся». Согласно новому переводу РБО, «ни переселенцу, что живёт в твоём городе». Итак, «геры, пришельцы», жившие среди Израиля, обязаны были соблюдать субботу.

Далее Левит 17:10, 13 — на геров распространялись и законы о чистой и нечистой пище. Далее Левит 18:24-26 — этими словами завершается глава, которая в Синодальном переводе обозначена так: «Законы о браке и мерзости половых отношений».

Мтак, гер, живущий среди Израиля, обязан был соблюдать субботу, действовал запрет на употребление крови и нечистой пищи, законы регулирующие интимную сферу и т.д.

Что же менялось с обрезанием? Ответ: гер получал доступ к участия в жертвоприношениях, он мог участвовать в церемониальном служении святилища.

Что же об этом говорят Апостольские Писания?

Деяния 15:1-2 — фраза «если не обрежетесь» может быть адресована лишь необрезанным взрослым. Речь идёт о статусе язычников, уверовавших в Иисуса Христа. Были те, кто считал, что язычников нужно обрезывать. И вот для какой цели: «если не обрежетесь, не можете спастись». Обрезание в этом взгляде представлено как необходимое условие для спасения.

Также важно обратить внимание на фразу «обрежетесь по обряду Моисееву». Это ссылка именно на отрывок, который мы изучаем сегодня. Это не обрезание Авраама, это обрезание прозелитов.

Какое же решение приняли Апостолы, пресвитеры и церковь в Иерусалиме? Деяния 15:13-14, 18-21 — все решения принятые Апостолами в отношении обращающихся из язычников взяты из Торы. Апостолы закрепляют за прозелитами статус геров в полном соответствии с законами Торы.

Однако, коль скоро пасхальный агнец, Агнец Божий уже принесён в жертву, нет более нужды приносить жертвоприношения, нет нужды участвовать в церемониальном служении храма. Поэтому обрезание, обряд, который был допуском к жертвоприношениям, перестало быть насущным. В обрезании прозелитов нет необходимости.

Когда Апостольские Писания выступают против обрезания, они ведут речь именно об обрезании Моисея. Об обрезании надежде получить, благодаря этому спасение. В таком обрезании необходимость отпала.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Выкуп первенцев (Тора сегодня #23)

29.03.2018, #23 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 13:1-2, 11-15; 22:29; 34:19-20; 25:30; Второзаконие 31:10-11; Числа 3:11-13, 44-48; 18:15-16; Луки 2:21-24, 39)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Паломнические праздники (Тора сегодня #61)

20.12.2019, #61 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:14-17; Второзаконие 16:16; 2 Паралипоменон 3:1; Второзаконие 16:16; Исход 23:15; 12:18; 23:16; Второзаконие 16:9-10; Левит 23:15-16; Исход 23:16; Второзаконие 16:17; Левит 23:33-34; Исход 23:17; 34:23; Второзаконие 16:16, 10-11, 13-14; 1 Царств 1:1, 3-4, 7; Второзаконие 16:5-6; Луки 2:41-42; Деяния 20:16, 5-6)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Не вари козленка в молоке матери его (Тора сегодня #62)

26.12.2019, #62 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 23:19; Второзаконие 14:21-23; Исход 23:14-18; 34:26, 22-25; 12:3-6, 8-10, 46; Евреям 9:8-12)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть #22: Египетские казни (Исход 10 — 12)

30.08.2020, #22 из цикла «Божья повесть»

(Исход 7:20-21; 8:6, 17, 24; 9:3, 6, 10, 23; 10:14-15, 21-23; 12:29; 3:19-20; 5:1-2; 7:5, 17; 9:14; 8:20-23; 9:4-6, 25-26, 15-16; Иисус Навин 2:8-11; 1 Царств 6:2, 5-6; Исход 12:12; 8:1-2; 9:4-5, 18-19; 8:18-19; 9:20-21; 10:7; 12:37-38, 48-49.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть #23: Исход из Египта (Исход 13 — 15)

12.09.2020, #23 из цикла «Божья повесть»

(Исход 3:20-22; Второзаконие 15:12-15; Исход 11:2-3; 12:35-36; 11:8; 12:31-33; Второзаконие 4:32-35; Исход 12:21-23, 28, 50; 14:13-16, 21-22, 31; 15:20-21; Песнь Песней 7:1; Откровение 15:2-3.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Игоря Жгулёва

… (Тора 2007-08 #15)

18.01.2008, #15 из цикла «Годичный цикл изучения Торы»

(Исход …)

Конcпект

© Игорь Жгулёв, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Бо» Алекса Бленда

Шемот 10:1-20. Будет что рассказать (Тора 2019-20)

26.01.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 10:1-20)


Конcпект

Кто придумал казнь саранчой и почему именно о ней будут так долго рассказывать? Особенности глагола «бо» и виды саранчи.

© Алекс Бленд


Шемот 10:21 — 11:3. Пощупать темноту (Тора 2019-20)

27.01.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 10:21 — 11:3)


Конcпект

Особенности темноты в Египте. Сложности фараона. Социологические опросы…

© Алекс Бленд


Шемот 11:4 — 12:20. С чего начинается Тора? Первые заповеди. (Тора 2019-20)

28.01.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 11:4 — 12:20)


Конcпект

Особенности темноты в Египте. Сложности фараона. Социологические опросы…

© Алекс Бленд


Шемот 12:12-28. Кровь на пороге. (Тора 2019-20)

29.01.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 12:12-28)


Конcпект

О Божественной справедливости. Закваска и маца. Жертвенники в Египте.

© Алекс Бленд


Шемот 12:29-51. С вещами на выход! (Тора 2019-20)

30.01.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 12:29-51)


Конcпект

ВЫХОДИМ ИЗ ЕГИПТА! А так же вопросы математики, хронологии и даже кулинарии.

© Алекс Бленд


Шемот 13:1-16. Настоящее время (Тора 2019-20)

01.02.2020, из цикла «Недельная глава по частям»

(Исход 13:1-16)


Конcпект

Посвящение первенцев. Очки и GPS. Общаться с сыном.

© Алекс Бленд


 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: