Недельная глава Торы 02: Ноах (Ной)

Недельная глава Торы 02: «Ноах» / «Ной» (Бытие 6:9 — 11:32), дополнительное чтение (Исаия 54:1 — 55:5) и комментарии в аудио формате (можно слушать онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментирует Виталий Олийник.

Разделы недельной главы Торы «Ноах» для ежедневного чтения

Тора / Берейшит (Бытие) 6 / Берейшит / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Берейшит (Бытие) 7 / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Берейшит (Бытие) 8 / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Берейшит (Бытие) 9 / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Берейшит (Бытие) 10 / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Тора / Берейшит (Бытие) 11 / Ноах(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Гафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ноах»

Невиим / Йешайа (Исаия) 54(Читает Илья Прудовский)
Невиим / Йешайа (Исаия) 55(Читает Илья Прудовский)

Комментарии к недельной главе Торы «Ноах» Виталия Олийника

Плодитесь и размножайтесь (Тора сегодня)

(24.11.2017, #06 из цикла «Тора сегодня», Бытие 1:26-28; 9:1, 7)

Конcпект

Первые пять бесед этого цикла были посвящены теоретическим, методологическим вопросам, без которых невозможен серьёзный разговор о заповедях Торы. В первой беседе мы выяснили, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. В последующих беседах мы нашли, что несмотря на вечность Торы существуют три фактора, которые определяют и ограничивают применение заповедей сегодня.

Во-первых, это фактор формулировки заповедей. Вопрос о том, является ли заповедь казуальной, обусловленной или аподиктической, безусловной.

Во-вторых, это фактор государственности. Дана ли эта заповедь для Израиля в качестве теократического государства?

В-третьих, это фактор служения во святилище. Является ли эта заповедь частью законов, регулирующих служение во святилище?

Если оказывается, что заповедь казуальная, обусловленная, необходимо выяснить, соответствуют ли условия определяющие востребованность этой заповеди условиям или обстоятельствам отдельно взятого человека сегодня.

Во-вторых, если оказывается, что какая-то заповедь дана для Израиля в качестве теократического государства или является частью законов, регулирующих служение во святилище, значит её не нужно соблюдать сегодня. Эта заповедь не востребована.

Все остальные заповеди Торы нужно продолжать соблюдать. Они составляют мерило Божьей воли и нравственности на все времена, включая наше поколение.

Используя этот алгоритм, мы готовы приступить теперь непосредственно к чтению и изучению заповедей Торы.

Первое повеление обращённое к человеку записано в Бытие 1:27-28. В прочитанных стихах пять глаголов в повелительном наклонении: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте, обладайте, владычествуйте». Это первые заповеди данные людям.

Сегодня мы рассмотрим первые два глагола «плодитесь и размножайтесь». Первое, что важно отметить заключается в том, что эти заповеди ничем не ограничены и ничем не обусловлены. Ни формулировкой, т.е. они являются аподиктическими, безусловными. Ни землёй Израиля, ни служением во святилище. Следовательно, эти заповеди обязательны для всех, во все времена, включая и нас с вами.

Комментарий Сончино: «Это первая заповедь, данная человеку. Она включает в себя обязанность создать семью и воспитать детей. В талмудической литературе и раввинских трудах эта заповедь занимает первое место в списке, состоящем из 613 мицвот (заповедей) Торы».

Действительно трудно переоценить значимость этой заповеди. Ведь если её не соблюдать, скоро будет некому соблюдать все остальные заповеди.

Что же означает «плодиться и размножаться»?

Поговорим вначале о первом глаголе «плодитесь». В оригинале в древнееврейском это глагол «фара». «Фара» дословно означает «приносить плод». Отглагольное существительное «пэри» означает «плод»Бытие 1:11-12. Таким образом, базовое значение глагола «фара» — это «приносить плод», т.е. производить нечто такое же, как то или те, кто его производят.

Требования этого глагола удовлетворяются, когда у мужа и жены рождается дитя. Когда есть сам факт деторождения. Когда есть приплод.

Посмотрим на использование этого глагола в Бытие 41:50-52. Имя «Ефрем» происходит от глагола «фара»«приносить плод». Т.е. Бог дал потомство, Бог дал детей, Иосиф принёс плод.

Сам факт рождения ребёнка является выполнением первой заповеди «плодитесь». Таким образом, эта заповедь о самом факте деторождения. Каждая семья призвана к деторождению.

Отказ иметь детей, соответственно, является нарушением Божьей заповеди. Бытие 38:6-10 — в этой истории вопрос стоял не о количестве детей, а о самом факте, об одном ребёнке. Как написано позже во Второзаконие 25:5-6. Онан же отказывался от детородия в принципе, он не хотел дать дитя, ребёнка жене умершего своего брата.

Итак, Тора говорит: «плодитесь и размножайтесь».

Что означает второй глагол «размножайтесь»? В оригинале используется древнееврейский глагол «рава», который означает «делать больше, увеличивать». Мы находим его, например, в Бытие 7:17. Процесс увеличения воды на земле обозначен глаголом «рава». Это описание процесса, при котором чего-то становится больше.

Вот как этот глагол используется в оригинале применительно именно к деторождению — Иисус Навин 24:3-4. Всевышний размножил Авраама, дав ему Исаака. Рождение одного ребёнка — это умножение семени Авраама.

Иеремия 29:6 — соответственно применительно к деторождению, когда речь идёт о группе людей, о народе, «рава» означает увеличение численности населения. И тот глагол противоположен по смыслу глаголу «умоляться». Сказано, размножайтесь там, т.е. увеличивайтесь числом, а не умаляйтесь.

Эти две заповеди «плодитесь и размножайтесь» впервые прозвучали в Эдемском саду до появления греха и смерти. В тех условиях рождение одного ребёнка удовлетворяло требованиям сразу двух заповедей. Было и детородие и размножение.

Однако, эти две заповеди повторяются в Торе и позже — Бытие 9:1, 7. Эта заповедь была дана уже в контексте присутствия смерти, поэтому, чтобы выполнять вторую заповедь «размножаться» или «увеличиваться числом», муж и жена должны оставить двоих детей после себя, в замену себе, а также ещё одного, чтобы был рост численности.

Сегодня суммарный коэффициент рождаемости для обеспечения роста населения должен быть 2,15. На практике в каждой семье должны быть трое детей.

Однако, при этом важно помнить, что эти заповеди даны были не исключительно Адаму и Еве или же Ною, его жене и сыновьям Ноя с их жёнами. Не каждой семье в отдельности, а человечеству в целом. Не предполагалось, что Адам и Ева самолично должны народить миллиарды детей на земле, чтобы её наполнить. Поэтому, конечно, на практике в разных семьях может быть разное количество детей в силу разных причин.

Вот как этот вопрос отражён в Мишне, в документе, который представляет собой компиляцию мнений, учений, толкований раввинов, законоучителей I-II веков н.э.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Иевамот, гл. 6, мишна 6: «Человек не имеет права освобождать себя от исполнения заповеди плодитесь и размножайтесь, разве что у него уже есть дети. Школа Шамая говорит — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь».

Мишна полагает, что человек выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», если у него есть минимум два ребёнка.

Когда мы задаём вопрос, что на эту тему говорят Апостольские Писания, мы находим в частности в 1 Тимофею 5:14 повторение заповедей Торы: «вступать в брак и рожать детей».

Итак, первые две заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь» заповедуют мужу и жене иметь детей. Отказ иметь детей является нарушением Божьей воли.

К сожалению, в следствие греха Адама и Евы на земле появилось такое явление как бесплодие, поэтому есть супружеские пары, которые не в силах выполнить эту заповедь. Таковым важно помнить следующее.

Во-первых, брачный союз является полноценным и на этапе, когда ещё нет детей. Бытие 1:26-27 — Тора разделяет то, кем они являются: «образом и подобием Божьим» и то, что они делают: «плодятся, размножаются, наполняют, обладают, владычествуют». Брачный союз является полноценным и отражает образ и подобие Божье, когда он и она стали одной плотью.

Во-вторых, важно отметить разницу между тем, как заповедь и благословение деторождения были даны в отношении животных и в отношении человека. О животных сказано в Бытие 1:22: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь». А вот в отношении людей сказано в Бытие 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь».

Слова обращённые к человеку предваряются фразой «сказал им Бог». Эти слова предполагают личный отклик, свободу воли, выбор человека, откликнуться или не откликнуться. Поэтому если бесплодная супружеская пара желает исполнить волю Божью, откликается на Божий призыв, но лишена возможности осуществить это в силу объективных, независящих от них причин, она не попадает в число нарушителей этой заповеди.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2007-08)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2008-09)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2009-10)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2010-11)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2011-12)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2012-13)(Виталий Олийник)
Ноах / Годичный цикл чтения Торы (2013-14)(Виталий Олийник)

 

Данный список не окончательный. Ждите обновлений…

Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: