Недельная глава Торы 02: Ноах (Ной) с комментариями

Недельные главы Торы на сегодня: #42 Матот (Колена) и #43 Масэй (Станы)

12 — 18 июля 2020 / 20 — 26 Тамуз 5780 Календарь всех недельных глав Торы и праздников на 5780 - 5781 годы (2020 - 2021) находится здесь.

Вторая по счёту недельная глава в годичном цикле изучения Торы называется «Ноах (Ной)». Она содержится в книге Брейшит / Бытие 6:9 — 11:32. Название этой недельной главы даётся по первому значимому слову в этом отрывке — Брейшит / Бытие 6:9: «Вот житие Ноя…» Имя «Ной» в оригинале «Ноах».

О чём? • (6:9 — 9:29) — Строительство ковчега: • (6:9-22) — Строительство ковчега; • (7:1-9) — Вход в ковчег; • (7:10-24) — Потоп; • (8:1-5) — Убывание воды; • (8:6-14) — Ворон и голубь; • (8:15-22) — Ноах покидает ковчег; • (9:1-17) — Союз Бога с Ноахом; • (9:18-23) — Опьянение Ноаха; • (9:24-29) — Благословения Шему и Йефету; • (10:1-10:32) — Родословная сыновей Ноаха: • (10:1-5) — Родословная потомков Йефета; • (10:6-20) — Родословная потомков Хама; • (10:21-32) — Родословная потомков Шема; • (11:1-11:9) — Вавилонская башня: • (11:1-4) — Строительство; • (11:5-9) — Рассеяние.

Дополнительное чтение (Ѓафтара): Йешаяѓу / Исаии 54:1 — 55:5.

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет): Матфея 7:1 — 11:30; Луки 17:26-37; 2 Петра 2:5; 1 Петра 3:18-22.

Мы подготовили для вас отрывок этой недельной главы, дополнительное чтение и комментарии в аудио и видео форматах (можно слушать и смотреть онлайн). Текст Священных Писаний читают Александр Бондаренко (РБО) и Илья Прудовский, комментируют Виталий Олийник и Алекс Бленд.

Содержание
  1. Разделы недельной главы Торы «Ноах» для ежедневного чтения
  2. Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ноах»
  3. Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ноах»
  4. Комментарии к недельной главе Торы «Ноах» Виталия Олийника
  5. Необычные места повествования о потопе (Тора 2007-08 #02)
  6. Завет Бога с Ноем (Тора 2008-09 #02)
  7. Состояние земли накануне потопа (Тора 2009-10 #02)
  8. Животные в контексте потопа (Тора 2010-11 #02)
  9. Природа жертвоприношения Ноя (Тора 2011-12 #02)
  10. В чём был грех строителей Вавилонской башни? (Тора 2012-13 #02)
  11. Знакомство с сыновьями Ноя (Тора 2013-14 #02)
  12. Чистое и нечистое (О мясной пище #1)
  13. Кровь (О мясной пище #2)
  14. Жир (О мясной пище #3)
  15. Всемирный потоп (Тора и Евангелие #02)
  16. 7 заповедей сыновей Ноя (Тора в РРИ #02)
  17. Плодитесь и размножайтесь (Тора сегодня #06)
  18. Наполняйте землю (Тора сегодня #07)
  19. Земля: обладайте и владычествуйте (Тора сегодня #08)
  20. Вам сие будет в пищу (Тора сегодня #09)
  21. Употребление мяса (Тора сегодня #13)
  22. Употребление мяса с кровью (Тора сегодня #14)
  23. Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)
  24. Мера ответственности (Тора сегодня #43)
  25. Божья повесть #03: потоп (Бытие 6-8)
  26. Божья повесть #04: вавилонская башня (Бытие 9-11)
  27. Божья повесть #05: призвание Авраама (Бытие 12-14)
  28. Творение: Книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)
  29. Библия и расизм (2020)
  30. Комментарии к недельной главе Торы «Ноах» Алекса Бленда
  31. Книга Бытие. Часть 2. Ноах (Тора 2015)

Разделы недельной главы Торы «Ноах» для ежедневного чтения

  1. ВС: Тора: Брейшит / Бытие 6:9-22;
  2. ПН: Тора: Брейшит / Бытие 7:1-16;
  3. ВТ: Тора: Брейшит / Бытие 7:17 — 8:14;
  4. СР: Тора: Брейшит / Бытие 8:15 — 9:7;
  5. ЧТ: Тора: Брейшит / Бытие 9:8-17;
  6. ПТ: Тора: Брейшит / Бытие 9:18 — 10:32;
  7. СБ: Тора: Брейшит / Бытие 11:1-32.
Книга Бытие, Глава 6 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 7 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 8 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 9 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 10 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Книга Бытие, Глава 11 (Тора: Брейшит)(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Дополнительное чтение (Ѓафтара) из Пророков к недельной главе Торы «Ноах»

  1. Невиим: Йешаяѓу / Исаия 54:1 — 55:5.
Книга Пророка Исаии, Глава 54 (Невиим: Йешаяѓу)(Читает Илья Прудовский)
Книга Пророка Исаии, Глава 55 (Невиим: Йешаяѓу)(Читает Илья Прудовский)

Чтение Брит Ѓадаша (Новый Завет) к недельной главе Торы «Ноах»

  1. Евангелие от Матфея 7:1 — 11:30;
  2. Евангелие от Луки 17:26-37;
  3. Второе Послание Петра 2:5;
  4. Первое Послание Петра 3:18-22.
Евангелие от Матфея, Глава 7(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 8(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 9(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 10(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Матфея, Глава 11(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Евангелие от Луки, Глава 17(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Второе Послание Петра, Глава 2(Читает Александр Бондаренко, РБО)
Первое Послание Петра, Глава 3(Читает Александр Бондаренко, РБО)

Комментарии к недельной главе Торы «Ноах» Виталия Олийника

Необычные места повествования о потопе (Тора 2007-08 #02)

19.10.2007, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 6:5-6;)

Необычные места повествования о потопе (19.10.2007)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Завет Бога с Ноем (Тора 2008-09 #02)

07.11.2008, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 6:17-18;)

Завет Бога с Ноем (07.11.2008)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Состояние земли накануне потопа (Тора 2009-10 #02)

23.10.2009, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 6:1-2; )

Состояние земли накануне потопа (23.10.2009)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Животные в контексте потопа (Тора 2010-11 #02)

15.10.2010, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 7:1-2; )

Животные в контексте потопа (15.10.2010)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Природа жертвоприношения Ноя (Тора 2011-12 #02)

04.11.2011, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 8:18-21;)

Природа жертвоприношения Ноя (04.11.2011)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


В чём был грех строителей Вавилонской башни? (Тора 2012-13 #02)

26.10.2012, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 11:1-9;)

В чём был грех строителей Вавилонской башни? (26.10.2012)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Знакомство с сыновьями Ноя (Тора 2013-14 #02)

08.11.2013, #02 из цикла «Годичный цикл чтения Торы»

(Бытие 6:10; 9:22-24;)

Знакомство с сыновьями Ноя (08.11.2013)(Виталий Олийник)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Чистое и нечистое (О мясной пище #1)

25.04.2009, #01 из цикла «О мясной пище»

(Бытие 7:1-2; Иеремия 31:31-33; Евреям 8:6-10; Второзаконие 6:1-2, 4-6; 30:10-14; Исаия 66:15-18; Второзаконие 14:3; Откровение 21:27; Левит 11; Второзаконие 14; Деяния 10:9-16; Римлянам 14:14; Галатам 4:4; 1 Петра 2:21-22; 1 Коринфянам 10:31.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Кровь (О мясной пище #2)

09.05.2009, #02 из цикла «О мясной пище»

(Бытие 9:1-4; Левит 3:17; Деяния 15:19-20; Левит 7:26-27; 17:13-14; Иезекииль 44:31; Исход 22:31; Левит 22:8; Второзаконие 14:21; Иезекииль 4:14; Второзаконие 12:15-16; Левит 17:13-14; Второзаконие 12:21-25; Исход 15:26.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Жир (О мясной пище #3)

16.05.2009, #03 из цикла «О мясной пище»

(Левит 3:16-17; 27:30; 3:17; 7:22-25; 3:1, 3-4, 7, 9-10, 12, 14-15; Неемия 8:10; Псалтирь 72:1-3, 7; 118:70; 83:12-13.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Всемирный потоп (Тора и Евангелие #02)

28.10.2017, #02 из цикла «Тора и Евангелие»

(Бытие 6:9, 17; 2 Петра 3:3-8; Бытие 6:5, 11-13; 2 Петра 3:3, 7; 2 Тимофею 3:1-5; Матфея 24:37, 40-42, 37-39; Бытие 7:21-23; 6:3; 2 Петра 2:5; Матфея 24:14; 2 Петра 3:9, 8)

Конcпект

В силу ограниченности времени, мы сможем рассмотреть лишь некоторые вопросы из этой недельной главы. Первая половина главы «Ноах» посвящена всемирному потопу. В частности в книге Бытие 6:17 написано: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни».

В Апостольских Писаниях, называемых Новым Заветом, тема потопа встречается неоднократно. Вот, что написано во 2 Петра 3:3-8: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Согласно словам Апостола Петра гибель первого мира, является прообразом гибели второго мира. Т.е. уничтожение допотопной цивилизации является прообразом уничтожения современного мира. Посмотрим на несколько параллелей между этими двумя событиями.

Во-первых, вопрос причины гибели мира. В Торе написано, Бытие 6:5: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». Далее Бытие 6:11-13: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».

В отличие от древних мифов Междуречья, согласно которым потоп наступил потому, что боги устали от шума людского, Священное Писание указывает нравственную причину гибели людей. Подобным же образом, как повествуют Апостольские Писания, будет обстоять дело накануне уничтожения современной цивилизации.

В прочитанном ранее отрывке из 2 Петра 3:3, 7 это указано так: «…в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям… нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков…»

Во 2 Тимофею 3:1-5 измерение нравственного состояния людей описано так: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…»

Первый мир погиб по причине нравственного разложения и те же самые обстоятельства станут причиной гибели современной цивилизации.

Как именно описана участь нечестивых? В Матфея 24:37, 40-42 написано: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого… Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».

Здесь Иисус Христос уподобляет Своё второе пришествие времени Ноя и произносит фразы, которые сегодня широко известны в целом ряде напрвлений христианства. А именно: «один берётся, а другой оставляется». В результате появилась теория о том, что будет так называемое «тайное пришествие» Иисуса Христа, во время которого Он заберёт Своих. Это называют «тайное восхищение церкви». А вот те, кто не войдёт в это число, они как раз таки останутся.

Эту теорию хорошо отражает роман, а после и снятые два фильма «Left Behind» / «Оставленные позади», где рисуется ситуация, при которой определённое число людей вдруг исчезли с земли. И на неё остались одни только неверующие. Эта картина ничего общего с Библией не имеет. И она могла появиться только лишь в сознании человека, который крайне не внимательно читает Священное Писание, как Евангельское повествование, так и тем более Тору.

В действительности Иисус Христос сказал: «один берётся, а другой оставляется». Но главный вопрос в другом. На что он оставляется? Обратимся к этому отрывку ещё раз. Прочитаем сейчас Матфея 24:37-39: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого».

Обратили ли вы внимание на то, что потоп принёс на землю? Сказано: «пришёл потоп и истребил всех» и далее «так будет и пришествие Сына Человеческого». Т.е. те, кто останутся на земле, они вовсе не останутся там продолжать жить, они будут истреблены, как произошло во время потопа. О чём ярко сказано в нашей недельной главе Торы в Бытие 7:21-23 написано: «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли…»

Однако повествование Торы о потопе не наполнено лишь мрачными красками. В Бытие 6:3 написано: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Всевышний определяет какой-то срок. В чём смысл этого срока?

Вот какой ответ мы находим у известнейших комментаторов Торы. Один из них по имени Раши. Слово «Раши» — это акроним словосочетания «Раби Шломо Ицхаки», который жил с 1040 по 1105 год н.э. и был крупнейшим средневековым комментатором Талмуда и одним из видных комментаторов Библии, духовным вождём еврейства Северной Франции. Раши пишет: До ста двадцати лет буду долготерпелив к ним. Если же они не возвратятся от злодеяния своего, наведу Я на них потоп.

Передавая речь Всевышнего, Раши утверждает, что 120 лет — это время милости и долготерпения Божия. Это шанс тому поколению возвратиться от злодеяния своего. Если бы это произошло, не было бы вод потопа.

Ещё один комментатор Ибн Эзра, который жил чуть позже (родился 1089, умер в 1164 году), был поэтом граматиком, философом, комментатором Библии, астрономом и врачом, пишет: «Эти сто двадцать лет были даны человечеству, чтобы люди могли осмыслить своё поведение, оставить дурные дела и раскаяться».

Вновь цитирую комментарий Раши: У Предвечного много путей избавления и спасения. Для чего же Он утруждал Ноаха сооружением этого ковчега? Чтобы люди поколения, жившего до потопа, видели, как он на протяжении ста двадцати лет занимается этим и спрашивали бы у него: «Зачем это тебе?» А он отвечал бы им: «Святой, благословен Он, наведёт на мир потоп». — Быть может они возвратятся с пути зла».

Точно такая же картина открыта и в Апостольских Писаниях.

Во 2 Петра 2:5 написано: «И если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых». Ной назван «проповедником правды». На протяжении 120 лет он проповедовал допотопному миру, призывая их к покаянию. И это чрезвычайно важно отметить, Бог никогда не оставляет людей без надежды.

То же самое верно в отношении гибели нашего мира. В Матфея 24:14 написано: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Конец не наступит раньше, чем все будут оповещены.

Во 2 Петра 3:9 читаем: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Напоследок упомянем ещё одну интересную паралель между гибелью двух миров. Во 2 Петра 3:8 написано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Эта любопытная фраза имеет глубокие корни в еврейской традиции. В Вавилонском Талмуде, в трактате Санхедрин сказано: Сказал мудрец из дома Элиягу: шесть тысяч лет время мира, т.е. мироздания: две тысячи лет хаоса, две тысячи лет Торы, две тысячи лет дни Машиаха». Ещё из этого же трактата: «Рав Катина говорил: мир просуществует шесть тысяч лет, затем одну тысячу лет он будет в запустении. Подобно тому, как Всевышний за шесть дней создал мир и всё, что в нём, а в день седьмой почил. Поскольку у Него один день как тысяча лет».

Древние исследователи Священного Писания видели здесь параллель с человеческой историей. Шесть тысяч лет истории земли, а седьмая имеет особый статус.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


7 заповедей сыновей Ноя (Тора в РРИ #02)

08.11.2017, #02 из цикла «Тора в раннем раввинистическом иудаизме»

(Бытие 7:13; 9:18-19; 10:1, 32)

Конcпект

Слышали ли вы такой термин «7 заповедей сыновей Ноя»?

Еврейская Энциклопедия: НО́ЕВЫХ СЫНО́В ЗАКО́НЫ (שֶׁבַע מִצְווֹת בְּנֵי נֹח, шева мицвот бней Ноах), семь законов, считающихся в талмудической и раввинистической традиции необходимым минимумом моральных обязательств, налагаемых Библией на все человечество. Т.е. 7 заповедей считаются обязательными для всех язычников, для любого человека. В то время как еврей обязан соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (Мицвот), нееврей, которого традиция иудаизма считает участником завета, заключенного Богом с Ноем, обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов…

Итак, если бы у вас был выбор, кем бы вы хотели родиться: евреем или неевреем? Там где 613 или где всего 7? Правильный ответ: «Я бы лучше в христианстве, там всего две: люби Бога, люби ближнего. У каждого свой интерпретация и вообще хорошо». Я имею ввиду, естественно, не углубляющихся в текст.

Т.е. есть понимание в рамках иудаизма, что для разных групп людей предназначены изначально в Божьем замысле разные законы. И вот базой для такого понятия, как «шева мицвот бней Ноах», как раз таки и является наша недельная глава Торы. Она описывает то, что вошло в традиционную формулировку семи заповедей для сынов Ноя.

Поэтому для начала вот что попытаемся сделать. Поработаем с текстом Торы и с текстом Танаха в принципе. И выясним, что означает фраза «сыны Ноя». Т.е. есть ли такая фраза «сыны Ноя, бней Ноах» в Торе, в Танахе? И, если есть, что она означает, кого она описывает?

При исследовании оказывается, что вот эта фраза «бней Ноах» встречается в Торе пять раз. Вот эти места:

Брейшит / Бытие 7:13: «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы («бней Ноах»), и жена Ноева, и три жены сынов его с ними».

Брейшит / Бытие 9:18-19: «Сыновья Ноя («бней Ноах»), вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы («бней Ноах»), и от них населилась вся земля».

Брейшит / Бытие 10:1, 32: «Вот родословие сынов Ноевых («бней Ноах»): Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети… Вот племена сынов Ноевых («бней Ноах»), по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа».

Непосредственно в самой Торе, повторимся, эта фраза встречается пять раз и она описывает троих человек. Она описывает сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Однако само понятие «сыны Ноя», может быть не в такой форме «бней Ноах, а может быть с разрывом или со ссылкой на сыновей Ноя, ещё встречается ещё несколько раз.

Брейшит / Бытие 6:9-10: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета». Т.е. нет фразы «бней Ноах», но тем не менее сказано: «Ной родил трёх сыновей». С определёнными вставочками само понятие встречается здесь.

Брейшит / Бытие 7:7: «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа».

Брейшит / Бытие 8:18: «И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним».

Брейшит / Бытие 9:1, 8: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… И сказал Бог Ною и сынам его с ним…». 6:52

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Плодитесь и размножайтесь (Тора сегодня #06)

24.11.2017, #06 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 1:27-28, 11-12; 41:50-52; 38:6-10; Второзаконие 25:5-6; Бытие 7:17; Иисус Навин 24:3-4; Бытие 9:1, 7; 1 Тимофею 5:14; Бытие 1:26-27, 22, 28)

Конcпект

Первые пять бесед этого цикла были посвящены теоретическим, методологическим вопросам, без которых невозможен серьёзный разговор о заповедях Торы. В первой беседе мы выяснили, что все заповеди Торы вечны, даны на все времена. В последующих беседах мы нашли, что несмотря на вечность Торы существуют три фактора, которые определяют и ограничивают применение заповедей сегодня.

Во-первых, это фактор формулировки заповедей. Вопрос о том, является ли заповедь казуальной, обусловленной или аподиктической, безусловной.

Во-вторых, это фактор государственности. Дана ли эта заповедь для Израиля в качестве теократического государства?

В-третьих, это фактор служения во святилище. Является ли эта заповедь частью законов, регулирующих служение во святилище?

Если оказывается, что заповедь казуальная, обусловленная, необходимо выяснить, соответствуют ли условия определяющие востребованность этой заповеди условиям или обстоятельствам отдельно взятого человека сегодня.

Во-вторых, если оказывается, что какая-то заповедь дана для Израиля в качестве теократического государства или является частью законов, регулирующих служение во святилище, значит её не нужно соблюдать сегодня. Эта заповедь не востребована.

Все остальные заповеди Торы нужно продолжать соблюдать. Они составляют мерило Божьей воли и нравственности на все времена, включая наше поколение.

Используя этот алгоритм, мы готовы приступить теперь непосредственно к чтению и изучению заповедей Торы.

Первое повеление обращённое к человеку записано в Бытие 1:27-28. В прочитанных стихах пять глаголов в повелительном наклонении: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте, обладайте, владычествуйте». Это первые заповеди данные людям.

Сегодня мы рассмотрим первые два глагола «плодитесь и размножайтесь». Первое, что важно отметить заключается в том, что эти заповеди ничем не ограничены и ничем не обусловлены. Ни формулировкой, т.е. они являются аподиктическими, безусловными. Ни землёй Израиля, ни служением во святилище. Следовательно, эти заповеди обязательны для всех, во все времена, включая и нас с вами.

Комментарий Сончино: «Это первая заповедь, данная человеку. Она включает в себя обязанность создать семью и воспитать детей. В талмудической литературе и раввинских трудах эта заповедь занимает первое место в списке, состоящем из 613 мицвот (заповедей) Торы».

Действительно трудно переоценить значимость этой заповеди. Ведь если её не соблюдать, скоро будет некому соблюдать все остальные заповеди.

Что же означает «плодиться и размножаться»?

Поговорим вначале о первом глаголе «плодитесь». В оригинале в древнееврейском это глагол «фара». «Фара» дословно означает «приносить плод». Отглагольное существительное «пэри» означает «плод»Бытие 1:11-12. Таким образом, базовое значение глагола «фара» — это «приносить плод», т.е. производить нечто такое же, как то или те, кто его производят.

Требования этого глагола удовлетворяются, когда у мужа и жены рождается дитя. Когда есть сам факт деторождения. Когда есть приплод.

Посмотрим на использование этого глагола в Бытие 41:50-52. Имя «Ефрем» происходит от глагола «фара»«приносить плод». Т.е. Бог дал потомство, Бог дал детей, Иосиф принёс плод.

Сам факт рождения ребёнка является выполнением первой заповеди «плодитесь». Таким образом, эта заповедь о самом факте деторождения. Каждая семья призвана к деторождению.

Отказ иметь детей, соответственно, является нарушением Божьей заповеди. Бытие 38:6-10 — в этой истории вопрос стоял не о количестве детей, а о самом факте, об одном ребёнке. Как написано позже во Второзаконие 25:5-6. Онан же отказывался от детородия в принципе, он не хотел дать дитя, ребёнка жене умершего своего брата.

Итак, Тора говорит: «плодитесь и размножайтесь».

Что означает второй глагол «размножайтесь»? В оригинале используется древнееврейский глагол «рава», который означает «делать больше, увеличивать». Мы находим его, например, в Бытие 7:17. Процесс увеличения воды на земле обозначен глаголом «рава». Это описание процесса, при котором чего-то становится больше.

Вот как этот глагол используется в оригинале применительно именно к деторождению — Иисус Навин 24:3-4. Всевышний размножил Авраама, дав ему Исаака. Рождение одного ребёнка — это умножение семени Авраама.

Иеремия 29:6 — соответственно применительно к деторождению, когда речь идёт о группе людей, о народе, «рава» означает увеличение численности населения. И тот глагол противоположен по смыслу глаголу «умоляться». Сказано, размножайтесь там, т.е. увеличивайтесь числом, а не умаляйтесь.

Эти две заповеди «плодитесь и размножайтесь» впервые прозвучали в Эдемском саду до появления греха и смерти. В тех условиях рождение одного ребёнка удовлетворяло требованиям сразу двух заповедей. Было и детородие и размножение.

Однако, эти две заповеди повторяются в Торе и позже — Бытие 9:1, 7. Эта заповедь была дана уже в контексте присутствия смерти, поэтому, чтобы выполнять вторую заповедь «размножаться» или «увеличиваться числом», муж и жена должны оставить двоих детей после себя, в замену себе, а также ещё одного, чтобы был рост численности.

Сегодня суммарный коэффициент рождаемости для обеспечения роста населения должен быть 2,15. На практике в каждой семье должны быть трое детей.

Однако, при этом важно помнить, что эти заповеди даны были не исключительно Адаму и Еве или же Ною, его жене и сыновьям Ноя с их жёнами. Не каждой семье в отдельности, а человечеству в целом. Не предполагалось, что Адам и Ева самолично должны народить миллиарды детей на земле, чтобы её наполнить. Поэтому, конечно, на практике в разных семьях может быть разное количество детей в силу разных причин.

Вот как этот вопрос отражён в Мишне, в документе, который представляет собой компиляцию мнений, учений, толкований раввинов, законоучителей I-II веков н.э.

Мишна (раз. Нашим, тракт. Иевамот, гл. 6, мишна 6: «Человек не имеет права освобождать себя от исполнения заповеди плодитесь и размножайтесь, разве что у него уже есть дети. Школа Шамая говорит — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь».

Мишна полагает, что человек выполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», если у него есть минимум два ребёнка.

Когда мы задаём вопрос, что на эту тему говорят Апостольские Писания, мы находим в частности в 1 Тимофею 5:14 повторение заповедей Торы: «вступать в брак и рожать детей».

Итак, первые две заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь» заповедуют мужу и жене иметь детей. Отказ иметь детей является нарушением Божьей воли.

К сожалению, в следствие греха Адама и Евы на земле появилось такое явление как бесплодие, поэтому есть супружеские пары, которые не в силах выполнить эту заповедь. Таковым важно помнить следующее.

Во-первых, брачный союз является полноценным и на этапе, когда ещё нет детей. Бытие 1:26-27 — Тора разделяет то, кем они являются: «образом и подобием Божьим» и то, что они делают: «плодятся, размножаются, наполняют, обладают, владычествуют». Брачный союз является полноценным и отражает образ и подобие Божье, когда он и она стали одной плотью.

Во-вторых, важно отметить разницу между тем, как заповедь и благословение деторождения были даны в отношении животных и в отношении человека. О животных сказано в Бытие 1:22: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь». А вот в отношении людей сказано в Бытие 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь».

Слова обращённые к человеку предваряются фразой «сказал им Бог». Эти слова предполагают личный отклик, свободу воли, выбор человека, откликнуться или не откликнуться. Поэтому если бесплодная супружеская пара желает исполнить волю Божью, откликается на Божий призыв, но лишена возможности осуществить это в силу объективных, независящих от них причин, она не попадает в число нарушителей этой заповеди.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Наполняйте землю (Тора сегодня #07)

01.12.2017, #07 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 1:27-28, 21-22; 21:19; 24:16; 1:1; 2:8; 4:16-17; 9:1, 7; 11:1-4; Откровение 14:8; 18:1-4; 16:17-19)

Конcпект

Бытие 1:27-28 — в этом отрывке пять глаголов в повелительном наклонении: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте, обладайте, владычествуйте». Сегодня речь пойдёт о третьем предписании, о третьей заповеди «наполняйте землю». Что это означает?

Обратимся к оригиналу. В подлиннике используется древнееврейский глагол «мала», что означает буквально «наполнять, заполнять». Впервые он встречается в Бытие 1:21-22. Сначала глагол «наполняйте» обращён к водным животным.

Приведём ещё два примера использования этого глагола в Торе: Бытие 21:19; 24:16. Смысл этого глагола заключается в заполнении определённого пространства: «мех воды, кувшин воды…».

Исследуемая сегодня заповедь сформулирована так: «наполняйте землю». В оригинале «умилэу эт ха арэц». Слово «земля» используется в оригинале с артиклем, т.е. речь идёт о какой-то вполне конкретной земле. Впервые в Торе, перед исследуемым сегодня отрывком, такая форма встречается в самом начале, в первом предложении: Бытие 1:1«берешит бара элохим эд ха шамаим вэ эд ха арэц»«В начале сотворил Бог небо и землю». Речь идёт именно о нашей планете.

Первая супружеская чета изначально была поселена в особом месте на этой планете — Бытие 2:8. Указывается сторона света — «восток», указывается территория — «Эдем» и конкретное место в Эдеме на востоке, которое называется «рай» или же «сад».

Заповедь, таким образом, заключалась в том, чтобы оттуда, из рая в Эдеме на востоке распространиться по территории всей земли — «эд ха арэц». Заполнить не просто сад или Эдем или восток, но всю землю.

Эта заповедь впервые прозвучала в контексте, когда не было греха, не было смерти. И, если б оные не случились, то исполнение этой заповеди изначально подразумевало ограничение. Как сосуд, который возможно наполнить до краёв, так и земля не безразмерна. Наступил бы момент, когда люди заполнили бы собою всю землю.

Существует фактор соотношения ресурсов и числа населения. Существует простой фактор свободного места на земле. Поэтому в изначальном Божьем замысле можно предположить, исходя из простого смысла этой заповеди, функция деторождения, которая и обеспечивает возможность расселения и заполнения людьми всей земли должна была в определённый момент прекратиться.

Напомним, что заповедь касается именно нашей планеты Земля. Заполнить именно эту Землю, ни какую-нибудь другую планету и тем более не всю Вселенную. А вот половые различия, семья и интимная близость должны были очевидно остаться.

Однако, наши прародители согрешили и изначальный божий план не осуществился. Бытие 4:16-17 — на первый взгляд может показаться, что Каин как-будто начал исполнять заповедь по заселению земли. Он отселяется от родителей. Однако текст говорит: «И пошёл Каин от лица Господня».

«Божье лицо» в оригинале — это «Божье присутствие». Каин уходит от Бога. Это происходит, напомним, после того, как он становится братоубийцей и убивает своего младшего брата Авеля.

«И пошёл Каин от лица Господня… И построил он город…» — первый город в истории земли построил убийца и богоотступник. В описании того, как Каин строил город, в оригинале присутствует одна интересная особенность, которую разные переводы пытаются передать по разному.

Например, Перевод Сончино: «Он тогда строил город». Перевод Фримы Гурфинкель: «И стал он строить город». Перевод Гирша: «И стал строителем города».

Это всё попытка передать форму глагола, которая соответствует в русском языке форме несовершенного вида глагола. Комментарий Сончино: «Он постоянно находился в процессе строительства города». Т.е. не то, чтобы строительство было начато и завершено. Нет, Каин занимался этим всю жизнь. Он всю жизнь строил город.

И эта деталь упоминается сразу после того, как рассказывается о рождении у Каина сына. Каин и его потомки не распространялись по земле, не заполняли её. Они жили вместе, скученно в городе. Это представляет собой нечто прямо противоположное Божьей заповеди «заполняйте землю».

Эта заповедь повторяется и после потопа — Бытие 9:1, 7. Мы находим, что Всевышний повторяет свою заповедь людям жить рассредоточено. Однако в Бытие 11:1-4 находим следующее. Последняя фраза этого отрывка «прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» нуждается в уточнении.

Послушайте, как её передают современные переводы. Перевод Давида Иосифона: «Чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли». Перевод Фримы Гурфинкель: «Чтобы нам не быть рассеянными по всей земле». Перевод РБО: «Чтобы не рассеяться по свету». Перевод Кулакова: «Это удержит нас здесь. Не будем мы по всему свету рассеяны».

Таким образом, замыслы людей являются прямой противоположностью Божьей заповеди. Они хотят остаться жить вместе. Они строят город и башню, как раз таки, чтобы не рассеяться по лицу всей земли.

Комментарий Раввина Бермана: «Но строят, возводят и желают «сделать нам имя» с единственной целью: не исполнять повеление Божье, не расселяться по лицу всей Земли. Вавилонские строители отчетливо сознавали, что делали, и специально нарушали повеление Бога».

Итак, мы вновь находим, что такое явление как город, представляет собой нечто прямо противоположное заповеди наполнить землю, распространиться, рассеяться по земле, рассредоточиться.

Посмотрим в этом контесте на состояние нашей земли сегодня. В 1800 году доля городского населения во всём населении земного шара составляла около 3%. В 1850 уже 6,4%. В 1900 году — 19,6%. С 1800 по 2000 год доля городского населения земли увеличилась почти в 18 раз до 51,2%.

Доля больших городов во всём населении мира увеличилась за 140 лет с 1860 по 2000 год с 1,7% до 25%.

В 1700 году в мире был 31 город с населением свыше 100 тысяч человек. В 1800 году, 100 лет спустя было 65 городов с таким населением. В 1850 — 114. В 1900 — 360. В 1950 — 950. В 1980 году более 2000.

Не менее примечательно развитие крупнейших городов миллионеров. Если в 1800 году был только один город с числом жителей более 1 миллиона, то в 2000 году — свыше 220.

Исследователи отмечают целый ряд негативных последствий урбанизации. Экономический словарь: «Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения — шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия — рост преступности, наркомания, проституция и т.д.»

Открывая Апостольские Писания, мы снова встречаем понятие «Вавилон». Откровение 14:8 — город Вавилон становится символом богоотступничества в истории земли. Откровение 18:1-4. А чуть ранее в Откровение 16:17-19 при описании семи язв написано следующее.

Безусловно, Книга Апокалипсис написана образным языком, но это образы и язык Торы, где город Вавилон и иные города языческие представлены как негативные явления.

Итак, третья заповедь Торы «наполняйте землю, распространяйтесь по земле» заповедует жить рассредоточено, на природе, в естественной среде обитания.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Земля: обладайте и владычествуйте (Тора сегодня #08)

08.12.2017, #08 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 1:27-28; Иисуса Навина 18:1; Бытие 9:1-2; 2:19-20; Екклесиаст 1:12-13; 2 Паралипоменон 8:10; Левит 25:43; Бытие 9:2; Псалтирь 8:4-10; Притчи 12:10; Бытие 33:13-14; Евреям 2:5-8; Римлянам 8:22)

Конcпект

В предыдущих беседах мы рассмотрели первые три заповеди данные человечеству в лице Адама и Евы: «плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю».

Сегодня мы продолжим изучение того же отрывка, где содержатся эти первые заповеди.

Бытие 1:27-28 — четвёртый по счёту глагол в повелительном наклонении в этом отрывке это: «обладайте». «обладайте»ею, то есть землёю. В оригинале используется слово «каваш», которое дословно означает «подчинять».

Например, Иисуса Навина 18:1 — перед нами ссылка на завоевание территории Ханаанских народов. Когда прозвучала заповедь «обладайте землёю» речь конечно же не могла идти о завоеваниях или военных действиях. Всевышний предписал подчинить себе природу. Речь идёт об освоении мира.

Эта заповедь повторяется сразу после потопа. Бытие 9:1-2 — эти первые три глагола повторяют изначальные повеления данные Адаму и Еве. А вот дальше в том месте, где стоит глагол «обладайте» в изначальном повелении, после потопа фраза звучит так: да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские…. «Обладайте» равно да страшатся и да трепещут.

В изначально сотворённом Богом мире не было хищников, не было угрозы для жизни человеков. А вот теперь после потопа, когда история греха на земле насчитывала уже более полутора тысяч лет, Всевышний призывает людей не бояться природы, не бояться хищников. Но продолжать осваивать и овладевать материальным миром.

Вот что пишет в качестве комментария на эту заповедь Лайман Абботт: «Секрет всей современной науки зашифрован в первой главе книги Брейшит. Вера в господство духа над материей, разума — над природой и человека — над физическим и животным миром стала одной из основных и принципиальных сил, позволивших добиться этого господства».

Таким образом этой заповедью заповедован научный исследовательский процесс. Первый человек приступил к освоению мира сразу же после своего сотворения. Как повествует Бытие 2:19-20. Это описание научного процесса. Дать имя означает определить сущность, предложить определение природы.

Приведём в качестве иллюстрации несколько примеров.

Как вам нравится слово ленивец? Оно передаёт образ жизни и повадки этого животного.

Русское слово медведь этимологически образовано из двух частей: мед, т.е. мёд и ведь, т.е. знать, ведать. Дословно ведающий мёд. Это одна из точных характеристик этого животного. Медведь знает, как найти мёд.

Интересна этимология слова лиса. Это название образовано от прилагательного лисый, т.е. жёлтый.

Названия животных на языке оригинала, на древнееврейском также отображают особенности образа жизни, устройства, внешних признаков и места обитания тех или иных животных.

В книге Екклесиаст 1:12-13 написано. Фраза сыны человеческие является переводом древнееврейского бенэй ха-Адам, дословно сыны Адама, дети Адама. Таким образом, в лице Адама, первого человека, Бог дал сынам человеческим это занятие — исследовать, испытать мудростью всё, что делается под небом. Эту заповедь Бог дал всем.

Пятый глагол в исследуемом отрывке звучит так: владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. В оригинале это глагол рада, который означает управлять, господствовать.

Например, 2 Паралипоменон 8:10 говорит. Рада переведено здесь как управлять. А в книге Левит 25:43 рада переведено как господствовать. Несколько раз в Торе этот глагол сопровождается предостережением не господствовать с жестокостью.

Вот как эта заповедь была сформулирована после потопа Бытие 9:2. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские это эквивалент повелению «обладать». А дальше написано: в ваши руки отданы они. Эта фраза является эквивалентом глаголу «владычествуйте».

Человек поставлен управителем, господином, владыкой над всем, что создал Всевышний на земле. В книге Псалтирь 8:4-10 это предназначение и статус человека описаны так. Каким же образом осуществлять это правление? В книге Притчи 12:10 написано. Это забота о животных, об окружающем мире, о флоре и фауне должна быть проявлением милосердия.

Сказано: «праведный печётся и о жизни скота своего». Фраза «печётся и о жизни скота» в оригинале звучит так: «знает душу скота». Т.е. он понимает нужды, как заботиться, что требуется тому или иному животному.

Поэтому эти две заповеди «обладать и владычествовать» тесно взаимосвязаны. Чтобы надлежащим образом управлять, чтобы правильно заботиться, необходимо знать, как это делать. Поэтому вначале идёт процесс освоения, изучения, исследования, систематизации, а далее применение этих заповедей во благо Божьему творению.

Пример подобного отношения к Божьим тварям есть в жизнеописании патриарха Иакова. Бытие 33:13-14 — праведник сопрягает скорость своего передвижения с возможностями и нуждами Божьих тварей.

Этот статус и предназначение человека отражён и в Апостольских Писаниях. Евреям 2:5-8 — автор Послания к Евреям цитирует Псалом 8 и говорит о том, что эта задача по прежнему перед человеком остаётся. Мы ещё не видим, чтобы всё было покорено человеку, но это покорение, это освоение должно осуществляться по Божьим законам и должно быть напрямую связано с заботой о Божьем творении.

К сожалению в нашем мире многие хищнически относятся к природным ресурсам, узурпируют, издеваются над Божьими тварями, нарушая таким образом эти Божьи заповеди.

Из русской классики приведём небольшую иллюстрацию.

Николай Некрасов «Уличные впечатления»:

Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
«Ну!» — погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) —
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
Лошадь только вздыхала глубоко
И глядела… (так люди глядят,
Покоряясь неправым нападкам).
Он опять: по спине, по бокам,
И, вперед забежав, по лопаткам
И по плачущим, кротким глазам!

К сожалению в нашем мире распространена жестокость в обращении с животными. Римлянам 8:22 — подобное отношение к животным является нарушением Божьей заповеди.

Итак, сегодня мы рассматриваем четвёртую и пятую заповедь Торы. Четвёртая заповедь «обладать землёй, овладевать ею» заповедует освоение природы, изучение материального мира, научную деятельность. К этому призваны все жители земли. Пятая заповедь «владычествовать, управлять землёй» заповедует заботится об окружающем мире, о флоре и фауне. Каждый из нас лично ответственен за гуманное обращение с животными, призван беречь природные ресурсы, быть добрым управителем Божьих творений.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Вам сие будет в пищу (Тора сегодня #09)

15.12.2017, #09 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 1:29-30; 2:16-17; 3:17-19; 9:3-4; Левит 11:43-47; Числа 25:1-3; Деяния 15:20-21; 1 Петра 1:14-16; 1 Коринфянам 10:15-20, 31)

Конcпект

Сегодня мы продолжим изучение заповедей данных человечеству в самом начале при сотворении земли.

Брейшит / Бытие 1:29-30: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Этот отрывок Торы открывает тему Божьих законов о пище. Мы узнаём, что изначальная диета человека была вегетарианской. Сказано: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле». Фраза «трава, сеющая семя» в переводе Гирша звучит так: «всякую дающую семена траву». Таким образом, первое, что Всевышний дал человеку в диету, это злаки, зерновые.

Далее написано: «и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя». Это соответственно фрукты и орехи.

Таким, образом изначальной диетой человека были злаки, фрукты и орехи. Интересно отметить, что используемые термины предполагают сыроедение. Нет процесса приготовления пищи с применением высокой температуры и т.д.

Для животных же была дана другая пища. «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу», говорит текст Торы. Для сухопутных и крылатых, таким образом, дана зелень травная. Современный перевод Кулакова передаёт эту фразу так: «всякое растение зелёное». Перевод РБО: «зелень растений».

Итак, с самого начала в первой заповеди, касающейся пищи, Всевышний разделил пищу, которой питаются люди, от той, которой питаются животные. Человек не дано было есть всё подряд.

Эта тема приобретает ещё большую яркость в следующей главе книги Бытие 2:16-17: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

Этот отрывок безусловно очень глубок. И к его исследованию мы планируем вернуться в последующих беседах. Сегодня же рассмотрим его лишь сквозь призму пищи. Перед нами запрет на употребление определённых продуктов.

В первой главе мы читали «всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу». Однако, Едемском саду среди деревьев рая одно было запрещено для употребления. Задумаемся о природе этого запрета. Были ли эти плоды вредными для здоровья, ядовитыми? Ни коем образом! В результате их употребления у Адама и Евы не было расстройства желудка или отравления.

Эти плоды были знаковыми. Вопрос употребления их в пищу был вопросом демонстрации верности Богу либо наоборот неповиновением, способом присяги силам зла. Невозможно переоценить значимость пищи в этом отрывке. Только представьте, что было бы, если бы Адам и Ева не вкусили запретный плод? Соответственно, не потеряли Едемский сад, не случилось бы греха со всеми его ужасными последствиями, не было бы проклятья на земле. Божьи заповеди о пище стали определяющим моментом для последующей истории земли.

Следующий отрывок Торы, говорящий о пище, находится в Бытие 3:17-19: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». 5:21

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Употребление мяса (Тора сегодня #13)

11.01.2018, #13 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:1-3; 1:29-30; 3:17-18; 7:1-3; 9:3; 1:29-30; 3:18; 6:21; Римлянам 14:1-2; Марка 4:31-32; Римлянам 14:14; Марка 7:1-8; Деяния 10:10-14; 1 Коринфянам 8:13)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Употребление мяса с кровью (Тора сегодня #14)

18.01.2018, #14 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:1-4; Левит 17:14; Второзаконие 12:23; Левит 7:26; 17:13; Второзаконие 12:24, 21; Деяния 15:19-21)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Ценность жизни и система правосудия (Тора сегодня #15)

25.01.2018, #15 из цикла «Тора сегодня»

(Бытие 9:5-6, Левит 24:21; Бытие 2-3; Левит 4:27-28; 7:8, 24; Исход 23:29; Бытие 9:5-6; Исход 21:28-31; Числа 35:16-18, 21; Второзаконие 16:18; 1:16-17; Левит 20:1-5; Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24)

Конспект
    Бытие 9:5-6 — 2 заповеди: «Запрет убийства человека» и «Наказание за убийство человека». Ценность жизни человека определяется его особым статусом: «Ибо человек создан по образу Божию».

    Комментарий Сончино: «Достоинство человека не зависит от принадлежности к тому или иному народу; оно является естественным. Изначально человек сотворён по образу Всесильного и никогда не может быть низведён до уровня неживого предмета или животного. Человек всегда остаётся личностью, обладающей определёнными правами. Оскорбление достоинства человека, лишение его принадлежащих ему прав рассматривается Торой как бунт против Творца. Исходя из этого положения, Тора определяет понятие справедливости и суда».

    Тора не содержит запрета на отнятие жизни животных в отличие от человека: Левит 24:21.

    Причины отнятия жизни животных согласно Торе: Бытие 9:2-3 — для употребления их в пищу; Левит 4:27-28 — жертвоприношение; Левит 7:8, 24 — части тела животных могут использоваться для изготовления одежды и других предметов, жир животных может использоваться для различных целей; Исход 23:29 — дозволено контролировать популяцию животных в целях защиты от них. Однако, нигде в Священном Писании не дозволено убивать животных ради забавы, напротив, человек призван заботиться о флоре и фауне.

    Бытие 9:5-6 — за кровь пролитую взыскивает Всевышний, через установленную Им систему правосудия: «Я взыщу» = «того кровь прольётся рукою человека». Бог наделил определённых людей властью наказывать тех, кто проливает кровь. Во-первых, животных — «Я взыщу… от всякого зверя» — Исход 21:28-31. Во-вторых, человека — «Я взыщу… душу человека от руки человека» — Числа 35:16-18, 21.

    Второзаконие 16:18; Второзаконие 1:16-17 — о системе правосудия; Левит 20:1-5; Комментарий Сончино — «Следует учесть, что служение Молоху включало человеческие жертвоприношения» — когда человеческая система не срабатывает надлежащим образом, в дело вступается Сам Всевышний.

    Об этом же в Апостольских Посланиях: Римлянам 13:1-4; Деяния 12:1-2, 21-24.


Мера ответственности (Тора сегодня #43)

16.08.2018, #43 из цикла «Тора сегодня»

(Исход 21:28-36, 28-29; Бытие 9:5; Исход 21:29-30, 14; Числа 35:31-34; Исход 21:31, 33-34; Второзаконие 22:18; Исход 21:35-36; Луки 12:47-48; Иакова 4:17)

Конcпект

Исход 21:28-36 — это казуальные заповеди, т.е. обусловленные конкретным случаем: «если… то…». Это означает, что многих из нас эти заповеди могут не коснуться. Тем не менее, в них заложены важнейшие нравственные принципы ответственности за причинённый ущерб.

Рассмотрим каждый случай по отдельности:

Исход 21:28-29 — в этом отрывке показана реализация принципа из книги Бытие 9:5. Животное, убившее человека предаётся смерти. если у этого животного есть хозяин, то мера его вины определяется следующим образом. Исход 21:29 — если агрессивность вола была, хозяин знал, но не стерёг вола. То именно этим фактором определялась мера ответственности хозяина. Определяющим фактором является мера знания. Это важнейший принцип Торы, принцип ответственности за знание — человек виновен тогда, когда знал и ничего по этому поводу не сделал. В данном случае был извещён и не стерёг своего вола.

В этом отрывке Тора содержит ещё одно понятие — грех бездействия. Хозяин вола должен был принять меры, но не принял их. Сам хозяин не является убийцей, но он не воспрепятствовал убийству, имея информацию, не предотвратил убийство. А потому несёт ответственность — Исход 21:30.

При сравнении двух стихов создаётся дилема: в Исход 21:29 сказано «хозяина предать смерти», а в Исход 21:30«пусть даст выкуп». Что же должно произойти с ним в действительности? Сравнение этих двух стихов представляет ещё одну яркую иллюстрацию принципа «душу за душу». Вместо отнятия жизни хозяина на него налагается требование материальной компенсации. Комментарий Тора из Циона: «На деле хозяин быка платит штраф по суду».

Сама Тора ещё раз показывает, что тезис «око за око, зуб за зуб, обожение за обожение, рану за рану, ушиб за ушиб, душу за душу… не следует понимать буквально. Это требование равного возмездия. Наказание, которое бы соответствовало тяжести совершённого преступления.

Здесь требуется уточнение одного местоимения из Исход 21:30. Синодальный Перевод: «пусть даст выкуп за душу свою». Перевод Фримы Гурфинкель: «за душу его». Перевод Гирша: «он должен дать для искупления того человека столько, сколько будет наложено на него». Т.е. хозяин вола платит не за свою душу, а за душу убитого его животным.

Однако Тора проводит чёткую грань между халатностью, которая привела к смерти и преднамеренным убийством — Исход 21:14, Числа 35:31-34. Соответственно, если человек не знал, он не виноват, если был извещён, осуществляет материальную компенсацию, если имел намерение убить ближнего, расплачивается собственной жизнью.

Исход 21:31 — этот короткий стих демонстрирует равноценность мальчиков и девочек. И заметно отличается от иных законов древности, например, Кодекса Хаммурапи.

Исход 21:33-34 — перед нами очень важный принцип — человек отвечает за последствия несоблюдения правил безопасности. Вновь у него не было злого умысла причинить урон скоту ближнего, но проявив халатность он обязан компенсировать материальный урон. В современном мире этот принцип может выглядеть следующим образом. Если человек не стерёг злую собаку, а она покусала прохожих то хозяин собаки ответственен за лечение и т.д.

Схожий закон есть во Второзаконие 22:18 — во свете этой заповеди производители некачественной продукции ответственны за последствия причинённого урона.

Исход 21:35-36 — тот же подход в плане ответственности, что и в случае, если вол забодает человека. Наказание определяется мерой знания.

Тот же подход в Апостольских Посланиях: Луки 12:47-48; Иакова 4:17.

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть #03: потоп (Бытие 6-8)

21.01.2020, #03 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 6:5, 11-12; Исход 8:24; Иеремия 13:3-7; 18:3-4; Бытие 6:11; Иов 22:15-18; Бытие 6:1-2; 5:4, 7; 6:1; 11:4-5; 4:26; 5:22, 24; 6:4; Иеремия 6:15; 39:9; Бытие 6:5, 3; 2 Петра 2:5; Бытие 6:6; Судьи 2:18; Бытие 6:13; Матфея 24:37-42)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть #04: вавилонская башня (Бытие 9-11)

09.02.2020, #04 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 11:1; Иезекииль 3:5-6; Бытие 11:2; 10:10, 6-10; 11:3; Исход 2:3; Бытие 11:4; 9:1; 11:4; 4:25; 7:11, 19; 8:2; 11:5, 7-9; 10:25; Псалтирь 54:10; Откровение 18:2-5)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Божья повесть #05: призвание Авраама (Бытие 12-14)

15.02.2020, #05 из цикла «Божья повесть»

(Бытие 11:10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 32; 12:1-2, 4; Деяния 7:4; Бытие 12:1, 4; 11:27-28; Деяния 7:2-4; Бытие 15:7; 9:26; 11:31-32; 24:10, 15, 29; 27:43; 24:31, 50-51; Иисус Навин 24:2-3; Бытие 31:19; 12:2-3; 18:18-19; 14:14; Притчи 22:6; Бытие 21:12-13; 3:15; Галатам 3:16)

Конcпект


© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Творение: Книга Бытие как основание, часть 2 (Как толковать Писание #09)

24.05.2020, #09 из цикла «Как толковать Писание»

(Иов 26:7-10; Исаия 40:21-22; Иов 22:14; 26:10; Притчи 8:27; Второзаконие 34:3; 4 Царств 21:1-3; Бытие 1:14-19, 16, 14, 16; Исаия 40:25-26; Бытие 5:1-32, 3-5; 7:6; 11:10 — 12:4; 11:32; 12:4; Галатам 3:16-17; 3 Царств 6:1; Луки 11:50-51; Иакова 3:9; 1 Петра 3:20; Иуда 1:11-14; 1 Тимофею 2:13-14.)

Конcпект

I. Земля плоская? (ВС). Творение в древней литературе (ПН).
1. Как язычники представляли устройство вселенной?
2. Прочитайте Иов. 26:7-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Есть ли у земли материальная точка опоры? (нет!)
б. Как называется закон, благодарю которому это возможно? (закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном)
в. Проверьте начало 10 ст. в иных переводах («Он начертил круг на поверхности вод» (Восстановительный))
3. Прочитайте Ис. 40:21,22 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каково значение слова «круг» в оригинале? (חוּג (хуг) – 4 раза, используется эксклюзивно для описания земли (Иов. 22:14; 26:10; Пр. 8:27)! Плоскость в ориг. описывается иным словом: כִּכָּר (кикар) – круг, равнина – см. Втор. 34:3 – «равнину»)
б. С каких пор известно о том, что земля шарообразна? (21 ст. – «от начала… из оснований земли»)
4. Дополнительный материал: проповедь «Поднимите глаза ваши» из цикла «О Библии»: https://youtu.be/Xl5HUyuYSfA

II. Бытие против язычества (ВТ).
1. Прочитайте 4Цар. 21:1-3 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Каким статусом обладали небесные тела у язычников? (3 ст. – объекты поклонения и служения)
б. Каким словом обозначается эта практика? (2 ст. – мерзость)
2. Прочитайте Быт. 1:14-19 (по очереди) и ответьте:
а. Как называются солнце и луна? (16 ст. – светило большее и меньшее; текст Библии лишает их имени, дает лишь функции)
б. Каковы функции солнца и луны? (14 ст. – быть хронометром)
в. Как появились солнце и луна? (14,16 ст. – созданы Божьим словом)
г. В чем значимость этого факта? (см. Ис. 40:25,26 – Бог ни с кем и ни с чем не сравним, так как сотворил все!)
3. В чем язычество может проявляться сегодня? (возведение творения на первое место и поклонение ему)

III. Творение и время (СР).
1. Откройте Быт. 5:1-32; 7:6 и найдите ответы на вопросы:
а. Какая формула хронологии используется в этой родословной? (возраст патриарха на момент рождения преемника + число лет до смерти = общее число лет)
б. Подсчитайте время от Адама до потопа (130 (Сиф) + 105 (Енос) + 90 (Каинан) + 70 (Малелеил) + 65 (Иаред) + 162 (Енох) + 65 (Мафусал) + 187 (Ламех) + 182 (Ной) + 600 (потоп) = 1656)
2. Откройте Быт. 11:10-12:4 и найдите ответы на вопросы:
а. Подсчитайте время от потопа до Фарры (2 (Арфаксад) + 35 (Сала) + 30 (Евер) + 34 (Фалек) + 30 (Рагав) + 32 (Серух) + 30 (Нахор) + 29 (Фарра) = 222)
б. Сколько лет было Фарре, когда у него родился Авраам? (11: 32 – умер в возрасте 205 лет, когда Аврааму было 75 (Быт. 12:1-4); Авраам родился, когда Фарре было 130 (205-75))
в. Сколько лет от потопа до переселения Авраама в Ханаан? (222+130+75=427)
3. Ск-ко лет от обетования Аврааму до Синая – Гал. 3:16,17? (430)
4. Сколько лет от Синая до строительства храма – 3Цар. 6:1? (479 (в 480-й уже строили храм); это 966 год до н.э.: «Соломон в 970-930 гг. до Р.Х. занимал престол неразделенного царства Израиля и Иуды» (Библейская энциклопедия Брокгауза))
5. Какой сейчас год от сотворения человека? (2020+966+479+ 430+427+1656=5978; традиционный еврейский календарь: 5780 (отстает от библейского на около 200 лет))

IV. Творение в Писании (ЧТ).
1. Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопрос: как Иисус и апостолы воспринимали начальные главы кн. Бытие?
а. Лк. 11:50,51 (Иисус считал, что убийство Авеля и дальнейшая история Библии – это реальные события)
б. Иак. 3:9 (Иаков верил, что человек создан по подобию Божию)
в. 1Петр. 3:20 (Петр верил в историю потопа во дни Ноя)
г. Иуд. 11,14 (Иуда верил в историчность Авеля и Еноха)
д. 1Тим. 2:13,14 (Павел принимал историю сотворения Адама и Евы, а также грехопадения, в качестве буквальных событий)
2. Насколько принципиально верить так, как Иисус и апостолы?

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Библия и расизм (2020)

13.06.2020

(Бытие 1:26-28; 3:20; Деяния 17:26; Бытие 10:6-8, 10; Иеремия 13:23; Бытие 10:7-8; Амос 9:7; Псалтирь 67:32; Числа 12:1, 9-10; Иеремия 38:4-13; 39:15-18; Деяния 13:1-3; Бытие 9:24-27; Откровение 14:6; 7:9-10.)

Конcпект

© Виталий Олийник, Центр изучения Торы «Дом молитвы для всех народов»


Комментарии к недельной главе Торы «Ноах» Алекса Бленда

Книга Бытие. Часть 2. Ноах (Тора 2015)

09.02.2015, #02 из цикла «Недельное чтение Торы»

()

Конcпект

© Алекс Бленд


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа Торы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: