Недельная глава Торы 07: Ваецэ (И вышел) с комментариями

Недельная глава Торы на сегодня: #03 Лех Леха (Иди к себе)

25 — 31 октября 2020 / 07 — 13 Хешван 5781 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Седьмая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Ваецэ (И вышел)». Она содержится в книге Брейшит 28:10 — 32:3 / Бытие 28:10 — 32:2. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Брейшит / Бытие 28:10: «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошёл в Харан». Фраза «И вышел» в оригинале «Ваеце».

О чём? • (28:10-22) Сон Яакова; • (29:1-30) Яаков и Лаван; • (29:31 — 30:24) Рождение детей Яакова; • (30:25-43) Спор Яакова; (31:1-21) Бегство Яакова; (31:22 — 32:3) Погоня Лавана.

Дополнительное чтение (Ѓафтара) к седьмой недельной главе Торы находится в книге пророка Ѓошеа / Осия 11:7 — 12:12 (сефарды) и Ѓошеа / Осия 12:13 — 14:10 (ашкеназы).

О чём? • (11:7 — 12:12) «А народ Мой нерешителен в возвращении ко Мне…»; • (12:13-15) «И убежал Яаков в степи Арама…»; • (13:1-15) Последний суд над Эфраимом; • (14:1) «Опустошён будет Шормон…»; (14:2-10) Отчаянный призыв к раскаянию.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читает Александр Бондаренко (РБО), комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Ваецэ» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ваецэ»
  3. Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ваецэ»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Ваецэ» Виталия Олийника
  5. Сон Иакова (Тора 2007-08)
  6. Хронология (Тора 2008-09)
  7. Сон Иакова (Тора 2009-10)
  8. Каким человеком был Лаван? (Тора 2010-11)
  9. Зачем Иаков ставил прутья перед скотом? (Тора 2011-12)
  10. Лестница Иакова и Вавилонская башня — параллели (Тора 2012-13)
  11. Природа обета (на примере Иакова) (Тора 2013-14)
  12. Место ночлега Иакова (Тора и Евангелие)
  13. Многожёнство (Тора в РРИ)
  14. 8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)
  15. Божья повесть: возмездие Иакова (Бытие 29-30)
  16. Божья повесть: реституция Иакова (Бытие 31-33)
  17. Божья повесть: обет Иакова (Бытие 34-36)
  18. Божья повесть: первенцы Иакова (Бытие 37-39)
  19. Комментарии к недельной главе Торы «Ваецэ» Алекса Бленда
  20. Ваеце (Радио El-Hi’ 2019-20)
  21. Берешит 28:10-22. Самая чудесная лестница (Тора 2019-20)
  22. Берешит 29:1-17. Окрылённый праотец (Тора 2019-20)
  23. Берешит 29:18-35. Начало семейной жизни (Тора 2019-20)
  24. Берешит 30:1-13. Милые бранятся (Тора 2019-20)
  25. Берешит 30:14-27. БАДы и Бог (Тора 2019-20)
  26. Берешит 30:24-43. Пастушеские хитрости (Тора 2019-20)
  27. Берешит 31:1-21. Семейный совет (Тора 2019-20)
  28. Берешит 31:22 — 32:3. Война и мир (Тора 2019-20)
  29. Берешит 31:19. Краденные боги (Тора 2019-20)

Разделы недельной главы Торы «Ваецэ» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Брейшит / Бытие 28:10-22;
  2. ПН: Тора: Брейшит / Бытие 29:1-17;
  3. ВТ: Тора: Брейшит / Бытие 29:18 — 30:13;
  4. СР: Тора: Брейшит / Бытие 30:14 — 30:27;
  5. ЧТ: Тора: Брейшит / Бытие 30:28 — 31:16;
  6. ПТ: Тора: Брейшит / Бытие 31:17 — 31:42;
  7. СБ: Тора: Брейшит / Бытие 31:43 — 32:3.
Книга Бытие, Глава 28 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 29 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 30 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 31 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 32 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ваецэ»

  1. Невиим: Ѓошеа / Осия 11:7 — 12:12 (сефарды);
  2. Невиим: Ѓошеа / Осия 12:13 — 14:10 (ашкеназы).
Книга Пророка Осии, Глава 11 (Невиим: Ѓошеа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Осии, Глава 12 (Невиим: Ѓошеа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Осии, Глава 13 (Невиим: Ѓошеа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Пророка Осии, Глава 14 (Невиим: Ѓошеа)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Чтение Брит Хадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ваецэ»

  1. Евангелие от Марка 1:1 — 5:43.
Евангелие от Марка, Глава 1(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Марка, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Марка, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Марка, Глава 4(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Марка, Глава 5(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Ваецэ» Виталия Олийника

Сон Иакова (Тора 2007-08)

23.11.2007, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 28:11-12; …)

Сон Иакова (23.11.2007)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Хронология (Тора 2008-09)

12.12.2008, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»,

(Бытие …)

Хронология (12.12.2008)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Сон Иакова (Тора 2009-10)

27.11.2009, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие …)

Сон Иакова (27.11.2009)(Ришар Лафер и Виталий Олийник)
Конcпект

© Ришар Лафер и Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Каким человеком был Лаван? (Тора 2010-11)

19.11.2010, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие …)

Каким человеком был Лаван? (2010-11)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Зачем Иаков ставил прутья перед скотом? (Тора 2011-12)

11.12.2011, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие …)

... (11.12.2011)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Лестница Иакова и Вавилонская башня — параллели (Тора 2012-13)

30.11.2012, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 28:10-11; …)

Лестница Иакова и Вавилонская башня - параллели (30.11.2012)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Природа обета (на примере Иакова) (Тора 2013-14)

13.12.2013, #07 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 28:20-22; 27:41-45; …)

Природа обета (на примере Иакова) (13.11.2013)(Виталий Олийник)
Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Место ночлега Иакова (Тора и Евангелие)

19.11.2017, #07 из цикла «Тора и Евангелие»

(Бытие 28:10-11; 22:1-4; 28:16-22, 10-11; 23:8; Иеремия 7:16; Бытие 28:12-15; 31:11-13, 6-8; 32:1-2, 6-7; 48:15-16; Иоанна 1:45-51; Марка 1:13; Матфея 4:11; Луки 22:43; Матфея 18:10; Псалтирь 33:8-9)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Многожёнство (Тора в РРИ)

20.12.2017, #07 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Бытие 29:16…)

Конcпект

Когда мы читаем эту неделю главу Торы, мы находим, что в ней, собственно, как и в предыдущей, нету конкретных заповедей, которые были бы даны для всех. То есть не сказано: «Вот делайте то-то или не делайте то-то». Перед нами главным образом история Яакова, который находится в изгнании. Он убежал из дому и к своим родственникам в Харан пришел, пока не утихнет гнев его брата Исава. И вот там он обзаводится семьей, детьми и возвращается назад.

Так вот, в этом разделе нету заповедей, предписаний или запрещений как таковых, но вот одна тема очень ярко здесь проиллюстрирована. Как бы вы определили, какая тема? Многожёнство. Да, одно слово. Тема многожёнства. И Тора даёт нам возможность почувствовать, что это такое. То есть каково живётся полигамным семьям?

И, поэтому, давайте кратко проанализируем базовые моменты, то есть зададим несколько вопросов тексту, чтобы сложить впечатление о таком явлении как полигамия, многоженство. Итак, как Иаков стал многожёнцем?

Первый вопрос: планировал ли он заводить две жены? Не планировал.

В Бытие 29:16-18 написано: 16) У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. 17) Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. 18) Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.

И они договорились. То есть он планировал жениться на одной. На это его, собственно, и батюшка благословил. Помните?

В Бытие 28:1-2 написано: 1) И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены [единственное число] из дочерей Ханаанских; 2) встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей…

Да и в семье отца, у Исаака, была одна жена. То есть Иаков вырос в семье, где была одна жена, где сохранялась верность, несмотря на то, что 20 лет у неё не было детей. Что по тогдашним меркам фактически в обществе считалось, как говорится, разрешением для мужа найти себе кого-то другого. Тем не менее Исаак оставался верен. И Господь их благословил: у них родилось двое детей.

Вот в такой семье рос Иаков и на это благословил его отец, на то, чтобы найти себя одну жену. И он пришел Харан с этой целью и договорился об одной жене.

Следующий вопрос: вследствие чего он стал все-таки многожёнцем? Двоежёнцем в начале? Вследствие обмана. То есть каким образом это произошло?

Я напомню из Бытие 29:20-21: 20) И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. 21) И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

То есть, первое, что мы отсюда узнаем, что он эти семь лет был с нею обручён. Он говорит: «Дай мне жену мою». Помните, когда мы изучали с вами законы обручения, мы выяснили, что согласно Торе и согласно еврейской традиции, он и она становятся друг другу мужем и женою сразу после обручения. И таким образом вот этот кидушин, обручение, освящение состоялось.

Теперь он зарабатывает колым, вено. И семь лет исполняется и он готов войти к ней. То есть, собственно, вступить в интимную связь и, как говорится, сделаться её мужем. Но есть ещё элемент чего?

Читаем дальше в Бытие 29:22: 22) Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.

Попытайтесь представить себе гостем на этом пиру. Кто рядом сидит с Иаковом на брачном пиру? Кто сидит или никто не сидит? Конечно, они вдвоем и по всем описаниям. Вспоминаем первую книгу Песни Песней: «Вот он ввёл меня в дом пира». Описывается свадьба, свадебный одр. Описывается день, в которой мать его, сказано, увенчала венцом. То есть день венчания, день бракосочетания.

Всё это происходит с Рахиль. То есть, иными словами, говоря русским языком, венчаны. Этот термин, кстати, библейский. Увенчала в день бракосочетания. То есть они венчанные с Рахилью. Она стала ему женой по документам, то есть в ЗАГСе поставили печать. Если посмотреть паспорт его, то он женат на ком? На Рахили.

А дальше сказано в Бытие 26:23: 23) Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков].

Интересное словосочетание здесь: «Ввёл её к нему». Кто кому вошел? «И вошёл к ней Иаков». То есть первое — это описание буквальных событий, а второе — это эвфемизм, описывающий интимную близость. То есть, что получилось? Получилось, что свадьба была с Рахилью. Она стала ему официально женой. И все в народе именно это видели и знали, присутствовали на венчании, на бракосочетании Иакова с Рахилью. Она и его законная жена.

И только вечером ему, грубо говоря, подсунули другую. И с Лией он стал одною плотью в силу чего? В силу интимной близости. То есть теперь вопрос: как ему быть? Является ли ему Рахиль женой? Конечно, да. Ну загляните паспорт, если не верите. Так? А является ли ему Лия женой? Да. Двое станут одной плотью. Вот поэтому важно всегда помнить, что это не был его выбор, он это не планировал, его обманули и он поневоле стал обладателем двоих жён. Это первое.

Второе. Какими были чувства Иакова к женам? Вот так же случилось, что он оказался мужем двух жен. Какими были его чувства?

Читаем в Бытие 29:30-31: 30) [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию… 31) Господь узрел, что Лия была нелюбима…

Итак, первое заявление: «Любил рахиль больше»

Второе заявление: «Рахиль была любима, а Лия не любима».

Да.

Если вы посмотрите в подлинник, то написано: «Лия была ненавидима».

Ну, это конечно все гебраизм, потому что любить и ненавидеть — это описание разной меры чувственной расположенности.

Да.

То есть не обязательно, что он ее ненавидел, но в любом случае она была не любима.

Бытие 29:31-32:

31) Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. 32) Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой.

Понимаете?

«Будет любить меня муж».

То есть не было любви.

Бытие 29:33-34:

33) И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего… 34) И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой…

А это когда даже было произойти?

«И оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене и будут двое одна плоть».

То есть мы видим, что идёт нарушение Божьего замысла, поэтому чувства в отношении жён у Иакова были, мягко говоря, не равные.

Следующий вопрос: какими были чувства жен друг к другу?

Давайте читать Бытие 30:1:

1) И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

Значит что засвидетельствовано здесь?

Зависть, безусловно, зависть, ревность, соперничество.

Бытие 30:8:

8) И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла…

Что ещё между ними?

Борьба.

Дальше Бытие 30:14-16:

14) Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.

15) Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

16) Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

«купила тебя» в переводе Гирша: «наняла тебя».

Что здесь видно?

То есть делят мужа, покупают мужа.

Как говорится, ставят ставки, аукцион и так далее.

Явно взаимоотношения нездоровые.

Но он был двоежонцем, а потом стал четырёхжёнцем.

Да?

А что, если Маяковскому можно слова придумать, то почему нам нельзя.

У него ещё две жены появилось.

Как они появились, как появились новые жены?

Бытие 30:3:

3) Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

То есть Рахиль свою служанку предлагает.

То есть она в отчаянии у неё нету детей.

А в древности было быть и что «пусть она родит на колено мои, чтобы и я имела детей от неё».

То есть, если размещаешь на колени дитя, то это было формальным актом усыновления.

То есть у Иакова появилась ещё одна жена, потому что Рахиль её дала.

Бытие 30:9:

9) Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену.

У него появилась четвёртая жена, потому что вторая жена предложила её.

И вот теперь есть такой интересный момент в Бытие 30:17-18:

17) И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына. 18) И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему…

Что эта фраза выражает о чувствах Лии?

Она естественно жалеет, что она пошла этот шаг.

Она чувствует, что это несправедливо.

И она говорит: «Бог дал мне возмездие».

А возмездие, собственно, в силу чего?

В силу того, что она соревнуется со своей сестрой.

И та даёт, Рахиль даёт свою служанку, теперь Лия даёт, чтобы вот количество детей всё-таки была в пользу Лии.

То есть это вот ответ на вопрос, как появились новые жёны.

Мы видим что Лия понимает, что это не хорошо.

Ну и последний вопрос: Какими были взаимоотношения между детьми этих четырёх жен?

Чуть далее уже за рамками нашей недельной главы…

Бытие 37:2:

2) Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего…

Что вы тут видите в подтексте?

То есть Иосиф это пока на тот момент единственный сын.

Да?

И вот, он не общается с детьми Лии, а общается с детьми служанок.

Послушайте, что пишет Раши в своем комментарии:

Иначе говоря, и он общался с Билhи и Зилпы. Потому что братья пренебрегали ими как сыновьями служанок, а он был близок с ними.

То есть в рамках семьи между детьми идут ранги.

Эти законные, эти статусом меньше и так далее.

То есть разлад и споры и нелады во взаимоотношениях и между детьми также.

Итак мы кратко посмотрели на несколько вопросов.

Еак Яаков стал многожёнцем.

Об этом никогда не надо забывать.

Какими были чувства Иакова к жёнам.

Какими были чувства жен друг к другу.

Как появились новые жены.

И какими были взаимоотношения между детьми.

То есть Тора красноречиво нам говорит:

«Друзья, вот что означает жить в полигамной семье».

То есть довольно много мест, обратите внимане, описывают жизнь Иакова и его жён, его детей.

Чтобы каждый мог прочувствовать эти чувства, мысли, действия и слова, вся эта внутренняя динамика описывается для того, чтобы показать, — многожёнство это нехорошо.

Вот, что пишет на эту тему известный раввин, главный раввин великобритании (в своё время) Доктор Герц в книге «Брак, развод, положение женщины в иудаизме».

То есть его книга посвящена, вот собственно, как раз нашей тематики.

Крупнейший специалист пишет во введении к своей книге:

Библейский идеал для человечества моногамный брак.

История сотворения и все этические разделы Писания говорят о союзе мужчины с одной женой.

Всякий раз, когда пророки используют язык брака, они мыслят в категориях такого союза: на всю жизнь, в верности и святости.

Дальше очень важная для нашего исследования фраза:

Ранняя раввинистической литература предполагает моногамное общество.

То есть литература танаев, она исходит из того, что у одного мужа — одна жена.

И там все положения и, например, сколько же она максимум может отсутствовать, гостить у своих родителей, чтобы не нарушить своих обязанностей по отношению к мужу.

И вопросы, сколько он может отсутствовать, сколько они могут не жить интимной жизнью и так далее.

Всё это оно базируется на предположении о том, что у одного мужа одна жена.

Потому что если у него несколько, одна пошла, а другие остались.

Одна, допустим, в гостях, а вопрос интимной жизни с другими решается и так далее.

Всего этого нету.

Предполагается, что у одного мужа одна жена, потому там есть ограничения на вот эти все вопросы, которые связаны с обязательствами мужа и жены по отношению друг ко другу.

Вот, и он пишет далее:

И из 2800 учителей, то есть раввинов упомянутых в Талмуде, только лишь об одном сказано, что у него было две жены.

2800 и только лишь об одном сказал, что у него было две жены.

То есть вот это общий обзор, общая оценка состояния этого вопроса по исследованию раввина Герца.

Ну, а теперь посмотрим на некоторые отрывочки Торы, которые имеют уже нормативный характер.

Они предписательны по своей природе или запретительны

Которые и трактуются в Мишне или темы которых поднимаются в Мишне.

Во Второзаконии 17 изложены законы о царе и законы для царя.

Второзаконие 17:17:

17) И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…

«Чтобы не умножал себе жён».

Ну, давайте мы с вами в начале подумаем, как говорится, притворимся раввинами, чтобы это могло значить?

Что значит «не умножать жён»?

Вот, если бы мы читали Тору на русском языке, то мы бы сказали:

А чем умножение отличается от сложения?

Ведь не сказано «не прибавлять жён» сказано «не умножать жён».

То есть результаты разные.

Что значит «умножать» в оригинале?

Используется глагол «рава», который означает «делать больше, увеличивать».

Приведу пример.

Книга Иисуса Навина 24:3:

3) Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его…

Вот глагол «рава» — «размножил», то есть увеличил семя его, семя Авраама.

И чего бы дальше ожидать?

Насколько размножил?

Цитирую: …и дал ему Исаака.

Правда здорово?

Ещё раз: «Я взял отца вашего Авраама и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его [рава] и дал ему Исаака».

Итак, что означает «рава»?

Когда мы говорим о людях?

То есть умножение на одну личность является значением слова «рава».

Поэтому фраза «чтобы не умножал себе жён», она означает «чтобы у него не было больше одной жены».

То есть сам глагол «умножать», он означает «добавление хотя бы одного», когда речь идёт о людях.

В данном случае, хотя бы одной.

Почему не сказано о жене в единственном числе?

Ну потому что по согласованию не получается.

То есть «умножать жену»?

«Жена» должно быть во множественном числе, потому что когда две, это уже множественное число.

Давайте теперь послушаем как раввины это дело обсуждали и трактовали.

Мишна, раздел Назикин, трактат Санхедрин, глава 2, мишна 4:

«И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…»

И вот, что пишут раввины:

Не более восемнадцати.

Я рад вашей реакции.

Мишна пишет: «не более восемнадцати».

Но мы с вами читали Мишну довольно долго, чтобы знать, что там более одного мнения.

Итак, одно мнение: «не более восемнадцати».

Мы не будем сейчас объяснять, почему они так считают.

Рабби Иегуда говорит: «он может умножать сколько угодно, если они не развращают его сердце.

Так, ещё раз.

Тора говорит: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его».

И он хватается за последнюю часть и говорит:

«Если дополнительно, допустим десятая, двадцатая, тридцатая жена не развращает сердце, то никаких ограничений нет».

Этот так думает.

Рабби Симон говорит: «Даже одной жены, если она развращает его сердце, он не может взять».

Вот его мнение.

Но тут возражение: «Если так, зачем же сказано «чтобы не умножал себе жён»?

И вот ответ: «Даже таких как Авигея».

Авигея считается…

Во-первых, она названа как?

Мудрой.

То есть Авигея считается, как говорится, воплощением идеала жены в талмудической литературе, в раввинистической литературе.

То есть если ты даже одну возьмешь, даже такую как Авигея, сверх первой, то это нарушение заповеди.

То есть что мы находим?

Что в Мишне есть разные мнения.

Одни говорят восемнвдцать.

Подсказка: они ссылаются на количество жён у одного из царей.

Другие говорят: сколько угодно.

А третьи говорят: даже плюс одну запрещено, даже, если она самая хорошая, самая идеальная жена.

Поэтому в Мишне мы находим спор на эту тему.

Вопрос тогда был открыт.

И в зависимости от того, какого вы раввина избрали, какой школе принадлежите и, соответственно, как говорится, решение.

В ту эпоху было, как вы знаете, несколько направлений в иудаизме и была такая группа, которая назвалась «ессеи».

Известны кумранские рукописи, они принадлежат этой общине.

На побережье Мёртвого моря в Кумране найден так называемый Дамасский документ.

Он датируется первым веком до нашей эры и там написано…

Описывая других людей, беззаконников, документ пишет:

Они занимаются блудодеянием, беря две жены.

Ибо не прелюбодействуй, значит не нарушай верности по отношению к той, с кем ты состоишь в супружестве.

Они занимаются блудодеяним, беря две жены.

В то время как основание творения есть «мужчину и женщину Он сотворил их».

То есть ссылка идёт на изначальное творение.

Узнаёте кое-что из Апостольских Писаний.

«А в начале не было так, но Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их. И сказал…»

То есть это слова Йешуа.

То есть в данном случае ессеи мыслили, как Йешуа мыслит.

Читаю дальше:

И те, кто вошёл в ковчег, вошли под вое в ковчег.

То есть было восемь человек, а всего четыре пары.

Муж-жена, муж-жена, муж-жена, муж-жена.

То есть первое начало: «он и она».

Второе начало мира: «он и она».

То есть это были моногамные пары.

И от царе написано, чтобы не умножал себе жён.

То есть как ессеи понимали Второзаконие 17:17?

Чтобы он не умножал себе жен…

Как запрет даже на двоежёнство.

То есть они выступают против тех, кто берёт себе две жены и в качестве доказательства своей позиции приводят сотворение, приводят потоп и приводится Второзаконие 17:17.

То есть мы видим, что и у ессеев, как и у некоторых раввиноа, которые в Мишне запечатлены, было мнение о том что у одного мужа должна быть одна жена.

Ещё один отрывочек, книга Второзаконие 21:15-17:

15) Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, — 16) то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; 17) но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства.

Обратите внимание, сколько раз в этом коротком отрывочке упоминаются любимая и нелюбимая, любимая и нелюбимая, любимая и нелюбимая.

И вот один из известных раввинов той эпохи Рабби Ишмаэль…

Полное имя Имаэль бен Элиша.

Он жил во второй половине первого века и в первой трети второго века.

Он один из ведущих закона учителей ешивы в городе Явно.

В его школе были созданы два сборника галактических мидрашей, которые как раз таки и входят в корпус танаической литературы.

А именно мидраш Мехилта книги Исход и Сифрей книги Числа и к части книги Второзаконие.

Так вот, что он считал.

Цитирую комментарий ко Второзаконие 21:15-17:

Природа человека такова, что если у него две жены, одна из них всегда любима, а другая не любима.

То есть он выводит отсюда, что должна быть одна жена.

Если хочешь любви, то пусть будет одна.

А вот теперь из Мишны из раздела Нашим (Нашим, как вы помните, означает «женщины»), трактат Кетубот, глава 10, мишна 1 и мишна 5:

Если кто был женат на двух жёнах…

Чувствуете, что начинается также как и в Торе.

Если у кого будут две жены…

Если такое будет…

Ну вот как, например, у Иакова случилось.

У него было две жены?

Но мы мы уже посмотрели с вами на то, что он не планировал быть.

То есть это не предписание, вот что я хочу сказать, это не предписание.

Но вероятность такого бывает.

Если кто был женат на двух жёнах и умер, то при получении китубы…

Китуба — это финансовая часть, которая полагается жене.

То есть речь идет в данном случае о вопросах наследования.

…то при получении китубы первая имеет преимущество перед второй и наследники первые перед наследниками вторыми.

Давайте прочитаем пятую между и потом попытаемся понять, чего раввины хотели достичь.

Если человек имел четыре жены и умер, первая имеет преимущество перед второй.

Втораая перед третьей.

Третья перед четвёртой.

Ну и, соответственно, их дети.

Тоже было заявлено в первой мишне.

Да?

То есть каждая последующая жена имеет меньше прав в сравнении с предыдущей.

И это касается не только самиъ жён, но и их детей.

Поэтому какой подспудный вопрос?

Кто хочет быть в позиции номер два или в позиции номер три или номер четыре?

То есть решение раввинов таковы, что они этих женщин, которые соглашаются на такой брак, они ставят в невыгодное материальное положение и положение в плане статуса.

И не только их, но и их детей.

То есть, хотя как и в Торе внешне мы не найдем запрета на многожёнство, вот.

И такой запрет был сформулирован только в десятом веке нашей эры.

В десятом веке нашей эры раввины наложили хэрэм, проклятие на любого мужчину, который берет себе две жены.

Не имеется ввиду, одна умерла, а потом…

А вот именно одновременно.

Вот, только в 10 веке.

И этот закон, он распространяется, как говорится, с тех самых пор в иудаизме.

Но тем не менее несмотря на отсутствие такого запрета в танаической литературе, во-первых Мишна исходит из того, что брак моногамный, показывает преимущества и организовывает вопросы так, чтобы было бы не очень интересно состоять в полигамном браке.

По крайней мере с точки зрения женщин.

Вот этот вот весь фон, он помогает нам ярче воспринять то, что говорил Йешуа о браке.

А именно, я уже вскользь цитировал.

Он говорит о жестокосердии сердец в эпоху Моисея.

И говорит о том что, в начале замысел был другой.

То есть он говорит языком ессеев.

Он, Йешуа, придерживается того же взгляда на брак, моногамного взгляда, что и ессеи.

Он ссылается на изначальной Божий порядок, как некоторые из раввинов, которых мы цитировали в Мишне. 34:08

А вот теперь если говорить уже более конкретно на на эту тему, сколько же жён может быть у одного мужчины, то у нас есть три отрывочка из Апостольских Писаний, которые прямо об этом свидетельствует.

Первый из них это 1 Тимофею 3:1-2:

1) Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2) Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…

Итак, одной жены муж, то есть у него не может быть более одной жены.

Естественно, реч не идет о том, что на протяжении всей жизни там и так далее, потому что по закону, если умирает супруг, то освобождаешься закона замужества или вот от закона брака.

Речь идёт о о многоженстве, оно запрещено.

Здесь же, 1 Тимофею 3:12:

12) Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

И, наконец, Титу 1:5-6:

5) Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6) если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

И так далее…

То есть у нас епископ, у нас пресвитер, у нас диакон на страницах Апостольских Писаний, в отношении которых сказано: «должен быть муж одной жены».

Ну, естественно, епископ, пресвите, диакон — это образец для всей общины и на них как и, собственно, на раввинов, помните 2800 в Талмуде, равняются все остальные.

Вот, что Апостольские Писание говорят о многоженстве.

И их лучше и легче понимать, и они ярче воспринимаются и разумеется, когда мы их размещаем в их исторический и этнический богословский контекст литературы танаев.

Аминь.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


8-я заповедь Декалога (Тора сегодня)

26.06.2018, #35 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 20:15; Второзаконие 5:19; Левит 19:11; Исход 21:16; Левит 19:11; Исход 21:16; Второзаконие 19:16-19; Бытие 30:33; 31:19-20; Исход 21:16; Второзаконие 21:17; Левит 19:13; 6:1-4; Второзаконие 22:1-3; Захария 5:1-4; 1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28)

Конcпект

Исход 20:15; Второзаконие 5:19: «Не кради». Что означает этот запрет? Что означает эта заповедь?

Посмотрим на некоторые определения в русском языке.

Толковый словарь Ушакова; Толковый словарь Ожегова: «Красть, воровать означает присваивать чужое».

Толковый словарь Даля: «Брать тайно чужое, уносить или присваивать что-либо тайком».

Толковый словарь Дмитриева: «Если кто-либо крадёт что-либо, значит он берёт это без разрешения и без намерения вернуть».

Таково значение терминов «красть, воровать» в русском языке.

А вот как эта заповедь понимается в иудейской традиции.

Комментарий Раши: «Здесь Писание говорит о похитителе людей, а «не крадите» в Левит 19:11 — о похитителе имущества. Или, может быть, здесь говорится о похитителе имущества, а там — о похитителе людей? Однако ты вынужден признать, что всё понимается в контексте: подобно тому, как «не убей», и «не прелюбодействуй» относятся к преступлениям, за которые подлежат смертной каре по решению бет-дина, так и «не укради» является преступлением, за которое подлежат смертной каре по решению бет-дина [Талмуд, Санхедрин 86а]».

Эта точка зрения, согласно которой заповедь не кради запрещает похищение человека, зафиксирована в иудейских источниках ещё ранее. Например, в Мидраш Мехилта.

«Мехилта» — это слово арамейское, эквивалент греческому «канон», это название двух галахических мидрашей, т.е. сборников решений танаев толкующих книгу Исход. Термин «танаи», в свою очередь, обозначает законоучителей земли Израиля в I-II веке н.э.

Мидраш Мехилта: «Не кради — зачем это сказано? В словах Исход 21:16 мы слышали наказание, где же запрещение? В стихе «не кради». Это запрещение кражи человека. Ты говоришь кражи человека, а может быть, кражи имущества? Но так как сказано Левит 19:11 «не крадите», то кража имущества запрещение есть. А в стихе «не кради» Писание говорит о краже души. А может быть, наоборот? «Не кради» есть запрещение относительно кражи имущества, а «не крадите» о краже души? Пойди и выведи на основании одного из тринадцати толковательных правил.

Таким образом, этот мидраш признаёт, что принятое в иудаизме толкование заповеди «не кради» не является прямым смыслом текста, а результатом выведенного значения, т.е. толкования с принятыми в ту эпоху правилами.

Далее Мидраш Мехилта пишет: «И ещё доказательства. Три заповеди связаны тут рядом «не убивай», «не прелюбодействуй» и «не кради». Из них две определённые и одна не определённая. Познаём неопределённую из определённых. Подобно тому, как определённые представляют заповеди, нарушение коих влечёт смерть по суду, так неопределённая есть заповедь, нарушение коей влечёт смерть по суду, т.е. кража человека по Исход 21:16. Следовательно, «не кради» есть запрещение относительно кражи души, а «не крадите» относительно кражи имущества.

Эти аргументы, однако, представляются не состоятельными. Если исходить из принятых предпосылок наказаний смертной казнью, то правило контекста распространяется не только на предшествующий материал, но и на последующий. Следующая заповедь девятая, «не произноси ложного свидетельства» не наказывается смертью. О последствиях её нарушения написано в Второзаконие 19:16-19. Лжесвидетель получал то наказание, которое он надеялся навлечь на ложно обвиняемого. Посему ещё раз за следующую заповедь «не произноси ложного свидетельства» не полагалось смертной казни.

Применение правил контекстуального анализа не подтверждает традиционное понимание значения этой заповеди в иудаизме.

Итак, что означает заповедь «Не кради»? Обратимся к оригиналу. В древнееврейском используется глагол «ганав», который обозначает просто «красть, воровать, похищать». Впервые в Торе этот глагол появляется в истории патриарха Иакова, где встречается 9 раз. Приведём несколько примеров.

Бытие 30:33 — в данном случае корень «ганав» описывает кражу животных.

Бытие 31:19-20 — здесь изучаемый корень описывает кражу материальных объектов и кражу информации.

Исход 21:16 — в данном случае глагол «ганав» описывает кражу человека.

Итак, мы находим, что непосредственно в Торе глагол «ганав» обозначает посягательство на любой объект, который не принадлежит человеку по закону.

Каковы же законные пути обретения чего либо согласно Торе? Есть главным образом два пути.

Во-первых, получить в дар. Как написано, например, во Второзаконие 21:17, человек может получить нечто в качестве наследства от родителей. Т.е., когда одно лицо добровольно даёт что-либо другому лицу.

Второй способ — это заработать своим трудом, своим временем, своими ресурсами. Как описано, например, в Левит 19:13, где работодателю вменяется в обязанность справедливо оплачивать труд работника.

А как быть с ситуацией, когда человек нашёл что-либо ему не принадлежащее?

Левит 6:1-4 — если человек нашёл что-то потерянное, он должен это вернуть. В противном случае будет грех. Ещё один фрагмент на эту тему: Второзаконие 22:1-3.

У пророков также много написано о воровстве. Прочитаем в качестве иллюстрации Захария 5:1-4.

Апостольские Писания повторяют заповедь «Не кради»1 Петра 4:15; 1 Коринфянам 6:10; Ефесянам 4:28.


Божья повесть: возмездие Иакова (Бытие 29-30)

02.05.2020, #11 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 27:1-10; 26:34-35; 47:8-9; 41:47-48; 45:6; 30:25-26; 31:41; 27:11-12, 14-17; 29:15-23, 26-27; Притчи 26:27; Галатам 6:7; Матфея 7:12.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть: реституция Иакова (Бытие 31-33)

10.05.2020, #12 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 28:10-15; 31:3; 32:28-30, 3; 33:18; 35:6-7, 27; 32:3-5; 27:29, 37; 32:18, 20; 33:5, 8, 13-15, 3; 27:29; 32:13-15; 33:8-11; 27:35-36; Левит 6:1-6; Числа 5:5-7; Иезекииль 33:14-15; Матфея 5:23-24.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть: обет Иакова (Бытие 34-36)

16.05.2020, #13 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 28:16-22, 17, 19, 17, 12, 22; 31:3, 13; 32:7-12, 10; 28:20; 32:12; 28:14-15; 33:16-20; 34:1-4, 7, 31, 26, 24-25; 49:5-7; 35:1-5; 34:30; 35:6-7, 9-12; 32:27-28; Числа 30:3; Второзаконие 23:21-24; Деяния 18:18.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть: первенцы Иакова (Бытие 37-39)

23.05.2020, #14 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 29:32; 35:21-24; 49:1-4; 29:33-34; 34:24-25; 49:5-7; 29:35; 38:1-5; 24:2-3; 35:2-3; 38:7, 10, 14-16, 21-22; 30:22-24; 37:1-2; 5:1-3; 39:1, 7-9; 48:5-6; Второзаконие 21:17; Бытие 49:25-26; Второзаконие 33:13, 16; 1 Паралипоменон 5:1-2.)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Ваецэ» Алекса Бленда

Ваеце (Радио El-Hi’ 2019-20)

03.12.2019, из цикла «Недельный отрывок Торы на радио ЭльХай»

()

Конcпект

© Алекс Бленд


Берешит 28:10-22. Самая чудесная лестница (Тора 2019-20)

01.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 28:10-22)

Конcпект

Сон Якова и его клятва. Сон как предисловие к тому, что будет рассказано в дальнейшем.

© Алекс Бленд


Берешит 29:1-17. Окрылённый праотец (Тора 2019-20)

02.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 29:1-17)

Конcпект

Встреча у колодца. Пастухи бывают разные. Яков на испытательном сроке.

© Алекс Бленд


Берешит 29:18-35. Начало семейной жизни (Тора 2019-20)

02.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 29:18-35)

Конcпект

Трудности на пути создания семьи. Воздаяние мера за меру. О привязанности к первой жене и о значении имен.

© Алекс Бленд


Берешит 30:1-13. Милые бранятся (Тора 2019-20)

03.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 30:1-13)

Конcпект

Самая обсуждаемая семейная ссора в истории. Что говорят комментаторы о ссоре и о себе. В игру вступают рабыни. И еще много разного.

© Алекс Бленд


Берешит 30:14-27. БАДы и Бог (Тора 2019-20)

04.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 30:14-27)

Конcпект

О том, как маленький мальчик меняет еврейскую историю. О неопрометчивых решениях и высокой цене за них.

© Алекс Бленд


Берешит 30:24-43. Пастушеские хитрости (Тора 2019-20)

05.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 30:24-43)

Конcпект

Почему Яков не спешит домой. Проблемы толкования договора. Генетика и селекция.

© Алекс Бленд


Берешит 31:1-21. Семейный совет (Тора 2019-20)

05.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 31:1-21)

Конcпект

Важней всего погода в доме. Совещание в поле. Сложности выбирать между семьей и Богом. Бегство

© Алекс Бленд


Берешит 31:22 — 32:3. Война и мир (Тора 2019-20)

05.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 31:22 — 32:3)

Конcпект

Лаван отправляется в погоню. Обыск на горе Гилад. И много другое. О том, почему Рахель украла терафимов, разговор тоже будет, но не в этой беседе, а чуть позже. Когда за них придет расплата. Поэтому, как говорится: «не переключайтесь».

© Алекс Бленд


Берешит 31:19. Краденные боги (Тора 2019-20)

07.12.2019, из цикла «Недельная глава по частям»

(Бытие 31:19)

Конcпект

Краденные боги. Почему Рахель пошла на кражу. О том как отвечали на этот вопрос и как не всех устраивали эти ответы. А так же о сложностях местной юриспруденции.

© Алекс Бленд


 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: